• Преподавателю
  • Физкультура
  • Исследовательская работа «Изучение экологическогосостояния древесно -кустарниковой растительности школьного двора»

Исследовательская работа «Изучение экологическогосостояния древесно -кустарниковой растительности школьного двора»

Тема научно – исследовательской работы «Изучения экологического состояния древесно-кустарниковой растительности школьного двора» Подготовительная работа велась три года. Изучали деревья школьного двора: когда были посажены деревья, кем были посажены, сколько разновидностей? Встречались с учителями, которые начинали работать  в 1981, когда построили школу. Брали у учителей интервью, фотографии тех лет. Сосчитали первым делом, сколько всего деревьев у нас в школьном дворе. Узнали из книг, сколько лет живет то или иное дерево, какой высоты достигает, почему дали такое название. Изучили с учениками соответствие зеленой зоны санитарно – гигиеническим нормам пришкольной территории. Измеряли с помощью рулетки ширину защитной полосы из деревьев и кустарников, на границе территории, со стороны дороги. Измеряли расстояние от школы до деревьев, до кустарников, расстояние между деревьями широколистными, узколистными, количество деревьев на 1 га сколько приходится. И полученные результаты смотрели, соответствуют ли санитарно – гигиеническим нормам. Мы выбрали 5 экземпляров молодых елей высотою 1-1,5 м на расстоянии    5-10м друг от друга и  еженедельно наблюдали, состояние хвои на верхней части растений, наблюдение заносили в таблицу. Внимательно смотрели хвоинки верхней части каждого растения и отмечали степень дыхания в таблице.   Повреждение и усыхание хвоинок Зимний период Летний период Общее число обследованных хвоинок 200 200 Количество хвоинок с пятнами 15 20 Процент хвоинок с пятнами 0,07 10 Количество хвоинок с усыханием 20 30 Процент хвоинок с усыханием 10 15 Дата отбора проб 19.12.2013 19.07.2013  Тема исследовательской работы  показалась нам очень интересной, поскольку проблема экологии нас очень волнует. Нам стоит самостоятельно заботиться об окружающей  среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать. Проводив исследовательскую работу, мы выявили видовой состав деревьев и кустарников на территории школы и пришли к выводу, что они находятся в удовлетворительном состоянии. Собрали загадки, пословицы, поговорки, оформили гербарий, составили т... - растения нуждаются в удобрениях, поэтому необходимо проводить подкормку (корневую -  внесением в почву или внекорневую - путем опрыскивания листьев растений); -зимой корни деревьев (особенно у молодых саженцев) утеплять снегом (на высоте 40-50 см); -в сухие и жаркие летние  месяцы  желательно проводить освежающие орошения кроны деревьев, т.к. омытые листья  лучше усваивают углекислоту; -почву под корнями деревьев и кустарников желательно периодически рыхлить; -если появилась  ранка на коре, ее необходимо закрашивать садовой замазкой или масляной краской; -для предохранения коры (особенно молодых саженцев) от солнечных ожогов ранней весной (в начале апреля, иногда в марте) стволы и крупные ветви побелить известью; - вместо высохших деревьев посадить молодые саженцы, используя виды, имеющие высокий выход фитонцидов; - подбирая породы при  озеленении, помните о климатических условиях. Желательно выращивать в нашем крае из лиственных: березу бородавчатую, вяз обыкновенный, иву белую, плакучую, клен остролистный, черемуху, яблоню сибирскую; из хвойных: ель обыкновенную, лиственницу, сосну обыкновенную; из кустарников:  акацию желтую, клен татарский, розу (шиповник) морщинистую, смородину золотистую.                     Живя на природе, учимся понимать и стараемся разгадать ее, хотя это дается не очень просто, а самое главное, по- настоящему начинаешь любить ее.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Изучение экологического состояния

древесно-кустарниковой

растительности школьного двора











Содержание

Введение. 1

Глава 1. Определение видового состава растительности школьного двора. 2-4

Глава 2. Изучение зеленой защитной полосы школьного двора. 5

Глава 3. Экологического состояние хвойных деревьев школьного двора. 6

Заключение 7 Литература 8

Приложение 9







Тема: Изучение разновидностей деревьев нашего школьного двора и экологическая оценка состояния деревьев и кустарников в окрестностях школы.

Цель исследования: изучить, когда и какие разновидности деревьев и кустарников были посажены в нашем школьном дворе, и описать их экологическое состояние.

