Роль уроков плавания в физическом развитии и воспитании школьников

Материал можно использовать не только для учащихся 5-х классов, но и для начальной школы.1. Обзор литературы. Теоретические предпосылки формирования здоровья человека средствами плавания.2. Из истории.3. Основные технические приёмы в плавании.4. Правила поведения на воде и техника безопасности при изучении детей плаванию.5. Методика проведения урока.6. Начальное обучение плаванию.7. Игры на воде.8. Методы и организация исследования.9. Заключение.10. Выводы.11. Практические рекомендации.12. Спи...
Раздел Физкультура
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»


Микушева Любовь Валентиновна



Роль уроков плавания в физическом развитии и в воспитании школьников



г.Сыктывкар 2015




Содержание.

Введение.

1. Обзор литературы.

Теоретические предпосылки формирования здоровья

человека средствами плавания.

2. Из истории.

3. Основные технические приёмы в плавании.

4. Правила поведения на воде и техника безопасности

при изучении детей плаванию.

5. Методика проведения урока.

6. Начальное обучение плаванию.

7. Игры на воде.

8. Методы и организация исследования.

9. Заключение.

10. Выводы.

11. Практические рекомендации.

12. Список используемой литературы.

13. Приложение.

Введение

Воспитание здорового, подрастающего поколения является одной из важнейших задач общества. Одним из средств укрепления является физическая культура, которую необходимо применять на протяжении всей жизни ребенка. На данном этапе развития общества накоплено достаточное количество фактического материала, показывающего, что дети лишенные педагогических воздействий со стороны взрослых, значительно отстают от своих сверстников в умственном, физическом и интеллектуальном развитии. Поэтому общепринятым является положение о том, что здоровье человека формируется с первых лет жизни и на протяжении всей школьной жизни, а в дальнейшем - исправляются ошибки. Удовлетворенность своим здоровьем человек испытывает тогда, когда достигает телесного, духовного, душевного благополучия. Благополучие же наступает в результате уравновешенности функций всего организма с внешней средой.

Состояние здоровья детей в значительной степени определяют уровень здоровья нации в будущем. Несмотря на значительные успехи российских и зарубежных специалистов, выявляющие негативные и позитивные факторы, влияющие на состояние здоровья человека, отличается тревожная тенденция. Так, за последнее десятилетие, по данным ряда исследователей, снизился уровень здоровья детей дошкольного и школьного возраста. В значительной степени снижение здоровья детей зависит от образа жизни в семье. Образ жизни - направлен на индивидуальное удовлетворение потребностей. «Здоровый образ жизни - это индивидуальный способ взаимодействия человека с внешней средой, обеспечивающий оптимальное удовлетворение его потребностей, которое приводит к уравновешению организма с внешней средой, а значит к благополучию человека и его удовлетворенности»

Физическую (мышечную) удовлетворительность можно получить на уроках физической культуры и спортивных секциях. Главная цель физкультуры - формирование физически активной личности. Отмечается оздоровительная и тренирующая направленность предмета. Введение в программу уроков плавания имеет большое практическое и оздоровительное значение.

Общеизвестно, что плавание является одним из самых эффективных средств физического воспитания, способствующего всестороннему развитию двигательной функции детей и имеющее большое оздоровительное и прикладное значение. Вместе с тем, большое количество детей не умеет плавать, что часто приводит к трагическим последствиям. По данным Е.А. Бондаревского и А.А. Гужаловского чаще всего происходят несчастные случаи на воде в возрасте 3-10 лет, 11-15 лет. Это объясняется тем, что общепринятая методика обучения, мало изменившаяся за последние десятилетия, недостаточно учитывает современные достижения, дидактики, психологии строения двигательного действия и обучения.

В настоящее время достаточно широко разработаны вопросы обучения плаванию детей дошкольного и школьного возраста. Это касается предупреждения негативных ощущений связанных с воздействием водной среды; выработке новых ощущений в безопорном положении, возникновению отрицательных эмоций при обучении плаванию, преемственности обучения двигательным действием при освоении с водой.

Известно, что выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Для создания представлений об изучаемых упражнений детей любого возраста рекомендуется обучать с помощью наглядных картинок, широко используются образные жесты. Но в тоже время, в научно- методической литературе по обучению плаванию детей, не раскрыты вопросы, касающиеся успешности овладения двигательными действиями в зависимости от способности ребенка к правильному восприятию, оценке собственных движений, адекватности своих двигательных представлений. Заслуживает также более пристального рассмотрения вопросы, касающиеся влияния занятий плаванием на показатели физического здоровья детей школьного возраста.

В школьном возрасте формирование важнейших жизненно необходимых функций и систем, обеспечивающих показатели физического здоровья, в значительной мере происходит посредством физической и двигательной активности. Поэтому, рационально организованное обучение двигательным умениям и навыкам имеет большое значение в формировании здоровья подрастающего поколения. Благодаря своим специфическим свойствам водная среда воздействует на организм человека, а использование различных средств обучения в условиях водной среды вызывающих интерес, приносящих удовлетворение или по крайней мере удовлетворение - это фактор формирования и совершенствования двигательных навыков и приобщения школьников к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

В нашей работе предпринята попытка систематизации всех аспектов влияния плавания на показатели здоровья и совершенствования физической подготовленности школьников.

Данная проблема предопределила цель исследования.

Цель исследования:

Определить эффективность влияния плавания на состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности школьников.

Для реализации поставленной цели решались такие задачи:

  1. Теоретические предпосылки формирования здоровья человека средствами плавания.

  2. Из истории - роль плавания в жизни народов.

  3. Раскрытие основных технических приёмов в плавании.

  4. Правила и техника безопасности на воде.

  5. Методика проведения и организация уроков плавания.

  6. Разработка поурочного планирования для начального обучения плаванию.

Гипотеза исследования: предполагается, что занимающиеся оздоровительным плаванием на уроках физкультуры по предложенной нами методике, по показателям здоровья и физической подготовленности будут превосходить своих сверстников.

Цель и гипотеза исследования определили задачи:

  1. провести анализ научно-методической литературы, в котором нужно определить специфику проведения уроков для быстрейшего освоения навыка держания на воде.

  2. На основе обобщения литературных источников составить методику обучения плаванию детей школьного возраста на уроках физкультуры.

  3. Выявить динамику роста показателей при проведении тестирования по плаванию и физической подготовленности учащихся.

Субъект исследования - учащиеся 5 класса - с 1 февраля по 30 мая 2014г.

Объект исследования - состояние здоровья и физическая подготовленность детей 10 - 12 лет.

Предмет исследования - физкультурно-оздоровительная работа на уроках плаванием.

Методы исследования:

- метод изучения литературных источников;

- метод педагогического эксперимента;

- метод педагогического тестирования;

1. Обзор литературы.

Теоретические предпосылки формирования

здоровья человека средствами плавания.

С древних времен было известно о целительных свойствах водной среды на организм человека. Данная область народной медицины называлась - водолечение. «Где вода - там жизнь», гласит восточная мудрость. В Персии, Аравии, Ассирии и других восточных странах вода употреблялась не только для орошения полей и приготовления пищи. Она широко применялась в религиозных обрядах индусами, египтянами, персами. Обычные свойства воды считались тогда «божественными». Целебные и закаливающие свойства холодной воды с незапамятных времен были известны и широко использовались разными племенами и народами Древней Руси. Известен старинный народный обычай «очищение»: массовое омовение в проруби. Основоположник медицины Гиппократ применял холодную воду при кровотечениях, разнообразных воспалительных процессах, опухолях и других заболеваниях. Его последователь Асклепиад считал, что основой выздоровления является применение диеты, гимнастики и водных процедур. Ибн-Сива (Авиценна) указывал, что вода хорошо воздействует на ушибы и вывихи. В Древней Греции и в эпоху Римской империи широкое распространение получило оздоровление и лечение с помощью воды, как утверждал римский писатель Плиций - «Римляне в течение шести столетий обходились без врачей благодаря плаванию и купанию». О том, что вода использовалась в гигиенических и закаливающих целях гласит древняя индийская мудрость: «Десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин».

В настоящее время гидрореабилитация активно разрабатывается народной практикой и официальной медициной. Сейчас наступил период углубленного осмысления и объяснения полученных многочисленных фактов оздоровительного влияния водной среды при обучении плаванию людей различного возраста.

Водная среда оказывает дополнительное воздействие на организм человека и создает специфические условия при проведении физкультурно-оздоровительных занятий. Для их успешного проведения необходимо знать и учитывать предполагаемый эффект для целенаправленного воздействия на органы и функции человека.

При нахождении человека в воде, в его организме происходят многочисленные изменения, которые определяются еë физическими, химическими и биологическими свойствами. Как вид физических упражнений плавание имеет характерные специфические особенности.

Во-первых, человек выполняет движения в условиях водной среды, в которой тело находится во взвешенном состоянии, то есть, не имеет твердой опоры, что увеличивает двигательные возможности занимающегося. Это происходит за счет увеличения подвижности многих частей тела в условиях водной среды, способствуя развитию отдельных органов и систем организма.

Во-вторых, тело находится в относительно невесомом состоянии, а его вес уравновешивается подъемной силой воды. Невесомость и плавучесть тела человека обусловлена выталкивающими силами воды. Закон выталкивающих сил был открыт древнегреческим ученым Архимедом (287 - 212г.г. до н.э.). Этот закон гласит, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости. При погружении в воду до уровня пояса гравитационное притяжение сокращается на 50%. А при погружении до уровня груди гравитационное притяжение снижается примерно на 80%. Ослабление гравитационного притяжения и увеличение плавучести под воздействием выталкивающей силы является опорой для тела человека. Это позволяет снизить нагрузку с суставов, и тем самым создаются условия для пропорционального физического развития человека.

