Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова»



Выступление

«Профилактика и коррекция плоскостопия у детей

на уроках физической культуры».





















Автор: Дмитриева М.В.

учитель физической культуры





г. Тихвин


Во всем мире здоровье подрастающего поколения вызывает серьезную тревогу. Многочисленные научные исследования последних десятилетий констатируют наличие крайне неблагоприятных тенденций, характеризующих здоровье детей и подростков. По данным официальной статистики МЗ РФ и специальных исследований абсолютно здоровых детей в школе почти нет.

В этой связи все больше вопросов предъявляется к системе образования. Факты говорят сами за себя: за период обучения в школе показатели здоровья учащихся в среднем ухудшаются. Так, если среди поступающих в первый класс, по данным Министерства образования, практически здоровых детей около 12%, то к выпускному классу их численность сокращается на половину, то есть 6%.

Возрастает значение профилактической и коррекционной работы в условиях школы.

На VIII Конгрессе педиатров России в 2003 году отмечалось, что в последние годы в реестре заболеваний школьников на передовые позиции выходят нарушения опорно-двигательного аппарата, школьников, имеющих отклонения только в состоянии опорно-двигательного аппарата, к числу которых относится и плоскостопие, насчитывается более 60%.

Плоскостопие является одним из тяжелых ортопедических заболеваний. Запущенные случаи плоских стоп влекут за собой глубокие расстройства здоровья детей. Они приводят к инвалидности и нередко являются причиной возникновения сколиоза.

Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей и подростков.

По данным проведенных исследований А.В. Чоговадзе, В.М. Савкова, наибольшее количество случаев плоскостопия приходилось на детей ослабленных, часто болевших, имеющих нарушение в состоянии здоровья и физического развития.

Актуальность проблемы профилактики плоскостопия обусловила определение цели работы: доказать эффективность средств профилактики и коррекции плоскостопия на уроках физической культуры.

Причины развития плоскостопия.

Плоскостопием принято считать деформацию опорно-двигательного аппарата (ОДА), проявляющуюся в снижении высоты свода стопы, пронировании его заднего и отведение переднего отдела. Такая деформация обычно сопровождается нарушением взаиморасположенности костей, а также нарушением трофики. Как правило, плоскостопие вызывает общее расстройства всего организма.

Одной из современных причин плоскостопия у школьников является снижение двигательной активности (гиподинамия), которая сопровождается понижением тонуса мышц и связок свода стопы, что, в конечном итоге и приводит к плоскостопию.

В связи с этими адекватные, индивидуально подобранные нагрузки, тренирующие мышцы и связки свода стопы являются самыми эффективными как в плане профилактики, так и коррекции возникших нарушений.

Характеристика стопы: опорная часть до 1/3 от общего поперечника стопы

- свод выражен (это норма); от 1/3 до 1/2

- свод уплощен (предпатология);

- если опорная часть составляет более 1/2 от общего поперечника - это плоскостопие. Тяжелый изнурительный труд, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, болезни способствовали тому, что плоскостопие, как деформация ОДА, наряду с искривлениями позвоночника стало принимать катастрофические размеры. Это отмечали ряд исследователей (Р.Р. Вредер, Я.Б. Рывлин и др.), утверждавшие, что плоскостопие - это страдание преимущественно лиц тяжелого физического труда и что по обширности распространения его можно отнести к разряду социальных заболеваний. Я.Б. Рывлин, В.Н. Мошков и другие авторы указывали, что плоскостопие является одной из наиболее частых деформаций нижних конечностей.

Все виды плоскостопия многие исследователи делят на две группы:

1группа, когда известен этнологический момент (рахитические, травматические, паралитические формы)

2группа, когда этнологический момент, особенно в начальных стадиях, доступными методами не определяется (статические формы).

На долю статических плоскостопий приходится около 90% всех приобретенных форм плоскостопия, а другие формы плоскостопия встречаются в 10% случаев.

Причинами образования статического плоскостопия являются:

- связочно -мышечная недостаточность, возникающая при длительной физической перегрузке;

- врожденная слабость связок;

- раннее вставание ребенка на ноги;

- увеличение массы тела в течение короткого отрезка времени;

- нерациональная, неудобная обувь;

- длительное пребывание в статическом положении.