Задачи:

  1. провести описание и учет видового состава деревьев и кустарников на территории школы.

  2. Изучить соответствие зеленой зоны нашей пришкольной территории санитарно-гигиеническим нормам.

  3. Изучить влияние газодымных загрязнений на состояние хвои ели (метод биоиндикации).

4) Оформить гербарии древесно-кустарниковой растительности школьного двора.

Практическая значимость: собрать материал о древесных растениях, растущих на территории школьного двора, ухаживать за молодыми дубками на учебно-опытном участке, оформить гербарий, собрать загадки, стихи, пословицы, поговорки и использовать полученный материал на уроках окружающего мира, во время экскурсий.

База исследования: территория МБОУ СОШ №2 им.А.М.Мирзагитова с.Кандры , Туймазинского района РБ.

Методы исследования:

наблюдение; сравнение; беседы; анализ источников; интервью; метод биоиндикации.

Введение.

Родина - это наш край, район, село, дом, наш школьный двор. Там, где деревья - там чистый воздух.

При изучении темы «Наш край» по окружающему миру, нам стало интересно, а какие деревья растут в нашем школьном дворе и какие древесно-кустарниковые породы преобладают, которые влияют на сохранения и укрепления здоровья и развития людей, кто и когда их посадили для нас, мы,- что оставим после себя? Непременным экологическим требованием является расположение детских учреждений на достаточном удалении от предприятий, шоссейных дорог, рынков, гаражей и т.п. однако оно не всегда выполняется. Поэтому исключительно важное значение приобретает озеленение пришкольной территории. Существует эффективные методы слежения за состоянием окружающей среды. Это в первую очередь методы биологической индикации. В больших городах природоохранные организации осуществляют контроль за уровнем загрязнения, то в малонаселенных пунктах такие мероприятия практически не проводятся. Поэтому использование метода биоиндикации здесь наиболее актуально.

В работе были поставлены следующие задачи.

1.провести описание и учет видового состава деревьев и кустарников на территории школы.

2.Изучить соответствие зеленой зоны нашей пришкольной территории санитарно-гигиеническим нормам.

3.Изучить влияние газодымных загрязнений на состояние хвои ели (метод биоиндикации).

Глава 1. Определение видового состава растительности школьного двора.

Общая площадь школьной территории - 1,64 га - была пустой. Не было ни одного дерева. (слайд)

МБОУ СОШ № 2 им.А.М.Мирзагитова расположена по улице Мира 10. Здание школы, построено в 1981 году. Поэтому проблема благоустройства территории актуальна с первых дней её существования.

Зеленые насаждения по периметру, ели, березы, школьный сад рождались нелегко. Каменистый грунт неприветливо встречал саженцы. Под руководством Ситдикова Марата Сабитовича ребята вместе с родителями и учителями ходили за землей с носилками туда, где она была, возили на машинах. Каждый стремился внести свой вклад в общее, нужное дело. И все это прижилось. Все это создает неповторимую красоту, уют и добрую память о тех, кто положил этому начало. (Весной в 1982 году учителями и учащимися на пустом месте были посажены первая липовая аллея и кусты смородины)

Первым делом мы сосчитали, сколько всего у нас деревьев?(слайд) Их оказалось 385 штук. Разделили по величине деревья. По величине деревья и кустарники делятся на следующие группы: деревья первой величины - высота 20 м и более; деревья второй величины - 10-20 м; деревья третьей величины - 5-10 м; высокие кустарники - 2-5 м; кустарники средней высоты - 1-2 м; кустарники низкие - 0,5-1 м.
В основном преобладают деревья второй и третьей величины, их 240 штук. Взяв интервью, у директора школы Альберта Фаритовича узнали, в каком году были посажены елки? И почему срублена одна елка? Мы узнали, что ели были посажены осенью в 1982 году- 20 штук. Их сажали учителя нашей школы.8 штук голубых елей. Они у нас при входе в школу, смотрятся очень красиво! Также интересный материал нам предоставили учителя-ветераны Люция Султановна и Залия Ибрагимовна, рассказали, как сажали липовую аллею, кто какое дерево посадил. Мы узнали, что древесные растения, которые встречаются в нашей местности, бывают двух видов.

Таблица1.