Третьей характерной особенностью плавания является горизонтальное положение тела при выполнении физических упражнений. Во время выполнения циклических движений, при таком положении тела, значительно облегчается функционирование некоторых внутренних органов (сердца, печени, почек и др.).

Как отмечает В.А. Парфенов (1981) специфической особенностью является и то, что человек находится и производит движения в необычной для себя среде - воде, свойства которой (вязкость, плотность, теплоемкость, теплопроводность и т.д.) во многом определяют характер воздействия на организм. Физические свойства воды (вязкость, плотность, удельный вес, температура, давление) с одной стороны затрудняют в ней движения тела, а с другой - создают опору для выполнения двигательных действий, тем самым, определяя влияние на организм человека.

При вертикальном погружении тела человека в воду до уровня шеи, вдох затрудняется, а выдох облегчается. Это происходит из-за давления, оказываемого на грудную клетку и живот. Органы полости живота приподнимают диафрагму, которая в свою очередь ограничивает пространство грудной клетки.

Увеличивается и кровенаполнение интраторакальных пространств и легочных сосудов, что способствует уменьшению жизненной емкости. Как указывает Оноприенко (1981) при плавании (тело человека находится в горизонтальном положении) выдох в воду также затруднен, а во время его выполнения активно сокращаются мышцы живота.

Кровообращение человека, находящегося в водной среде, с одной стороны, затруднено из-за усиленного оттока крови к сердцу. Это происходит в результате компрессии поверхностных кровеносных сосудов, а также вследствие относительного застоя крови в ограниченном торакальном пространстве. Компенсация нагрузки, находящейся в физиологических пределах, происходит без затруднений нормальной работы сердечно-сосудистой системы за счет увеличения минутного объёма крови.

С другой стороны, гидростатическое давление своим действием на периферические венозные сосуды облегчает и ускоряет отток крови к сердцу.

В результате преодоления нагрузок, которым подвергается организм ребенка во время систематических занятий в воде, укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца. Кровяное систолическое давление снижается, в то время как диастолическое - незначительно повышается. Это создает условия для показателей оптимального давления крови, а также для повышения эластичности стенок сосудов. При выполнении интенсивных движений в воде, показатели частоты сердечных сокращений не достигают тех величин, которые фиксируются при выполнении упражнений на суше. Это также благоприятно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы.

Рационально построенные занятия плаванием детей 10-12 лет увеличивают силовые показатели мышц сердца и повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Это приводит к увеличению объема крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение (систолический объем) и экономизации его деятельности в покое.

Подъемная сила воды обуславливает потерю в весе тела человека, находящегося в водной среде. Его вес (с учетом головы, находящейся вне воды) составляет около 1/10 от обычного веса. Что создает благоприятные условия для тренировки опорно-двигательного аппарата. В воде, даже при активных минимальных мышечных сокращениях, возможность осуществлять полные по амплитуде движения. Действия мышц при отсутствии твердой опоры, когда преобладает динамический режим сокращения, способствуют более длительному сохранению эпифизарных хрящей в костях конечностей. Это приводит к росту тела занимающегося плаванием. Горизонтальное положение при плавании разгружает мышцы позвоночного столба, которые несут значительную нагрузку при вертикальном положении тела.

Теплоемкость воды в 4 раза больше, а теплопроводность - в 25 раз выше, чем воздуха. Поэтому температура воды ощущается человеком значительно сильнее. С водой контактирует кожа человека, в которой находится большое количество нервных рецепторов и кровеносных сосудов. И температура воды оказывает существенное воздействие на организм занимающихся. Теплая вода температуры 36-37оС уменьшает тонус мускулатуры, происходит размягчение тканей, особенно с рубцовыми контрактурами. В результате этого улучшается подвижность в суставах. При такой температуре воды улучшается кровообращение (особенно периферическое), трофика тканей и уменьшаются отеки. При температуре воды 36,5-37оС притупляются болевые ощущения. В воде такой температуры рекомендуют проводить гимнастику при различных заболеваниях суставов, когда боль препятствует выполнению движений. При интенсивных двигательных действиях в условиях водной среды, приводящих к значительному усилению сердечной деятельности, высокая температура неблагоприятна. Поэтому, физические упражнения рекомендуют проводить при температуре 30-34оС. В этом случае происходит повышения обмена веществ, тренировка ССС, закаливание организма, стимуляция нервной системы.

При понижении температуры воды повышаются окислительные процессы в организме занимающегося плаванием - поглощение кислорода и выделение углекислого газа, а теплая вода - понижает окислительные процессы, что приводит к уменьшению двигательной активности и появлению сонливости. Когда человек находится в прохладной воде, для сохранения теплового баланса, у него повышается обмен веществ, который происходит в основном за счет окисления углеводов и жиров. Но при снижении температуры воды и при чрезмерных нагрузках, в организме занимающихся начинается распад белковых веществ, определяемый при исследовании мочи по выделению мочевины и мочевой кислоты.

Влияние плавания на мочеотделение находится в тесной зависимости от количества крови, фильтруемой почками. В начале занятий прохладная вода способствует сужению кожных и почечных сосудов, а затем происходит их расширение. Поэтому у неадаптированных людей к прохладной воде, часто возникают позывы к мочеиспусканию. Вода затрудняет потоотделение, вследствие этого в организме человека увеличивается функциональная нагрузка на почки.

Б.И. Оноприенко (1981) указывает на то, что после быстрого входа в воду у человека наблюдается глубокий резкий вдох с длительной задержкой, что нарушает ритм дыхания. Потом частота дыхания замедляется, вдох становится глубоким, а выдох - неполным. Характер вдоха - выдоха сохраняется на протяжении всего времени пребывания человека в воде, а частота дыхания постепенно увеличивается. Чем больше разница между температурой тела и воды, тем сильнее проявляется данная закономерность. Поэтому, для проведения занятий с детьми, не умеющими плавать, оптимальной считается температура воды 29-30оС.

В исследованиях О.Ф. Ильиной (1957) показано, что пребывании в воде оказывает гигиеническое воздействие на кожный покров, происходит массаж внутренних органов и расслабление мышц. В первые дни обучения плаванию организм ребенка, вследствие отставленного эффекта включения механизма терморегуляции, относительно беззащитен к действию более низкой температуры воды, по сравнению с воздухом. Как правило, закаливающее воздействие начинает проявляться к 7ому - 8ому занятию.

Первой защитной реакцией, при наступлении переохлаждения, является дрожание мышц, сопровождающееся усилением теплообразования. Сужение сосудов приводит к уменьшению теплопроводности кожи. Толщина подкожного жирового слоя способствует предохранению организма от переохлаждения. Человек, имеющий стаж занятий плаванием, быстрее согревается сразу после выхода из воды, поскольку у него увеличивается количество тепла, вырабатываемого организмом. Считается, что пребывание в воде является эффективным средством закаливания и должно применяться для профилактики целого ряда заболеваний.

Под воздействием различных температурных условий изменяется состояние нервной системы. При длительном пребывании в холодной или теплой воде наступает её торможение, а при кратковременном раздражении - возбуждение.

В воде, по данным Б.И. Оноприенко (1981), понижается чувствительность кожи, и почти исчезают болевые ощущения. Температурные раздражения кожи, оказываемые водной средой, существенно влияют на состояние мышц человека. Так, теплая вода снижает мышечный тонус, а холодная - его повышает. При быстром погружении одной части тела мышечный тонус будет повышаться на всех его участках.

Во время нахождения тела в воде происходит перераспределение крови. На первой минуте пребывания в прохладной воде сосуды расширяются, кожа становится розовой и более теплой. При дальнейшем охлаждении тела происходит снижение сосудов, скорость кровотока замедляется, и участки кожи бледнеют, поскольку возникает застой крови в капиллярах. Сужение сосудов крови приводит сначала к повышению артериального давления, а затем к увеличению ЧСС.

Химический состав воды имеет сравнительно меньшее значение при проведении занятий в воде, так как в большинстве случаев их проводят в обычной водопроводной воде. Для достижения дополнительного эффекта в водолечении используют минерализированные сероводородные (сульфитные), радоновые и углекислые воды. Они используются при ревматических заболеваниях, при повреждениях опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Нахождение человека в воде и выполнение дозированных упражнений приводит к нормализации основных биохимических свойств крови и улучшению деятельности у больных, страдающих ишемической болезнью сердца. Применение плавания с дозированной нагрузкой у относительно здоровых людей способствует уменьшению числа сердечных сокращений и улучшению состава крови, что повышает резервный потенциал сердечной мышцы и защитные силы организма.

Исследованиями Г.Г. Петренко (1973) было показано, что использование плавания приводит к исправлению нарушения осанки и деформации позвоночника человека. Лечебное плавание при сколиозе направлено на воспитание правильной осанки; возможной коррекции деформации грудной клетки и позвоночника; увеличение силы и повышения тонуса мышц, особенно брюшного пресса и разгибателей позвоночника; развитие правильного дыхания; коррекция плоскостопия; улучшению функции ССС; закаливание организма.

