Педагогический такт родителей в воспитании подростка

Педагогическим тактом называется умение найти подход к ребенку, отыскать ключ к его сердцу и направить его поступки по намеченному руслу. Педагогический такт проявляется также в деликатном взаимоотношении между отцом и матерью, в создании благоприятного психологического климата. Педагогический такт требует знания родителями возрастных и индивидуальных особенностей детей. Следует всегда помнить возраст ребенка, не надоедать длинными скучными нотациями. Мы, взрослые, сожалению, со временем стан...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕДАГОГИЧЕСКИИЙ ТАКТ РОДИТЕЛЕЙ

В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКА



Педагогическим тактом называется умение найти подход к ребенку, отыскать ключ к его сердцу и направить его поступки по намеченному руслу. Педагогический такт проявляется также в деликатном взаимоотношении между отцом и матерью, в создании благоприятного психологического климата. Педагогический такт требует знания родителями возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Следует всегда помнить возраст ребенка, не надоедать длинными скучными нотациями. Мы, взрослые, сожалению, со временем становимся многословными, склонными к поучениям. Даже самые большие вольнодумцы под старость лет становятся моралистами. То, что взрослому кажется веским и убедительным, ребенок может воспринимать совсем по-другому. Если трезво подумать, то мы сами вряд ли смогли бы выдержать те нотации, которые мы читаем нашим детям. Лучше небольшое конкретное дело, чем много слов.

Бывают нарушения педагогического такта в мере любви и строгости. В некоторых семьях родители преследуют ребенка особенно если он единственный, своими поцелуями, объятиями и воздыханиями. В других - господствует сухой тон обращения, где не услышишь ласкового' слова. Встречаются даже такие отцы или матери, которые считают, что родительская любовь вредна для воспитания. Надо знать, что правильные отношения устанавливаются тогда, когда родители соблюдают меру и в любви, и в суровости, когда эта любовь облагорожена сдержанностью. В семье должны преобладать спокойный жизнерадостный тон, деловая обстановка.

Конечно, родители могут выразить свой гнев, свое возмущение к дурным поступкам детей, это иногда, бывает полезным. Но и в состоянии гнева нужно уметь управлять своими чувствами, нельзя быть раздражительным. Раздражительность свидетельствует о нашей слабости, о неумении владеть собой. В состоянии запальчивости человек смешон и даже неприятен. И нельзя вымещать свое раздражение на ребенке, который от этого тоже становится раздражительным, нервным. Недопустимо физически наказывать ребенка. Ф. Э. Дзержинский в одном из писем сестре писал: «Не бейте своих ребят. Пусть вас удержит от этого ваша любовь к ним, и помните, что хотя с розгой меньше забот при воспитании детей, когда они еще маленькие и беззащитные, но когда они подрастут, вы не дождетесь от них радости любви, так как телесными наказаниями и чрезмерной строгостью вы искалечите их души» (Дзержинский Ф. Э. Дневники и письма. М., 1958, с.104).

Следует остерегаться при детях быть самим безнравственным, нельзя ссориться, ругаться, сплетничать. Особенно важно, чтобы у родителей была единая линия в воспитании детей, чтобы у них не было разрыва между словом и делом, так как бывают случаи, когда родители сами разрушают свой авторитет, не придерживаясь единых требований в воспитании, не считаясь друг с другом.

Сохранить дружную семью - труд обоих супругов. Великий знаток человеческих душ Л. Н. Толстой, обращаясь к супругам, писал: «...Будьте оба осторожны, внимательны больше всего другого к взаимным отношениям, чтобы не закралась привычка раздражения, отчужденности. Нелегкое дело стать одною душою и одним делом. Надо стараться. Но и награда за старания большая».

Воспитание детей - дело отца и матери. И в семье родители оба главные - и отец, и мать. И очень нечеловечно и антипедагогично задавать ребенку вопрос: «Кого ты больше любишь: папу или маму?» Ребенок любит их обоих, оба они ему дороги.

Бесспорно, что первые жизненные уроки ребенок берет у своих родителей, подражая отцу или матери, а чаще всего обоим. Пример отца и матери, их авторитет играют первостепенную роль в формировании и становлении детской личности. Не ложный, деланный авторитет, предназначенный специально для «семейного употребления», для «положительного примера», а обычное, повседневное поведение каждого родителя, его отношение к труду и общественным поручениям, его привычки и поступки, умонастроения и чувства.

Замечательный педагог А. С. Макаренко предупреждал отцов: «А если вы дома грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно ничего думать о воспитании; вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо. Никакие самые лучшие советы и методы в этом случае не помогут. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания».

Наблюдения за учащимися в школах также показывают, что дети из семей, где часты ссоры и скандалы, учатся хуже, приобретают черты неуравновешенности, имеют отклонения от нормы.

Семья - это «станция эмоциональной зарядки». Счастливая семья заряжает, генерирует бодрые, стенические переживания, семья несчастливая - переживания тяжелые, астенические, негативные. Если в доме много маленьких ссор, то в нем никогда не будет большого мира.

В детях, как в зеркале, отражается дух семьи, ее психологический климат. Сильнейшее средство воспитания, роль которого трудно переоценить, - живой пример взаимоотношений отца и матери. Но наивно полагать, что родители обретают власть над душой ребенка проста в силу своего положения. Подлинный авторитет в собственной семье, как в любом другом коллективе, могут утвердить лишь полезность человека обществу, его отношение к труду и к другим людям, его убеждения. Родители всегда и во всем должны быть живым положительным образцом для детей. Хочется всем родителям посоветовать: «Отец и мать! Воспитывайте себя, и этим вы исполните свой долг и перед потомством».

© 2010-2022