Древесные растения

Хвойные

Лиственные

ель колючая (голубая) - Picea pungens

ель обыкновенная - Picea abies

берёза бородавчатая - Betula pendula

сосна

тополь белый - Populus alba

пихта

рябина обыкновенная - Sorbus aucuparia

лиственница

дуб

сибирская сосна (кедр)

акация

клен остролистный - Acer platanoides

липа мелколистная - Tilia cordata



Таблица2.

Древесные растения делятся на две группы:

Деревья

Кустарники

ель

рябина

дуб

акация

липа

черёмуха

клен

ива

рябина

малина

берёза

шиповник

1.Популярна голубая ель, или, правильней сказать, ель колючая. Такую ель сажают повсюду. Она очень красива и считается статусным хвойным деревом.

По всем показателям голубая ель достаточно вынослива, но не терпит избытка влаги. Декоративность дерева определяется цветом хвои, чем она голубее, тем красивее. Иголки голубой ели покрыты воском. Чем его больше, тем хвоя устойчивее к неблагоприятному воздействию солнца, ветра и пыли.

Зеленые ели были посажены осенью в 2001году. Ветераны нашей школы около своих посаженных деревьев, гордятся тем, что их деревья растут и украшают наш школьный сад. (слайд)

2.Берез всего- 56 штук ( 48 больших и 8маленьких)

Белые с чёрным рисунком стволы берёз имеют особую привлекательность. Белая окраска коры объясняется тем, что в клетках бересты создаются особые красящие вещество - бетулин. Береста - защитный покров дерева. Она непроницаема для воды и газов.

Береза- самая распространенная порода среди лиственных. Живет она, около 150 лет, ствол достигает диаметра 30 - 40 см и высоты - 28 м.
Береза получила свое название за белую кору (в индоевропейских языках корень "бер" означает "светлый, ясный").
Снимали бересту с растущих деревьев в период сокодвижения специальным ножом с ограничителем глубины. На месте снятой бересты вырастает новая тонкая коричневая - "барма", обеспечивающая жизнь дереву. (слайд) Вот она наша красавица-береза!
3.Рябина хоть и известна всем, но имеет свои секреты. Каждый её лист , словно перо, составлен из многих (от девяти до двадцати одного) небольших листочков. Плоды рябины вовсе не ягоды, а маленькие- маленькие яблочки, собранные в увесистые грозди. Жалко, что у нас в прошлую зиму не выдержали сурового мороза и погибли 5 рябин.(слайд) Но на смену им хорошо растут рябины на учебно-опытном участке.

4.В жаркий день вокруг цветущей липы гудит целый рой пчел. Липа цветёт в конце июня-начале июля. Цветки липы выделяют большое количество нектара. Поэтому липа считается лучшим медоносом. Липовый мёд- лучшее лекарство при простуде, также как и настой из сушеных липовых цветов. Зимой липу легко отличить по плодам, оставшимся зимовать на ветках. Плоды опадают в течение всей зимы. (слайд)

5.Дуб всегда узнаваем благодаря плодам, желудям, но, которые, по сути, яаляются орехами. Иногда продолжительность жизни дуба превышает 1 тысячу лет! Род насчитывает около 600 видов.

Кора дуба часто применяется, как эффективное лекарственное средство. У нас дубки маленькие еще, мы ухаживаем за ними. Они привезены у нас из Белоруссии, находятся на учебно-опытном участке в питомнике.(слайд)

6.Тополь - лиственные быстрорастущие деревья, относятся к семейству ивовые. Тополь насчитывает приблизительно 25видов.Тополя могут быть среднего или крупного размера, высота составляет 30 метров, а диаметр ствола - 2,4 метра.(слайд)

7.Клен - дерево, которое стало символом для целой страны. В Канаде лист клена представлен, даже на государственном флаге. И не удивительно, клен - это высококачественная древесина, способность впитывать вредные вещества из окружающей среды, очищая воздух и, конечно же, известный во всем мире знаменитый кленовый сироп. У нас всего ….канадских кленов.(слайд)

8.Желтая акация, называемая также Карага? - кустарник из семейства бобовых, знакомый каждому с детства. За тонкие стручки, через которые многие из нас свистели в детстве, его называют ещё гороховником. Листва густая, нарядная, нежная, сочного ярко-зелёного цвета. Расположение листков очередное, на черешке располагается по 5-8 пар. Цветение приходится на конец мая.





Глава 2. Изучение зеленой защитной полосы школьного двора.