В работе В.А. Сергеева (1967) указывается, что использование лечебного плавания с детьми, имеющих нарушения функции дыхания, приводит к улучшению физиологических показателей. Приспособительные реакции у детей, страдающих хроническими бронхитами и пневмониями, были выше на занятиях в бассейнах с морской водой, чем с обычной.

В тоже время некоторые специалисты отмечают и негативное влияние занятий плаванием на организм человека. Так, нахождение человека в воде отрицательно сказывается на состоянии верхних дыхательных путей и органов слуха. Причиной этих отклонений объясняется периодическим заглатыванием воды и нарушением носового дыхания. Выключение при плавании носового дыхания способствует охлаждению и снижению сопротивляемости слизистой оболочки полости рта и попаданию инфекции. Это, в свою очередь, может привести к образованию кариозных зубов, хронического тонзиллита, к заболеваниям придаточных пазух носа и ринитам. Неблагоприятное влияние на твердую ткань зубов оказывает и содержание хлора в воде при занятиях плаванием.

Одним из защитных факторов, предохранения от заболеваний бактериальной этиологии в полости рта, является содержание в слюне фермента лизоцима. Как утверждает В.Ю. Вяземский и другие, у человека находящегося в водной среде количество и активность лизолима резко снижено, что обуславливает распространение острых респираторных заболеваний и ангин.

У 14% детей и у 75 взрослых, занимающихся плаванием, были выявлены поражения кожных покровов и заболевания грибкового происхождения.

У детей, занимающихся плаванием с первых месяцев жизни, быстрее происходит формирование двигательных навыков. Дети, принимающие водные процедуры реже страдают анемией и кишечными инфекциями

2. Из истории.

Культ воды существовал в древности у всех народов. Почитались боги, повелевавшие водами: Посейдон - у греков и Нептун - у римлян. Алхимики утверждали: вода - самое совершенное вещество, и обозначили её идеальной геометрической фигурой - равносторонним треугольником.

Наиболее раннее изображение людей, плывущих способами, напоминающими кроль и брасс, относятся к 1Х - 11 тысячелетиям до нашей эры. В Древней Греции также ценилось искусство плавания, как жизненно необходимый навык, приравнивая его к умению читать и писать, хотя пловцы и не принимали участия в Олимпийских играх. Однако в Гермионе на ежегодных празднествах в честь бога морей, а с 1300г. на Играх, устраиваемых на Истме у святилища Посейдона раз в два года, всегда проводились состязания по плаванию.

И древние римляне отдавали должное плаванию. Легендарные полководцы Юлий Цезарь, Марк Антоний, Октивиан Август не только сами были отменными пловцами, но и обучали плаванию своих легионеров.

В средневековой Европе на церемонии посвящения в рыцари воин проходил испытания: он должен был доказать, что умеет «плавать в броне на животе и на спине», о чём говориться в трактате «Зеркало рыцаря».

Славянские народы, населявшие в древности русские земли, богатые водоёмами, прекрасно владели искусством плавания. О том, что плавание на Руси было одним из любимых физических упражнений, свидетельствуют различные летописи, предания, былины. Например, старинная Ипатьевская летопись повествует о молодом человеке, который при осаде Киева печенегами переплыл Днепр, добрался до лагеря князя Святослава и сообщил ему о нападении на город кочевников.

Об умении славян плавать, нырять, о военных действиях с преодолением водных преград можно узнать также из замечательного памятника отечественной культуры «Слово о полку Игореве», из былины «О Добрыне Никитиче и отце его Никите Романовиче».

В период правления Петра плавание входило в число обязательных дисциплин в военных учебных заведениях.

Немалая заслуга в развитии плавания в России второй половине 18 в. Принадлежит А.В.Суворову. Он считал, что умение плавать играет значительную роль во время боевых действий при преодолении водных преград, для поддержания здоровья солдат в суровых походных условиях.

Первая любительская школа плавания была основана в 1785г. в Париже. В России подобное учебное заведение - в 1825г. в Санкт - Петербурге. В 1834г. там же, близь Летнего сада, которой руководил шведский преподаватель гимнастики Густаф Паули, обучали плавать «по-лягушачьи на брюхе», на спине, «на боку», «по собачьи», «сажёнками», с оружием.

1 международные соревнования по плаванию состоялись в 1889г. в Будапеште. В 1896г. этот вид спорта включили в программу Игр Олимпиады новой эры. А в 1908г. была создана Международная федерация любительского плавания (ФИНА).

Спортивное плавание непрерывно развивалось, возникали новые, более скоростные стили.

В 1887г. на первых официальных соревнованиях в Великобритании спортсмены пользовались только брассом на боку без выноса рук из воды - самым старым способом. Ёще в 1538г. технику брасса описал в своём руководстве датчанин Н.Бинман. Возможно, когда - то этот стиль подсмотрели у лягушки. Долгие годы его и называли «плаванием по-лягушачьи». Лишь в 19 веке французское слово «brasse» (разводить руками) дало новое имя.

В середине 30-х годов 20 века некоторые пловцы стали проносить руки над водой. И родился новый стиль - баттерфляй, названный так за сходство с движениями крыльев бабочки.

Также утвердился скоростной баттерфляй - дельфин. Вместо движений ног в технике брасса спортсмен выполняет волнообразные движения всем телом, включая ноги.

Появляется самый быстрый способ плавания - кроль: в нём сочетаются укороченные гребки руками и попеременно энергичные движения ног с небольшим сгибанием и разгибанием их в колене.

Американцы первыми освоили плавание кролем на спине: на Играх 1912г. Гарри Хебнер значительно опередил соперников - они плыли брассом на спине.

Таким образом, на рубеже 20 - 21 веков в спортивном плавании применялись 4 основных способа (стиля) плавания: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй (дельфин), брасс. Техника плавания показана на рисунках. (Приложение).

3. Основные технические приемы в плавании.

Кроль на груди. Плавать спортивным способом кроль на груди стали в начале 20 века. В настоящее время это самый быстрый и популярный спортивный способ плавания. Популярность его объясняется и тем, что он используется при игре в водное поло, синхронном плавании и при плавании в естественных водоёмах.

При плавании кролем на груди положение тела горизонтальное, лицо опущено в воду; туловище лежит свободно, без напряжения. Ноги вытянуты свободно. Равномерно и быстро ими поочередно работают сверху вниз и снизу вверх. При нажиме на воду сверху нога слегка сгибается в колене под сопротивлением воды, а, понимаясь вверх, - выпрямляется и нажимает на воду снизу. Ровные, непрерывные движения ног - признак хорошей техники, поэтому рекомендуется много плавать с доской в руках, производя движения одними ногами.

Руки заносят над водой вперед и поочерёдно производят гребки. В воздухе рука немного согнута в локте и движется так, чтобы локоть был выше кисти. Затем она свободно опускается в воду без шлепка.

Когда рука полностью погружается в воду, движение её постепенно ускоряется и достигает наибольшей скорости в середине гребка. Пальцы должны быть немного согнуты, чтобы кисть лучше захватывала воду.

Закончив гребок, руку мягко вынимают из воды локтем вверх у самого тела, после чего отводят в сторону и проносят вперед. Кисть руки проходит у самой поверхности воды.

Наиболее распространенным способом согласования движения рук и ног является способ, при котором шесть ударов ногами приходятся на два полных движений руками.

При плавании способом кроль лицо погружено в воду и нормальное дыхание в этих условиях невозможно. Для вдоха надо повернуть голову, чтобы рот оказался над поверхностью воды.

Дыхание с поворотом головы влево выполняется так: в то время, когда левая рука при гребке находится сзади, а правая вытянута вперед, голова поворачивается влево настолько, чтобы рот оказался над поверхностью воды; в этот момент делают вдох.

Когда голова поворачивается лицом вниз, выполняют полный энергичный выдох в воду.

Заканчивают его к моменту начала поворота головы для нового вдоха, причем делать это можно через рот и через нос одновременно.

Упражнения для изучения техники плавания на груди.

На суше:

  1. И.п. - лежа на груди, руки вперед, голову опустить. Приподнимаясь на бёдрах и глядя на кисти рук, выполнять быстрые, попеременные движения ногами, как в кроле.

  2. То же, но одна рука вперед, другая вдоль туловища.

  3. То же, но для согласования движений ног с дыханием голову поворачивать в сторону, прижимаясь ухом к руке, вытянутой вперед.

  4. И.п. - стоя, одна рука вверх, другая у бедра, круговые движения руками вперед («мельница вперед»).

В воде:

1. И.п. - лежа на груди, опираясь руками о дно (бортик), выполнять

движения ногами кролем. Дыхание произвольное.

2. То же, но голову опустить в воду, дыхание задержать.

3. То же, но выполняется выдох в воду. Для вдоха голову поднимать вверх или поворачивать.

Кроль на спине.

Основное отличие кроля на спине от других способов плавания - в положении тела и дыхания (выдох выполняется над водой).

Положение тела при плавании способом кроль на спине - горизонтальное. Ноги движутся почти так же, как и при плавание кролем на груди, - они производят без напряжения частые нажимы на воду, преимущественно снизу вверх. Руки свободно проносят по воздуху вверх - в стороны и мягко опускают в воду несколько шире плеч. Рукой гребут с ускорением; в средней части гребка рука сгибается. Руки движутся непрерывно. Когда правая проносится по воздуху, левая в это время гребет, и т.д.

Вдох при плавании кролем на спине производится во время гребка одной рукой через рот, выдох - через нос в момент гребка другой рукой.

Упражнения для изучения техники плавания кролем на спине.

