• Преподавателю
  • Физкультура
  • Статья: «Влияние физкультуры и спорта на развитие личности воспитанника в дополнительном образовании»

Статья: «Влияние физкультуры и спорта на развитие личности воспитанника в дополнительном образовании»

Одной из задач учреждений дополнительного образования является укрепление здоровья воспитанников через занятия физической культурой и спортом, в частности, настольным теннисом. С целью повышения интереса к занятиям настольным теннисом инструктор по физической культуре применяет разнообразные формы и методы работы с воспитанниками. Как результат деятельности совместной работы педагога и обучающихся в учреждении проводятся соревнования по настольному теннису. Мотивацией участия в таких соревнован...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ МОУДОД СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ ВК


М.С. Литвинова, инструктор по физической культуре,

МОУДОД Станция юных техников ВК, г.Волгодонск

Физическая культура и спорт приобрели в наше время такую социальную силу и значимость, аналога каким в истории общества они не имели, пожалуй, никогда. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни.

Одновременно физкультура и спорт сами подвержены «обратной» связи со стороны других социальных институтов и явлений общественной жизни. Физкультура и спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражениям, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордости за беспредельность потенциальных возможностей человека. [2]

Спорт - очень сложен и порой противоречив, поэтому влияние его на становление личности неоднозначно.

Физическая культура - явление особенное. Воздействуя на биологическую природу человека, физическая культура способствует формированию и его духовной сферы. Поэтому, как и любой другой вид культуры, физическая культура играет существенную роль в развитии личности.

Совершенно очевидно, что, занимаясь физической культурой и спортом, занимающийся в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. В процессе занятий физической культурой и спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Без сомнения, физическая культура и спорт - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых двигательных физических качеств. [1]

В нашем муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей станция юных техников ВК г.Волгодонска (структурное подразделение Учебно-тренировочный комплекс, ул.Весенняя, 1, имеется базовая основа для занятий по настольному теннису. В зале настольного тенниса размещены 3 стола для игры.

Статья: «Влияние физкультуры и спорта на развитие личности воспитанника в дополнительном образовании»Статья: «Влияние физкультуры и спорта на развитие личности воспитанника в дополнительном образовании»

Настольный теннис - индивидуально-игровой вид спорта, который характеризуется разнообразием стилей игры. Участие в соревнованиях помогает юным теннисистам совершенствоваться в мастерстве игры с противниками разного стиля. Однако реализация двигательных качеств должна осуществляться с учетом возрастных особенностей. В настольном теннисе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по признаку возраста, пола, антропометрическим признакам, биологическому созревания. И нельзя требовать от детей больше, чем они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе индивидуального технического и практического мастерства.

Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени правильно и точно подавать и принимать подачи, уметь выполнять базовые атакующие и защитные технико-тактические приемы, как на месте, так и в движении, как в упрощенных условиях, так и в условиях противоборства. Только после этого как юный теннисист овладеет этим комплексом навыков и умений, определяется его индивидуальные качества.

Одной силой, быстротой, выносливостью, умением подавать мяч и бить его с отскока, с лёта, с полулёта победы в теннисе не достигнешь. Надо думать, и решать, уметь разгадать намерения соперника, его тактику, необходимо маскировать задумки, навязывать свою игру. Так и в футболе, хоккее, волейболе, баскетболе… да мало ли где и когда!

Конкретные проявления воли, обусловленные особенностями препятствий, которые приходится преодолевать, называют волевыми качествами. Психологи спорта определили волевые качества, которые необходимы для преодоления возникающих в процессе деятельности. Это целеустремлённость, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.

Целеустремлённость - проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.

Настойчивость и упорство - проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий.

Решительность и смелость - проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность - проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий.

Выдержка и самообладание - проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов. [3,4]

Такие качества были необходимы воспитанникам при участии в соревнованиях по настольному теннису, посвященные 45 - летию образования МОУДОД Станция юных техников ВК.

Соревнования по настольному теннису проводились в 2 этапа. Участие приняло 30 воспитанников всех структурных подразделений станции юных техников:

1.Станция юных техников, ул. Ленина 112;

2.Учебно-тренировочный комплекс, ул. Весенняя, 1;

3.Фототехнический клуб, Курчатова, 47;

4.Клуб «Дебют», Дружбы, 14;

5.Клуб «Фобос», Гагарина, 60.

1 этап «отборочный» проходил с 11 марта 2012 года по 16 марта 2012 года - среди воспитанников определенного структурного подразделения с целью выявления лучшего среди воспитанников. За 1, 2 и 3 место - получили медали и дипломы, а дети, занявшие 4, 5 и 6 место - получили грамоты об участии в соревнованиях по настольному теннису. Победитель, занявший 1 место, автоматически попадал в «финал».

2 этап «финал» проходил 18 марта 2012 года - среди победителей отборочного этапа. Победители получили кубки за 1, 2 и 3 место, за 1 место разыгрывался главный приз - электрический водонагреватель (кулер).

По итогам соревнований Абсолютным победителем в соревнованиях по настольному теннису занял воспитанник Учебно-тренировочного комплекса секция «Картинг».

Статья: «Влияние физкультуры и спорта на развитие личности воспитанника в дополнительном образовании»Статья: «Влияние физкультуры и спорта на развитие личности воспитанника в дополнительном образовании»

Статья: «Влияние физкультуры и спорта на развитие личности воспитанника в дополнительном образовании»Статья: «Влияние физкультуры и спорта на развитие личности воспитанника в дополнительном образовании»

Физическая культура и спорт способствует тому, что формы и оттенки поведения и общения человека становятся шире, богаче. В ходе занятий физической культурой и спортом приобретает умение быть с людьми, взаимодействовать и общаться с ними переносится на другие сферы жизни и деятельности.

Таким образом, становиться ясно, что физическая культура и спорт влияют на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело. Своеобразие спортивной деятельности формирует и самооценку личности.

Самооценка оказывает влияние на многие и многие сферы жизни. В связи с ней формируется, и проявляются в поведении и деятельности главные отношения человека, определяющие его ценность как члена общества: отношение к самому себе, к другим людям, к обществу, к труду.

Следовательно, спорт для человека - могучее средство самопознания, самовыражения, самоутверждения.

Литература:

  1. Алексеев В. А. «Физкультура и спорт» М.: Просвещение, 1986.

  2. Андронов О.П. «Физическая культура, как средство влияния на формирование личности » М.: Мир, 1992.

  3. Киселёв Ю.Я. «Влияние спорта на формирование личности» М.,Знание, 1987.

  4. Станкин М.И. «Нравственное воспитание школьников на занятиях физической культурой» М., 1994.


© 2010-2022