- Преподавателю
- Физкультура
- Программа дополнительного образования Волейбол
Программа дополнительного образования Волейбол
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чефонова Н.А. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к общеразвивающей программе дополнительного образования детей
«Волейбол» (далее программа).
Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений. Она ориентирована на развитие компетентности в данной области, формирование навыков на уровне практического применения.
Направленность программы - физкультурно-спортивная.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.
Актуальность программы
Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры - волейбол - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий волейболом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств - выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Цель программы: сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом посредством овладения ими основ игры в волейбол.
Задачи:
Обучающие:
- обучить техническим приёмам и правилам игры;
- обучить тактическим действиям;
- обучить приёмам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях;
- обучить овладение навыками регулирования психического состояния.
Развивающие:
- развивать повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
- развивать совершенствование навыков и умений игры;
- развивать физические качества, расширять функциональные возможности организма.
Воспитательные:
- воспитывать выработку организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
- воспитывать чувство ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитывать привычку к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в свободное время;
-воспитывать потребность к ведению здорового образа жизни.
По уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Отличительные особенности программы
Данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе типовых программ декоративно-прикладной направленности, с учетом использования различных материалов и технологий, а также способствует расширению и повышению физкультурно-спортивной культуры детей.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.
В реализации программы участвуют дети в возрасте от 10 до 15 лет.
Продолжительность образовательного процесса - 2 года.
Обучение по программе рассчитано на 36 рабочих недель.
Режим занятий
1 год - 72 часа из расчета 2 раза в неделю по 40 минут, с перерывом в 15 минут.
2 год - 72 часов из расчета 2 раза в неделю по 40 минут, с перерывом 15 минут.
Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными детьми, так и с отстающими детьми.
Формы занятий:
-
групповая;
-
игровая;
-
индивидуально-игровая;
-
в парах;
-
индивидуальная;
-
практическая;
-
комбинированная;
-
соревновательная.
Ожидаемые результаты освоения программы
К концу обучения по данной программе учащиеся должны
знать:
-
что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
-
как правильно распределять свою физическую нагрузку;
-
правила игры в волейбол;
-
правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
-
правила проведения соревнований;
уметь:
-
проводить специальную разминку для волейболиста
-
овладеют основами техники волейбола;
-
овладеют основами судейства в волейболе;
-
вести счет;
Разовьют следующие качества:
-
улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
-
улучшат общую выносливость организма к продолжительным физическим нагрузкам;
-
повысятся адаптивные возможности организма - противостояние условиям внешней среды стрессового характера;
-
коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.
Личностные результаты - развитие положительных личностных качеств учащихся (трудолюбия, упорства, настойчивости, умения работать в коллективе, уважение к людям).
Метапредметные результаты - формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-
понимать задачи, поставленные педагогом;
-
знать технологическую последовательность выполнения работы;
-
правильно оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
-
научиться проявлять творческие способности;
-
развивать сенсорные и моторные навыки.
Коммуникативные УУД:
-
учиться работать в коллективе;
-
проявлять индивидуальность и самостоятельность.
Предметные результаты - формирование навыков игры в волейбол, применения технологий, приемов и методов работы по программе, приобретение опыта физкультурно-спортивной деятельности.
Виды и формы контроля ЗУН учащихся:
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, зачетные игры, а также участие в районных соревнованиях по волейболу.
Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
Способы проверки ЗУН учащихся:
-
начальная диагностика;
-
промежуточная диагностика;
-
итоговая аттестация.
Формы подведения итогов программы:
-
участие в соревнованиях;
-
участие в олимпиадах;
-
защита творческих работ и проектов.
Материально - техническое обеспечение программы
Для занятий по программе требуется:
спортивный школьный зал 9x18
спортивный инвентарь и оборудование:
-
сетка волейбольная- 2шт.
-
стойки волейбольные
-
гимнастическая стенка- 1 шт.
-
гимнастические скамейки-4шт.
-
гимнастические маты-6шт.
-
скакалки- 15 шт.
-
мячи набивные (масса 1кг)- 3шт.
-
мячи волейбольные - 8 шт.
-
рулетка- 1шт.
Техническое оснащение
-
проектор;
-
экран;
-
видео - диски;
-
магнитофон;
-
компьютер.
Дидактическое обеспечение программы
-
Картотека упражнений по волейболу (карточки).
-
Картотека общеразвивающих упражнений для разминки
-
Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейболе.
