Физическая культура. Методические рекомендации

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРЕДМЕТУ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В настоящее время преподавание физической культуры, как и других учебных предметов, осуществляется в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ГОС) (приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089), федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312).

Начиная с 2011-2012 учебного года, преподавание физической культуры на ступени начального общего образования осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования от 6 октября 2009 г. № 373). С 2015-2016 учебного года обязательным будет обучение по ФГОС на ступени основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1887). С 2020-2021 учебного года обязательным будет обучение по ФГОС на ступени среднего (полного) общего образования.

Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования, после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах начиная с 2012-2013 учебного года, в 10 классах - с 2013-2014 учебного года.

Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Физическая культура» и является основой физического воспитания обучающихся.

Учебная программа по предмету «Физическая культура» обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы по предметной области «Физической культуре» и является основой для составления рабочей программы.

При разработке учебной программы по предмету «Физическая культура» необходимо учитывать регионально-национальные и этнокультурные особенности субъекта Российской Федерации и потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития, самореализации.

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июня 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон «Об образовании») разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) относится к компетенции образовательного учреждения. Сегодня учителям предоставляется свобода в выборе учебных планов, программ, методических материалов, информационных ресурсов. Главное, чтобы результат подготовки обучающихся соответствовал требованиям образовательного стандарта. Это дает возможность каждому учителя внедрять инновационные программы и методики физического воспитания.

В конце 2010 - начале 2011 годов Минобрнауки России был проведён мониторинг опыта работы общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации по разработке и использованию инновационных учебных программ, методик и технологий физического воспитания и преподавания физической культуры. Результаты мониторинга показали, что в настоящее время только 11,1 % общеобразовательных учреждений работают но физической культуре в инновационном режиме. При этом многие инновационные программы, которые реализуются в общеобразовательных учреждениях, написаны в произвольной форме и не соответствуют требованиям к структуре образовательной программы.

Настоящие методические рекомендации адресованы учителям физической культуры и общеобразовательным учреждениям, реализующим авторские учебные профаммы по предмету «Физическая культура».

Методические рекомендации разработаны в целях разъяснения подходов и разработке учебных программ по физической культуре для общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы в соответствии с ГОС или ФГОС.

Рекомендуем использовать настоящие методические рекомендации при подготовке учебных программ по предмету «Физическая культура» для направления в экспертный совет Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации, созданный в соответствии с приказом Минобрнауки России от 29 июля 2011 г. № 1560.

Структура учебной программы по предмету «Физическая культура» (далее - учебная программа) включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.

  2. Общая характеристика предмета «Физическая культура».

  3. Место предмета «Физическая культура» в учебном плане.

  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Физическая культура» (раздел должен быть представлен в учебных программах общеобразовательных учреждениях, реализуемых образовательные программы в соответствии с ФГОС).

  5. Содержание предмета «Физическая кулкгура».

  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура».

  8. Планируемые результаты изучения предмета «Физическая культура».

1.Пояснительная записка

В разделе указывается:

цель и задачи предмета «Физическая культура», конкретизированные в соответствии с требованиями ГОС к уровню подготовки выпускников или требованиям ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;

принципы и подходы к формированию программы учебной программы в соответствии с законодательными и нормативными правовыми документами (Законом «Об образовании», Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», приказами Минобразования России и Минобрнауки России, утверждающими ГОС и ФГОС).

вклад предмета «Физическая культура» в решение основных педагогических задач в системе общего образования.

2. Общая характеристика предмета «Физическая культура»

В разделе указывается:

перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки с указанием форм организации учебной деятельности;

требования к уровню подготовки выпускников или требования к результатам освоения обучающимися учебной программы по физической культуре;

описание вида (видов) спорта, по которому составляется учебная программа;

новизна учебной программы.

3. Место предмета «Физическая культура» в учебном плане

В разделе указывается, в какую предметную область и обязательную часть учебного плана, формируемую участниками образовательного процесса, входит предмет «Физическая культура». Также указывается, какой компонент учебной программы может быть включен во внеурочную деятельность.

Учебная программа разрабатывается с учетом трехчасовой недельной нагрузки по предмету «Физическая культура» на всех ступенях общего образования.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения предмета «Физическая культура»

Раздел должен быть представлен в учебных программах общеобразовательных учреждениях, реализуемых образовательные программы в соответствии с ФГОС.

  1. Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

  2. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированное™ качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении в познавательной и предметно-практической деятельности знаний и умений, приобретенных на базе освоения содержания предмета «Физическая культура» в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальных способностей, которые потребуются как в рамках образовательного процесса, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.

  3. Предметные результаты характеризуют умения и опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура» и проявляются в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой. Формирование представлений, понятий, методов и приемов в области физической культуры и спорта.

