- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа по физической культуре (для 9 класса, 102 часа в неделю)
Рабочая программа по физической культуре (для 9 класса, 102 часа в неделю)
Раздел | Физкультура |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Белов В.И. |
Дата | 09.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Князевская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО
протоколом педагогического совета
от ___ ________ 2015 г. № 1
Директор МБОУ ««Князевская СОШ»
____________ Салахова Л.Р.
подпись Ф.И.О.
Введено приказом № 85
от ___ __________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ДЛЯ 9 КЛАССА (кол-во часов в неделю 3, в год 102 )
Составитель: Белов Виктор Иванович (учителя физической культуры)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора ____________ Пучинина Н.С.
подпись Ф.И.О.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО, протокол от ___.______.2015 г.
Руководитель МО ___________ Цандр Н.М.
подпись Ф.И.О.
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса физической культуры для 9 класса составлена на основе:
-
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
-
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования для образовательных организаций Республики Татарстан от 19.08.2015 № 1055/15;
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
-
Примерной программы по физкультуре, созданной на основе ФГОС ООО: Учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011) с учетом требований Регионального компонента РТ и психолого - педагогических закономерностей усвоения знаний, их доступности для учащихся, уровня подготовки по физической культуре,
-
Базисного учебного плана школ, составлено на основании Приказа МО и Н Республики Татарстан от 05.03.2004 года № 1089 <<Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, Реализующих программы среднего (полного) общего образования>>
-
Учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
• укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
-
развитие двигательных (кондиционных и координационных)способностей;
-
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
-
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
-
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, деятельность ориентируется на воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьники обучаются способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности,- состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ. Основной целью усвоения данного раздела в 5-9 классах является приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде. Реализация этой цели обеспечивается решением задач, направленных на прочное освоение техники одного из способов спортивного плавания; приобретение умения плавать, используя второй спортивный способ; дальнейшее совершенствование разнообразных плавательных умений (ныряние, старт, повороты, финиш) и развитие координационных и кондиционных (главным образом, выносливости) способностей.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Решение задач физического воспитания учащихся направлено на:
-
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
-
обучение основам базовых видов двигательных действий;
-
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных(скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
-
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
-
выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
-
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
-
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
-
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
-
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
-
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
-
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
В результате изучения курса «Физическая культура» учащиеся должны:
Знать:
-
основы истории развития физической культуры в России;
-
особенности развития избранного вида спорта;
-
педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем
занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью; -
биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
-
физиологические, основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
-
возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования ндивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
-
психо - функциональные особенности собственного организма;
-
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
-
способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
-
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
-
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
-
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
-
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
-
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
-
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
-
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9- 13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание»; проплывать 50 м.
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10-12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей (табл. 8), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Физические способности
Физические упражнения
Мальчики
Девочки
Скоростные
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, сек
9,2
10,2
Силовые
Лазанье по канату на расстояние 6 м, сек Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз
12
180
------
-
165
18
К выносливости
Кроссовый бег 2 км
Передвижение на лыжах 2 км
8 мин 50 сек
16 мин 30 сек
10 мин 20 сек
21 мин 00 сек
К координации
Последовательное выполнение пяти кувырков, сек
Бросок малого мяча в стандартную мишень, м
10,0
12,0
14,0
10,0
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
№
п/п
Вид программного материала
Количество часов (уроков)
Класс
9
1
Базовая часть
82
1.1
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Естественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.
Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом различной направленности.
Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.
Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно-значимых свойств и качеств. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.
Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности. Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физическими упражнениями, контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.
Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.
Изучение учебной и специальной литературы по физической культуре, изложение взглядов и отношений к ее материальным и духовным ценностям. Самостоятельное выполнение заданий учителя на уроках физической культуры.
Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные (+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (0...+8 °С), очень холодные (ниже 0 °С).
Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в программе начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья учащихся. Пользование баней 1-2 раза в неделю. Температура в парильне +70...+90 °С (2-3 захода по 3-7 мин).
Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Приемы самоконтроля физических нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координационной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.
В процессе урока
1.2
Спортивные игры
Баскетбол: Правила соревнований. Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Ведение мяча с сопротивлением на месте. Бросок двумя руками от головы с места. Бросок в кольцо. Передачи мяча разными способами на месте. Личная зашита. Учебная игра. Развитие координационных способностей. Совершенствование физических способностей и их влияние на физическое развитие. Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Ведение мяча с сопротивлением. Действия нападающего против нескольких защитников. Бросок одной рукой от плеча с места с сопротивлением. Передачи мяча разными способами в движении в тройках, с сопротивлением. Игровые задания 2x2,3x3,4x4.
Волейбол: Правила соревнований. Стойка и передвижения игрока. Комбинации из разученных перемещений. Передача над собой во встречных колоннах. Нижняя прямая подача, прием подачи. Игра по упрошенным правилам. Верхняя передача в парах через сетку. Передача над собой во встречных колоннах. Передача в тройках после перемещения. Передача над собой во встречных колоннах. Нижняя прямая подача, прием подачи. Прием мяча после подачи. Нападающий удар в тройках через сетку. Игра по упрощенным правилам. Тактика свободного нападения
11
10
1.3
Гимнастика с элементами акробатики
-
Висы. Строевые упражнения. Прикладные упражнения. Упражнения в равновесии. Акробатика
Правила ТБ на уроках гимнастики. Правила страховки во время выполнения упражнений. Выполнение команды «Прямо!», поворотов направо, налево в движении. ОРУ на месте. Подъем переворотом в упор толчком двумя руками (мальчики). Махом одной рукой, толчком другой подъем переворотом (девочки). Подтягивание в висе. Упражнения на гимнастической скамейке. Развитие силовых способностей.
ОРУ с предметами. Расхождение вдвоем при встрече на скамейке. Комбинация в равновесии. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. Кувырок назад, стойка «ноги врозь». Длинный кувырок, стойка на голове (М). Мост и поворот в упор на одном колене (Д). ОРУ в движении. Лазание по канату в два приема.
15
1.4
Легкая атлетика
Спринтерский бег, эстафетный бег. Прыжок в длину, метание. Бег на средние дистанции. Инструктаж по ТБ. Низкий старт 30-40 м. Бег по дистанции (70-80 м). Эстафетный бег. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. Правила использования л/а упражнений для развития скоростных качеств. Прыжок в длину с 11-13 беговых шагов. Отталкивание. Метание теннисного мяча на дальность с 5-6 шагов.
Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой
Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий
Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены
15
1.5
Лыжная подготовка
Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Прохождение дистанции 4,5 км. Игры: «Гонки с выбыванием», «Как по часам», «Биатлон».
Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах
18
1.6
Элементы единоборств
Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами страховки
Пройденный материал по приемам единоборств. Подвижные игры типа «Выталкивание из круга», «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах» и т. п.
Виды единоборств. Правила поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий единоборствами на организм человека и развитие его координационных и кондиционных способностей. Оказание первой помощи при травмах
Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры
Подготовка мест занятий. Выполнение обязанностей командира отделения, помощника судьи. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом
13
2
Вариативная часть
20
2.1
Прикладная физическая культура. Приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств. Страховка. Полоса препятствий. Кросс по пересеченной местности. С элементами спортивного ориентирования.
3
2.2
2.3
2.4
Баскетбол: Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Ведение мяча с сопротивлением на месте. Бросок двумя руками от головы с места. Передачи мяча разными способами на месте. Личная зашита. Учебная игра. Развитие координационных способностей. Совершенствование физических способностей и их влияние на физическое развитие. Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Ведение мяча с сопротивлением. Бросок одной рукой от плеча с места с сопротивлением. Передачи мяча разными способами в движении в тройках, с сопротивлением. Игровые задания 2x2,3x3,4x4.
