Влияние физической нагрузки на внимание

Внимание существенно отличается от всех прочих психических процессов. Его своеобразие заключается в том, что оно не самостоятельный вид психической деятельности как формы отражения, а организация других психических процессов. Человеку не нужно воспринимать все окружающие его раздражители, все помнить и обо всем думать, да он и не может все это делать одновременно.Значение внимания в жизни человека огромно. Оно делает психические процессы полноценными. Только внимание дает возможность видеть, слы... Без внимания нет сознательного отношения человека, к тому, что он делает. Внимание имеет огромное значение для любой деятельности, особенно для обучения.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ВНИМАНИЕ




Автор :



Зайцева Елена Юрьевна

учитель физической культуры

МБОУ ХМР СОШ п. Горноправдинск

Ханты - Мансийский район

Тюменская область










2014

1


Оглавление






2

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ВНИМАНИЕ

Цель работы:

выяснить, как влияет физическая нагрузка на внимание.

Методы работы:

  • Анализ научно - методической литературы.

  • Тест на внимание.

  • Статистические методы обработки экспериментальных данных.






3


Аннотация


Цель работы:

Выяснить, как влияет физическая нагрузка на внимание; при помощи литературных источников дать определение понятия внимание; подобрать тест для определения внимания; определить экспериментальным путем влияние физической нагрузки на внимание.

Методы работы: анализ научно - методической литературы, тест на внимание, статистические методы обработки экспериментальных данных.








4


ВВЕДЕНИЕ

Значение внимания в жизни человека огромно. Оно делает психические процессы полноценными. Только внимание дает возможность видеть, слышать, воспринимать окружающее.

Без внимания нет сознательного отношения человека, к тому, что он делает. Внимание имеет огромное значение для любой деятельности, особенно для обучения.

В учебном процессе, как и в любой другой деятельности, внимание является обязательным компонентом. Без этого деятельность не может быть продуктивной.

В процессе обучения, я поняла, что дети по-разному воспринимаю информацию, до урока физической культуры и после. Сопоставляя временные факты, а так же физическое и психическое состояние, я задалась вопросом, как физическая нагрузка влияет на внимание.

Цель проекта - выяснить, как влияет физическая нагрузка на внимание.

Задачи проекта:

  • При помощи литературных источников дать определение понятия внимание.

  • Подобрать тест для определения внимания.

  • Определить экспериментальным путем влияние физической нагрузки на внимание.

Актуальность - повышение качества знаний.

Предмет исследования - внимание учащихся.

Объект исследования - изменение внимания под влиянием физической нагрузки.

Субъект исследования - учащиеся 7-х классов.

Методы исследования:

  • Анализ научно - методической литературы.

  • Тест на внимание.

  • Статистические методы обработки экспериментальных данных.

Гипотеза. Мы предполагаем, что физическая нагрузка влияет на внимание учащихся.

Практическая значимость: Данное исследование можно использовать завучам для составления расписания.



5

1. ВНИМАНИЕ И ЕГО ВИДЫ

Умение человека концентрировать свое внимание оказывает большое влияние на его интеллект. Внимание - важная умственная привычка. Развивая силу сосредоточенного внимания, каждый человек имеет возможность достичь известной степени гениальности.

Внимание - это направленность сознания на какой-либо объект при отвлечении от всего остального.

Внимание - это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект, что предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности. Внимание является базовым психическим процессом, «питающим» все другие психические функции и виды деятельности. Оно обеспечивает организованный и целенаправленный отбор поступающей информации, избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности, а также направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения.

  • Внимание является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления.

  • Внимание всегда есть сосредоточенность на чем-либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому.

  • Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса.

  • Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. По мнению П.Я. Гальперина, «внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности».

  • Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят и такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки.



6

  • Внимание состоит в том, что известное представление или ощущение занимает господствующее место в сознании, вытесняя другие. Эта большая степень сознаваемости данного впечатления и есть основной факт, или эффект внимания.

Внимание имеет низшие (непроизвольным вниманием) и высшие (произвольным) формы.

Виды внимания

1.Непроизвольное внимание возникает без усилий, само по себе.

