Методические рекомендации к составлению образовательных программ Дополнительного Образования Детей

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К дополните...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации к составлению образовательных программ ДОД

1.Нормативно-правовой аспект.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

  • в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

  • в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст.26, п.2).

2.Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной);

- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения, (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);

быть направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка

- укрепление психического и физического здоровья ребенка;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

3.Классификация дополнительных образовательных программ

Примерная (типовая программа)

Утверждается Министерством образования и рекомендуется Управлением дополнительного образования по той или иной области или направлению деятельности.

Задаёт некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности.

Любая программа в процессе применения в педагогической практике подвергается модификации и адаптации.

Модифицированная (адаптированная) программа

В основу положена примерная программа либо программа, разработанная другим автором. Но изменённая с учётом особенностей образовательного процесса, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности. Нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.

Диагностика результатов связана с демонстрацией достижений обучающихся: экзамены, отчётные концерты, выставки, выступления на конкурсах, конференциях, при этом не отрицаются количественные показатели знаний, умений и навыков. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса. Традиционной структуры занятий, присущих исходной программе.

Данная программа должна обсуждаться на методическом совете и утверждаться руководителем УДОД.

Экспериментальная

программа

Разрабатывается педагогом с целью решения какой - либо практической задачи, связанной с преодолением трудностей в образовательном процессе.

Экспериментальная программа- это версия методического решения конкретной проблемы. Такая программа может предлагать изменение содержания, организационно- педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии.

Экспериментальная программа проходит апробацию с целью снять конкретные трудности образовательном процессе. По мере апробации- в случае выявления новизны предложений автора- может претендовать на авторскую. На работу по экспериментальной программе должно быть разрешение методического совета и руководителя УО

Авторская программа

Это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и обязательно новизной. Она создана педагогом и принадлежит ему на правах интеллектуальной собственности. Это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода к традиционным темам.

Автор в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему.

Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе органом управления образованием.

3. Структура программы дополнительного образования детей.

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

4. Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей.

4.1. На титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

- название дополнительной образовательной программы;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;

- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

- год разработки дополнительной образовательной программы.

4.2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

- направленность дополнительной образовательной программы;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи дополнительной образовательной программы;

- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

4.3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4.4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

4.5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

- рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

4.6. Список использованной литературы.

5. Технология разработки образовательной программы

№ п\п

Структура программы

Содержание структурных компонентов программы

Титульный лист

  • Вышестоящие органы образования.

  • Название УДОД, в котором разработана программа.

  • Ф.И.О. ответственного работника, утвердившего программу с указанием даты утверждения.

  • Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.

  • Название программы.

  • Возраст детей, на который рассчитана программа.

  • Автор программы (Ф.И.О., занимаемая должность).

  • Название города.

  • Год создания программы.

    Пояснительная записка

    Раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, даётся краткая характеристика формам работы с детьми и условиями реализации программы.

    1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

      • актуальность;

      • практическая значимость;

      • связь с уже существующими по данному направлению программами;

      • вид (модифицированная, эксперимен-тальная, авторская);

      • новизна (для претендующих на авторство).

    2. Цель и задачи программы.

    Цель - предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. Необходимо избегать абстрактных формулировок, не отражающих специфики конкретной программы. Цель должна быть связана с названием программы. Отражать её основную направленность.

    Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать для определения цели.

    Задачи бывают:

    • Обучающие - развитие познавательного интереса к чему либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определённых знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определённому виду деятельности и т.д.

    • Воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков ЗОЖ…

    • Развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности. Активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

    Формулирование задач не должно быть абстрактным, они должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.

    1. Отличительные особенности программы:

    • базовые теоретические идеи;

    • ключевые понятия;

    • этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь.

    1. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

    • возраст детей и их психологические особенности;

    • вид детской группы и её состав;

    • особенности набора детей;

    • число обучающихся по годам обучения.

    1. Режим занятий:

    • общее число часов в год;

    • число часов и занятий в неделю;

    • периодичностьзанятий.

      1. Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

    • сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (что он должен знать, уметь);

    • перечислить качества, которые могут развиты у детей в результате занятий;

    • описатьсистему отслеживания и оценивания результатов обучения детей: способы учёта знаний, умений, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся (могут использоваться тесты, зачёты. Экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно - исследовательские конференции и т.д.).

    3.

    Учебно-тематический план

    (по годам обучения)

    • Раскрывается последовательность тем курса;

    • указывается число часов на каждую тему;

    • соотношение времени теоретических и практических занятий.

    Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени.

    4.

    Содержание программы

    Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно - тематическом плане. Описание темы включает:

    • её название;

    • что должны знать, уметь воспитанники по каждой теме;

    • основные узловые моменты;

    • формы организации образовательного процесса (теоретические. практические).

    Содержание излагается в виде констатации вопросов. Изложение ведётся в именительном падеже. Первая тема - введение в программу.

    5.

    Методическое обеспечение программы

    • Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий.

    • Описание основных методов организации учебно - воспитательного процесса.

    • Перечень дидактических материалов.

    • Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы:

      • Кадровых - перечислить педагогов, охарактеризовать из профессионализм, квалификацию, критерии отбора;

      • Материально - технических - дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов.

    6.

    Список литературы

    Приводятся два списка литературы:

    • Используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;

    • Рекомендуемая для детей и родителей.


    Завершающей стадией создания программы является заполнение её автором

    Информационной карты образовательной программы.

    Образова-тельная область

    Направле-ние

    образоват.

    деят-ти

    Название

    программы

    Аннотация на программу

    Перечень методических приложений

    К программе

    Статус программы

    Сведения о разработчике














    © 2010-2022