При проведении диагностики по плантографии у всех школьников с нарушением

формы стопы было выявлено статическое плоскостопие.

Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:

- на подошве, в центре свода стопы и внутреннего края пятки;

- в мышцах голеностопа из-за их перегрузки;

- в бедре из-за перенапряжения мышц;

- в пояснице на почве компенсаторного усиления лордоза (прогиба);

- на тыле стопы, в ее центральной части.

Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха.

Еще один вид болезни - травматическое плоскостопие формируется

вследствие переломов различных костей стопы.

Рахитическое плоскостопие развивается в результате неправильного развития

скелета, вызванного дефицитом витамина Д в организме.

Паралитическая плоская стопа - это результат паралича мышц нижних конечностей

и чаще всего последствия вялых параличей мышц стопы и голени,

вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.

Следующий вид - врожденное плоскостопие встречается очень редко и связано

с костными искривлениями вследствие неправильного положения плода или частей

его тела, в результате чего наблюдается уже внутриутробное

неправильное формирование и рост стопы.

Плоскостопие - заболевание прогрессирующее, поэтому, чем раньше начато

лечение, тем лучшие результаты оно приносит. И наоборот, запущенные случаи

лечатся гораздо труднее.

Значения физических упражнений в профилактике и коррекции плоскостопия.

В ЦРБ города отсутствуют врачи-ортопеды, в школах города не ведется диагностика плоскостопия у детей среднего школьного возраста. Все это отрицательно сказывается на своевременном определении и устранении нарушений свода стопы у учащихся 11 - 14 лет.

Физические упражнения и их сочетания:

- общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами;

- корригирующие упражнения;

- корригирующие упражнения с применением приспособлений универсального типа;

- упражнения из раздела ЛФК;

- упражнения на массажерах;

- игры, игровые упражнения. Комплексы упражнений выполняем в подготовительной и основной частях урока. С целью создания положительного эмоционального фона упражнения выполняются детьми под музыку. Комплекс упражнений по коррекции составляю в определенной последовательности: а) упражнения без предметов,

б) упражнения с предметами (захватывание пальцами стопы мелких предметов),

в) упражнения на приспособлениях универсального типа.

Дозировка зависит от уровня подготовленности детей. По мере укрепления и тренировки мышц увеличивается количество повторений упражнений.

Для детей, имеющих выраженное плоскостопие, в основной и заключительной частях урока применяю индивидуальный подход. Например, нагрузка при выполнении разных прыжковых упражнений уменьшается и чередуется с интервалами отдыха, выполнением упражнений на массажерах.

При проведении занятий корригирующей гимнастикой мной соблюдаются следующие принципы:

- индивидуализации в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка;

- системности воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений и последовательности их применения;

- регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма;

- длительности применения физических упражнений, поскольку восстановление нарушенных функций возможно лишь при условии длительного и упорного повторения упражнений;

- постепенного нарастания физической нагрузки: в первые 7 - 10 дней нагрузка постепенно нарастает, затем выходит на определенное плато и в последние 7 дней плавно снижается;

- разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений: целесообразно через каждые 2 - 3 недели обновлять 20 - 30% упражнений;

- умеренности воздействия физических упражнений: продолжительность занятий 40 минут в сочетании с дробной физической нагрузкой;

- соблюдения цикличности при выполнении физической нагрузки в соответствии с показаниями: чередование упражнений с отдыхом, упражнения на расслабление;

- всестороннего воздействия на организм ребенка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам;

- учета возрастных особенностей: при комплектовании групп детей с одинаковой патологией возрастной шаг должен составлять один год.я:е.

Домашние задания с использованием самомассажа

В конце каждой четверти родителям выдается комплекс специальных упражнений, которые ребенок должен выполнять дома во время каникул. Домашние задания проводятся за 1,5 - 2 часа до сна, заканчиваются водными процедурами.

Медицинской сестрой школы даются советы и указания родителям по выполнению массажа и самомассажа детьми в домашних условиях.

Кроме того, учителям - предметникам рекомендовано на своих уроках во время проведения физкультминуток применять специальные упражнения для профилактики плоскостопия в положении сидя за столом и стоя.

При комплексном применении всех средств физического воспитания достигается наибольший результат коррекции плоскостопия, т.к. каждое из них по-разному влияет на организм ребенка.


© 2010-2022