2.Произвольное внимание - сознательная сосредоточенность человека, на какой либо информации.

3. После произвольное внимание возникает вслед за произвольным, когда человек сначала сосредотачивает внимание на какой-либо информации, затем эта информация вызывает нарастающий интерес и внимание удерживается без особых усилий.

Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

  • объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность);

  • структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные);

  • интенсивность объекта - более сильный звук, более яркий плакат и т.д. скорее привлекает к себе внимание;

  • новизна, необычность объекта;

  • резкая смена объектов;

  • субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему;

  • отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует потребностям, привлекает внимание прежде всего).

Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.


7

Разновидности непроизвольного внимания (в зависимости от внутренних условий):

Вынужденное внимание - его называют врожденным, естественным или инстинктивным. Поскольку научение в этой форме внимания играет незначительную роль. Внешняя и внутренняя деятельность при этом уменьшается до минимума или принимает автоматический характер.

Невольное внимание - зависит не столько от видового, сколько от индивидуального опыта субъекта. Оно также складывается на инстинктивной основе, но в отсроченном порядке, в процессе стихийного научения и адаптации человека к определенным условиям жизни. В той мере, в какой эти процессы и условия совпадают или не совпадают у представителей различных возрастных и социальных групп, образуются общие и индивидуальные зоны объектов внимания и невнимания. Принудительный характер и эмоциональное воздействие впечатлений, мыслей, представлений, его вызывающих, сравнительно невелики. В отличие от стимула вынужденного внимания, объекты невольного внимания проникают в область сознания в моменты относительного бездействия, периоды отдыха и актуализации потребностей. В этих условиях внимание привлекают ближайшие объекты, голоса и т.д.

Привычное внимание - одни авторы считают его следствием или особым случаем произвольного внимания, другие же - переходной к нему формой.

Вынужденное, невольное, привычное внимание как разновидности непроизвольного внимания объединяет то, что их побудительные причины лежат вне сознания человека.

Источники произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. В зависимости от характера этих условий и от системы деятельности, в которую включены акты произвольного внимания, выделяют следующие его разновидности.

  1. Процессы намеренного обращения внимания могут протекать легко и без помех. Такое внимание называют собственно произвольным, чтобы отличить его от случаев привычного внимания, о которых говорилось ранее. Необходимость в волевом внимании возникает в ситуации конфликта между выбранным объектом или направлением деятельности и объектами или тенденциями непроизвольного внимания. Чувство напряжения - характеристика процесса внимания данного вида.

8

Волевое внимание можно определить как неохотное, если источник конфликта лежит в мотивационной сфере. Борьба с самим собой - суть любых процессов волевого внимания.

  1. Волевой характер выжидательного внимания особенно проявляется в ситуациях решения так называемых задач на бдительность.

  2. Особенно важный вариант развития произвольного внимания заключается в трансформации волевого внимания в спонтанное. Функция непроизвольного внимания состоит в создании спонтанного внимания. При неудаче появляется лишь утомление и отвращение. Спонтанное внимание обладает качествами как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным вниманием его роднит активность, целенаправленность, подчиненность намерению внимать выбранному объекту или виду деятельности. Общим моментом с непроизвольным вниманием является отсутствие усилия, автоматичности и эмоциональное сопровождение.

Основная функция произвольного внимания активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.

Характеристики произвольного (преднамеренного) внимания:

  • целенаправленность - определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности;

  • организованный характер деятельности - человек готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы;

  • устойчивость - внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы.

  • Преднамеренное внимание всегда связано со словами, в которых мы выражаем наше намерение.

Причины, обусловливающие произвольное внимание:

  • интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;

  • осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.

Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточение

9

сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности.

По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться.

Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.


Уровень внимания можно определить по ряду свойств.

Объем внимания - характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Переключение внимания - это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность - плохая переключаемость).

Распределение внимания - субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Устойчивость внимания - длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

  • Благодаря анализу и абстракции мы создаем наиболее полное впечатление. Человек получает наилучшие результаты, изучая какой-либо предмет, если направляет свое внимание на различные подробности, которые позволяют лучше познать предмет как целое.

