Статья Здоровье школьников к требованиям стандарта в организации ВУД

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Павлова Анна Степановна, учитель физической культуры

МБОУ «Куокуйская СОШ с УИОП»



Здоровье школьников к требованиям стандарта в организации ВУД .

Проблема укрепления и сохранения здоровья школьников является одной из ведущих задач современных образовательных учреждений. Школы используют различные формы работы по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного пространства. В нашей школе проводятся родительские собрания, которые поднимают вопросы физической культуры и спорта и обсуждают проблемы физического развития детей; открытые уроки по физкультуре; методическая неделя физкультуры и спорта; спортивные парады и спортивные олимпийские дни; дни физической культуры и спорта; чествование учащихся и родителей, активно занимающихся спортом; спортивных семей - все это и многое другое может способствовать тому, что спорт станет такой же необходимостью как знание математики и иностранного языка.

Два - три урока в школьном расписании проблему не решат. Три часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении. В настоящее время в связи с изменением социально-экономических условий, изменением существующей идеологии, возникает вопрос о путях и способах повышения качества образования. Общеобразовательная школа проходит сложный период поиска новых путей развития детей.

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики - минутки отдыха для души и тела ребенка. По мнению специалистов - медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом? Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.

Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов. Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Внедрение программ внеурочной деятельности значительно обогатило систему воспитательной работы школы. Финансирование внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО дает возможность внедрить новые программы и привлечь к проведению внеурочных занятий не только учителей начальных классов, но и учителей-предметников.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Вся деятельность вне урока. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Цель внеурочной деятельности: содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов

Задачи:

1.На основе изучения личности обучающихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для личностного роста школьников.

2.Организовать общешкольные мероприятия на принципах КТД, развивая творческую активность обучающихся, способности, создавая ситуация успеха для каждого.

3.Способствовать успешной социализации школьников через их включение в различные виды межличностных отношений в практической деятельности.

4.Развивать творческий потенциал классных руководителей, повышать уровень их профессионального мастерства.

5. Расширять круг интересов обучающихся путем организации кружков, секций по разным направлениям, внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС в начальной школе

6. Продолжить работу по здоровьесберегащим технологиям, внедрению интерактивных технологий.(ИКТ)

7. Совершенствовать систему ученического самоуправления, расширить деятельность школьного самоуправления.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

У нас в школе работа ведется по 5 основным направлениям.

Спортивно - оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в школе.

Духовно-нравственное направление и общекультурное направление реализуется через кружки художественного творчества, прикладного искусства; посещение художественных выставок, музеев, кино, фестивалей, спектаклей в классе, школе, театре.

Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы «Информатика и логика », «Детская риторика» и др., кружки «Занимательная математика» и др., олимпиады, общественный смотр знаний, интеллектуальные и др., детские исследовательские проекты.

В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления может быть положена общественно - полезная деятельность. Формы организации социального направления: работа по озеленению класса, школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества; трудовые десанты, субботники; социальные пробы ( участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми); коллективное творческое дело; социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры. Социальное направление может быть ориентировано и на патриотическое воспитание обучающихся и реализовываться через формы: поисково-исследовательская работа., встречи с ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности, тематические классные часы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.), военно - спортивные праздники («Зарница», «Юный защитник» и др.)

Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений. Этот этап можно считать необходимым введением учащегося начальной школы в специально организованное пространство сотрудничества. На этом этапе учащиеся осваивают формы групповой работы, используя ее для решения интеллектуальных, творческих и организационных задач. Процессы социализации являются самыми важными на этом этапе. В этом смысле, речь идет о взаимообучении, которое используется для развития в школьниках творческой независимости.

Характерной чертой данного периода является формирование учебной деятельности, которая требует от ребёнка как большого умственного напряжения, так и активности, но не физической выносливости.
Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни.

Ожидаемые результаты.

  • Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

  • Воспитание уважительного отношения к своей школе, селе;

  • Воспитание у детей толерантности; навыков здорового образа жизни;

  • Формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры;

  • Осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

  • Развитие социальной культуры обучающихся через систему ученического самоуправления;

  • Реализация основной цели плана внеурочной деятельности - достижение обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Портрет выпускника начальной школы - это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться;

  • любящий родной край и свою страну;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Современный ученик не только должен усваивать определенный объем знаний, но и

  • учится сотрудничать;

  • планировать свою деятельность;

  • оценивать результаты работы;

  • работать с разными видами информации;

  • свободно высказываться в устной и письменной форме;

  • осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое.

И учиться этому он будет как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!



© 2010-2022