На суше:

1. И.п. - сед углом (на полу, на скамье, на берегу); непрерывно

выполнять движения ногами, как в кроле.

  1. И.п. - стоя, одна рука вверх, другая вдоль туловища. Круговые

попеременные движения назад.

В воде:

1. И.п. - лёжа на спине, опираясь руками о дно, бортик, выполнять

движения ногами кролем. Ноги в коленях не сгибать, носки оттянуть и

повернуть внутрь.

  1. И.п. - лежа на спине, положить доску под голову, на колени, на живот.

Плыть, выполняя движения ногами кролем.

Совершенствование техники плавания.

Кроль на спине:

  1. Плавание на спине с помощью непрерывных движений ногами кролем (руки могут быть вдоль туловища, одна вверх, две вверх).

  2. то же, но выполняя до бёдер гребок двумя руками одновременно.

Кроль на груди:

  1. Плавание кролем на груди, с помощью движений ног и одной руки, другая впереди, следить за поворотом головы для вдоха в сторону работающей руки.

  2. Каждой рукой дополнять заданное количество гребков.

Брасс.

По скоростным показателям брасс уступает всем остальным способам плавания. Зато он имеет большое значение в прикладном плавании. Брасс позволяет человеку плыть бесшумно, преодолевать большие расстояния, транспортировать пострадавшего и различные предметы. Брасс применяется также при плавании под водой.

При плавании способом брасс тело пловца лежит в воде на груди почти горизонтально, руки вытянуты вперед, кисти рук соединены и обращены ладонями вниз. Ноги вытянуты и сомкнуты. Из этого положения кисти рук поворачиваются наружу, затем обе руки одновременно начинают гребок в стороны и слегка вглубь и гребут по линии плеч. В конце гребка руки сгибаются в локтевых суставах, локти опускаются вниз, кисти сближаются и руки двигаются в исходное положение.

В это время ноги подготавливаются к гребку, сгибаясь в коленных и тазобедренных суставах, затем стопы и голени разводятся в стороны, и в момент выпрямления рук ноги делают энергичный гребок в стороны назад и друг к другу. После гребка тело скользит вперед в исходное положение. Вдох делают через рот в начале гребка руками, а выдох - в остальное время движения.

Упражнения для изучения техники плавания брассом.

На суше:

  1. И.п. - сидя на полу или гимнастической скамейке, руки в упоре сзади (массу тела перенести на руки), ноги прямые, вместе, носки оттянуты. По команде «Подтянуть - в стороны - вместе - пауза» учащиеся выполняют одновременные движения двумя ногами, как при плавании брассом.

В воде:

1. У бортика, лежа на животе. Подтягивание ног, разведение стоп в

стороны, толчок и пауза.

2. У бортика, лёжа на животе, подбородок у воды, спина прямая (таз и пятки у поверхности воды). Из этого положения выполнять движения ногами брассом (в пояснице не прогибаться).

Баттерфляй (дельфин).

При плавании баттерфляем ноги спортсмена движутся, как в брассе, а руки после движения в воде до бёдер проносятся одновременно над водой.

Сейчас пловцы применяют более скоростную разновидность баттерфляя - дельфин, в котором к измененным, напоминающим технику движений рук при плавании кролем на груди, одновременным и симметричным движением рук и ног добавляются также и волнообразные движения туловища, способствующие более рациональной работе рук и ног.

При плавании способом дельфин пловец лежит на груди, линия плеч от начала первых движений после старта и поворота параллельна поверхности воды. Руки и ноги двигаются одновременно и симметрично. Соотношение движений руками и ногами произвольно.

При поворотах и во время финиша пловец касается стенки бассейна обеими руками одновременно, плечи горизонтально.

После старта и поворотов, а также при прохождении дистанции спортсмену разрешается выполнять под водой одно или несколько движений ногами и один гребок руками, которые должны вывести пловца на поверхность.

Движения руками можно условно разделить на три части: вход рук в воду, гребок, выход рук из воды и пронос их по воздуху над поверхностью воды.

Ноги и туловище при плавании дельфином совершают непрерывные движения вверх-вниз. Условно движения ногами можно разделить на подготовительные и рабочие.

Старты.

В спортивном плавании старт имеет большое значение, так как от него тоже зависит результат, который может показать пловец. При плавании кролем на груди, брассом, баттерфляем старт выполняется с тумбочки, при плавании на спине - из воды.

По свистку стартера пловец становится на тумбочку у заднего среза. После второго свистка подходит к переднему краю тумбочки и занимает исходное положение. При этом ступни расположены параллельно, расстояние между ними - 10 - 15 см, пальцы ног захватывают край тумбочки, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях под углом примерно 150*, руки отведены назад. Голова чуть приподнята кверху.

По стартовому сигналу пловец энергично отталкивается от тумбочки, сильным махом посылает руки вперед-вверх и прыгает в воду. Тело в полете выпрямлено, голова опущена между руками, ноги соединены, носки оттянуты.

Упражнения для изучения техники старта

На суше:

И. п. - старт пловца (ноги поставить на ширине одной стопы параллельно, согнуть в коленных и тазобедренных суставах, руки отвести назад, смотреть вперед). Выпрыгивая вверх с махом руками вверх, голова между ними.

В воде:

1. И.п. - сидя на бортике, выполнить сходы в воду (первыми входят в воду руки и голова).

2. То же, но постепенно повышая опору.

3. Сесть на край бортика, упереться о край ногами, поднять руки вверх, соединить кисти и зажать голову между руками. В этом положении нагнуться как можно ниже к воде и оттолкнутся ногами.

4. Встать на край бортика, пальцами ног упереться в край, руки вытянуть вверх, ладони соединить, голова между руками. Согнуть ноги в коленях, слегка присесть и, оттолкнувшись ногами, прыгнуть в воду.

Старт с тумбочки.

Встать на край тумбочки, упереться стопами в край, согнуть ноги в коленях и принять стартовую позу. По сигналу судьи, с одновременным махом руками оттолкнуться ногами и прыгнуть в воду.

Старт из воды.

Войти в воду, подплыть к месту старта, повернуться лицом к стенке бассейна и взяться руками за специальные поручни хватом сверху. Затем установить стопы на стенку бассейна параллельно друг другу на ширине плеч и так, чтобы пальцы не выходили на поверхность воды.

Отталкиваясь руками и ногами от стенки бассейна, активно разогнуть ноги во всех суставах. Руки в момент толчка вытянуты над головой и соединены, голова откинута назад, ноги выпрямляются и соединяются.

Повороты.

На соревнованиях и при обучении плаванию в бассейне длиной 25 или 50 м необходимо научить детей правильно делать повороты.

Правильно выполненный поворот позволяет пловцу продолжать движение в том же ритме и темпе, что и до поворота, а также сэкономить силы и улучшить время преодоления дистанции.

Для поворота при способе кроль пловец подплывает вплотную к поворотному щиту или стенке бассейна, делает вдох, касается щита или стенки на уровне воды рукой (например, правой), опускает голову в воду, одновременно быстро сгибает ноги и, опираясь рукой о щит, производит поворот под водой. Сделав поворот, он ставит ступни на щит, не поднимая головы, вытягивает руки вперед и с силой отталкивается от поворотного щита. Когда движение под водой от толчка замедляется, пловец начинает плыть.

При поворотах не разрешается отталкиваться от дна бассейна.

Если нарушается правила выполнения поворота, то результат, показанный участником или командой в эстафетном плавании, не засчитывается.

4. Правила поведения на воде и техника безопасности при обучении детей плаванию.

Беседа для учащихся

Для предупреждения несчастных случаев и травм необходимо соблюдать следующие требования и правила.

Обычно причины несчастных случаев во время купания на открытых водоёмах объясняют судорогами ног, переохлаждением, усталостью, водоворотами и т.д. Так ли это? Как уберечься от беды и стать «непотопляемым»?

Часто жарким летним днём, оказавшись у водоёма люди теряют чувство меры и забывают, что долгое пребывание в воде приводит к переохлаждению. Организма. Какая вода считается подходящей для купания? Обычно температура 20*С не вызывает у взрослого человека опасности охлаждения. При температуре воды 0* - 5С смерть может наступить в течение 10 - 30 минут.

Ни в коем случае нельзя бросаться в воду, перегревшись на солнце. Может наступить шок от холода даже в относительно теплой (20*) воде. Ныряние или быстрое погружение в воду, которая кажется в эти мгновения особенно холодной, вызывает резкий спазм сосудов и может случиться кратковременный обморок. На суше человек, получивший тепловой удар чувствует головокружение, ощущает слабость, даже мимолётно теряет сознание, а в воде он может в таком состоянии захлебнуться и утонуть.

Крайне опасно прыгать в воду, ели дно водоёма незнакомо: можно застрять в корнях подводной коряги, удариться головой о дно, затонувшее дерево или металлические конструкции. Такой удар чреват переломами шейных позвонков, повреждением спинного мозга, а это мгновенная смерть, либо инвалидность.

Вряд ли человек испытывает удовольствие, если в воде неожиданно прикоснётся к неизвестному предмету. Причина неосознанного страха - психическая напряжённость, которая возникает у людей, находящихся в нетрадиционной среде обитания.

