ПРОГРАММА ДО. ЮНЫЕ ШАХМАТИСТЫ

Раздел Физкультура
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОПОКРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МОРДОВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ


«Утверждаю»

Директор
МБОУ «Новопокровская СОШ»:

___________ /Н.И. Климачева/


Приказ № 69/1

от «25» мая 2015 г.


«Рассмотрено»

на заседании
Педагогического совета


Протокол № 6
от «23» мая 2015 г.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


Общеинтеллектуального направления


«Юные шахматисты»



возраст детей: 8-11 лет


срок реализации: 1 год



Автор - составитель:

Кочетков Анатолий Викторович, учитель ОБЖ и физической культуры Шульгинского филиала МБОУ «Новопокровская СОШ»,
1 категория


р. п. Новопокровка


2015 год

Структура рабочей программы:

- пояснительная записка; - тематическое планирование (содержание учебного предмета, курса); - учебно-методическое обеспечение (перечень используемой литературы для учителя и обучающихся, мультимедийное сопровождение курса, интернет- ресурсы); -календарно-тематическое планирование (приложение к рабочей программе).

Пояснительная записка

Шахматы- это явление мировой культуры - специфический вид человеческой деятельности, сочетающий в себе элементы науки, искусства и спорта. Они вышли за рамки спортивного единоборства, заслужили официальное признание, как мощное средство воспитания и развития человека, как неотъемлемая часть культурной и научной жизни современного человеческого общества. Они доступны людям разного возраста и не зависят от национальности, вероисповедания, материального положения, политических взглядов и т.п., способствуют сотрудничеству в раздираемом противоречиями мире. «Мы все-одна семья»-лозунг ФИДЕ. Будучи моделью военного противоборства шахматы объективно «работают» на мир, объединение людей, несут критерий истины и справедливости. Перед пытливым умом переизбытка мудрости и красоты не бывает, поэтому, изучая игру, обучаемый, наряду с повышением уровня шахматного мастерства, значительно расширяет своё представление о шахматах, повышает уровень шахматной культуры. Повсеместное внедрение компьютерной техники и сетевых технологий оказывают существенное влияние на мир шахмат, предоставляя невиданные возможности общения в игре и роста мастерства как для профессиональных игроков, так и для миллионов любителей шахмат, особенно для тех, кто живёт в населённых пунктах, отдалённых от центров шахматной жизни. Шахматы, как искусство, как зрелище пробуждают в человеке целую палитру качеств и эмоций, способствующих духовному обогащению личности, её всестороннему и гармоничному развитию.

Направленность программы.

Общеинтеллектуальное направление.

Новизна, актуальность.

Новизна программы заключается в том, что она направлена не только на развитие интеллектуального уровня и качеств личности ребёнка. А, ставая его средствами шахмат, в том или иное положение, она помогает ему заранее определиться в той или иной будущей сфере деятельности, профессии и помогает сделать для себя (и родителей) соответствующие выводы, чтобы потом иметь несколько лет целенаправленной подготовки. Актуальность курса. Выдающиеся политические деятели, военачальники и полководцы, писатели, музыканты, учёные видели и видят в шахматах не просто отдых и развлечение, но и своеобразную гимнастику ума, эффективное средство воспитания и развития человека. К числу наиболее в активных социальных функций шахмат относится функция педагогическая, ориентированная на формирование творческих качеств личности, развития познавательной активности обучающихся, их самостоятельности в принятии оптимальных решений в самых различных ситуациях, требующих повышенного внимания, ответственности, высокой культуры и дисциплины мыслительной деятельности. Отличаясь доступностью, простотой и привлекательностью, шахматы вносят вклад во всестороннее гармоничное развитие человека, независимо от возраста, профессии, спортивной шахматной квалификации. Во всём мире растёт понимание того, что школа не может обеспечить знаниями своих воспитанников на все случаи жизни. Поэтому центральное место в системе дополнительного образования занимает развитие обучающихся, формированию у них таких качеств творческой личности, которые помогли бы им активно участвовать в последующей учебной и трудовой деятельности. Теоретически и практически обоснована не только целесообразность, но и сама возможность использования шахмат в формировании элементов научного стиля мышления творческий способностей, эстетических взглядов, повышение успеваемости детей по всем предметам. Шахматы-школа творчества детей. Это уникальный инструмент развития творческого мышления. «Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее»-К. Илюмжинов. Именно здесь готовится его самая умная часть, будущая элита общества. Занятия шахматами не должны мешать профессиональному становлению личности в любой сфере деятельности, напротив, должны помогать в этом. Обычно вопросы шахматной педагогики рассматриваются односторонне-как набор методических правил и принципов, которыми должен руководствоваться тренер, решающий лишь одну задачу: как можно быстрее добиться от своих воспитанников, высоких спортивных результатов. Но цели и задачи шахматной педагогики сложнее. Это специфическая отрасль педагогических знаний, которая отражает идеи и рекомендации науки к компонентам педагогической деятельности-целям, содержанию, методам, средствам и организационным формам воспитания, обучения и развития с учётом индивидуальных познавательных возможностей. Подход к шахматам в школах связан с тем, что игра в шахматы рассматривается как самостоятельный вид деятельности, вид спорта, в котором необходимо совершенствоваться, и на это направлены имеющиеся программы обучения шахматами. Особенности данной программы в том, что шахматы выступают как средство интеллектуального развития, эффект от которого связан с переносом тех или иных творческих качеств личности, на различные виды интеллектуальной деятельности. А это приводит к изменениям акцентов - переориентирования в процессе обучения шахматам на процесс развития с помощью шахмат.

