Рабочая программа Методика обучения предмету Физическая культура

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы Спортивно-педагогический колледж

Департамента физической культуры и спорта города Москвы







РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

Профессионального модуля Преподавание физической культуры

по основным общеобразовательным программам» (углубленная подготовка)


Код, специальность - 050141 Физическая культура

Курс - 2-4

Квалификация - учитель физической культуры

Форма обучения - очная













Москва, 2014


Одобрена

Кафедра теории и методики физической культуры и спорта

Протокол № 1

от «01» сентября 2014 г


Разработана на основе Федерального государственного стандарта по специальности 49.02.01 Физическая культура

Заведующий кафедрой

__________ / /

подпись Ф.И.О.

Заместитель директора по учебной работе

_____________ /Прокопович Т.Г./

подпись Ф.И.О.

Составитель (автор): Трофимов С.А, педагог

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОУ

Рецензент: _________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ОУ









СОДЕРЖАНИЕ




1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.


4

2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

8

3. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

12

4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля

13


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

профессионального модуля


Преподавание физической культуры

по основным общеобразовательным программам» (углубленная подготовка)


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее -программа) - является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 050141 Физическая культура (углубленной подготовки)

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области физической культуры и спорта.

1.2. Место профессионального модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы: данный профессиональный модуль входит в профессиональный цикл ОПОП СПО.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины должен владеть следующими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

ПК 2. Проводить учебные занятия по физической культуре.

ПК 3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс

и результаты учения.

ПК 4. Анализировать учебные занятия.

ПК 5. Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической культуре.

1.4. Использование часов вариативной части ОПОП

№ п/п

Дополнительные знания, умения

№, наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую программу


1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 322 часа в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 215 час

самостоятельной работы обучающегося - 107 часов

2. Структура и содержание профессионального модуля

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

322

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

215

в том числе:


практические занятия

118

контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

107

в том числе:


реферат, домашняя работа


Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

МДК 02. 01. Методика обучения предмету «Физическая культура»


322




Раздел 1. Методика обучения предмету «Физическая культура»

322


Тема 1.1.

Цель, задачи, содержание, формы, подходы и методы организации учебного процесса

Содержание учебного материала

Цели и задачи предмета «Физическая культура». Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования.

Содержание предмета «Физическая культура» в педагогической системе ФГОС по предмету «Физическая культура» - понятие «образовательный стандарт»; Федеральный компонент ФГОСа; Вариативный компонент ФГОСа;

Дидактические процессы в предмете «Физическая культура»

Особенности дидактических процессов: преподавание, учение. Субъекты дидактического взаимодействия: функции педагога; функции учащихся. Этапы дидактических процессов.

12

1

Практические занятия

1.Изучение документов, регламентирующих содержание образования по предмету «Физическая культура».

2.Структура содержания образования по предмету «Физическая культура»

3.Подходы в физическом воспитании школьников: комплексный подход; личностно-ориентированный подход; деятельностный подход; оптимизация физического воспитания; дифференциация физического воспитания;

29

2


Самостоятельная работа обучающихся

1.Функциональная единица, или «шаг», дидактических процессов в предмете «Физическая культура»

2. Интенсификация и ритмизация физического воспитания.

20

3

Тема 1.2.

Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура». Способы построения уроков физической культуры. Виды деятельности

Содержание учебного материала

Урок как форма организации дидактических процессов. Урок в процессе обучения физической культуре

Виды деятельности педагога и учащихся

16

1


Практические занятия

1.Способы построения уроков физической культуры

2.Отбор оптимального содержания и методов учебно-воспитательного процесса на уроке физической культуры

3.Формы организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры. Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры.

23

2



Самостоятельная работа обучающихся

1.Технология и методика реализации педагогической системы предмета «Физическая культура

2. Составление плана-конспекта урока физической культуры для различных возрастных групп

20

3

Тема 1.3.

Способы оценивания результатов обучения

Содержание учебного материала

Оценочно-аналитическая информация в учебно-воспитательном процессе.

Место, функции и сущность оценочно-аналитического компонента технологии учебно-воспитательного процесса.

Педагогический контроль в учебно-воспитательном процессе на уроках физической культуры.

Контроль в технологии учебно-воспитательного процесса. Цель контроля.

