«Верни природе чистоту»

Тема: Верни природе чистоту.Цель: формирование у детей экологически грамотной пози­ции по отношению к проблеме бытового мусора.Задачи: обучающие: обучать  детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей;развивающие: развитие сообразительности, быстроты мышления, умения работать в микроколлективе;воспитывающие: воспитание заботливого отношения к природе, добиться того, чтобы каждый ребенок ощу­тил свою причастность к возникновению проблемы и уже на занятии начал пл...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Кош - Агачский Центр дополнительного образования детей»











«Верни природе чистоту»


«Верни природе чистоту»

«Верни природе чистоту»












Джартанова Гулнур Дуздутовна,

педагог дополнительного образования, 1КК

руководитель творческого объединения «Эдельвейс»


2013 г

Тема: Верни природе чистоту.

Цель: формирование у детей экологически грамотной пози­ции по отношению к проблеме бытового мусора.

Задачи:

обучающие: обучать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей;

развивающие: развитие сообразительности, быстроты мышления, умения работать в микроколлективе;

воспитывающие: воспитание заботливого отношения к природе, добиться того, чтобы каждый ребенок ощу­тил свою причастность к возникновению проблемы и уже на занятии начал планировать некоторые изменения в своем образе жизни.

Тип занятия: систематизация знаний.

Формы обучения: коллективная.

Методы: словесный, наглядно - иллюстративный.

Средства обучение:

* четыре стола и стулья для детей (стоят полукругом);

* четыре подарка Природы на подносе: чаши с почвой, песком и с уг­лем, часть ствола дерева, бутылочка с нефтью (нефти на донышке);

* продукты и изделия из природных ресурсов на столе: овощи, фрук­ты, хлеб или их муляжи. Карандаши, линейки, тетрадь, альбом, газе­ты; стеклянные бутылки, банки, стакан. Изделия из пластика (стол расположен в центре);

* костюм Природы (косынка солнечного цвета, одежда зеленых и ко­ричневых тонов, большой передник с объемистым карманом), за­драпированный стул для Природы (стоит перед доской);

* отходы на столе: пищевые в пакете; сломанная линейка, старые ка­рандаши, исписанные с одной стороны тетрадные листки, реклам­ные газеты; банка из-под майонеза; разнообразная пластиковая упаковка (стол располагается в центре, в начале занятия накрыт бумагой);два маленьких столика или два стула с табличками «Прием стекла» и «Прием макулатуры», 3 монеты по 50 копеек;

* схема или плакат с рисунками по использованию нефти, видеомате­риал на 2-4 минуты о внешнем виде городской свалки (например, из видеофильмов «На свалке», «Очистим планету от мусора»); видео­ , доска, мел;

* 20-30 фишек, которые во время занятия получают дети за удачные идеи, а затем используют их для покупки товаров в Экомагазине (можно оформить фишки в виде монеток, например, «1 чистик»); для Экомагазина: карамель в бумажной обертке и конфеты в пласти­ковой упаковке, домашний компот в стеклянной бутылке, лимонад в стеклянной и в пластиковой бутылках, разовые пластиковые ста­каны и стеклянная или фарфоровая посуда для напитков, печенье в бумажной и пластиковой упаковке; можно использовать другие уго­щения в опасной и безопасной для Природы упаковке (по парам). Цены на товары в Экомагазине тем выше, чем больший вред наносят Природе отходы от этих товаров. Экомагазин размещается в сто­роне, на отдельном столе и до конца занятия накрыт бумагой.

Ход занятия

Вначале занятия дети с помощью ведущей делятся на 4 группы и са­дятся по группам за столы.

Ведущая. У нас сегодня гостья. (Входит Природа с подарками). Угадай­те - кто это? Она большая и красивая. У нее есть и Солнце, и воздух, и вода. У нее есть и деревья, и цветы, и травы. У нее есть и рыбы, и звери, и птицы, и еще много другого. Без нее человек жить не может. - К нам при­шла Матушка Природа.