Цель программы.

Целью программы является: - использование шахмат как эффективное средство воспитания и интеллектуального развития детей; - развитие логического мышления, концентрация внимания, памяти, эмоциональной и волевой выдержки; - воспитание личности, ответственность за свои поступки; - повышение спортивного мастерства; - определение своей будущей сферы деятельности (профессии).

Задачи курса «ЮНЫЕ ШАХИАТИСТЫ»

Обучающие

Овладеть основными принципами разыгрывания дебютов, решать задачи в 2-4 хода. Владеть основами пешечного эндшпиля. Нападение развязыванием. Уметь составлять план и давать оценку позиции. Владеть окончаниями «лёгкой фигуры против пешек». Уметь ставить мат слоном и конём, двумя слонами. Ориентирование на плоскости.

Развивающие

Овладеть стратегическими идеями гамбита Эванса, венской партии, королевского гамбита. Достигать цели игры в процессе шахматной партии. Начальный выбор профессии. Овладеть идеями защиты двух коней, дебюта 4-х коней. Освоить навыки планирования партии. Определить личные качества к выбранной профессии.

Воспитательные

Знать задачи физического воспитания в стране. Уметь поддерживать своё здоровье в норме. Учиться творческому подходу в шахматах. Улучшить оценки по предметам. Знать основные положения гигиены шахматистов. Понимать цели и смысл шахмат в жизни людей. Развивать спокойствие и уверенность в своих силах. Стремиться к лидерству.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ.

Отличительной особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, количество учащихся в группе.

8-11лет. 15 человек.

Сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, включая каникулярное время, этапы)

  1. год



Формы, режим и продолжительность занятий.

Формы и методы занятий. Применение специальных методов помогает непосредственно решать эту задачу. Для их реализации используются упражнения избирательного характера. Особенностью этих упражнений является то, что они обладают способностью избирательного воздействия на определённые функции обучаемых, чтобы данная функция попадала под максимальную «нагрузку» в зависимости от подготовки обучаемых. Этим они отличаются от упражнений, которые используются в тренировочном процессе, где успешность решения различных шахматных задач, этюдов, комбинаций определяются не только уровнем интеллектуальных способностей, но и объёмом имеющихся у него знаний. Особенно полезны они для детей с задержками и отклонениями в умственном развитии, помогают им лучше усваивать школьные дисциплины. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. «Она входит в жизнь как элемент умственной культуры»-писал В. Сухомлинский. Именно с игры начинается путь в шахматный мир. Данная программа ориентирована на детей среднего школьного возраста (от 8 до 11 лет) и рассчитана на один год обучения. На теоретические и практические занятия на учебный год отводится 72 часа. Занятие длится 45 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

