- Преподавателю
- Физкультура
- Практическая ценность детской йоги ДОУ
Практическая ценность детской йоги ДОУ
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сердечная Г.Г. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Практическая ценность детской йоги»
Подготовила:
воспитатель
МБДОУ №49
г. Невинномысска
Сердечная Г.Г.
г. Невинномысск
Практическая ценность детской йоги
Йога - это свет, который если загорится,
то уже не померкнет.
И чем лучше вы стараетесь,
тем ярче пламя. Б. К. С. Айенгар
Наши дети - это наше будущее, будущее нашей семьи, нашего общества страны, всего мира. Нашим детям необходимо грамотное руководство, которое подготовит их к будущему, к профессии, к жизни в целом В противном случае они и общество потерпят неудачу.
Данные по детской заболеваемости в Российской Федерации поражает воображение. По неумолимой статистике, более 60% детей в возрасте 5 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 30-40 % детей отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и т. д. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а ведь учебный труд потребует от них выносливости, упорства, способности к умственной и физической нагрузке и, вечно же, здоровья.
Современные жизненные условия, нарушения экологической обстановкой побудили нас к созданию программы для оздоровления детей, которая включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением гимнастики хатха-йоги.
Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что тельная активность способна сохранить здоровье без лекарств.
Йога - прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Благодаря упражнениям йоги дети станут бодрыми, гибкими, координированными, улучшат способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Это особенно важно в дни, так как дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером. Йога заключает в целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, который обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их растущим телам, укрепит внутренние органы.
Йога - это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника.
Начиная заниматься йогой, дети соприкасаются с природой и естественным ритмом жизни, учатся уважению к себе и другим детям. Практика йоги укрепляет кости детей, делает их мышцы упругими, пластичными. Балансирующие позы способствуют развитию координации движений и концентрации внимания детей. Постоянная практика поз поможет контролировать и смягчать эмоции детей, обеспечивая полноценный отдых и сон. Большинство поз изображают животных и природу, а кроме того, это веселая игра без элементов соревнования. Йога способствует тому, чтобы дети выросли мягкими, добрыми и, возможно, создали в будущем более спокойный мир.
Таким образом, практическая ценность детской йоги заключается в том, что она:
-
развивает гибкость и силу (повышаются подвижность суставов, эластичность связок и мышц, расширяется спектр движений);
-
улучшает осанку (укрепляются мышцы, поддерживающие позвоночник, выпрямляется и укрепляется позвоночный столб);
-
дает осознание своего тела (гармонично развиваются правое и левое полушария мозга);
-
формирует правильное дыхание (здоровый сон, спокойствие ума, освобождение эмоциональных блоков и творческой энергии);
-
способствует концентрации ума (бдительность, восприимчивость, внимательность, активизация интеллектуальных способностей);
-
развивает коммуникативные навыки (расширение словарного запаса);
-
повышает самооценку (растет уверенность в себе).
Цели программы оздоровления детского организма
-
сохранение и укрепление здоровья;
-
улучшение физического развития;
-
повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения к средством занятий хатха-йоги.
Образовательные задачи
-
изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;
-
формировать правильную осанку и равномерное дыхание;
-
совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
-
учить детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений хатха-йоги);
-
вырабатывать равновесие, координацию движений.
Развивающие задачи
-
развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;
-
укреплять мышцы тела;
-
сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;
-
способствовать повышению иммунитета организма
Воспитательные задачи
-
воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость);
-
воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;
-
воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорового «за жизни.
«Йога для детей» построена на общедидактических принципах педагогики: систематичности (занятия проводятся регулярно), доступности (с учетом особенностей возраста), прогрессирования (возрастания физической нагрузки), а также принципах гуманистической педагогике:
-
безоценочной деятельности (освобождение детей от страха делать ошибки);
-
сознательности и активности (предусматривает воспитание у детей инициативы, активности, самостоятельности в решении поставленных перед ними задач, умения регулировать свое психофизическое состояние);
-
-
творческой деятельности (предусматривает возможность применения ребенком знаний и умений в нестандартной, новой для себя обстановке);
-
сотрудничества и кооперации (дается возможность выполнять движения как самостоятельно, так и в паре с кем-то или группой)';
-
взаимодействия с родителями (семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу). Родители - частые гости на занятиях, они участвуют в различных совместных физических досугах и праздниках. Их постоянно информируют о состоянии физического развития детей.
Практическая часть
Педагог. Маугли - смелый и ловкий мальчик. У него очень гибкий позвоночник. А теперь мы посмотрим, как вы бережете свой позвоночник.
Упражнение «Я позвоночник берегу».
Я позвоночник берегу, Дети наклоняют корпус вправо-
Сам себе я помогу. влево, ладони скользят вдоль тела
Все выполню я по порядку: от подмышек до колен.
Сначала сделаю зарядку, Ставят руки на пояс, поднимают и опускают плечи.
Нагнусь, Наклоняются вперед.
Прогнусь Слегка прогибаются назад.
И выпрямлюсь, Встают прямо
И вправо, влево наклонюсь. Наклоняют корпус вправо и влево.
С друзьями поиграю в мяч, Бегут на месте.
Он весело помчится вскачь. Прыгают на обеих ногах.
И за столом я посижу Делают полуприсед,
И телевизор погляжу. сложив руки «полочкой» перед грудью.
Но буду помнить я всегда: Встают прямо, руки в стороны.
Должна прямою быть спина!
Кладут правую руку за правое плечо, левую руку
Заводя за спину и стараются сцепить пальцы рук за
спиной. Меняют положение рук.
Пальчиковая игра «Наши пальцы».
Пальцы встали дружно в ряд:
Десять крепеньких ребят.
Эти два - всему указки,
Все покажут без подсказки.
Пальцы - два середнячка,
Два здоровых бодрячка.
Ну а эти - безымянны,
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца - коротышки,
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них -
Два больших и удалых.
Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами, сжимают пальцы в кулаки.
Показывают два указательных пальца, остальные пальцы придерживают большими.
Касаются средними пальцами друг друга.
Показывают безымянные пальцы, придерживая остальные пальцы большими.
Показывают мизинцы.
Показывают два больших пальца, остальные сжимают в кулаки.
Будьте здоровы!