Природа. Здравствуйте, ребята. Я рада побывать здесь сегодня, и при­шла я к вам с подарками. Каждая из групп получит по одному подарку, и я прошу представителя первой группы выйти ко мне.

Я дарю вам свою пло­дородную почву. Обращайтесь с ней бережно (дети ставят подарок на свой стол).

Я прошу представителя второй группы выйти ко мне за подарком. Я дарю вам часть моего дерева - крепкую древесину. Можете использовать ее для своих нужд.

Я прошу представителя третьей группы выйти ко мне за подарком. Я дарю вам свой драгоценный песок.

Я прошу представителя четвертой группы выйти ко мне за подарком.

Я дарю вам свое сокровище - уголь и нефть. Долгие века я хранила их в своих недрах, можете ими воспользоваться. Правда, нефти осталось совсем немного (Природа садится).

Ведущая. Как человек использует эти многочисленные подарки Приро­ды? Найдите на столе то, что выращивают на почве (1 группа), что делают из дерева (2 группа), из песка (3 группа), из нефти (4 группа). Ученики скла­дывают выбранные вещи на свои столы рядом с подарком Природы. Члены каждой группы показывают выбранные вещи всем остальным, и после об­суждения получают от Природы по 1 фишке за работу.

Ведущая. Зачем нужна человеку древесина? Из нее изготавливают ме­бель, карандаши и другие предметы, в т.ч. бумагу. А из песка делают стекло. Зачем нужны человеку нефть и уголь? Благодаря топливу работают заводы, ходят автомашины, в наших домах тепло и светло (демонстрация схемы). Кроме того, из нефти делают множество вещей, например пластиковую упаковку (демонстрация).

Спасибо Матушке Природе за ее дары. Из подарков Природы человек делает множество полезных вещей. Что происходит после их использо­вания? Вы любите сок? (демонстрация упаковки). Куда девается бутылка после того, как сок выпит? На свалку, т.е. упаковка возвращается Природе. Давайте посмотрим, что мы возвращаем Природе в ответ на ее дары? (демонстрация стола с мусором).

(Работа с 1 группой). Найдите на столе то, что остается после еды - пи­щевые отходы. Они не нужны человеку, поэтому их выбрасывают, то есть возвращают Природе. Предложите их Природе, примет ли она их?

Природа. Я принимаю пищевые отходы с благодарностью. У меня есть маленькие существа - микробы, которые превратят пищевые отходы в удобрение, и на почве снова вырастут овощи и фрукты. Крошки хлеба бу­дут клевать мои птицы и радовать всех красивыми песнями (складывает в карман передника).

Ведущая рисует на доске схему круговорота:

Природа ► почва ► овощи ► пищевые отходы микробы ► почва.

Ведущая (работает со 2 группой). Найдите на столе отходы древесины, кото­рые человек возвращает Природе в ответ на ее дары. Предложите их Природе.

Природа. Я принимаю отходы древесины и со временем их перерабо­таю, однако учтите, что мои деревья растут медленно, а рубят их слишком много для ваших нужд. (Принимает мелкие вещи, остальное ребята скла­дывают у ее ног на газету).

Ведущая. Действительно, если мы вырубим все деревья, не станет кис­лорода, нечем будет дышать.

(Работа с 3 группой). Найдите на столе отходы стекла и предложите их Природе.

Природа. Я не могу принять стекло. Зачем вы возвращаете такие хоро­шие вещи. Мне они не нужны, а вам еще пригодятся (кладут у ног Приро­ды).

Ведущая (Работа с 4 группой). Найдите на столе отходы от пластиковой упаковки и предложите их Природе.

Природа. Нет! Нет! Только не это! У меня нет таких микробов, кото­рые перерабатывают пластиковые отходы. Я не могу сделать из них почву. Поэтому пластиковые пакеты будут лежать на земле 200 лет, а пластиковые бутылки - 500 лет. Они засоряют меня, не дают расти моим деревьям и травам. И тогда я начинаю болеть. Нет, я не могу принять пластиковые от­ходы (кладут, у ног Природы).