Мини Футбол Правила соревнований. Индивидуальные и групповые упражнения с мячом: удары по мячу ногой, остановка мяча ногой, отбор мяча. Передача мяча, ведение мяча, игра головой, использование корпуса, обыгрыш сближающихся противников, финты.
Плавание Основные способы плавания: кроль на груди и спине, брасс. Личная гигиена.
Итого
9
5
3
102
Календарно-тематический план
Белов Виктор Иванович
учителя физической культуры на 2015/2016 учебный год
-
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
-
Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-
Методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования для образовательных организаций Республики Татарстан от 19.08.2015 № 1055/15;
-
Базисного учебного плана школ, составлено на основании Приказа МО и Н Республики Татарстан от 05.03.2004 года № 1089 <<Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, Реализующих программы среднего (полного) общего образования>>
-
Учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011) с учетом требований Регионального компонента РТ и психолого - педагогических закономерностей усвоения знаний, их доступности для учащихся, уровня подготовки по физической культуре,
Предмет
Класс
Всего кол-во часов
Кол-во часов в неделю
Учебники
Физическая культура
9
102
3
Физическая культура. 8-9 классы, под редакцией В.И. Ляха, М., Просвещение, 2011
Методическая тема на 2015/2016 учебный год
Районная методическая тема:
Школьная методическая тема:
Учителя
«Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании, развитии обучающихся»
«Формирование компетенции учителя и учащихся, как средство повышения качества образования универсальных учебных действий учащихся»
«Формирование представлений учащихся о влиянии вредных привычек на здоровье, физическое развитие физические качества человека»
Календарно-тематическое планирование по физической культуре 9 класс (3 ч в неделю, всего 102 часов)
№ уроков
Изучаемый раздел, тема учебного материала
Количество часов
Календарные
сроки
Фактические сроки
Планируемые результаты
Контрольно-измерительные материалы
9 а
9 б
9 в
9 а
9 б
9 в
Знания
Умения
Общие учебные умения, навыки и способы
деятельности
I четверть - 27/ 27 Легкая атлетика - 15 часов
1
Овладение
техникой спринтерского бега
1
Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой
Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий
Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены
Высокий старт
от 30 до 40 м
Бег с ускорением от 60 до 60 м
Скоростной бег до 60 м
2
1
3
1
4
Бег на результат
60 м
1
Смотри уровень физической подготовленности учащихся
5
Овладение техникой длительного бега
1
Бег в равномерном
Темпе до 20 мин, девочки - до15 мин
Бег на 1500 м
6
1
7
6-минутный бег, м
1
Смотри уровень физической подготовленности учащихся
8
Овладение техникой прыжка в длину
1
Прыжки в длину с 11-13 шагов
разбега
Мальчики: , 380,360.340
Девочки: 340,320,300
9
1
10
1
11
На овладение техникой прыжка в высоту
1
Прыжки в длину с
9-11 шагов разбега
Мальчики:
Девочки:
12
1
13
Овладение техникой метания малого мяча на дальность
1
Метание теннисного
мяча на дальность отскока от стены с места, с шага, с двух шагов, с трех
шагов; в горизонтальную и вертикальную цель
(lxl м) с расстояния 10-12 м
14
1
15
1
Элементы единоборств 13 часов
16
Овладение техникой приёмов
1
Виды единоборств. Правила поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий единоборствами на организм человека и развитие его координационных и кондиционных способностей.
Подготовка мест занятий. Выполнение обязанностей командира отделения, помощника судьи.
Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами страховки
17
1
18
1
19
1
20
1
21
1
22
1
23
1
24
На развитие координационных способностей
1
Подвижные игры типа «Выталкивание из круга», «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание в парах» и т. п.
