• Преподавателю
  • Физкультура
  • Развитие массовой физической культуры и спорта является одной из важнейших государственных задач по оздоровлению нации и воспитанию подрастающего поколения. Спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и залого

Развитие массовой физической культуры и спорта является одной из важнейших государственных задач по оздоровлению нации и воспитанию подрастающего поколения. Спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и залого

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Спортивный класс - условие формирования культуры здоровья учащихся»

Синичкина Т.К. учитель физической культуры МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа № 2» Инсарского муниципального района

Культура здоровья - неотъемлемая часть общей культуры человечества. Современные дети ведут малоподвижный, инвалидизирующий образ жизни. Движение подменяют многочасовым сидением у телевизора, компьютера. Так, по данным большинства исследователей,70% детей страдают от последствий гиподинамии, 30-40% - имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ, у 43% обнаружена близорукость, у 24% - повышение артериального давления и т.д..

В то же время на развитие организма негативно влияют и чрезмерные физические нагрузки, особенно у ослабленных детей, что приводит к перенапряжению всех систем организма, понижению сопротивляемости инфекциям. Ребенок попадает в замкнутый круг: он не развивается гармонично физически, не накапливает собственное здоровье, часто подвергается насмешкам со стороны сверстников, что понижает его самооценку.

Усугубляет страдания ребенка негативное отношение родителей к отсутствию у него спортивных достижений, особенно на фоне нереализованных собственных родительских амбиций или неоправданных ожиданий от своего ребенка. Помочь такому школьнику обязаны прежде всего учителя физкультуры, родители, психологи, классный руководитель. Их задача - научить ребенка помогать самому себе, найти ту социально - психологическую нишу, в которой он чувствовал бы себя комфортно и гармонично. Движение - это жизнь. Еще в XVIII в. известный французский врач Тиссо писал: "Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения".

Развитие массовой физической культуры и спорта является одной из важнейших государственных задач по оздоровлению нации и воспитанию подрастающего поколения. Спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и залогом успешной социализации. При правильной организации спортивной деятельности она может стать серьезным и действенным средством формирования социальной активности и здорового образа жизни.

Одним из приоритетных направлений образовательной стратегии развития Муниципального общеобразовательного учреждения «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2» является обеспечение и сохранение здоровья, создания условий для активного занятия физической культурой и спортом. С этой целью в школе создана достаточная материально-техническая база для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся: спортивный зал, спортивная площадка, мини-стадион, игровая площадка, тренажерный зал, медицинский кабинет. Школа расположена в одном секторе с ДЮСШ и парковой зоной, что позволяет осуществлять серьёзный подход к сохранению и укреплению здоровья учащихся в процессе обучения и во внеурочное время.

Вся массовая спортивно-физкультурная деятельность школьников осуществляется непосредственно в школе, а предмет «Физическая культура» является одним из самых востребованных в процессе воспитания физически здоровой и гармонично развитой личности, с высоким уровнем физической культуры.

В образовательном учреждении созданы благоприятные условия для обучения и повышения физической культуры детей на уровне технологий, подходов к организации образовательного процесса, направленных на саморазвитие и формирование здорового образа жизни, накопление и сохранение здоровья посредством таких компонентов:

· образовательного процесса, который обеспечивает индивидуальный подход к особенностям каждого ученика путем дифференциации учебных нормативов в соответствии с уровнем его развития;

· введения в учебный план дополнительного урока физкультуры;

·формирования мотивации физического самосовершенствования, накопления собственного здоровья через систему внешкольных и внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту, пропаганду спортивных достижений учащихся школы, культивирование совершенствования физического развития;

· получения удовольствия и удовлетворения от процесса ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом.

В школе сложились богатые спортивные традиции:

- ежегодные осенние и весенние Дни Здоровья, целью которых является популяризация ЗОЖ, организация активного здорового отдыха, основанного на традиционных спортивных играх - состязаниях;

- спортивно-массовые мероприятия, туристические выходы детей, организованные совместно с родителями; соревнования команд: «Папа, мама, я - дружная семья»;

- организация плановой внеклассной работы по физической культуре через работу спортивных секций («волейбол», «баскетбол», «лыжи», «теннис», «туризм»), развитие военно-спортивного направления через деятельность детского объединения «Школьная галактика»;

- участие в военно-патриотических мероприятиях;

- ежегодное участие в районных соревнованиях среди допризывной молодежи.