20


1

Практические занятия

1.Оценка и отметка в технологии учебно-воспитательного процесса. Критерии отметок. Виды учета успеваемости учащихся на уроках физической культуры

2 Место педагогического контроля в технологии учебно-воспитательного процесса. Требования

24

2


Самостоятельная работа обучающихся

Факторы оптимальности содержания образования, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса

20

3

Тема 1.4.

Технология и методика реализации педагогической

системы предмета «Физическая культура»

Содержание учебного материала

.Основные понятия педагогических технологий. Сущность педагогической технологии. Классификация педагогических технологий. Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе.

Особенности имитационных технологий обучения. Факторы, влияющие на обоснование выбора педагогических технологий.

19

1


Практические занятия

1.Методика урока физической культуры в школе

2.Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе

3.Инновационные технологии в системе физкультурно-спортивного образования.

20

2



Самостоятельная работа обучающихся

1.Анализ урока физической культуры в школе

2. практическое применение инновационных технологий в общеобразовательной школе

20

3

Тема 1.5.

Специфика физического воспитания и особенности преподавания предмета "Физическая культура" в образовательных учреждениях.

Современные основы преподавания физической культуры и организация спортивно-оздоровительной работы

Программирование в технологии учебно-воспитательного

процесса по физической культуре

Содержание учебного материала

Специфика физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Особенности обучения физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях.

Специфика физического воспитания в общеобразовательной школе. Особенности обучения физической культуре в школе.

Специфика физического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ). Особенности обучения физической культуре в учреждениях дополнительного образования детей (ДЮСШ). Планирование учебно-тренировочного в ДЮСШ

Виды, формы и методы программирования учебно-воспитательного процесса

Структура и формы спортивно-оздоровительного направления физического воспитания детей по месту жительства. Методика спортивно-оздоровительного направления физического воспитания детей по месту жительства.

30

2


Практические занятия

1.Программы физического воспитания для дошкольных образовательных учреждений. Планирование педагогического процесса

Сущность и содержание программирования учебно-воспитательного процесса

2.Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном уровнях. Предпрофильная подготовка. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем (СМГ). Система внеклассной работы по физической культуре в школе.

22

2


Самостоятельная работа обучающихся

1.Программирование в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре

2.Современные основы преподавания физической культуры и организация спортивно-оздоровительной работы

27

3

Всего:

322



3. условия реализации программы профессионального модуля

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы ПМ требует наличия учебного кабинета, оборудованногой для проведения лекционных и семинарских занятий.

Оборудование кабинета и рабочих мест кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • компьютеры по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • мультимедийный проектор,

  • экран.

Технические средства обучения:

  • компьютеры, оснащенные программными пакетами Excel for Windows, Word for Windows, PowerPoint, Photoshop;

  • мультимедийные материалы;

  • доступ к библиотечным и сетевым источникам информации;

  • цифровые фотоаппараты и видеокамеры; наглядные пособия (таблицы, рисунки, схемы, слайды);

  • измерительное оборудование для проведения простейших измерений и исследований: рулетки, секундомеры, шагомеры, динамомерты, спирографы и пр.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Железняк Ю.Д., Минбулатов В. М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» Учебное пособие - Москва: Издательский центр «Академия».-2004 г.-270с.

  2. Программное и организационно-методическое обеспечение физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования [Текст] / Под ред. И.П. Залетаева, А. П. Зотова, М. В. Анисимовой, О. М. Плахова - Москва: Издательство Физкультура и Спорт. - 2006. - 160с.

  3. Теория и методика физической культуры [Текст] / Учебник под ред. Ю. Ф. Курамшина. - 2-е изд. - Москва: Издательство Советский спор. - 2004. - 464с.

  4. Теория и методика физического воспитания. Том 2. Методика физического воспитания различных групп населения [Текст] / Под ред. Т. Ю. Круцевич - Киев: Издательство Олимпийская литература. - 2003. - 391с.

  5. Филиппов С. С., Жгутова В.В. Муниципальная система физической культуры школьников: организационно-педагогические условия формирования [Текст] / Монография. С. С. Филиппов, В. В. Жгутова - Москва: Издательство Советский спорт. - 2004. - 184с.

Дополнительные источники:

  1. Вайнбаум Я.С., Коваль В. И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст] / Я. С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т. А. Родионова - Москва: Издательство Академия. - 2002. - 240с.

  2. Видякин М. В. Внеклассные мероприятия по физической культуре в средней школе [Текст] / М. В. Видякин - Волгоград: Издательство Учитель. - 2004. - 154с.

