Методические рекомендации при выполнении самостоятельной работы

Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы по физической культуре. Самостоятельное составление индивидуальных комплексов физических упражнений, позволяет студенту приобретать знания о последовательности построения комплекса; умения целесообразно использовать физические упражнения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей своего организма.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

"Калачевский техникум-интернат" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации










Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы по физической культуре







.







Димитрова Л.А. Методические рекомендации студентам по выполнению самостоятельной работы по физической культуре: методическое пособие для преподавателей, студентов/ Димитрова Л.А..

В пособии представлены методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по физической культуре, перечень тем рефератов, рекомендуемых студентам Предназначено для преподавателей, студентов.














СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение

4

Пояснительная записка

4

Перечень внеаудиторной самостоятельной работы

5

Указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

9

приложение

11

список литературы

16









Введение

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов рассматривается в ФКПОУ "Калачевский техникум-интернат" как управляемая преподавателями система организационно-педагогических условий, направленная на освоение практического опыта, умений и знаний в рамках дисциплин в соответствии с ФГОС СПО.

Для студента самостоятельная работа - способ активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений и опыта, закладывающих основу в становлении профессиональных и общих компетенций, требуемых ФГОС.

Период обучения в техникуме характеризуется весьма высокими требованиями, предъявляемыми к умственной работоспособности студентов. Анализ многих исследований показывает, что по причине сильной интеллектуальной загруженности в период обучения, у студентов происходит снижение физической активности, студенты в меньшей степени обращают внимание на состояние своего физического здоровья. В связи с этим, значимость дисциплины «Физическая культура» неизмеримо возросла. В программе «Физическая культура» для средних профессиональных учебных заведений достойное место отведено занятиям баскетболом, волейболом, лёгкой атлетикой, лыжной подготовкой, гимнастикой, которые способствуют укреплению дыхательной и сердечно - сосудистой систем организма, опорно-двигательного аппарата, воспитанию физических и морально-волевых качеств занимающихся. Самостоятельная работа студентов и подготовка к сдаче зачета по дисциплине предполагает систематическое выполнение физических упражнений по видам спорта.

Пояснительная записка

Выполнение домашнего задания - неотъемлемая часть самостоятельной работы, направленная на подготовку студентов к выполнению контрольных нормативов по дисциплине, укреплению и сохранению здоровья.

К домашним заданиям по дисциплине «Физическая культура» относится выполнение в свободное от учебы время различных комплексов физических упражнений, самостоятельное изучение литературы по укреплению и сохранению здоровья, подготовка творческих работ, а также выполнение утренней гимнастики, участие в соревнованиях.

Важную роль в процессе самостоятельной работы студентов играют гигиенические мероприятия, укрепляющие здоровье, предупреждающие заболевания.

Самостоятельное, и при помощи преподавателя, составление индивидуального плана тренировок и комплексов физических упражнений для формирования фигуры, укрепления здоровья, физического развития - это еще одна форма самостоятельной работы студентов. В процессе занятий физической культурой, особенно для студентов. имеющих заболевание, при выполнении комплексов физических упражнений необходимо знать последовательность упражнений, технику их выполнения, уровень физической нагрузки, количество повторений каждого упражнения с учетом индивидуальных физических особенностей, возможностей организма.

Составление комплексов физических упражнений осуществляется в первом и втором семестре обучения при помощи преподавателя физической культуры, в третьем и четвертом семестре - самостоятельно.

Самостоятельное составление индивидуальных комплексов физических упражнений, позволяет студенту приобретать знания о последовательности построения комплекса; умения целесообразно использовать физические упражнения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей своего организма.

Самостоятельная работа по дисциплине «Физическая культура» предусматривает участие студентов в спортивных соревнованиях и праздниках техникума, а также в городских, областных и общероссийских соревнованиях по различным видам спорта.

Физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия техникума, такие как: Спартакиада, легкоатлетический кросс, турниры по видам спорта, «День здоровья» и другие, способствуют формированию здорового образа жизни студентов, повышению их физической, нравственной и духовной культуры; просвещению в области физической культуры и спорта, подготовке специалистов с активной жизненной позицией.

Подготовка письменных работ по дисциплине «Физическая культура» (сообщения, доклады, творческие работы) - важный аспект самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физическая культура».























Перечень внеаудиторной самостоятельной работы

1 курс

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

38.02.07 Банковское дело

Виды самостоятельных работ

Объем часов

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

117

в том числе:


1. Подбор материала и подготовка сообщения по темам (индивидуально):

  • Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья

  • Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста

  • Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни.