25
Овладение техникой приемов
1
Оказание первой помощи при травмах
Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры
Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом
Силовые упражнения и единоборства в парах
26
1
27
1
II четверть - 21/48 ч
28
Подтягивание
1
Оказание первой помощи при травмах
Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры
Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом
Подтягивание :
Мальчики высокая перекладина;
Девочки из положения лёжа
Смотри уровень физической подготовленности учащихся
Гимнастика - 15 часов
29
На освоение строевых упражнений
1
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений,
Значение гимнастических упражнений
для развития координационных способностей; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для самостоятельной тренировки.
Выполнение команд «Пол-оборота направо!», «Пол-оборота нале-во!», «Пол-шага!», «Пол-ный шаг!»
30
На освоение
общеразвивающих упражнений без предметов на
месте и в движении
1
Сочетание различных положений рук, ног, туловища.
Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями
с поворотами. Простые связки.
Общеразвивающие упражнения в парах
31
1
32
На освоение
общеразвивающих упражнений с предметами
1
Мальчики:
с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг)
Девочки:
с обручами, булавами, большим мячом, палками
33
1
34
1
35
На освоением совершенствование висов и упоров
1
Мальчики: подъем переворотом в упор толчком двумя; передвижение в висе; махом назад сосокок
Девочки: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор на нижнюю жердь
Выполнение на оценку комбинации в равновесии
36
1
37
1
38
На освоение опорных прыжков
1
Мальчики:
прыжок согнув ноги (козел вширину, высота
100-115 см)
Девочки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 105-110 см)
Оценка техники выполнения опорных прыжков
39
1
40
1
41
1
42
На освоение акробатических упражнений
1
Мальчики-кувырок вперед в стойку на лопатках;Девочки-кувырок назад полушпагат
Оценка техники выполнения акробатических элементов
43
1
III четверть - 30/78 Лыжная подготовка 18 часов
44
Освоение техники
лыжных ходов
Освоение техники
лыжных ходов
Освоение техники лыжных ходов
Освоение техники лыжных ходов
2
Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах
Уметь проходить пересечённую дистанцию в равномерном темпе
Одновременный одношажный ход
Поворот на месте махом.
45
46
2
47
48
2
Подъем в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы.
49
50
2
51
52
2
Игры: «Гонки с преследованием», «Гонки с выбыванием», «Карельская гонка» и др.
53
54
2
55
56
2
57
Прохождение дистанции 4 км.
Без учёта времени
58
2
59
60
2
61
Волейбол 10 часов
62
Волейбол.
На овладение техникой передвижений, остановок,
поворотов и стоек
2
Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый, прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры
Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов), Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр.
Правила игры в волейбол.
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения)
63
64
На освоение техники приема и передач мяча
2
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку
Оценка техники передачи в двойках после перемещения
65
66
На овладение игрой и комплексное развитие психо-моторных способностей
2
Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках
67
68
На освоение техники нижней
прямой подачи
2
Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3-6 м от сетки. Прием мяча после подачи.
Оценка техники нижней прямой подачи
69
70
На освоение техники прямого нападающего удара
На освоение техники прямого нападающего удара
2
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча
партнером
Оценка техники нападающего удара
71
Баскетбол 19 часов
72
Баскетбол.
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
1
1
Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый, прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите).
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры
Правила соревнований. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
Оценка техники передвижений, остановок, поворотов и стоек
73
74
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
1
Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый, прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры
Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
Оценка техники передвижений, остановок, поворотов и стоек
IV Четверть - 24/99
75
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек
1
1
Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый, прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры
Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)
Оценка техники передвижений, остановок, поворотов и стоек
76
77
На освоение ловли и передач мяча
1
Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника
Оценка техники ловли и передачи мяча
78
1
79
На освоение техники ведения мяча
1
Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). игры в баскетбол
Играть в баскетбол по упрощенным
правилам, выполнять
технические действия
в игре
Ведение пассивным сопротивление
защитника. Действия нападающего против нескольких защитников.
Оценка техники ведения мяча с сопротивлением
80
1
81
1
82
На овладение техникой бросков
мяча
1
Бросок одной рукой от плеча с места с сопротивлением.