Дно небольших рек часто покрыто водными растениями. Первое правило, обычно для любой нестандартной ситуации - никакой паники! Сами растения никогда никого не утопили. А путанный по рукам и ногам человек может долго держаться на плаву, даже если его голова опущена в воду и поднимает он её только для вдоха. Плыть в зарослях придётся с частыми остановками, периодически освобождаясь от «объятий» травы. Проплывая сквозь гущу осокавидной травы, можно получить незначительные порезы, поэтому лучше прижать руки к бокам или вытянуть перед собой, а работать только ногами. Итак, «кто предупреждён - тот вооружён». Находясь в воде, всегда нужно быть психологически готовым к прикосновению медузы или к «объятиям» водорослей.

Когда на побережье свирепствует сильный ветер, крайне опасно для пловцов становится прибойная зона. Поэтому, при волнении моря свыше 3 баллов купание категорически запрещено!!!

Для предупреждения несчастных случаев и травм необходимо соблюдать следующие требования и правила:

  1. Купаться только в хорошо знакомых и разрешенных для этого местах, не заплывая за пределы обозначенных границ.

  2. Поддерживать на занятиях строгую дисциплину: нельзя толкать друг друга, хватать за ноги, подавать ложные сигналы тревоги.

  3. Нельзя учиться плавать одному без взрослых. Это опасно даже тогда, когда умеешь неплохо держаться на воде.

  4. Нельзя прыгать в воду, если не знаешь глубину водоёма и не уверен в отсутствии там посторонних предметов.

  5. Нельзя нырять, задерживая дыхание не длительное время.

  6. При появлении признаков переохлаждения ( «гусиная кожа», озноб, посинение губ) надо выйти из воды и согреться (энергичные движения, теплый душ, растирание сухим полотенцем).

  7. Не приступать к занятиям плаванием раньше чем через 40-60 мин после еды.

  8. Научиться пользоваться поддерживающими средствами (доски, круги), не терять чувства самообладания и ответственности.

  9. Не следует купаться при плохом самочувствии (насморк, кашель).

  10. Плавать можно только в водоёме с чистой водой при температуре воды не ниже +20*. Место для занятий плаванием выбирают вдали от загрязнений - выше по течению реки.

  11. Нельзя входить в воду вспотевшим и разгоряченным сразу после приема солнечных ванн, после подвижных и спортивных игр.

  12. Все плавательные упражнения следует выполнять в сторону берега или вдоль него в специально отведенном месте.

  13. Категорически запрещается нырять и прыгать в воду вниз головой, заплывать за заграждения.

  14. Не умеющие плавать могут заходить только по пояс.

Правила поведения на уроках по плаванию.

  1. К урокам плавания допускаются ученики прошедшие медицинский осмотр и имеющие разрешение врача.

  2. Входить ученику в воду и выходить из воды должен лишь с разрешения и по команде учителя.

  3. В начальный период обучения учащиеся распределяются парами, чтобы каждый наблюдал за свои партнёром.

  4. Учащиеся должны знать условные сигналы и жесты.

  5. Все уроки проводятся под наблюдением врача.

  6. Не подавать ложные сигналы о помощи, не заплывать за ограждения, без

разрешения учителя нырять, прыгать в воду с бортика, с тумбочки или с

вышки.

  1. До и после урока обязательная поименная перекличка занимающихся.

  2. Спасательный инвентарь должен находится на видном месте около ванны бассейна.

  3. Во время урока обязательно дежурство спасателя.

5. Методика проведения урока.

Одним из основных требований предъявляемых учителям физической культуры является необходимость осуществлять дифференцированный подход к учащимся в процессе физического воспитания - учёт индивидуальных особенностей школьников.

Поэтому, на уроках плавания , учащиеся были поделены на три подгруппы: 1 - умеющие плавать;

2 - умеющие держаться на воде;

3 - не умеющие плавать.

Многообразие отличительных черт, своеобразие каждого ученика не значит, что эффективна лишь индивидуальная работа со школьниками. Учитель должен основываться на типовых характеристиках учеников, т.е. выделять признаки, присущие определенным группам учащихся: например, класс обычно делиться на группы по полу, а внутри этих групп - по подготовленности, а внутри этих групп выделяют школьников, которые требуют к себе иного подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, но занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. Необходимо также давать индивидуальные задания и очень сильным в плане физической подготовленности ученикам, чтобы те не потеряли интерес к урокам физкультуры и оценивать их дополнительно.

На всех уроках ставятся также оздоровительные и воспитательные задачи. В частности, у детей в процессе обучения воспитывают дисциплинированность, честность, чувство товарищества, воля, настойчивость, решительность. В связи с тем, что оздоровительные и воспитательные задачи решаются в течении всего учебного года, записывать их в план урока было бы пустой формальностью. Однако учителю ни при каких обстоятельствах нельзя забывать, что его долг - повседневно заботиться о здоровье детей, об их нравственном, умственном, эстетическом и трудовом воспитании.

Выполнение задач любого урока, его эффективность во многом зависят от установленного учителем порядка и от методов организации школьников. Только при этом условии можно обеспечить своевременное начало урока, его успешный ход, плотность урока.

Организация урока.

Рациональная организация урока с учетом различных фаз работоспособности:

1. Вводная или Построение, рапорт, задачи урока.

психологическая Вход в рабочее состояние /фаза врабатывания/ и

часть 5-8 мин. нагрузка относительно невелика.

2. Основная часть Фаза оптимально устойчивой работоспособности -

15-25 мин. нужна максимальная нагрузка для изложения нового

или же закрепления предыдущего материала.

3. Заключительная Фаза менее продуктивной части урока. Релаксация.

часть 5-12 ин.

Рациональное чередование различных видов деятельности для преодоления монотонности и усталости.

Использование методов преподавания, направленных на активизацию возможностей учащихся.

Использование наглядного метода для опоры на чувственное восприятие

6.Начальное обучение плаванию.

Поурочное планирование 5 класс.

1 урок. Задача: освоение в воде.

На суше.

Здесь и далее: построение группы, расчет, проверка присутствующих, общеразвивающие упражнения.

В воде

1. Хождение по дну бассейна, держась за бортик, за руки товарищей и поодиночке ( 5-7 мин)

2. То же, спиной вперед (5-7 мин)

3. Приседание в воде до подбородка, с головой под воду (6-8 мин)

4. Упражнение «полоскание белья», движение руками вправо - ладонь опирается на воду, влево - ребром ладони (по 10 раз)

5. Упражнение «маятник»: стоя, руки на поясе, правой ногой движения вперед-назад, то же левой (по 10 раз).

6. Держась руками за бортик, погрузиться до подбородка в воду, подуть на поверхность воды (5-6 раз).

7. То же, с погружением под воду с головой (5-6 раз).

8. Свободное купание (5 мин).

2 урок. Задачи: освоение в воде, обучение движениям ногами кролем на груди.

В воде

1. Повторение материала первого урока (5 мин).

2. Открывание глаз под водой (5-6 раз). Следить за тем, чтобы дети не вытирали глаза руками.

3. То же, упражнение в парах. Считать количество пальцев на руках партнера (по 2 раза).

4. Приседание до подбородка, дуть на воду, как на чай (5раз). Следить за длительностью и непрерывностью дыхания.

5. То же, с погружением в воду с головой. Глаза открыть (5-6 раз).

6. Обучение движениям ногами кролем на груди с опорой о бортик руками (2 х 30 сек). Следить за оптимальной глубиной погружения ног и мягкостью движений.

7. Свободное купание (5 мин). Повторить упражнения в которых допускались ошибки.

3 урок. Задачи: обучение скольжению с толчка от бортика на спине и на

груди, прыжку в воду вниз ногами.

В воде

1. Дыхательные упражнения.

2.Упражнения на открывание глаз под водой.

3. Обучение прыжку вниз ногами (7 мин).

4. Скольжение на груди (7мин).

5. Обучение скольжению на спине. Подбородок взять «на себя» (7мин).

6. Совершенствование движений ногами у бортика. Добиться мягкости и синхронности движении (2мин).

7. То же, на спине (2мин).

8. Согласование дыхания с движениями ногами кролем на груди у бортика. За борт держаться прямыми руками (2 мин).

9. Свободное купание (3-5 мин).

4 урок. Задачи: повторение пройденного материала, согласование движений ногами со скольжением и дыханием.

В воде

1. Прыжок в воду вниз ногами с бортика.

2. Согласование дыхания с движениями ногами у бортика. Плечи и подбородок лежат на поверхности воды (3мин).

3. Скольжение на груди с толчка от бортика. Руки вытянуты над головой, голова под руками. ( 4 раза).

4. То же, при помощи движений ногами. Полный выдох (6 раз).

5. Скольжение на спине с толчка от бортика. Подбородок положить на грудь ( 4 раза).

6. То же, при помощи движений ногами. ( 6 раз)

7. Согласование дыхания с движениями ногами у бортика (2х1,5 мин).

8. Скольжение без остановки на длину бассейн: вперед - на груди при помощи движений ногами кролем, назад - на спине.

9. Свободное купание ( 5мин). Повторение пройденных упражнений.

5 урок. Задачи: обучение согласованию дыхания с движениями ногами кролем с опорой руками о доску.

В воде

1. Организационный вход в воду (прыжок вниз ногами)

2. Согласование дыхания с движениями ногами кролем у бортика. Плечи и подбородок - на воде. (1 мин)

3. Скольжение на груди при помощи движений ногами кролем. Выдох в воду (4 раза).

4. То же, на спине. Глаза открыты (4 раза)

5. Скольжение без остановки на длину бассейна при помощи движений ногами кролем: вперед - на груди, назад - на спине ( 6 раз).