При характеристике ожидаемых результатов нужно знать, как переходят шахматные функции на другие сферы деятельности. В пылу борьбы, так и вне арены шахматных сражений погружённые в волшебный мир шахмат игроки, особенно дети, порой как бы «оживляют» фигуры, и наделяют их способностями людей. Шахматисты часто говорят, что фигуры «чувствуют», «ходят», борются» и т.д. Второй чемпион мира М. Ласкер так писал об эмоциях фигур: «Чувства шахматной фигуры не бедны, как об этом думают: честолюбие-при выполнении работы, ярость-если этому мешают, отчаяние-из-за незаслуженно горькой участи, ликование-по поводу счастливого случая, насмешка над противником, которому фигура загородила путь, ненависть-ко всякому, кто угрожает королю, смех-когда удаётся избежать ловушки….». Шахматисты, подчиняясь магии шахматных фигур, только как бы «оживляют» их, но даже наделяют их теми или иными правами игрока, теми или иными способностями. Фигурам трудно сражаться по одиночке, как в большинстве жизненных ситуаций, к успеху ведут коллективные действия, взаимная выручка и поддержка фигур. При этом каждая фигура действует по своему и вносит вклад в общее дело. Шахматы-это идеальная модель жизни. В отличие от жизни здесь нет места предательству. Просто проигравший не смог использовать силу и возможности своих фигур, а противник, используя их недостатки, превратил их в «плохие» фигуры, где они могут даже мешать своему королю, как, например, положение «спёртого мата», « эполетного мата» и др. В шахматах нельзя «свалить» собственные ошибки на кого-то другого, как это часто бывает в жизненных ситуациях. Шахматы, как игра-противоборство, в принципе ничем не отличается от игры в шашки, в футбол, в баскетбол-похожие стратегические идеи, тактические действия и даже приёмы. Игрок выступает как тренер, который руководит своими фигурами, как, например, футболистами. Также переносятся функции шахмат на другие виды деятельности в зависимости от того, какую специальность хочет выбрать обучающийся. Он должен знать специфику будущей работы, какие требования предъявляет эта профессия к человеку, какие качества он должен будет в себе развивать, какие недостатки и слабости он имеет и знать, какими специальными упражнениями их устранять с помощью педагога. На каждого обучаемого заводится анкета, где характеризуется его положительные и отрицательные качества, недостатки, слабости и намечаются пути их устранения путём подбора специальных упражнений избирательного характера, не допуская компенсации одних функций другими. Для закрепления пройденного учебного материала организуются тематические сеансы одновременной игры, разыгрывания типовых, эндшпильных и миттельшпиль-ных позиций, конкурсы решения комбинаций. Участие в различных соревнованиях показывают уровень подготовки шахматиста, его функциональный уровень. В целях проверки результатов освоения программы применяется контроль и самоконтроль в форме индивидуального опроса, фронтального опроса, устных и письменных зачётов, устных экзаменов, собеседование по элементам и тактическим приёмам, устного самоконтроля, диагностики. Введение тестов изменяет отношение детей ко всем упражнениям, которые помогут им сдать эти тесты. Появляется интерес к решению и сильнее закрепляется навык. В конце учебного года проводится конечная диагностика, подведение итогов года, награждение грамотами. В конце учебного курса проводится первенство школы по шахматам.

Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся.



В процессе обучения важную роль играет выбор организационных форм проведения занятий. Применяются индивидуальные, групповые и коллективные формы организации учебной деятельности. Форма обучения зависит от контингента обучаемых, условий их обучения. Чем выше шахматная квалификация, тем большее значение приобретают индивидуальные формы работы. При подготовке к соревнованиям, разнообразным праздникам возрастает роль коллективных форм. Именно в коллективе воспитываются личностные качества человека такие, как честность, ответственность, дисциплинированность, товарищеская взаимопомощь, скромность, отзывчивость и многие другие. Процесс обучения превращается в увлекательную игру. Шахматы на начальном этапе становятся продолжением детских игр и забав. По мере накопления ЗУН происходит качественная перемена, обычный скачок в повышении шахматного мастерства. При групповых занятиях применяются следующие приёмы: рассказ, беседа, лекция, объяснение, учебная дискуссия, конкурс, сеанс одновременной игры, самостоятельная работа, упражнения, решение задач и этюдов, познавательные игры, соревнования.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


1.Шахматная доска (4 ч)

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2.Шахматные фигуры ( 2 ч)

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3.Начальная расстановка фигур ( 4 ч)

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4.Ходы и взятие фигур ( 34 ч)

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

5.Цель шахматной партии ( 18 ч)

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6.Игра всеми фигурами из начального положения ( 10 ч)

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре

«Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске.






















Учебно-тематическое планирование.

пп

Раздел

Кол-во часов

Всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1

Шахматная доска

4

4

-

2

Шахматные фигуры

2

1

1

3

Начальная расстановка фигур

4

2

2

4

Ходы и взятие фигур

34

10

24

5

Цель шахматной партии

18

6

12

6

Игра всеми фигурами из начального положения

10

-

10

7

Всего

72

23

49

































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме - это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры. Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга. Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает. Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника - это значит решать его реальные проблемные ситуации. На уровне аналитической работы происходит: • процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика; • понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения вперед. При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же. Но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры. Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные. Метод упражнения. Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как: • точные - теоретические; • типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам; • фрагменты из партий - различное игровое содержание; • этюды - аналитические, художественные. Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие: • оперативной памяти; • оперативного мышления; • функции внимания; • восприятия; • оценочной функции. Формы и методы реализации программы: -уроки; -групповые занятия; - индивидуальные занятия; - игровая деятельность; -конкурсы решения; - турнирная практика; - разбор партий; -работа с компьютером. Средства реализации программы: · учебно-тематические планы; · методические указания и методическое обеспечение программы; · сборники задач; · шахматная литература.





























МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Карточки «Шахматные фигуры». 2. Книги по шахматам. 3. Раздаточные материалы для тренинга. 4. Вопросники к контрольным занятиям и викторинам. 5 словарь шахматных терминов 6. Компьютер 7. Ноутбук 8. Презентации. 9. Шахматная доска-8 штук.


























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для педагога

1.И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: - Обнинск « Духовное возрождение», 1998. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации

2.И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. Пособие для учителя - Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

Литература для обучающихся

Дидактические шахматные сказки

Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1994. - Вып. 3.

Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1995. - Вып. 5.

Сухин И. От сказки - к шахматам. М. «Знание», 2009.

Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Издательство фирмы ACT, 1993.

Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. М.: Издательство фирмы ACT, 2003.

Сухин И. Хвастуны в Паламеде. .: Издательство фирмы ACT, 2002.

Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1994. - Вып. 2.

Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. - М.: Педагогика, 1994.


Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

Аматуни П. Королевство Восемью Восемь, М. Педагогика, 2010

Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. - М.: Педагогика, 2008.

Добрыня, посол князя Владимира (былина). М. «Детская литература», 2007

Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. М. «Знание», 2009;

Ильин Е. В стране деревянных королей. - М.: Малыш, 1999.

Кумма А., Рунге С. Шахматный Король, М. Педагогика, 2009

Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик.

Остер Г. Полезная девчонка. М. «Детская литература», 2011

Пермяк Е. Вечный Король. .: Издательство фирмы ACT, 2009.

Сендюков С. Королевство в белую клетку. - М.: Малыш, 1999. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. - М.: Малыш, 2009. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин М. «Детская литература», 2006 Шаров А. Сказка о настоящих слонах. М. «Детская литература», 2010




Стихотворения о шахматах и шахматистах


Берестов В. В шахматном павильоне. М.: ФиС,2009

Берестов В. Игра. М.: Ф и С, 2008.

Ильин Е. Приключения Пешки. - М.: ФиС,2005.

Ильин Е. Средневековая легенда.

Квитко Л. Турнир. - М.: Ф и С, 2005.

Никитин В. Чья армия сильней? - Красноярск, 2007.

Сухин И. Волшебная игра. М. Новая школа, 1995

Художественная литература для детей по шахматной тематике

Булычев К. Сто лет тому вперед, М. «Детская литература», 2008

Велтистов Е. Победитель невозможного. М. «Детская литература», 2011

Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. М. «Детская литература», 2004

Крапивин В. Тайна пирамид. М. «Детская литература», 2008

Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. М. «Детская литература», 2009

Лагин Л. Старик Хоттабыч. М. «Детская литература», 2012

Надь К. Заколдованная школа. М. «Детская литература», 2009 Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. М. «Детская литература», 2008

Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. М. «Детская литература», 2005

Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М. «Детская литература», 2011

Раскатов М. Пропавшая буква. М. «Детская литература», 2000

Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. М. «Детская литература», 2001

Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. - М.: Новая школа, 1995. - Вып. 4, 5.

Томин Ю. Шел по городу волшебник. М. «Детская литература», 2008

Интернет ресурсы:

1. webchess.ru/ 2. chess.nnm.ru/ 3. iecg.org/games_archive/ 4. chess-iecc.org/ 5. chesspro.ru/ 6. ruschess.com/indexrus.php 7. chesszone.net.ru/ 8. jeremysilman.com/chess_opng_shrtcts/archive.html 9. sdchess.ru/ 10. immortal223.narod.ru/chess.html 11. forums.vl.ru/list.php?26 12. crestbook.com/ 13. 64.ru/ 14. e3e5.com/ 15. graycrow.narod.ru/chess/ebooks/dl/ 16. shch.webhost.ru/ 17. immortal223.borda.ru/

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ.


Дата

Кол-во часов

Тема занятий

План

Факт.

1-2

03.09

2

Шахматная доска

3-4

10.09

2

Шахматная доска.

5-6

17.09

2

Знакомство с шахматными фигурами.

7-8

24.09

2

Начальная расстановка фигур

9-10

01.10

2

Шахматная доска и фигуры

11-12

08.10

2

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

13-14

15.10

2

Ладья в игре.