5. Содержание предмета «Физическая культура»

В разделе описывается содержание предмета «Физическая культура» в соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности, включающей три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности», «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).

В разделе «Знания о физической культуре» представляются основные термины и понятия вида (видов) спорта, история развития вида (видов) спорта и его роль в современном обществе, история олимпийских игр и олимпийского движения, характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Кроме этого, в разделе раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки обучающихся, особенности организации и проведения самостоятельных занятий по виду спорта и требования к технике безопасности.

Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя информацию об организации и проведении самостоятельных занятий по виду (видам) спорта с учетом индивидуальных способностей, физического развития и уровня подготовленности; соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выбора инвентаря, одежды для занятий по виду (видам) спорта. Раздел содержит представления о структуре двигательной деятельности, отражающиеся в соответствующих способах ее организации, исполнения и контроля.

Раздел «Физическое совершенствование» ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья обучающихся. Раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из вида (видов) спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью. Предлагаемые упражнения распределяются по разделам базовых видов (вида) спорта и дополнительно группируются внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств.

Раздел «Физическое совершенствование» включает «Физкультурно-оздоровительную деятельность» и «Спортивно-оздоровительную деятельность с соревновательной направленностью».

«Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья обучающихся и предусматривает изучение оздоровительных форм занятий в режиме учебного дня и учебной недели. В нее входят индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры: комплексы упражнений, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются, в первую очередь, обучающимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья.

«Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью» включает в себя средства общей физической, технической, тактической, интегральной подготовки обучающихся по виду (видам) спорта.


6. Тематическое планирование


В тематическом планировании отражаются темы основных разделов учебной программы, число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, даются характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики ориентируют учителя физической культуры на результаты педагогического процесса, которые должны быть получены в конце освоения содержания предмета «Физическая культура».

Из несколько вариантов форм тематического планирования, учитель может выбрать удобную для себя форму.

Форма 1

Тематическое планирование

________________________ класс

Наименование

раздела

программы

Тема

урока

Количество

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к

уровню

подготовленности

обучающихся

Вид

контроля

Домашнее задание

Дата проведения






план

фактическики




Форма 2

Тематическое планирование

________________________ класс

№^

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности обучающихся


Раздел 1. Знания о физической культуре.





Раздел 2. Способы физкультурной деятельности





Раздел 3. Физическое совершенствование





Форма 3

Тематическое планирование

_________________________ класс

Название разделов и тем

Количество часов

Сроки проведения

Формы занятий

Формы и виды текущего и/или

промежуточного контроля и

итоговой аттестации








7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура»

Учебно-методическое обеспечение предмета «Физическая культура» включает примерную программу по предмету «Физическая культура», учебники по физической культуре для общеобразовательных учреждений для 1-11 классов, учебные пособия для учителей физической культуры.

Материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура» включает необходимый набор спортивного инвентаря и оборудования с учетом особенностей образовательного процесса на каждой ступени общего образования, специфики учебного предмета, а также специфика вида (видов) спорта, минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических, компьютерных и других информационных средств обучения.

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

Примечание

Спортивный инвентарь

Спортивное оборудование

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Печатные пособия

Технические средства обучения



  1. Планируемые результаты реализации предмета

«Физическая культура»


Для общеобразовательных учреждений, реализующих ГОС, в данном разделе указываются результаты реализации предмета «Физическая культура», выраженные в знаниях, умениях выпускников и их способности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Для общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС, указываются личностные, метапредметные и предметные итоговые результаты, которые будут демонстрировать обучающиеся при завершении обучения по программе предмета «Физическая культура».

В данном разделе в требованиях, предъявляемых к результатам реализации предмета «Физическая культура», уровню подготовки обучающихся, особое внимание должно быть направлено на содержательный контроль и оценку достижений обучающихся с учетом их физиологических и возрастных особенностей, а не на нормативы по физической культуре.

Учитель физической культуры в условиях реализации ФГОС осуществляет оценку качества образовательной деятельности обучающихся как системный процесс, включающий следующие компоненты:

определение объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности (количество вопросов контролирующих заданий, система их оценивания);

определение объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности (коммуникативная, игровая, учебная, контрольно-оценочная, тренировочная и др.), реализующих освоенные знания;

обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения учебного предмета, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения учебного предмета;

оценка готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени освоенности (самостоятельности), систематичности;

определение предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;

оценка степени направленности личности на физическое совершенство, формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;

определение требований, позволяющих оценивать освоение обучающимся дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорта и т.д.;

оценка сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой.

Данные критерии выстраиваются в логике преемственного развития (от 1 до 11 класса), от элемента действия к целостному действию и от него - к мотивированной, относительно самостоятельной деятельности.

В разделе могут быть представлены диагностические материалы для организации текущего и промежуточного контроля и определения интереса у обучающихся к уроку физической культуры.


© 2010-2022