  • Современное состояние здоровья молодежи.

  • Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.

  • Двигательная активность.

  • Влияние экологических факторов на здоровье человека.

  • О вреде и профилактике курения, алкоголизма и наркомании.

  • Рациональное питание и профессия.

  • Режим в трудовой и учебной деятельности.

  • Активный отдых.

  • Основы валеологии.

  • Оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности.и управления работоспособностью.

  • Основы валеологии.

  • Виды легкой атлетики, правила соревнований.

  • Развитие скоростно-силовых качеств средствами легкой атлетики

  • Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

  • Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста

  • Подбор материала и составление сообщения по теме: «Средства и формы активного восстановления и повышение работоспособности человека»

  • Подбор материала и подготовка сообщения по теме: "Влияние ходьбы и бега на организм

  • Подбор материала и подготовка сообщения:

  • Значение аутотренинга и релаксации для восстановления организма

  • Лыжная подготовка

15

2. Подбор материала и подготовка презентации по теме :

  • "Баскетбол"

  • "Волейбол"

6

4

3. Разработка комплексов упражнений и выполнять его в течение 2-х недель:

  • утренней зарядки каждое утро

  • для развития быстроты

  • на осанку

  • на развитие нижних конечностей,.

  • для брюшных мышц(пресса)

  • на силу

  • для разминки, разучить его и провести с группой.

  • для развития силы

  • для развития быстроты и ловкости

  • для развития выносливости

  • для развития прыгучести

54

4. Выполнение специальных упражнений прыгуна (многоскоки, ускорения, маховые упражнения для рук и ног), акробатические упражнения (кувырки, группировки, перекаты) три раза в неделю в течение месяца

6

5. Участие студентов в соревнованиях:

  • по легкой атлетике

  • по баскетболу

  • по волейболу

12

6. Составление индивидуальный комплекс упражнений по заболеванию и выполнять его ежедневно в течение 2-х недель.

2

7. Ходьба по пересеченной местности в быстром темпе ежедневно по 30 минут в течение двух недель

2

8. Прохождение дистанции на лыжах 1-3 км 3-4 раза в неделю в течение двух недель

6

9. Прохождение дистанции на лыжах 3-5 км 2 раза в неделю в течение двух недель

4

10. Выполнение передач мяча одной рукой «крюком»; передачу одной рукой снизу; передачу одной рукой сбоку; скрытую передачу мяча за спиной.

2

11. Развитие физических качеств баскетболом

2

12. Кросс 20 минут в среднем темпе в течении 4х недель, 4 раза в неделю

6

13. Дозированная ходьба или медленный бег 30минут каждый день в течение недели

4













2-4 курсы

38.02.07. Банковское дело

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Виды самостоятельных работ

Объем часов

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

118

в том числе:


  1. 1. Подбор материала и подготовка сообщения или презентации по темам (по выбору):

  • Основы здорового образа жизни.

  • Содержание и структура предмета «физическая культура» .

  • Значение и задачи физического воспитания для студентов.

  • Профессионально-прикладная физическая подготовка.

  • Развитие скоростно-силовых качеств средствами легкой атлетики.

  • Развитие выносливости средствами легкой атлетики.

  • Профилактика профессиональных заболеваний.

  • Профилактика вредных привычек.

  • Виды легкой атлетики, правила соревнований.

  • Развитие скоростно-силовых качеств, средствами легкой атлетики.

  • Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

  • Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста.

  • Оздоровительные занятия как средство борьбы с вредными привычками.

  • Средства и формы активного восстановления и повышение работоспособности человека

  • Значение аутотренинга и релаксации для восстановления организма

  • Влияние ходьбы и бега на организм

  • Лыжная подготовка

  • Волейбол

  • Баскетбол

16

  1. 2. Прохождение дистанции на лыжах 1-3 км 3-4 раза в неделю в течение двух недель

14

3.Составить комплекс упражнений:

  • утренней зарядки и выполнять его в течение двух недель

  • для развития быстроты и выполнять его в течение двух недель

  • на силу и выполнять его в течение двух недель

  • на развитие нижних конечностей, выполнять его в течение двух недель

  • с отягощениями и выполнять его ежедневно в течение 2-х недель, включив в утреннюю гимнастику.

  • на развитие прыгучести и быстроты три раза в неделю в течение двух недель по 30 минут

  • по заболеванию и выполнять его ежедневно в течение 2-х недель.