Мы с помощью рулетки произвели измерения основных показателей, характеризующих зеленую зону пришкольной территории. И полученные данные заносили в таблицу №3. [1].

Таблица3

Характеристика зеленой защитной зоны пришкольной территории.

Измерения

Полученные результаты

Санитарно-гигиенические нормы, м

Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников:

На границе территории

Со стороны дороги

1,5

6

1.5

6

Расстояние от школы до деревьев

1,5-10

10

Расстояние от школы до кустарников

16-17

5

Расстояние между деревьями (узколистными)

2,5

5-6

Расстояние между деревьями (широколистными)

6-8

8-10

Количество деревьев на 1 га (100 х100 м)

250

90-150

По таблице можем сделать вывод, что зеленая зона нашей пришкольной территории соответствует санитарно-гигиеническим нормам

Глава 3. Экологического состояние хвойных деревьев школьного двора

Хвойные деревья плохо переносят загазованность, копоть, так как их хвоинки многолетние и в них накапливаются ядовитые вещества, а устьица забиваются копотью, что вызывает пожелтение и отмирание хвои на 1-2 года раньше. В загрязненной атмосфере появляются повреждения и снижается продолжительность жизни хвои ели. [2].

Используя метод визуальной и количественной оценки хвои ели, можно определить уровень загрязнения атмосферы. [2].

Методика биоиндикации .

1.Мы выбрали 5 экземпляров молодых елей высотою 1-1,5 м на расстоянии 5-10м друг от друга[2].

2.Еженедельно наблюдали состояние хвои на верхней части растений. [2].

3. Наблюдение заносили в таблицу.

4.Внимательно смотрели хвоинки верхней части каждого растения и отмечали степень дыхания в таблице . [2].



Таблица4.

Повреждение и усыхание хвоинок

Зимний период

Летний период

Общее число обследованных хвоинок

200

200

Количество хвоинок с пятнами

15

20

Процент хвоинок с пятнами

0,07

10

Количество хвоинок с усыханием

20

30

Процент хвоинок с усыханием

10

15

Дата отбора проб

19.12.2013

19.07.2013

Заключение

На территории нашего школьного двора встречаются хвойные и лиственные древесные растения, 8 видов. Таким образом мы сделали вывод о правильности подбора зеленых насаждений по видовому составу, учитывая следующие данные. На листовой поверхности одного взрослого растения осаждается за летний период пыли: клен до 33 кг, тополь канадский до 34 кг, акация до 0.2 кг. Хорошими поглотителями свинца по обочинам дорог являются акация желтая, липа, береза. Наиболее устойчивы к загрязнению воздуха газами тополь, клен американский, белая акация, береза бородавчатая и др. [1]. Желательно выращивать в нашем крае из лиственных: березу бородавчатую, вяз обыкновенный, иву белую, плакучую, клен остролистный, черемуху, яблоню сибирскую; из хвойных: ель обыкновенную, лиственницу, сосну обыкновенную; из кустарников: акацию желтую, клен татарский, розу (шиповник) морщинистую, смородину золотистую.

Зеленая зона нашей пришкольной территории соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Опытом установлено, что летом хвоинки с усыханием преобладают над неповрежденными. Летом хвоинок с пятнами почти в два раза больше, чем зимой. Это свидетельствует о том, что летом в загрязненном воздухе содержится в два раза больше опасных веществ, которые задерживаются листовой поверхностью ели, приводя к образованию пятен с последующим усыханием.

Тема исследовательской работы показалась нам очень интересной, поскольку проблема экологии нас очень волнует. Нам стоит самостоятельно заботиться об окружающей среде и поддерживать тот природный баланс, в котором человек способен нормально существовать. Проводив исследовательскую работу, мы выявили видовой состав деревьев и кустарников на территории школы и пришли к выводу, что они находятся в удовлетворительном состоянии. Собрали загадки, пословицы, поговорки, оформили гербарий, составили тест «Деревья нашего школьного двора». Полученный материал рекомендуем использовать на уроках окружающего мира и во время экскурсий. Также, изучая дополнительную литературу, мы ознакомились с мерами борьбы по защите сада от вредителей и болезней. На основе проделанной работы мы предлагаем следующие рекомендации:

- растения нуждаются в удобрениях, поэтому необходимо проводить подкормку (корневую - внесением в почву или внекорневую - путем опрыскивания листьев растений);

-зимой корни деревьев (особенно у молодых саженцев) утеплять снегом (на высоте 40-50 см);