6. Плавание при помощи движений ногами кролем с опорой руками о доску. На доску руками не давить, держать свободно ( 6 раз).

7. То же, в согласовании с дыханием. Выдох продолжительный и полный в воду между рук ( 6 раз).

8. Дыхательные упражнения у бортика.

9. КУ - скольжение на груди при помощи движений ногами кролем ( руки вытянуты над головой) с толчка от бортика ( 2 раза, по 5-7 м).

10. Игры в оде по желанию учащихся.

6 урок. Задача: освоение гребковых движений руками.

В воде

1. Организованный вход в воду ( прыжком вниз ногами)

2. Выдох в воду, приседая на месте ( 6 раз)

3. Скольжение на груди ( 2 раза)

4. То же, на спине ( 2 раза)

5. Скольжение на груди с движением ногами кроле (2 раза)

6. Скольжение на спине с движением ногами кролем. Руки прижаты к бёдрам ( 4 раза).

7. Скольжение на груди, руки над головой, медленно прижимая к бедру руку. Затем принять статичное положение лёжа. Руки выполняют движения поочередно (4 раза).

8. То же, с движениями ногами кролем( 4 раза).

9. Скольжение на спине, руки вверху. Медленно прижать руку к бедру через сторону. Принять положение лёжа. Руки выполняют движения поочередно ( 4 раза).

10. То же с движениями ногами кролем ( 4 раза).

11. Подвижные игры на воде.

7 урок. Задача: обучение дыханию через сторону, повторение скольжения на груди и на спине при помощи движений ногами и руками.

В воде

1. Организованный вход в воду.

2. Приседания на месте, выдох в воду (6 раз)

3. Скольжение на груди при помощи движений ногами кролем. Выдох в воду (12 раз) же,

4. То на спине (6раз)

5. Плавание на груди при помощи движений ногами кролем и поочередных движений одной рукой. Задержка дыхания. Повторить 10-12 раз.

6. То же, на спине (6-8 раз).

7. Обучение вдоху через сторону, стоя на месте. Дышать, поворачивая голову в обе стороны, определить «свою» (удобную) сторону (20 раз).

8. Плавание при помощи движении ногами кролем с опорой руками о доску (10-12 раз).

9. То же, вдоль бассейна (25м)

10. То же, на спине (25м)

11. Соревнования в плавании кролем с задержкой дыхания (в длину бассейна).

12. Свободное купание и игры о выбору учащихся. ( 5мин).

  1. урок. Совершенствование движений ногами и руками в согласовании с дыханием, при плавании кролем на груди и на спине.

В воде.

1. Плавание на спине при помощи движений ногами, руки вытянуты над головой (50м).

2. То же, на груди с опорой о доску (50м).

3. Плавание на груди при помощи движении ногами, руки вытянуты над головой, вдох вперед (50м).

4. Плавание на спине кролем в раздельном согласовании движений руками (50м).

5. Плавание кролем на груди с движением ногами и одной рукой. Вдох в сторону работающей руки (50м).

6. Попытаться проплыть кролем в полной координации движений (1 раз 25м).

7. КУ - 25м кроль на груди и 25м кроль на спине на время.

8. Объявление результат уроков плавания и выставление оценок за курс «плавание».

9. Свободное купание и игры на воде.

7. Игры на воде.

«Плавучие стрелы».

Цель игры - научить, как можно дольше скользить по воде.

Играющие выстраиваются на берегу в одну шеренгу, лицом к воде, на расстоянии шага друг от друга. По сигналу взрослого играющие делают разбег, сильно отталкиваются ногами от дна и скользят по воде. Выигрывает тот, кто дольше проскользит без движения. Игра повторяется 3-4 раза.

«Салки».

Цель игры - обучить занимающихся нырянию с открытыми глазами.

Участники игры произвольно располагаются в воде. Ловец, назначенный взрослым, догоняет играющих, стараясь запятнать любого из них. Спасаясь от преследования, дети ныряют под воду. Тот, кто не успел погрузиться под воду и был запятнан, становится ловцом. Ловцу запрещается преследовать одного участника долго или ждать, пока тот вынырнет из воды. Продолжительность игры до минут.

«Водолазы».

Цель игры - научить открывать глаза и ориентироваться под водой. Проводится только в водоёме с чистой, прозрачной водой и ровным дом.

Каждый игрок берёт в руки ярко раскрашенный камень( шайбы). Дети заходят в воду по грудь, выстраиваются в шеренгу лицом к берегу на расстоянии шага друг от друга. По команде взрослого все бросают камни вперед, затем делают глубокий вдох, ныряют под воду с открытыми глазами, и каждый старается найти свой камень. Выигрывает тот, кто найдет камень. Игра повторяется 2-3 раза.

«Морской бой».

Цель игры - научить не боятся водяных брызг.

Играющие разбиваются на две команды, которые выстраиваются в воде лицом друг другу, на расстоянии одного - двух шагов. По сигналу команды наступают друг на друга, стараясь брызгами в лицо оттеснить «противника» на берег или до заранее установленного места. Игрок, повернувшийся спиной, считается выбывшим из строя и получает штрафное очко. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не оттеснит другую к берегу в течение 2-3 минут. Выигрывает та команда, у которой меньше штрафных очков.

«Пятнашки в кругу».

Цель игры - научить ребят самостоятельно погружаться в воду с головой.

На мелком месте играющие становятся в круг, водящий располагается в его центре. Он должен запятнать кого-либо, но останавливаться возле игрока не имеет права. Игроки спасаются, окунаясь с головой в воду. Запятнанный становится водящим, а пятнающий занимает его место.

8. Методы и организация исследования.

Исследования проводились с 1 февраля по 30 мая 2004г. на базе муниципального учреждения физкультурно-оздоровительного комплекса: бассейнов «Дельфин» и «Нептун», и на базе МОУ СОШ № 4.

На первом этапе с 1 февраля 2004г. по 28 февраля 2004г. были изучены нормативные документы, программы, опыт подобной работы, проведен анализ специальных медико-биологических, психолого-педагогических аспектов. Определены методологические основы исследования, разработана гипотеза, произведен сбор и обобщение материала, разработано поурочное планирование.

На втором этапе, который проводился с 1 марта по 30 апреля 2004г. проводились уроки плавания по заранее разработанному поурочному планированию, контрольные тесты.

На третьем этапе, который проводился с 1 по 30 мая 2004г., проводилась статистическая обработка данных.

Занятия физической культурой и спортом в детском возрасте стимулирует рост, развитие организма, обмен веществ, укрепляют здоровье, способствует лучшему протеканию пластических процессов, увеличивают функциональные возможности всех систем организма, а также имеют большое воспитательное значение. Занятия плаванием детей, обеспечивают гармоническое развитие организма школьника только при условии проведения их с учетом особенностей возрастного развития и под контролем школьного врача.

В плавание допускаются все дети, но с учетом допуска врача педиатра.

При занятиях детей физкультурой соблюдаются следующие условия:

1. Систематический врачебный контроль с учетом возрастных особенностей занимающихся.

2. Строгое выполнение учителем врачебных рекомендаций.

3. Допуск к занятиям детей проводится врачом педиатром (в том числе не имеющих очагов хронической инфекции).

4. Деление занимающихся на группы, однородные по биологическому возрасту и уровню их подготовленности.

При проведении занятий физическими упражнениями с детьми обязательно учитывается врачебный контроль, так как идеология индивидуального подхода к вопросам профилактики укрепления здоровья лежит в основе медицинской концепции. Для того чтобы дать оценку физическому, функциональному состоянию школьников используются контрольные тесты.

  1. Задержка дыхания под водой на время.

  2. Плавание кролем на груди без помощи рук на дистанциях 25м. на время.

  3. Плавание кролем на груди и на спине на дистанциях 25м, 50м на время.


9. Заключение.

Школьный возраст считается одним из наиболее важных периодов в формировании личности человека. В этом возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых при различных формах двигательной активности, что создает предпосылки для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка. Поэтому важным приоритетным направлением в школьном воспитании является повышение уровня здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни, соблюдений правил и техники безопасности на воде, и устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Опираясь на методологические основы обучения, была предпринята попытка разработать технологию оздоровительных, обучающих занятий и, по возможности расширить представления по теории обучения плаванию детей школьного возраста.

Результаты исследований показывают, что повышения качества и эффективности процесса физического воспитания школьников следует использовать основные положения методик обучения плаванию, с учетом оздоровительного, развивающего (на основе двигательных представлений) компонентов и двигательной предрасположенности к освоению движений. При этом необходимо опираться на основные методические принципы и рекомендаций по их реализации.

Разработанная методика, учитывающая ограниченные сроки овладения средствами обучения плаванию, возрастную предрасположенность, и направленная на формирование двигательных действий, оказывает положительное влияние на уровень физического развития и физической подготовленности школьников. Занятия, по данной программе обучения, в дальнейшем будет способствовать более высокому темпу прироста показателей.

10. Выводы.


  1. С помощью мониторинга валеологического образования мы создали систему здоровье-сберегающей среды и целостного двигательного процесса, коррекции функционального и физического состояния.

  2. Сравнительный анализ показал, что большинство показателей физического развития выросло незначительно , что позволяет судить о низком уровне здоровья.

  3. Наше исследование совместило в себе все формы физического воспитания, в нем мы учли физиологические особенности детей, гигиенические требования и позволили себе провести коррекцию подготовленности детей на занятиях плаванием методом оздоровительной физической культурой и облегченными способами плавания.