  3. Дмитриев В.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Инновационная программа физического воспитания учащихся [Текст] / В. С. Дмитриев, В. И. Коваль, Т. А. Родионова - Москва: Издательство МГОУ. - 2004. - 88с.

  4. Комков А. Г., Антипова Е. В. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема [Текст] / А. Г. Комков, Е. В. Антипова // Теория и практика физической культуры. - 2003. № 3. - С. 5 - 8.

  5. Круцевич Т. Ю., Петровский В. А. Физическое воспитание как социальное явление [Текст] / Т. Ю. Круцевич, В. А. Петровский // Наука в олимпийском спорте. - 2001. - № 3. - С. 3 - 15.

  6. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б. Х. Ланда - Москва: Издательство Советский спорт. - 2005. - 192с.

  7. Лебедева Н. Т., Лосицкий Е. А. Физическая культура - основа формирования здоровья учащихся [Текст] / Н. Т. Лебедева, Е. А. Лосицкий //Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2004. № 4. - С. 9 - 14.

  8. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. Учебник для институтов физической культуры. - Москва: Издательство Физкультура и спорт. - 1991. - 593с.

  9. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки [Текст] / Л. П. Матвеев - Москва: Издательство Физкультура и спорт. - 1997. - 280с.

  10. Менхин Ю. В. Физическое воспитание как система психофизического совершенствования [Текст] / Ю. В. Менхин // Материалы совместной научно-практической конференции РГАФК, МГАФК и ВНИИФК - Москва: Издательство РГАФК. - 2001. - С. 73 - 75.

  11. Рахманов Р. С., Нестеренко А. В. О роли двигательно-активной формы обучения в формировании образа жизни, сохранении и укреплении здоровья школьников [Текст] / Р. С. Рахманов, А. В. Нестеренко// Гигиена и Санитария. - 2005. № 2.- С. 43 - 45.

  12. Семёнов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты [Текст] / Л. А. Семёнов. Учебно-методическое пособие. - Москва: Издательство Советский спорт. - 2005. - 142с.

  13. Харитонов В. И., Ким В. В., Ненашева А. В. Совершенствование физического воспитания как ценности здорового образа жизни и здоровья учащихся [Текст] / В. И. Харитонов, В. В. Ким, А. В. Ненашева // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 1. - С. 19 -23.

  14. Холодов Ж. К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Москва: Издательство Академия. - 2004. - 480с.

  15. Черенкова С. Л., Физическая культура: самостоятельные занятия [Текст] / С.Л. Черенкова - Брянск: БГТУ. - 2004. - 205 с.

  16. Якимович В. С., А. А. Кондрашов Цель физкультурного воспитания - человек культуры [Текст] / В.С. Якимович, А.А. Кондрашов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 2 С. 35 - 42

. Электронные ресурсы и программное обеспечение

  1. Образовательные ресурсы Интернет-репозитория, в т. ч. КОПР, обзорные лекции, тестовые базы.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


  1. Федеральная ЭБС "Единое окно доступа к образовательным ресурсам": window.edu.ru

  2. Электронные каталоги АИБС МАРК-SQL: vzfei.ru/rus/library/elect_lib.htm

  3. rags.ru - Библиотека Российской Академии Государственной Службы при президенте РФ.

  4. gumfak.ru - Электронная гуманитарная библиотека.

  5. nbmgu.ru/search - Научная библиотека Московского Государственного Университета им. М. В.Ломоносова.

  6. psyedu.ru - Электронный журнал «Психологическая наука и образование»

  7. inion.ru - Российская Академия Наук. Институт научной информации по общественным наукам.


  1. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля оценки результатов обучения

умения:

  • применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

  • использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знания:

  • взаимосвязь общения и деятельности;

  • цели, функции, виды и уровни общения;

  • роли и ролевые ожидания в общении;

  • виды социальных взаимодействий;

  • механизмы взаимопонимания в общении;

  • техники и приемы общения, правила

  • слушания, ведения беседы, убеждения;

  • этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

ПК 1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия

ПК 2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия

ПК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ПК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ПК 5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия

ПК 6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм

ОК 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения (отчетов) практических работ.

- экспертная оценка выполнения практических заданий

- экспертная оценка решения ситуационных задач;

- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях

- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях



- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях

- наблюдение и экспертная оценка на практических занятиях.


экспертная оценка по результатам наблюдения на практических занятиях



© 2010-2022