На протяжении многих лет учащихся школы лидируют в районных, зональных соревнованиях школьников, являются участниками и призёрами республиканских состязаний. Выпускники школы - члены сборных команд Республики Мордовия и страны: мастера спорта РФ Кирдяпкин Сергей, Потёмин Владимир, Бакулин Сергей, Ерохин Игорь, Тришкина Анастасия, Уткина Юля, Несмеянова Мария, Ломакин Евгений, Ломакин Александр, Азыркина Алёна, Несмеянова Наталья, братья Морозкины и многие другие.

Определенный опыт организации физкультурно-массовой деятельности среди детского и взрослого населения, инновационный опыт позволили школе дважды в 2006, 2008 годах выиграть Грант Президента РФ «Лучшие школы».

В январе 2007 года на базе школы был открыт муниципальный экспериментальный спортивный класс. Работа спортивного класса стала осуществляться в рамках муниципального эксперимента. В состав спортивного класса вошла сборная группа учащихся 4,5,6 классов. Сегодня 12 учащихся занимаются легкой атлетикой, тренер-преподаватель Н.И. Баймаковская, 13 учащихся - лыжными гонками, тренер ДЮСШ г.Инсар - С.В. Митрошин, воспитатель - Т.К. Синичкина.

Режим дня учащихся: 8-00 зарядка, 9-00 урок, 9-45 завтрак, 13-00 обед, самоподготовка, 15-00 занятия по спортивной направленности до 17-00. Финансирование осуществляется по следующим направлениям: расходы на питание, участие в выездных соревнованиях, оплата тренерско-преподавательского состава и приобретение спортивного оборудования и инвентаря. Средства для работы спортивного класса выделяются администрацией муниципального образования г.Инсар.

В процессе деятельности спортивного класса реализуются следующие педагогические условия:

- создана научно обоснованная стратегия развития спортивной культуры личности учащегося спортивного класса;

- разработан и реализован комплекс учебно-воспитательных занятий, нацеленный на личные спортивные достижения, на нравственно-волевую самоорганизацию деятельности и саморегуляцию поведения учащихся-спортсменов, формирование спортивных компетенций;

- обеспечено взаимодействие педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров, обеспечивающих интегрированный подход к решению проблемы;

- обеспечено формирование профессиональных компетенций педагогов, направленных на работу по становлению спортивных компетенций учащихся и развитие спортивной культуры как результата этой деятельности;

- организована работа по расширению образовательного пространства развития спортивной культуры личности учащегося.

Как показывает весь предыдущий опыт работы, создание специально организованных педагогических условий обеспечивает не только рост спортивных результатов, но и формирует качества личности, которые сегодня можно обозначить как спортивная культура личности учащегося.

Стимулирование деятельности спортивного класса предполагает участие в спортивных соревнованиях разного уровня, осмысление собственной значимости, а также материальное вознаграждение (форма, обувь, спортивный инвентарь). Успешное выступление на спортивных соревнованиях происходит на основе постоянной работы (деятельности) по повышению спортивного мастерства. Педагогическое воздействие активирует эту деятельность, принимается учащимися, соответствует его внутренним стремлениям, становится для него личностно значимым.

Результатом эксперимента становится повышение профессиональных компетенций педагогов, выраженное в повышении квалификации, квалификационных категориях специалистов, уровне их инновационной работы и т.д. и т.п. Результатами экспериментальной работы также являются спортивные победы учащихся. Добиваясь больших спортивных результатов, ребята приобщаются к здоровому образу жизни, показывая позитивны пример учащимся в школы.

Результаты работы обобщались на педагогическом совете школы (пр. №3, 16.01.2008 г.), районном Совете Управления образования администрации Инсарского муниципального района (пр. №5, от 17.03.2009 г.)

Предполагаемый результат:

Образовательный эффект

Социальный эффект

- рост общефизической подготовки учащихся;

- разнообразие учебной и внеучебной деятельности;

- рост показателей спортивных достижений учащихся на уровне школы, города, республики;

- профориентация старшеклассников (выбор педагогических вузов);

- снижение пропусков уроков по болезни в связи с закаливанием организма;

-профилактика простудных заболеваний.

- школа - центр спортивно-массового отдыха в микрорайоне;

- вовлечение трудных детей микрорайона в секции и мероприятия клуба,

-привлечение родителей к сотрудничеству в ФСК (физкультурно-спортивный клуб), созданный на базе школы;

- организованный спортивный досуг в каникулярное время через краткосрочные спортивные модули,

- вовлечение родителей в физкультурно-массовые мероприятия школы.

Таким образом, целенаправленная работа по формированию у школьников мотивации укрепления собственного здоровья через все формы учебной и внеучебной работы, создает условия для формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью и ведению здорового образа жизни как нормы.

6

© 2010-2022