4. Опыт школы показывает, что включение в программу оздоровительного плавания, положительно влияет на формирование здорового образа жизни.

11. Практические рекомендации.

Особенности методики и организации занятий при обучении

плаванию детей школьного возраста.

Методика обучения плаванию детей школьного возраста, должна основываться на возрастные особенности детей. В связи с этим, детям школьного возраста необходимо объяснять новый материал образным, точным, кратким и доступным языком. Учитывая сильно выраженные рефлексы подражания и повторения, необходимо уделять первостепенное внимание методу показа. Все разучиваемые детьми движения, по возможности, должны показываться преподавателем в тех же условиях, в которых будет проводиться упражнение (на суше, в воде). Изучаемые упражнения показываются непосредственно перед их выполнением. Если после неоднократного объяснения упражнения и его показа, занимающиеся его не выполняют, то следует применять пассивные движения. Необходимость применения пассивных движений, с помощью преподавателя, возникает как при изучении циклических упражнений общеразвивающего или «плавательного» характера, так и при изучении навыка удержания тела в горизонтальном положении. Показ обязательно должен сопровождаться доступными для детей пояснениями. Рассказ, объяснение, беседа, похвала, своевременное замечание стимулирует целенаправленное и сознательное овладение движениями.

При изучении движений следует избегать большого количества команд и подсчета при выполнении упражнений. Овладение навыком плавания довольно - таки сложно для учащихся. Поэтому при обучении их плаванию необходимо использовать значительное количество разнообразных подготовительных упражнений.

При обучении азам плавания необходимо руководствоваться дидактическими принципами - сознательности и активности, наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности, последовательности и прочности.

В качестве основных средств используются физические упражнения, которые в зависимости от задач и направленности воздействия подразделяются на пять групп :

1. общеразвивающие и специальные упражнения (выполняются на суше)

2. упражнения для освоения с водой

3. игры в воде

4. простейшие прыжки в воду

5. упражнения для изучения техники плавания.

Первая группа. Комплексы общеразвивающих и специальных упражнений на суше выполняется на каждом занятии перед входом в воду. Как правило, комплекс начинается с выполнения дыхательных упражнений и упражнений для мышц рук, затем выполняют упражнения для наиболее крупных мышц груди, туловища, ног. Заканчивается комплекс имитационными упражнениями, характерными для изучаемых способов плавания.

Вторая группа. В группу упражнений для освоения с водой входят:

А) упражнения для ознакомления со специфическими свойствами воды (элементарные движения рук и ног, передвижения по дну бассейна) способствующие: появлению уверенности в своих силах; ознакомлению с плотностью, вязкостью и температурой воды;

Б) погружения в воду и открывание глаз. Эта подгруппа упражнений решает следующие задачи: устранение страха перед водой; умение открывать глаза и ориентироваться под водой;

В) всплывание и лежание на воде решает следующие задачи: знакомство с непривычным состоянием невесомости; освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении;

Г) выдохи в воду прививают: навык задержки дыхания в воде; умение правильно выполнять вдох-выдох в воду (выдох с задержкой дыхания на вдохе);

Д) скольжение. Выполнение упражнений на скольжение с различными положениями рук помогает освоить равновесие, обтекаемое положение тела в условиях, наиболее приближенных к плаванию.

Во всех возрастных группах упражнения для освоения с водой составляются на основе сюжетных движений. Это упражнения вызывают большой интерес у детей и позволяют им более осознанно выполнять движения. Например, такие упражнения, как «глазки в воде», «спрятать нос», «акула» и т.п. подбирая такие упражнения, необходимо учитывать особенности детского организма и понимания того, что физические упражнения должны приносить не только ощутимую пользу, но и доставлять детям радость.

К третьей группе отнесены подвижные игры и эстафеты, выполняемые в воде.

Для повышения эффективности процесса обучения плаванию детей школьного возраста на занятиях создаются условия для использования заданий игрового характера. Это достигается с помощью применения разнообразных методов, методических приемов и организованных форм во время проведения занятий.

Включая доступные учебные задания, необходимо повторять игры в новых вариантах, внося в них некоторые изменения и дополнения. Этим добиваются повторения знакомых движений, но с более высокими требованиями, а также достигается повышение активности и сохранение интереса к игре. Количество повторений каждой подвижной игры от двух до четырех раз, и интервалами отдыха между повторениями 30-40 секунд.

При проведении занятий игрового характера создается определенный положительный «эмоциональный фон», что способствует более эффективному влиянию предложенных средств обучения на организм занимающихся.

К четвертой группе относятся простейшие прыжки в воду, выполняемые с высоты до 40 см вниз ногами или головой.

К пятой группе относятся упражнения для изучения техники плавания. При разучивании того или иного способа плавания следует раздельно изучать движения ног, рук, ног и рук в сочетании с дыханием в целом, а затем соединить их. Раздельное разучивание (например, в способе кроль - сначала движений одной рукой, затем другой; одной руки с поворотом головы на выдох в воду) при обучении детей практически осуществимо, однако процесс обучения значительно удлиняется.

Разрабатывая методику обучения плаванию школьников, мы основывались на предписаниях алгоритмического типа, предусматривающих разделение

материала на части (задания) и обучение занимающихся этим частям в определенной последовательности, что обеспечивает успешное овладение всей программой.

Нагрузка в занятии носит колебательный характер. Самые интенсивные упражнения выполняются обычно в середине занятия, когда организм детей уже подготовлен к предстоящей деятельности.

12. Список используемой литературы

1. В.Г.Алабин, В.И.Зверник, Е.А.Масловский (1974) «Учись бегать, прыгать, плавать»

2. М.Я.Виленский . Учебник. Физическая культура 5,6,7 классы (2002) Просвещение

3.Вяземский В.Ю., Левин М.Я., Шубик В.М. изучение факторов неспецифического гуморального иммунитета у пловцов// Теория и практика физ.культуры. - 1977. - № 4. - с. 29-30.

4.Ганчар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб. - Мн.: «Четыре четверти», «Экоперспектива». 1998. - 352с., ил.

5.Гринев В.Т., Погребной А.И., Костюк Ю.И., Звягинцева Т.М. Биомеханические основы обучения плаванию. - Краснодар: ГИФК, 1990. - 81с., и

6.Дмитриев Р.А. предупреждения появления страха у новичков в процессе обучения плаванию// Плавание. - М.: физкультура и спорт, 1985. - с. 41-42.

7. Журналы Физическая культура в школе за 2003, 2004, 2005 гг.

8. О.Ф.Ильна. Обучение плаванию школьников. (1957) Москва

9. В.И.Кубышкин Учите школьников плавать (1988)

10.Оноприенко Б.и. Биомеханика плавания. - Киев: Здоровье, 1981. - 192с., ил.

11.Парфенов В.А. Плавание: Учебник для фак. физ. воспитания пед. институтов. - Изд. 2-е, перараб. и доп. - Киев, 19781. - 285с.

12.Петренко Г.г. Плавание в комплексном лечении больных сколиозом: Автореф. дис….. канд.мед.наук. - Киев, 1973. - 19с.

13.Погребной А.И. Научно-педагогические основы начального обучения плаванию детей школьного возраста. - Автореф. дис…..док. пед.наук. - Краснодар, 1997. - 37с.

14.Пыжов В.В. методика преподавания при массовом обучение плаванию ( на материале пионерских лагерей): Автореф. дис…..канд.пед.наук. - М., 1971. - 24с

15. В.А.Сергеев. Методика обучения плаванию Киев (1967)

16.Физкультура и спорт. Подписная научно-популярная серия (1986/7 ) «Дети дружат с водой»..

17.Э.Г.Черняев ., В.И.Чепель. Как научить детей плавать: Альбом. - Киев: Род. школа, 1987. - 76с., ил.

18. Шарапова И.р. методика обучения плаванию: учебное пособие. - Челябинск, Изд-во ЮУрГУ, 2002. - 17с.

13. Приложение

Обучение умеющих плавать детей начинается с освоения с водой и разучивания упражнений на погружение, всплывание, открывание глаз, выдох в воду, скольжение. Одновременно с выполнением подготовительных упражнений разучивается техника плавания.

Занятие №1.

Комплекс развивающих упражнений на суше для плавцов:

  1. И.п. - стоя. Руки на поясе. Ходьба простая, спортивная.

  2. И.п. - стоя. Руки на поясе. Повороты головы вправо и влево. Наклоны головы вперед и назад.

  3. И.п. - руки на поясе. Поднимание одновременно плеч. Круговые вращения плечами вперед и назад.

  4. И.п. - руки согнуты в локтях, ладони на плечах. Круговые вращения локтями вперед и назад.

  5. И.п. - руки вдоль туловища. Круговые вращения руками одновременно вперед, назад, попеременно вперед и назад (мельница).

  6. И.п. - руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоны туловища вправо и влево, вперед и назад.

  7. И.п. - руки на поясе. Повороты туловища в стороны.

  8. И.п. - руки на поясе. Приседания (30-40 раз).

  9. И.п. - ноги вместе, стопы вместе. Наклоны вперед, доставая руками пол (колени не сгибать).

  10. И.п. - лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища. Поднять ноги до прямого угла (5-10 раз).

  11. И.п. - лежа на спине. Руки вытянуты вдоль туловища. Сесть, достать руками носки ног, головой - колени.

  12. И.п. - лежа на груди. Руки за головой, ноги опираются о пол. Поднимать голову и плечи (10 раз).