Ведущая. Посмотрите, сколько накопилось отходов, которые Природа не может принять. Из наших отходов получилась свалка. Ведущая допол­няет схему:

Природа ►нефть ►бутылка ► отходы ► свалка.

«Верни природе чистоту»

\

Просмотр видео про свалку (3 мин). Кто же устраивает это безобразие? Мы. Можем ли мы мусорить меньше? Давайте приглядимся к этой куче мусора. Первая группа - самая «чистая», все пищевые отходы Природа приняла.

(Работа со 2 группой). Как же нам поступать с ненужной бумагой, что­бы она не засоряла Природу, и чтобы не рубить много деревьев? (Обсуж­дение, предложения ребят, Природа дает фишки за удачные идеи). Сдать в макулатуру, чтобы сделали новую бумагу (ребята относят пачку газет на стол «Приём макулатуры и меняют её на монетку). Каждый может ис­пользовать вторую сторону исписанного листка на черновик, а прочитан­ные книги можно предложить друзьям (убирают из кучи и складывают на стол из-под мусора, чтобы использовать повторно).

Ведущая записывает на доске меры, предложенные ребятами.

(Работа с 3 группой). Что можно сделать с бутылками и банками? (Об­суждение, предложения ребят, раздача фишек). Бутылки можно сдать в пункт приема стеклотары. Каждую стеклянную бутылку можно использо­вать до 40 раз (обмен бутылки на монетку на столе «Приём стекла»). Бан­ки с крышками можно использовать для домашних заготовок (ставят на стол для повторного использования).

Ведущая продолжает записывать предложения ребят.

(Работа с 4 группой). Природа не может принять пластик. Куда же его девать? (Обсуждение, предложения ребят, раздача фишек). Пластик не принимают, как стекло и бумагу. Когда пластик сжигают, в воздух подни­мается ядовитый дым. Поскольку с пластиком столько проблем, что бы такое придумать, чтобы пластиковых отходов

вообще не было? А если не покупать товары в пластиковой упаковке? - Тогда пластик не будет по­падать на свалку. Можно купить сок не в пластиковой бутылке, а в стек­лянной - он такой же вкусный (ребята меняют пластиковую бутылку на стеклянную, сдают ее, получают монету; баночка из-под мороженого меняется на бумажку из-под пломбира, которую принимает Природа, и т.д.). По мере обмена Ведущая убирает пластиковые отходы и прячет их в коробку, как не попавшие на свалку. Обходы должны быть подобраны так, чтобы дети могли осуществлять подобный «обмен» в повседневной жизни.

Ведущая. Смотрите, мы убрали почти всю мусорную кучу от ног При­роды, еще и денег заработали.

Природа. Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне бу­дет легче жить.

Природа. В благодарность прошу угостить вас конфетами (Ведущая показывает коробку в пластике), только, пожалуйста, не в пластиковой упаковке!

Ведущая (ссыпает конфеты в бумажный пакет). Спасибо Природе за ее дары. До свидания.

Природа. Спасибо, ребята. Вы очистили меня от мусора, теперь мне будет легче жить. Надеюсь, что вы всегда будете помнить о последствиях своих поступков. Я приглашаю вас в Экомагазин за покупками. Обслужи­ваются те, кто помыл руки после работы с отходами.

Ведущая и Природа представляют набор товаров и цены, продают сла­дости и напитки за фишки.

Выбор товаров обучающимися является диагностикой результативнос­ти занятия.


































Литература

Белякова Н.В., Самошко Н.А. Верни природе чистоту (методическая разработка занятия по проблеме бытового мусора) // Формирование экологической культуры дошкольников и младших школьников: из опыта работы регионов России / Под ред. М. В. Медведевой.- М.: ЗАО «Издательство Икар», 2008.- c/105 - 110/




© 2010-2022