  • Степень произвольного внимания указывает и на уровень развития, достигнутого человеком. Развитый человек усилием воли способен направить свое внимание на предмет, для него не интересный, и удержать внимание до тех пор, пока не закрепит в своей памяти нужные сведения.

  • Интеллектуально развитый человек может переключать свое внимание, с более интересного предмета на менее интересный. Чтобы облегчить возможность сосредоточить внимание, развитый человек почти всегда находит в каждом предмете познания что-то интересное для себя.





10

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Корректурный тест

Этот тест позволяет узнать, насколько внимательно ученики воспринимают ваши слова до и после физической нагрузки.

Влияние физической нагрузки на внимание

Инструкция испытуемым

Учащимся были розданы таблицы с набором цифр. По команде: «Начали!» они вычеркивайте цифры 6 и 9 в каждой строке, начиная с первой верхней. В задачу входило - зачеркнуть как можно больше искомых цифр за 2 мин.

По истечении времени подсчитывается результат. Затем проводится урок по спортивным играм, т.е. учащиеся испытывают физическую нагрузку. Сразу после нагрузки ученикам предлагается выполнить этот же тест, но зачеркивать они будут уже другую комбинацию цифр, например 3 и 4. Потом опять подсчитывается результат. Как до, так и после нагрузки очень важно выявить количество ошибок.




11

После обработки результатов мы получили следующие данные: на начало урока 75% учащихся, отлично справились с тестовым заданием, а после проведения спортивной игры результат ухудшился, до 43%.




12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав полученные данные, мы можем сделать следующие выводы:

1. Мы достигли поставленной цели и выяснили, что физическая нагрузка оказывает несомненное влияние на внимание учащихся;

2. Проанализировав научную и методическую литературу, мы определили, что внимание - это направленность сознания на какой-либо объект при отвлечении от всего остального;

3. Для определения внимания нами был выбран корректурный тест, с помощью которого мы и выявили влияние нагрузки на внимание.

Наша гипотеза, о том, что физическая нагрузка влияет на внимание учащихся, нашла свое подтверждение, благодаря эксперименту.





















13

ВЫВОДЫ

Анализирую данный тест, я пришела к следующему выводу: физическая активность способствует ухудшению внимания, у учащихся снижается концентрация внимания, они более рассеяны, хуже организуются.

Исходя, из этого рекомендую при составлении расписания, учитывать

данное исследование, и по возможности ставить уроки физической культуры

выше уроков русского языка и математики, где очень важна концентрация внимания.

Так же я рекомендую, в конце и после урока физической культуры использовать упражнения для концентрации внимания (приложение 1).






















14

МЕТОДИКА РАБОТЫ

Тест был дан учащимся 7 - х классов (40 человек). Проанализировав данные теста, мы пришли к выводу, что физическая активность способствует ухудшению внимания, у учащихся снижается концентрация внимания, они более рассеяны, хуже организуются.
























15

БИБЛИОГРАФИЯ:


  1. Кляйн, Ганс. «Внимание и спорт», Москва 1996г.

  2. Гоноболин Ф.Н. «Внимание и его воспитатель» Москва 1972г.

  3. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, академия развития, академия холдинг 2000г.

Интернет ресурсы:


  • detskiysad.ru/ped/ped247.html

  • kraskizhizni.com/psy/710-kachestvo-vnimania

  • psyera.ru/vnimanie-fiziologicheskie-mehanizmy-vidy-i-kachestva-vnimaniya-1346.htm



























16

Приложение 1

Игры и упражнения

«Слушай команду»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание: Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды дают только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и выполняют задания.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!»

Примечание: Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене; руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

«По новым местам!»

Играющие становятся в круг, каждый в нарисованный кружок. Взрослый говорит: «На прогулку!» Все дети идут за ним в колонне по одному под разученную песню или врассыпную. По команде взрослого: «По новым местам!» - играющие разбегаются по кружкам. Каждый должен встать на новый кружок. Занявшие места последними, проигрывают.

«Слушаем тишину»

Предлагается всем послушать тишину, а потом определить, кто и что услышал в тишине.


17

© 2010-2022