  • для развития подвижности позвоночника и выполнять его ежедневно в течение 2-х недель, включив в утреннюю гимнастику

  • для разминки, разучить его и провести с группой

  • для развития силы и выполнять его ежедневно в течение 2-х недель, включив в утреннюю гимнастику

  • на выносливость и ловкость три раза в неделю в течение двух недель по 30 минут

  • на развитие брюшных мышц (пресс) по 30 минут три раза в неделю в течение месяца

43

4.Кросс 20 минут в медленном темпе

8

5.Участие студентов в соревнованиях по :

легкой атлетике, волейболу, баскетболу

15

5. Дозированная ходьба:

  • или бег в среднем темпе в течение недели каждый день по 30 минут

  • по пересеченной местности в быстром темпе ежедневно по 2км в течение двух недель

  • или медленный бег до 3 км в течение месяца

15

6.Изучение правил соревнований и судейства по: баскетболу, волейболу

7

230115 Программирование в компьютерных системах

Виды самостоятельных работ

Объем часов

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

174

в том числе:


  1. 1. Подбор материала и подготовка сообщения или презентации по темам (по выбору):

  • Основы здорового образа жизни.

  • Содержание и структура предмета «физическая культура» .

  • Значение и задачи физического воспитания для студентов.

  • Функции физической культуры в обществе.

  • Развитие скоростно-силовых качеств средствами легкой атлетики.

  • Развитие выносливости средствами легкой атлетики.

  • Профилактика профессиональных заболеваний.

  • Профилактика вредных привычек.

  • Виды легкой атлетики, правила соревнований.

  • Развитие скоростно-силовых качеств, средствами легкой атлетики.

  • Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями.

  • Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста.

  • Оздоровительные занятия как средство борьбы с вредными привычками.

  • Средства и формы активного восстановления и повышение работоспособности человека

  • Значение аутотренинга и релаксации для восстановления организма

  • Влияние ходьбы и бега на организм

  • Лыжная подготовка

  • Волейбол

  • Баскетбол

27

  1. 2. Прохождение дистанции на лыжах 1-3 км 3-4 раза в неделю в течение двух недель

14

3.Составить комплекс упражнений:

  • утренней зарядки и выполнять его в течение двух недель

  • для развития быстроты и выполнять его в течение двух недель

  • на силу и выполнять его в течение двух недель

  • на развитие нижних конечностей, выполнять его в течение двух недель

  • с отягощениями и выполнять его ежедневно в течение 2-х недель, включив в утреннюю гимнастику.

  • на развитие прыгучести и быстроты три раза в неделю в течение двух недель по 30 минут

  • по заболеванию и выполнять его ежедневно в течение 2-х недель.

  • для развития подвижности позвоночника и выполнять его ежедневно в течение 2-х недель, включив в утреннюю гимнастику

  • для разминки, разучить его и провести с группой

  • для развития силы и выполнять его ежедневно в течение 2-х недель, включив в утреннюю гимнастику

  • на выносливость и ловкость три раза в неделю в течение двух недель по 30 минут

  • на развитие брюшных мышц (пресс) по 30 минут три раза в неделю в течение месяца

55

4.Кросс 20 минут в среднем темпе

18

5.Участие студентов в соревнованиях по :

легкой атлетике, волейболу, баскетболу

27

5. Дозированная ходьба:

  • или бег в среднем темпе в течение недели каждый день по 30 минут

  • по пересеченной местности в быстром темпе ежедневно по 2км в течение двух недель

  • или медленный бег до 3 км в течение месяца

26

6.Изучение правил соревнований и судейства по: баскетболу, волейболу

7



Указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы


Указания по подготовке сообщения

Технические требования по оформлению сообщения:

Свободное оформление. Выступление студента в начале занятия, перед аудиторией (группой), выступление должно быть рассчитано не более 5 минут.

Указания по подготовке доклада

Технические требования по оформлению доклада:

Свободное оформление. Выступление студента в начале занятия, перед аудиторией (группой), выступление должно быть рассчитано не более 5 минут.

Указания по подготовке творческих работ (презентаций):

Технические требования по оформлению презентации:

  1. компьютерный текст не менее 10 сладов;

  2. 14 кегель в редакторе WORD;

  3. интервал - полуторный;

  4. шрифт - Times New Roman;

  • принимаются только отредактированные презентации, соответствующие вышеперечисленным требованиям;

  • при написании доклада так же необходимо учитывать последовательность изложения и структуру работы;

При выполнении презентации можно использовать рисунки, схемы, таблицы, в том числе и фотографии, если они отражают сущность работы.