-в сухие и жаркие летние месяцы желательно проводить освежающие орошения кроны деревьев, т.к. омытые листья лучше усваивают углекислоту;

-почву под корнями деревьев и кустарников желательно периодически рыхлить;

-если появилась ранка на коре, ее необходимо закрашивать садовой замазкой или масляной краской;

-для предохранения коры (особенно молодых саженцев) от солнечных ожогов ранней весной (в начале апреля, иногда в марте) стволы и крупные ветви побелить известью;

- вместо высохших деревьев посадить молодые саженцы, используя виды, имеющие высокий выход фитонцидов;

- подбирая породы при озеленении, помните о климатических условиях.

Желательно выращивать в нашем крае из лиственных: березу бородавчатую, вяз обыкновенный, иву белую, плакучую, клен остролистный, черемуху, яблоню сибирскую; из хвойных: ель обыкновенную, лиственницу, сосну обыкновенную; из кустарников: акацию желтую, клен татарский, розу (шиповник) морщинистую, смородину золотистую.

Живя на природе, учимся понимать и стараемся разгадать ее, хотя это дается не очень просто, а самое главное, по- настоящему начинаешь любить ее.

Литература

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. Москва, АО МДС,1996, с.60, с.63,с.62.

2. Постникова Т.В.Экологический мониторинг журнал Биология 1996.№11.с.118











Приложение 1

Тест по теме «Деревья нашего двора»

вопрос 1







Какое дерево является символом России?


Варианты ответа

А

берёза





В

ель





С

осина



вопрос 2






Если посадим в лесу ель, сосну, берёзу, осину…Как будет называться такой лес?


Варианты ответа

А

широколиственный



ответа

В

смешанный


вопрос 3






Какое дерево в нашем дворе зацветает позже всех?








Варианы

А

берёза




ответа

В

липа




С

осина



Вопрос4






Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке.


Варианты

А

сосна




ответа

В

ель





С

пихта



вопрос 5






Она известна всем, но имеет свои секреты. Каждый её лист словно перо,составлен из многих небольших листочков. Плоды собраны в увесистые грозди.


варианты

А

липа




ответа

В

рябина





С

берёза



вопрос 6






Она бывает и кустарником, и деревом. Замечательна своими белыми душистыми цветами.


варианты

А

черёмуха




ответа

В

берёза





С

рябина



вопрос 7






В каком год были посажены ели, рябины, липы?


варианты

А

Весной 1982г.




ответа

В

Осенью 1982г.





С

1981г.



Загадки про деревья нашего школьного двора.

1.Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок.(Ответ: дуб)

2.Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем! (Ответ: дуб)

3.Крепок, строен и силён,

Ведь владыка леса он.

Он для нас живой свидетель

В лету канувших столетий.

Из него добротен сруб.

Угадали? Это … (Ответ: дуб)

4.И высок я, и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок.(Дуб)

5.Что же эта за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

6.Зимой и летом - одним цветом.(ответ: ель)

7.Её всегда в лесу найдёшь -

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (ответ: ель)

8.Колкую, зелёную

срубили топором,

Колкая, зелёная

К нам приходит в дом. (ответ: ель)

9.Ну и платье!

Сплошь иголки.

Носят это платье?.. (ответ: ель)

10.Зимой и летом зелена,

В лесу живёт она.

А на ней иголки

И коротки, и колки. (ответ: ель)

11.В сенокос-горька,

А в мороз-сладка.

Что за ягодка? (ответ: рябина)

12.Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (ответ: рябина)

13.ягоды не сладость,

Зато глазу радость

И садам украшенье,

А друзьям угощенье. (ответ: рябина)

Почки - пахучие,

Листья - липучие,

Плоды - летучие. ( Тополь)

Вот ещё загадка про тополь:

То ли с крыши, то ли с неба -

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет будто из мешка? ( Тополь)

Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист - ладошкой,

С длинной ножкой. (Клён)

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет. (Клён)

Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной.

Если "К" сочтете лишним,

Смысл получится другой.

Стану белым и пушистым,

Волокнистым, шелковистым,

Полотенце, простыня могут выйти из меня. (Клён)

Акация(стих)

Вот и закончились вьюги с морозами,

Ивы склонились над сонной рекой,

Снова акации белыми гроздьями

Мой нарушают душевный покой:

Грезится мне, что мечты еще сбудутся,

Счастье тропиночку в дом мой найдет,

Грозы пройдут и обиды забудутся,

Лето в замерзшие души придет…

Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. (ответ: береза)

На лесной опушке стоят подружки.