15-16

22.10

2

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

17-18

29.10

2

Слон в игре.

19-20

12.11

2

Ладья против слона.

21-22

19.11

2

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

23-24

26.11

2

Ферзь в игре.

25-26

03.12

2

Ферзь против ладьи и слона.

27-28

10.12

2

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

29-30

17.12

2

Конь в игре.

31-32

24.12

2

Конь против ферзя, ладьи, слона.

33-34

14.01

2

Знакомство с пешкой.

35-36

21.01

2

Пешка в игре.

37-38

28.01

2

Пешка против ферзя, ладьи, слона.

39-40

04.02

2

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

41-42

11.02

2

Король против фигур.

43-44

18.02

2

Шах

45-46

25.02

2

Шах

47-48

03.03

2

Мат. Цель шахматной партии.

49-50

10.03

2

Мат.

51-52

17.03

2

Ставим мат.

53-54

24.03

2

Ставим мат.

55-56

31.03

2

Ничья, мат

57-58

07.04

2

Рокировка

59-60

14.04

2

Рокировка

61-62

21.04

2

Шахматная партия.

63-64

28.04

2

Шахматная партия.

65-66

05.05

2

Повторение программного материала.

67-68

12.05

2

Повторение программного материала

69-70

19.05

2

Повторение программного материала

71-72

26.06

2

Повторение пройденного материала












Информационная карта


Наименование программы

« Юные шахматисты»

Сведения об авторе программы

ФИО педагога: Кочетков Анатолий Викторович

Место работы: Шульгинский филиал МБОУ «Новопокровская СОШ»

Должность (категория): учитель ОБЖ и ФК

Аннотация программы

Направление

Общеинтеллектуальное направление

Возраст обучающихся

8-11 лет

Срок реализации

1 год

Год разработки

2015

Нормативная база

1.Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",

2.Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 № 373,

3.Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования" от 17.12.2010 N 1897,

4.Типовым положением об общеобразовательном учреждении,

5.Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей,

6.санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиНами 2.4.4.2821-10», утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189,

7.Письмом Минобрнауки РФ от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»,

8.письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. № 03-2960 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,

9.Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 18 мая 2015 года);

10.Уставом школы,

11.Положением о внеурочной деятельности.

Вид/тип

Модифицированный

Цель программы

Целью программы является: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи программы

Обучающие: - формировать ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы; - формировать критического мышления; - формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; - уметь находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре; - уметь оценивать позицию и реализовать материальный перевес; - овладевать навыками игры в шахматы.

Развивающие: - формировать конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления; - формировать творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

Воспитательные: - формировать адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни; улучшить оценки по предметам; знать основные положения гигиены шахматистов; понимать цели и смысл шахмат в жизни людей; развивать спокойствие и уверенность в своих силах; стремиться к лидерству.

Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что она направлена не только на развитие интеллектуального уровня и качеств личности ребёнка. А, ставая его средствами шахмат, в то или иное положение, она помогает ему заранее определиться в той или иной будущей сфере деятельности, профессии и помогает сделать для себя (и родителей) соответствующие выводы, чтобы потом иметь несколько лет целенаправленной подготовки.

Формы занятий

(указать кол-во детей в группах)

Групповые. 14 человек.

Режим занятий

1 раз в неделю по 2 часа (всего 2 часа в неделю)

Ожидаемые результаты

Знать: - шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правила хода и взятия каждой фигуры. Уметь: - ориентироваться на шахматной доске;

- играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

- рокировать;

- объявлять шах;

- ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход. Применять: - в практической игре.

Формы подведения итогов реализации программы

Результативность усвоения программы отслеживается в три этапа:

- входной контроль - сентябрь;

- промежуточный контроль - январь, февраль;

- итоговый контроль - май.

Входной контроль - собеседование с воспитанником с целью определения уровня общеобразовательных знаний. Способ - диагностическая карта или тестирование.

Формы промежуточного контроля - зачёт, защита творческих работ, интеллектуальная игра.

Итоговый контроль имеет формы, направленные на обобщение программного материала по всему тематическому спектру за текущий учебный год.

Страниц текста

21 страница

Приложение

методические разработки

Рецензенты

Ф. И. О. Кретинина Е.А. зав. Шульгинским филиалом МБОУ «Новопокровская СОШ»

Жариков А. А. Директор МБУ ДО ДЮСШ

Шабанов В.Н. Зам. директора ДЮСШ по УВР.

М.П. ________( Климачёва Н.И.) «31» августа 2015 года



© 2010-2022