- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Рабочая программа по физической культуре 9 класс
Раздел | Физкультура |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бородина О.Л. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Планирование 9 класс
Пояснительная записка
Программа по физической культуре соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Составлена на основе «Примерных программ общего образования по физической культуре» , авторской программы «Комплексная программа физического воспитания обучающихся 1 - 11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011 г)
Изучение физической культуры в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,
-
целостном развитии физических и психических качеств,
-
творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели настоящая программа для обучающихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности, процессов и свойств личности.
В результате изучения предмета «Физическая культура» выпускник основной школы должен:
знать/понимать
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
- способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь
- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
- выполнять гимнастические, акробатические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия в спортивных играх;
- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, комплексы адаптивной физической культуры с учетом индивидуальной физической подготовленности и медицинских показаний;
- осуществлять наблюдение за своим физическим развитием и физической подготовленностью, за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
- осуществлять судейство школьных соревнований по одному из программных видов спорта;
демонстрировать
Физические качества
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Быстрота
Бег 60 м с низкого старта, с
9,2
10,2
Прыжки через скакалку в максимальном темпе, с
20
10
Сила
Подтягивание из виса, кол-во раз
8
-
Прыжок в длину с места, см
180
165
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз
-
24
Выносливость (выбирается любое из упражнений)
Кроссовый бег на 2 км, мин
14.30
17.20
Бег на 2000 м, мин
10.30
-
Бег на 1000 м, мин
-
5.40
Координация движений
Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз
5
3
Челночный бег 3 × 10 м, с
8,2
8,8
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Учебно - тематический план
№
п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Всего
Контроль
Практические
работы
1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
-
-
2
Легкая атлетика
30
10
-
3
Спортивные игры ((волейбол)
12
4
4
Лыжная подготовка
21
4
5
Гимнастика с элементами акробатики
21
4
6
Элемнты единоборств
3
-
7
Спортивные игры (баскетбол)
18
2
Всего:
102
24
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ 9 КЛАССА
Кол - во часов
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
1
Основы знаний
В процессе уроков
2
Легкая атлетика
30
15
15
3
Спортивные игры (волейбол)
12
12
4
Гимнастика с элементами акробатики
21
18
5
Лыжная подготовка
21
21
6
Спортивные игры (баскетбол)
18
9
9
7
Элементы единоборств
3
Всего часов
102
27
21
30
24
Содержание предмета физическая культура включает следующие разделы:
-
«Знания о физической культуре»;
-
«Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент);
-
«Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры», «Физическая культура и спорт в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». В этих темах приводятся сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и способах укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
В разделе «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» представлены задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя такие темы, как «Организация и проведение занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Наиболее представительным по объему учебного содержания является раздел «Физическое совершенствование», который ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя следующие темы: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» и «Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью».
IX КЛАСС
Знания о физической культуре
Физическая культура и спорт в современном обществе. Туристические походы как форма активного отдыха, укрепления здоровья и восстановления организма, виды и разновидности туристических походов. Пешие туристические походы, их организация и проведение, требования к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).
Базовые понятия физической культуры. Здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании. Вредные привычки и их пагубное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье человека, роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек. Прикладно ориентированная физическая подготовка как система тренировочных занятий для освоения профессиональной деятельности, всестороннего и гармоничного физического совершенствования.
Физическая культура человека. Правила организации и планирования режима дня с учетом дневной и недельной динамики работоспособности. Правила планирования активного отдыха и его основных форм с учетом особенностей учебной (трудовой) деятельности, индивидуального образа жизни. Правила и гигиенические требования к проведению банных процедур. Правила оказания доврачебной помощи во время занятий физической культурой и в условиях активного отдыха.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Подготовка к проведению летних пеших туристических походов (выбор маршрута, снаряжения, одежды и обуви, укладка рюкзака).
Соблюдение правил движения по маршруту. Оборудование мест стоянки (установка палатки, разведение костра, размещение туалета, оборудование спортивной площадки и т. п.). Соблюдение требований безопасности и оказания доврачебной помощи (при укусах, отравлениях, царапинах, ссадинах и потертостях, ушибах и других травмах).