-
Электронное приложение к «Энциклопедии спорта»
-
«Правила игры в волейбол».
-
Видеозаписи выступлений учащихся.
-
«Правила судейства в волейболе».
-
Регламент проведения турниров по волейболу различных уровней.
Санитарно - гигиенические требования
Для реализации программы необходимо иметь:
-
светлое просторное помещение;
-
в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
-
в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.
Кадровое обеспечение программы
Реализация программы и подготовка занятий осуществляется педагогом дополнительного образования в рамках его должностных обязанностей.
Педагог осуществляет дополнительное образование учащихся в соответствии со своей образовательной программой. В ходе реализации программы возможна консультативная помощь психолога для выявления скрытых способностей детей.
Первый год обучения
Цель - овладеть приёмами игры в волейбол и приобрести хорошие технические навыки.
1. Обучающие:
-
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта - спортивные игры (волейбол);
-
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
-
обучить учащихся технике и тактике волейбола.
2. Развивающие:
-
развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
-
развивать двигательные способности посредством игры в волейбол;
-
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
3. Воспитательные:
-
способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
-
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
-
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
Предполагаемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся должны:
знать:
-
значение утренней гимнастики и правило ее проведения;
-
понятие о гигиене и правило ее соблюдения;
-
правила соревнований по волейболу;
-
гигиенические требования к одежде и спортивной форме.
уметь:
-
выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;
-
выполнять повороты вперед и назад с опорой на одну ногу;
-
выполнять специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи;
-
играть по упрощенным правилам волейбола;
-
применять полученные знания в ходе учебной игры.
Приобрести навыки:
-
основ техники некоторых упражнений;
-
выполнения возрастных нормативов;
-
приема водных процедур, воздушных, солнечных ванн.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ п/п
Раздел, тема
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
1
1
2
Общая физическая подготовка.
9
1
8
3
Специальная физическая подготовка.
9
1
8
4
Техническая подготовка.
18
1
17
5
Тактическая подготовка
8
1
7
6
Интегральная подготовка
5
1
4
7
Учебные игры. Соревнования.
20
2
18
8
Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
72
9
63
Краткое содержание изучаемого материала.
1-й год обучения.
Теория:инструктаж по ТБ. Гигиена волейболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом.
История развитие волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. Правила игры в волейбол.
Тема 2: Общая физическая подготовка
Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки.
Практика:Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения.
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Тема 3: Специальная физическая подготовка
Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
Практика: Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом. Необходимые упражнения для выполнения приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
Тема 4: Техническая подготовка
Теория: Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование.
Практика: Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приема.
Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед (в опорном прыжке) Нижняя прямая подача мяча. Прием мяча снизу двумя руками. Верхняя прямая подача мяча. Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад. Прямой нападающий удар. Одиночное блокирование.
Тема5:Тактическая подготовка
Теория: Научить принимать правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях. Умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия. Умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.
Практика: Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным, групповым, командным, в нападении и защите. Во время игры наблюдение за партнером и соперником. Наблюдение за траекторией полета мяча и умение быстро принять правильное решение, как действовать в данной ситуации. Обратить внимание на расположение игроков на площадке, (в какое место площадки) отправлять мяч, какой игровой прием применить.
Тема 6: Интегральная подготовка.
Теория: Система тренировочных воздействий. Физическая, тактическая, техническая подготовка в игровой и соревновательной деятельности.
Практика: Упражнения для решения задач различных видов подготовки. Упражнения на переключение с одних действий на другие, (нападение-защита, защита-нападение, нападение-защита-нападение). Учебные игры с заданием по технике и тактике игры. Игры с установками на игру.
Тема 7: Соревнования.
Теория: 4. Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства. Практика: Участие в внутри школьных соревнованиях, товарищеских матчах. Участие в районных и городских соревнованиях.
Тема 8: Итоговое занятие.
Теория: Знание правил игры в волейбол.
Практика: Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, прыжок в высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов по технике игры в волейбол Подача мяча верхняя и нижняя, передача верхняя и нижняя, нападающий удар.
Второй год обучения
Цель - овладеть приёмами игры в настольный теннис и приобрести хорошие технические навыки.