Платьица белены, шапочки зелены. (Березы)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (ответ: береза)

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

(Береза)

Стоит Алена: платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан. (ответ: береза)

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Береза)

Ствол белеет, шапочка зеленеет. (ответ: береза)

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Береза)

В белом сарафане

Встала на поляне,

Летели синицы,

Сели на косицы. (ответ: береза)

Стоят в поле сестрицы:

Платья белены,

Шапочки зелены. (Береза)

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. (Береза)

Стоит девица,

Ой, нарядная:

Вся-то стройная,

Вся-то ладная. (ответ: береза)

Белый чёрным шит

Сарафан на ней.

Ветер к ней спешит,

Чешет кудри ей,

Зелена коса развивается,

В ярком солнышке купается. (ответ: береза)

Приложение 3

Пословицы и поговорки

«Держись за дубок - дубок в землю глубок».

«Какова березка, такова и отростка»

Пословицы и поговорки про клён


Клен да ясень - плюнь да наземь.


Без ветра и кленовый лист не шелохнется.


Клен да береза - чем не дрова, а хлеб да вода - чем не еда.

Приметы про клён


Если клен "заплакал" - верный признак, что через несколько часов будет дождь.


Если ветви клена дружно склонились в одну сторону, это верный признак того,

что рядом находится хорошая водяная жила.


Если клен весной выделяет сок - жди скорого потепления.


Если у клена листья распускаются позже, чем у березы, то лето будет

засушливое.
















Легенда про клён


По преданиям, злая мать однажды «закляла» непослушного сына превратила

его в кленовое дерево. Клён вырос красивым и раскидистым.

Однажды бродячие музыканты, шедшие через рощу, где росло это дерево, расположились под ним на привал. Дерево так понравилось музыкантам, что они делали из его ветки скрипку, которая голосом заколдованного сына долгие годы рассказывала миру о вине его матери.

Интересные факты о клёне

Клёны - замечательные медоносы, они очень важны для выживания пчёл, особенно весной,

их зачастую высаживают возле пасек. С одного гектара посадки Клёна остролистного, пчёлы

(при благоприятных погодных условиях) могут собрать за сезон до 200 кг меда.

(Для сравнения: с гeктapa цветущей яблони пчелы вырабатывают около 20 кг меда,

а с гектара хлопчатника - 100-300 кг. Даже такой медонос как подсолнечник дает

ненамного больше - 300-500 кг меда с одного гектара посадки.)

Есть виды клёна, которые даже не очень похожи на дерево. Например, Клён татарский

(или Acer tataricum) в природе растет в виде крупного кустарника, с черной корой.

Некоторые виды клёна были распространены в Гренландии и на Шпицбергене, такой вид как

Acer ambiguum найден там в отложениях олигоценового периода.

На государственном флаге Канады изображен лист сахарного клёна.

Название клена происходит от латинского "acer" - острый (листья с острыми лопастями).

Мы привыкли считать клёны листопадными растениями, хотя в тропическом и субтропических

поясах растут вечнозелёные виды клёна. Увы, но выращивать их у нас в открытом грунте

невозможно.

Без ветра верхушка тополя не колышется. (Киргизские пословицы)

Выросла, как тополька. (Русские пословицы)

И иве, и тополю - своё. (Армянские пословицы)

И тополь высок, да какая польза в нем, если не дает плодов. (Армянские пословицы)

Рыба с головы тухнет, тополь с сердцевины гниет. (Тувинские пословицы)

Легенда о рябине

Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить семью от позора он решил прибегнуть к помощи колдуна. Его дочь случайно узнала об этом и девушка решила убежать из родного дома. Темной и дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи со своим любимым. В тот же час вышел из дома и колдун. Но парень заметил колдуна. Для того чтобы увести опасность от девушки, храбрый юноша бросился в воду. Колдун дождался пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Тут сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки - ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться».

Народные приметы, связанные с рябиной:

Рябина зацветает - пора сеять лен.

Рябина цветет рясно - много овса будет.

Хорошо рябина цветет - к урожаю льна.

Поздний расцвет рябины - к долгой осени.

Если уродится рябина - рожь будет хороша.

В лесу много рябины - осень будет дождливой, если мало - сухо.







© 2010-2022