Последовательное выполнение всех частей занятий прикладно ориентированной подготовкой (согласно плану индивидуальных занятий). Наблюдение за режимами нагрузки (по частоте сердечных сокращений) и показателями (внешними и внутренними) самочувствия во время занятий.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; еженедельное обновление комплексов утренней зарядки и физкультминуток, содержания домашних занятий, результатов тестирования функционального состояния организма (с помощью «одномоментной пробы Летунова»).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки; утренней зарядки, физкультминуток; дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз; для регулирования массы тела и коррекции фигуры с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Индивидуальные комплексы адаптивной физической культуры (подбираемые в соответствии с медицинскими показаниями учащихся).
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики (18 ч). Акробатическая комбинация (юноши): из основной стойки кувырок вперед в стойку на лопатках, упор присев, встать, из основной стойки прыжком упор присев, кувырок назад в упор ноги врозь.
Упражнения на гимнастическом бревне (девушки): танцевальные шаги (полька), ходьба со взмахами ног и поворотами; соскок из упора стоя на колене в стойку боком к бревну. Гимнастическая комбинация, составленная из разученных упражнений и с учетом индивидуальной физической и технической подготовленности.
Упражнения общей физической подготовки.
Элементы единоборств (3 ч.) Стойки и передвижения в стойке. Освобождение от захватов. Захваты рук и туловища.
Легкая атлетика (30 ч). Совершенствование техники ранее разученных упражнений в прыжках, беге и метании. Бег на дистанции: 60 м с низкого старта (на результат), 1000 м - девушки и 2000 м - юноши (на результат). Кроссовый бег: юноши - 3 км, девушки - 2 км.
Прикладные упражнения: преодоление полосы препятствий с использованием бега, ходьбы, прыжков; передвижения на руках в висе, лазанья и перелезания.
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры
Баскетбол (18 ч). Ведение мяча и передачи мяча двумя руками от груди. Броски одной и двумя руками с места и в движении. Штрафной бросок. Позиционное нападение. Двойной шаг. Игра в баскетбол по правилам.
Волейбол (12 ч). Передачи мяча сверху двумя руками. Передачи мяча во встречных колоннах. Верхняя прямая подача. Нападающий удар. Прием мяча после поджачи. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки.
Календарно - тематическое планирование
№ п\п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечание
Легкая атлетика
15
1
Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики. Низкий старт. Бег в медленном темпе до 3 мин.
1
2
Стартовый разгон. Бег 60 м.
1
3
Низкий старт. Прыжок в длину с разбега. Бег 60 м.
1
4
Низкий старт. Прыжок в длину с разбега. Бег 60 м. Беговые и прыжковые упражнения.
1
Контроль техники.
5
Прыжок в дину с разбега. Метание мяча с разбега.
1
6
Бег 60 м на результат. Прыжок в длину с разбега. Метание мяча с разбега.
1
Контроль
м 8,4; 9,2;10,0
д 9,4; 10,0; 10,5
7
Прыжок в длину с разбега. Метание малого мяча.
1
8
Прыжок в длину с разбега на результат. Метание малого мяча. Беговые и прыжковые упражнения.
1
Контроль
м 430; 380; 330
д 370; 330; 290
9
Метание малого мяча. Беговые и прыжковые упражнения. Прыжки в высоту.
1
10
Метание малого мяча. Прыжок в высоту.
1
Контроль
М: 45-40-31
Д: 28-23-18
11
Прыжок в высоту. Преодоление препятствий.
1
12
Прыжок в высоту. Бег на средние дистанции.
1
Контроль м: 130- 120- 110
Д:115-110- 100
13
Прыжок в длину с места. Преодоление препятствий.
1
14
Преодоление препятствий. Бег в медленном темпе.
1
15
Преодоление препятствий. Контрольное упражнение бег 2000 м.
1
Контроль
м 9,20;10,00;11,00 д 10,20;12,00; 13,00
Спортивные игры (волейбол) - 12 часов.