Выступление студента в начале занятия, перед аудиторией (группой), выступление должно быть рассчитано не более 10 минут.

Критерии оценок


Оценка «5» ставится, если выполнены все требования к написанию и защите презентации, доклада, сообщения: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Оценка «4» - основные требования к сообщению и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Оценка «3» - имеются существенные отступления от требований к сообщению, докладу. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Оценка «2» - тема сообщения, доклада не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

Оценка «1» - сообщение, доклад студентом не представлен.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Темы сообщений и докладов по дисциплине «Физическая культура»


Тема 1. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья
1. Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие.
2. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни.
Основные требования к организации здорового образа жизни.
Критерии эффективности здорового образа жизни.
Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности.
Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.

Тема 2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий.
2. Формы и содержание самостоятельных занятий.
3. Составление программ для лиц имеющих отклонения в состоянии здоровья.
4. Нарушение опорно-двигательного аппарата и её коррекция средствами физической культуры.
5. Влияние патологических искривлений позвоночника на физическое состояние человека (нарушение процесса дыхания при физической нагрузке, быстрая утомляемость, нарушение мышечного баланса).
6. Роль физических упражнений для лечения и профилактики остеохондроза позвоночника и при нарушениях осанки.
7.Гигиенические требования к проведению самостоятельных занятий.
Тема 3. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
1. Медицинские показания и противопоказания к занятиям оздоровительной физической культурой.
2. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
3. Врачебный контроль, его содержание.

4. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля.
5. Определение физического развития.
6. Методы оценки физической работоспособности.
7. Методы оценки уровня здоровья занимающихся.
8. Простейшие методики самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.
Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности
1. Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студента.
2. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие.
3. Степень влияния факторов физиологического, физического, психического характера на работоспособность студента.
4. Основные причины изменения психофизического состояния студентов в период экзаменационной сессии, критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.
5. Особенности использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики нервно- эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда.
6. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в период экзаменационной сессии.

Тема 5. Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста
1. Производственная физическая культура, ее цели и задачи.
2. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта в рабочее и свободное время специалистов.
3. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.
4. Влияние индивидуальных особенностей и условий труда на содержание физической культуры специалистов, работающих на производстве.
5. Роль будущих специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе.
Тема 6. Виды спорта
Легкая атлетика
1. История развития легкой атлетики.
2. Легкая атлетика в системе физической культуры.
3. Техника низкого и высокого старта.
4. Основные правила соревнований в беге на короткие и длинные дистанции.
Лыжная подготовка
1. История развития лыжного спорта.
2. Одежда и обувь лыжника. Гигиена лыжника.
3. Подбор лыжного инвентаря, ботинок, лыжные мази, правила смазки лыж.
4. Классификация лыжных ходов.
5. Характеристика лыжных ходов (попеременные, одновременные).
6. Способы поворотов на лыжах (на месте и в движении).
7.Основные требования безопасности к занятиям по лыжной подготовке. Меры профилактики и первая помощь при обморожении и травмах.
Волейбол
1. История развития волейбола в России.

2. Размеры волейбольной площадки, ее разметка, высота сетки для женщин и мужчин.
3. Состав команд, количество замен, расстановка и переходы игроков, перерывы.
4. Техника приема и передачи мяча сверху, снизу (работа рук, ног).
5. Техника выполнения нижней прямой и боковой подач. Верхняя прямая подача.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов
1. Общие положения профессионально-прикладной физической подготовки.
2. Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду.
3. Определение понятия ППФП, ее цели, задачи, средства.
4. Место ППФП в системе физического воспитания студентов.
5. Факторы, определяющие конкретное содержание ППФП. Методика подбора средств ППФП.
6. Организация, формы и средства ППФП студентов в техникуме.
7. Контроль над эффективностью профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.

Список литературы:

Основные источники:

1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для

вузов / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2007. -366 с.

2. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование:

учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] /Г.С.

Туманян М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.

Дополнительные источники:

1. Бартош О.В. Сила и основы методики ее воспитания: Методические

рекомендации. - Владивосток: Изд-во МГУ им. адм. Г.И.

Невельского, 2009. - 47 с.

2. Боровских В.И., Мосиенко М.Г. Физическая культура и

самообразование учащихся средних учебных заведений:

методические рекомендации. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2008. -

66 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт Министерства спорта, туризма и молодёжной политики

sport.minstm.gov.ru

  1. Сайт Департамента физической культуры и спорта города

Москвы mossport.ru






© 2010-2022