  13. И.п. - сидя. Упор руками сзади, ноги прямые, носки оттянуть. Движения ногами кролем под команду и счет.

  14. И.п. - упор лежа. Отжимания.

  15. И.п. - стоя. Руки подняты вверх, кисти соединены, голова между руками. Встать на носки, подтянуться вверх, напрячь все мышцы рук, ног, туловища. Повторить несколько раз это упражнение.

Комплекс в воде:

  1. Войти в воду и поплавать свободно 5 минут, для освоения с водой и привыкания.

  2. Встать в одну шеренгу лицом к бортику. Сделать вдох, задержать дыхание и присесть с головой под воду. Повторить 5-6 раз.

  3. Встать в пары. Поочередно погружаться в воду с открытыми глазами и считать пальцы партнера, близко поднесенные к лицу, присевшего под водой.

  4. Упражнение «поплавок».

  5. Упражнение «медуза».

  6. Упражнение «звезда».

  7. Упереться руками за поручни, лечь на грудь так, чтобы таз и пятки были у поверхности воды, оттянуть носки. Выполнять движения ногами способом кроль. Ноги не сгибать, дыхание вдох и выдох в воду. Упражнение выполнять 2-3 минуты.

  8. Упор руками на поручни, лечь на спину, поднять к поверхности воды живот и ноги. Носки оттянуты и напряжены. Выполнять движения ногами способом кроль на спине, 2-3 минуты. Колени не сгибать и дыхание не задерживать.

  9. Выдох в воду (10 раз).

  10. Встать спиной к бортику, руки вытянуты вверх, кисти соединить, голова между руками. Скольжение на груди с последующими движениями ногами способом кроль. Повторить 10 раз (рис. №3).

  11. Скольжение на спине с последующими движениями ногами способом кроль (рис. №4).

  12. Повторение разученных упражнений с элементами соревнования. Например, «кто дальше проскользит», «кто дольше продержится в поплавке или под водой» и т.д.

Занятие №2.

Подготовительный комплекс на суше.

  1. И.п. - стоя. Движения руками кролем, ноги на ширине плеч. Круги руками вперед - назад. Руки не сгибать, не качать плечами.

  2. И.п. - стоя. Руки на поясе, ноги врозь. Наклоны туловища влево - вправо, а затем вперед - назад.

  3. И.п. - стоя. Руки вдоль туловища. Наклон вниз, доставая ладонями пол. Колени не сгибать.

  4. И.п. - стоя. Приседания. Руки на поясе (30-40 раз).

  5. И.п. - упор лежа. Сгибание и разгибание туловища. При сгибании ноги и руки прямые, при разгибании бедра не ложить на пол.

  6. И.п. - лежа на спине. Упор руками сзади. Приподнять ноги над полом (прямые), и выполнять движения ногами как при кроле.

  7. И.п. - упор лежа. Отжимание (15 раз).

В воде:

1. Войдя в воду поплавать свободно 5 минут.

2. Отойти от поручней на 2 шага назад. Выполнять 20 выпрыгивание вверх, из положения сидя в воде с погруженной в воду головой.

3. Взяться за поручни. Лечь на воду и выполнять движения ногами как при плавании кролем. В перерывах выдох в воду.

4. Встать спиной к бортику. Взяться за поручни. Лечь на спину и выполнять движения ногами как при кроле.

5. Движения руками кролем. Ноги на ширине плеч, плечи и подбородок опустить на воду. Одна рука впереди, другая сзади. В этом положении круги руками вперед, как при плавании кролем. Смотреть вперед, туловище не раскачивать, руки держать прямые. Не торопиться.

6. То же самое, но передвигаясь по дну.

7. Выполнить «медузу».

8. Выполнить «звездочку».

9. Выполнить «звездочку» и соединением и разъединением рук и ног (не сгибая).

10. Выполнить скольжение на груди, на спине.

11. Выполнить скольжение на груди и на спине с движениями ногами кролем.

12. Выполнить скольжение на груди и на спине с последующими движениями руками кролем.

13. Свободное плавание 5 минут.

14. Игра «водный футбол».

Занятие №3.

Комплекс на суше.

  1. И.п. - стоя. Бег на месте с высоким подниманием бедра и с захлестом голени назад.

  2. И.п. - стоя. Наклоны вперед, назад.

  3. И.п. - стоя. Приседания. Руки на поясе, ноги врозь (30-40 раз).

  4. И.п. - стоя. Руки на поясе, наклоны туловища вправо и влево.

  5. И.п. - стоя. Круговые вращения руками, как при плавании кролем, вперед и назад.

  6. И.п. - стоя. Руки на поясе. Повороты головы вправо и влево.

  7. И.п. - стоя. Имитационные упражнения. Согласования дыхания с движениями одной рукой кролем. Ноги на ширине плеч, наклониться вперед. Одна рука упирается в колено, другая в положении конца гребка - у бедра.

  8. И.п. - стоя. Вытянуть руки вверх, кисти соединить, голова между руками. Встать на носки и подтянуться вверх. Повторить несколько раз.

В воде:

1. войти в воду и поплавать 5 минут.

2. Выдохи в воду 5-6 раз.

3. Упражнение «поплавок».

4. Упражнение «звезда».

5. Упражнение выполнить из «звезды» в «поплавок» и вернуться в упражнение «звезда».

6. Выполнять из упражнения «звезда» соединение и разъединение рук и ног (прямые).

7. Повернуться лицом к бортику, взяться руками за поручни, лечь на живот, выпрямить ноги, таз, пятки. Чтобы были у поверхности. Выполнять движения ногами кролем (2-3 минуты).

Между упражнениями выполнять выдохи в воду.

8. Упереться руками на поручни, лечь на спину, поднять к поверхности воды живот и ноги. Выполнять движения ногами, как при плавании кроль на спине (2-3 минуты).

9. Скольжение на груди (10 раз), и на спине (10 раз).

10. движения ногами кролем при скольжении на груди и на спине (15 раз).

11. Согласование дыхания с движениями одной рукой кролем. Ноги на ширине плеч, наклониться вперед, плечи на воду, одна рука упирается в колено, другая у бедра. Положить голову щекой на воду и посмотреть на руку, находящейся у бедра. Открыть рот, сделать вдох, повернуть лицо в воду - выдох с одновременными движениями рукой (не менее 20 раз каждой рукой).

12. Это же упражнение, передвигаясь по дну.

13. Скольжение на груди и на спине с движениями руками кролем (10 раз).

14. Плавание с помощью ног с доской кролем - 10 м.

15. Плавание с помощью ног с доской на спине - 10 м.

16. Свободное плавание 5 минут.

17. Игры. Доставание предметов со дна бассейна (шайбы, фишки и пр.)

Занятие №4.

Комплекс на суше.

Повторить упражнения из задания №3.

В воде:

1. Войдя в воду поплавать 5 минут.

2. Движения ногами кролем на груди и на спине, держась за поручни.

3. Выдохи в воду с движениями одной рукой кролем (не менее 20 раз каждой рукой).

4. Скольжения на груди и на спине с движениями ногами (20 раз).

5. Движения руками кролем стоя на дне и передвигаясь по дну. Смотреть вперед. Плечи и подбородок опустить на воду.

6. Скольжения на груди и на спине с движениями руками кролем (10 раз).

7. Плавание с помощью ног с доской 2х10 м.

8. Плавание с помощью ног на спине 2х10 м.

9. Плавание кролем на груди и на спине с задержкой дыхания на вдохе (до 10 раз).

10. Игры в воде. «Салки с мячом».

Занятие №5.

На суше:

  1. И.п. - стоя. Круговые вращения руками «мельница», вперед и назад.

  2. И.п. - стоя. Руки на поясе. Наклоны туловища вправо и влево, вперед и назад.

  3. И.п. - стоя. Руки вытянуты вдоль туловища. Наклоны вперед, доставая руками (ладонями) пол. Ноги не сгибать.

  4. И.п. - стоя. Приседания. Руки на поясе, ноги на ширине плеч (30-40 раз).

  5. И.п. - упор лежа. Отжимания (15 раз).

  6. Имитационные упражнения. Выполнить круговые вращения руками в согласовании с дыханием. Ноги на ширине плеч. Нагнувшись вперед, движения руками, через 2-3 гребка руками 1 выдох и далее.

В воде:

1. Поплавать свободно 8 минут.

2. Движения руками кролем с дыханием на месте и в движении.

3. Проплыть кролем на груди 2х10 м.

4. Проплыть кролем на спине 2х10 м.

5. Проплыть с помощью ног с доской 4х10 м.

6. Проплыть с помощью ног с доской, на спине 4х10 м.

7. Проплыть кролем на груди или на спине по выбору 4х10 м.

8. Выполнить простейшие прыжки в воду с бортика.

Задание № 6.

На суше.

Повторить комплекс упражнений из занятия №5.

В воде:

1.П проплыть 2х10 м. чередуя плавание кролем на груди и на спине.

2. Проплыть с помощью ног с доской 4х10 м.

3. Проплыть с помощью ног на спине, с доской 4х10 м.

4. Движения руками кролем в согласовании с дыханием, стоя и передвигаясь по дну - 3 минуты.

5. Проплыть кролем на спине 2х10 м с учетом времени.

6. Проплыть кролем на груди 2х10 м с учетом времени.

7. Выполнить прыжки в воду:

- соскок ногами вниз;

- спад из положения группировки.

8. Игры с мячом: «Водный футбол» и прочие.





© 2010-2022