16 (1)
Техника безопасности на уроках спортивных игр. Передача мяча сверху. Нижняя прямая подача.
1
17 (2)
Передача мяча сверху двумя руками.
1
18 (3)
Передача мяча во встречных колоннах. Передача двумя руками снизу.
1
Контроль техники
19 (4)
Верхняя прямая подача мяча. Передача двумя руками снизу.
1
20(5)
Верхняя прямая подача и прием мяча. Передача мяча во встречных колоннах.
1
21 (6)
Нападающий удар. Передача мяча над собой сверху, нижняя подача.
1
22(7)
Нападающий удар. Верхняя прямая подача и прием мяча в тройках..
1
23 (8)
Нападающий удар. Верхняя прямая подача.
1
24(9)
Нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
1
Контроль техники
25(10)
Розыгрыш мяча в три передачи.
1
Контроль техники
26 (11)
Прием мяча после подачи. Передача мяча в четверках.
1
27 (12)
Передача мяча в четверках.
1
Контроль техники
Гимнастика с элементами акробатики - 21 час
28 (1)
Техника безопасности на занятиях гимнастикой. Строевые упражнения.
1
29 (2)
Кувырки вперед и назад. Стойка на лопатках.
1
30 (3)
Кувырки вперед и назад.
1
31(4)
Кувырок назад в стойку ноги врозь, длинный кувырок.
1
32(5)
Длинный кувырок ; два кувырка вперед слитно .
1
33(6)
Стойка на голове и руках ;
1
34(7)
Мост и поворот в упор стоя на одном колене
1
35(8)
Лазанье по канату в три приема.
1
36(9)
Лазанье по канату в три приема. Акробатические упражнения.
1
37(10)
Опорный прыжок: согнув ноги (м); прыжок боком с поворотом на 90о (Д).
1
38 (11)
Опорный прыжок. Акробатическая комбинация.
1
39(12)
Опорный прыжок.
1
Контроль техники
40(13)
Закрепление изученных элементов на снарядах. Лазание по канату.
1
41(14)
Гимнастическая полоса препятствий. Опорный прыжок. Подтягивание, поднимание туловища.
1
42(15)
Лазание по канату изученным способом. Гимнастическая полоса препятствий.
1
43(16)
Висы и упоры.
1
Контроль техники
44(17)
Соединение из 3-4 элементов.
1
Контроль техники
45(18)
Подтягивание, поднимание туловища. Полоса препятствий, строевые упражнения.
1
Контроль техники
Элементы единоборств - 3 ч.
46(19)
Упражнения в равновесии (д); Стойки и передвижение в стойке (м)
1
47(20)
Упражнения в равновесии (д); освобождение от захватов (м)
1
48(21)
Захваты рук и туловища (м), акробатические упражнения (д).
1
Контроль техники
Лыжная подготовка - 21 час.
49(1)
Скользящий шаг. Инструктаж по технике безопасности на занятиях лыжной подготовкой.
1
50(2)
Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход.
1
51(3)
Попеременный двухшажный ход.
1
52(4)
Коньковый ход. Попеременный двухшажный ход.
1
53(5)
Коньковый ход.
1
54(6)
Одновременный бесшажный ход.
1
55(7)
Подъем на склон «полуелочкой», спуск со склона.
1
56(8)
Чередование различных лыжных ходов.
1
57(9)
Преодоление естественных препятствий.
1
58(10)
Торможение «плугом».
1
59(11)
Торможение и поворот «упором»
1
60(12)
Одновременный бесшажный ход (контроль). Спуски со склона.
1
Контроль техники
61(13)
Преодоление небольших трамплинов.
1
62(14)
Подъем на склон и спуски со склона.
1
63(15)
Попеременный двухшажный ход (контроль).
1
Контроль техники
64(16)
Бег на лыжах до 2,5 км с применением разученных ходов.
1
65(17)
Спуск со склона в высокой стойке, подъем «полуелочкой».
1
66(18)
Подъем «полуелочкой», торможение при спуске «плугом» (оценка техники).