1. Обучающие:
-
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта - спортивные игры (настольный теннис);
-
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
-
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
2. Развивающие:
-
развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
-
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
-
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
3. Воспитательные:
-
способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
-
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
-
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
Предполагаемые результаты
К концу второго года обучения учащиеся должны:
знать:
-
значение утренней гимнастики и правило ее проведения;
-
понятие о гигиене и правило ее соблюдения;
-
правила соревнований по волейболу, правила игры;
-
гигиенические требования к одежде и спортивной форме;
уметь:
-
играть в волейбол по правилам;
-
выполнять специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи;
-
играть по упрощенным правилам волейбола;
-
применять полученные знания в ходе учебной игры, осуществлять судейство.
Приобрести навыки:
-
владения двигательными умениями и навыками в пределах возрастных нормативов;
-
достижения уровня физической подготовленности соответственно возрастным нормативам;
-
самостоятельно тренироваться на тренажерах и снарядах;
-
контроля тренировочной нагрузки.
Учебно-тематический план
Второй год обучения
№ п/п
Раздел, тема
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие.
1
1
2
Общая физическая подготовка.
11
1
10
3
Специальная физическая подготовка.
9
1
8
4
Техническая подготовка.
17
1,5
15,5
5
Тактическая подготовка
7
1
6
6
Интегральная подготовка
5
1
4
7
Учебные игры. Соревнования.
20
2
18
8
Итоговое занятие
2
1
1
Итого:
72
9,5
62,5
Краткое содержание изучаемого материала.
2-й год обучения.
Тема 1.Вводное занятие.
Теория: инструктаж по ТБ. Гигиена волейболиста. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Внешний вид, гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. История развитие волейбола. Закрепление изученного ранее.
Практика:
Тема 2: Общая физическая подготовка
Теория: Значение общей физической подготовки спортсмена. Значение ОРУ перед началом тренировки.
Практика: Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие. Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног. Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Тема 3: Специальная физическая подготовка
Теория: Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приема и передачи мяча. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач. Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.
Практика: Прыжковые упражнения, имитация нападающего удара, имитация блокирования. Упражнения с набивными и теннисными мячами, развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации. Смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера. Игры и эстафеты с препятствиями. Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу.Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом. Необходимые упражнения для выполнении приема и передач мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх. Развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.
Тема 4: Техническая подготовка
Теория: Специальные технические приемы перемещения, подачи, передачи, нападающие удары, блокирование.
Практика: Стойка волейболиста, поза готовности к перемещению и выходу в исходное положение для выполнения технического приема. Нападающий удар в прыжке, нападающий удар в прыжке с разбега. Нападающий удар с переводом. Прием мяча сверху двумя руками с падением и перекатом на спину. Передача мяча сверху двумя руками вверх-вперед (в опорном прыжке). Нижняя прямая подача мяча. Верхняя прямая подача мяча. Передача мяча через сетку в прыжке. Передача мяча двумя руками назад. Прием мяча отраженного от сетки. Групповое блокирование (двойной блок).
Тема 5: Тактическая подготовка
Теория: Рациональное использование приемов игры, метод организации соревновательной деятельности спортсменов для победы над соперником. Практика: Обучение занимающихся тактическим действиям, индивидуальным, групповым, командным, в нападении и защите. Во время игры наблюдение за партнером и соперником. Наблюдение за траекторией полета мяча и умение быстро принять правильное решение, как действовать в данной ситуации. Обратить внимание на расположение игроков на площадке, (в какое место площадки) отправлять мяч, какой игровой прием применить.
Тема 6: Интегральная подготовка.
Теория: Система тренировочных воздействий. Физическая, тактическая, техническая подготовка в игровой и соревновательной деятельности. Практика: Упражнения для решения задач различных видов подготовки. Упражнения на переключение с одних действий на другие, (нападение-защита, защита-нападение, нападение-защита-нападение). Учебные игры с заданием по технике и тактике игры. Игры с установками на игру.
Тема 7: Соревнования.
Теория: 4. Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Положение о соревнованиях. Способы проведения соревнований: круговой, с выбыванием, смешанный. Обязанности судей. Содержание работы главной судейской коллегии. Методика судейства. Практика: Проведение внутри школьных соревнований, товарищеских матчей. Участие в районных и городских соревнованиях.
Тема 8: Итоговое занятие.
Теория: Знание правил игры в волейбол.
Практика: Сдача контрольных нормативов по ОФП. Прыжок в длину, прыжок в высоту, метание набивного мяча. Сдача контрольных нормативов по основам технической подготовки в волейболе. Подача мяча верхняя и нижняя, передача верхняя и нижняя, передача мяча в парах без потерь.