1
Контроль техники
67(19)
Бег на лыжах 2 км с применением разученных ходов. Повороты переступанием.
1
68(20)
Прохождение дистанции 3 км на результат.
1
Контроль
М 6,30; 7,00; 7,40
Д 7,00;7,30;8,01
69(21)
Спуски с горы с торможением, подъем «полуелочкой».
1
Спортивные игры (баскетбол) - 18 часов.
70(1)
Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника.
71(2)
Ведение мяча и передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении.
72(3)
Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника.
73(4)
Броски одной и двумя руками с места и в движении.
74(5)
Броски одной и двумя руками с места и в движении с пассивным сопротивлением защитника.
75(6)
Штрафной бросок.
76(7)
Штрафной бросок. Ловля, передача, броски.
Контроль техники
77(8)
Ловля, передача, броски.
78(9)
Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4 на одну корзину.
79(10)
Бросок мяча одной и двумя руками в прыжке.
80(11)
Бросок мяча одной и двумя руками в прыжке. Двойной шаг.
81(12)
Двойной шаг.
82(13)
Комбинация из освоенных элементов: ведение, двойной шаг, бросок.
83(14)
Броски мяча в баскетбольную корзину.
84(15)
Броски мяча в баскетбольную корзину. Учебная игра.
Контроль техники
85(16)
Совершенствование элементов баскетбола в учебной игре.
86(17)
Вырывание и выбивание мяча.
87(18)
Учебная игра.
Легкая атлетика - 15 ч.
88(1)
Бег по пересечённой местности. Инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики.
89(2)
Бег по пересечённой местности, преодоление препятствий.
90(3)
Преодоление препятствий.
91(4)
Прыжки в высоту с разбега.
92(5)
Прыжки в высоту с разбега. Метание в горизонтальную цель.
93(6)
Прыжки в высоту с разбега (контроль).
Контроль (м)
М: 1,30 - 1,20 - 1,10
Д: 1,15 - 1,10 - 1,00
94(7)
Спринтерский бег.
95(8)
Бег 60 м, 100м.
96(9)
Прыжок в длину с разбега.
97(10)
Прыжок в длину с разбега. Метание мяча на дальность с 4-5 шагов.
98(11)
Метание мяча на дальность с 4-5 шагов.
99(12)
Бег - 60м.
Контроль (с)
М: 8,4 - 9,2 - 10,0
Д: 94 - 10,0 - 10,5
100(13)
Метание мяча на дальность с 4-5 шагов разбега. Линейные эстафеты.
Контроль (м)
М: 45 - 40 - 31
д: 28 - 23 - 18
101(14)
Беговые и прыжковые упражнения. Старт из различных исходных положений.
102(15)
Бег 2000 м (ю); 1500м (д).
Контроль (мин)
М: 9,20-10,00 -11,00 д:10,20-12,00-13,00
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Тематический план ориентирован на использование следующих учебных пособий и материалов:
-
Пособие для обучающихся:
- Лях В.И., Зданевич Физическая культура: учебник для учащихся 8-9 классы. - М.: Просвещение, 2010г.;
-
Пособие для учителя:
- Журнал «Физическая культура в школе».
- Кузнецов В.С., Колодницкий, Г.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. -., 2009.
- Лёгкая атлетика в школе /под ред. Г.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкого. - М., 2008.
- Макаров А.Н. Лёгкая атлетика. - М., 1990.
- Настольная книга учителя физической культуры /под ред. Л.Б.Кофмана. - М., 2009.
- Практикум по лёгкой атлетике /под ред. И.В.Лазарева, В.С. Кузнецова, Г.А.Орлова. - М., 2009
- Спортивные игры на уроках физкультуры /ред. О.Листов. - М.,2011.
- Спорт в школе /под ред.. И.П.Космина, А.П. Паршикова, Ю.П.Пузыря. - М., 2009.
- Урок в современной школе /ред. Г.А Баландин, Н.Н. Назаров, Т.Н.Казаков. - М., 2008.
- Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры /под ред. Э.Найминова. - М., 2010.
12