Оценка техники броска одной рукой от
плеча с места
83
1
84
1
85
На освоение индивидуальной техники защиты
1
Перехват мяча
Челночный бег 3х10м
Смотри уровень физической подготовленности учащихся
86
1
87
1
88
На закрепление техники владения мячом и развитие
1
Комбинация из освоенных элементов техники перемещения
89
На закрепление техники владения мячом и развитие
1
Комбинация из освоенных элементов техники перемещения
90
Учебная игра в баскетбол.
Прикладная физическая культура 3 часа
91
Приемы защиты и самообороны
1
Оказание первой помощи при травмах
Оказание помощи слабоуспевающим товарищам
Смотри уровень физической подготовленности учащихся
92
Страховка. Полоса препятствий.
1
93
Кросс по пересеченной местности элементами спортивного ориентирования
1
Мини-футбол 6 часов
94
Ведение мяча (по прямой, «змейкой», с обеганием лежащих и стоящих предметов)
1
Знать. Терминология избранной спортивной игры; техника, передачи, ведения мяча; тактика нападений (расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми
Уметь играть в мини-футбол, выполнять правильно технические действия
Помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры
Правила самоконтроля
Оценка техники остановки мяча
95
Удары с места и в движении
1
96
Остановка катящегося мяча
1
97
Групповые и индивидуальные тактические действия
1
98
Специальные упражнения и технические действия без мяча
1
1
99
Плавание 3 часа
100
Основные способы плавания: кроль на груди и спине, брасс. Личная гигиена.
1
Правила техники безопасности при занятиях по плаванию
Уметь держаться на воде
Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации
101
Техника безопасности по плаванию
1
Знать правила поведения
координационные способности
Влияние занятий плаванием на развитие выносливости,
102
Правила поведения на воде и оказание первой медицинской помощи
1
Уметь оказать первую медицинскую помощь
Уметь плавать, выполнять правильно движения рук, ног и туловища
Уровень физической подготовленности учащихся 14-15 лет
-
п/п
Физические
способности
Контроль-
ное упраж-
нение (тест)
Воз-
раст,
лет
Уровень
Мальчики
Девочки
Низкий
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
1
Скоростные
Бег 30 м,
с
14
15
5,8
5,5
5,5-5,1
5,3-4,9
4,7
4,5
6,1
6,0
5,9-5,4
5,8-5,3
4,9
4,9
2
Координационные
Челночный бег
3х10 м, с
14
15
9,0
8,6
8,7-8,3
8,4-8,0
8,0
7,7
9,9
9,7
9,4-9,0
9,3-8,8
8,6
8,5
3
Скоростно-силовые
Прыжки в
длину с
места, см
14
15
160
175
180-195
190-205
210
220
145
155
160-180
165-185
200
205
4
Выносливость
6-минут-
ный бег, м
14
15
1050
1100
1200-1300
1250-1350
1450
1500
850
900
1000-1150
1050-1200
1250
1300
5
Гибкость
Наклон
вперед из
положения сидя, см
14
15
3
4
7-9
8-10
11
12
7
7
12-14
12-14
20
20
Силовые
Подтягивание
навысокой
перекладине из виса
(мальчики), кол-во раз; на низкой
перекладине из виса лежа (девочки),
кол-во раз
14
15
14
15
2
3
6-7
7-8
9
10
5
5
13-15
12-13
17
16
Критерии оценивания теорию физической культуры
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
• Знает историю зарождения ФК, ее традиции, историю развития Олимпийского движения;
• Имеет представление о способах и особенностях локомоций и телодвижений человека, роли и значение психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;
• Имеет начальное представление о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, владеть методикой элементарного контроля за деятельностью этих систем:
• Имеет общие представления об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при освоении и выполнении упражнений;
• Владеть названиями и терминологией разученных упражнений, понимать их смысловую основу и педагогическую направленность воздействий на организм;
• Знает общие характеристики двигательных качеств и некоторые правила их тестирования;
• Знает основы личной и общей гигиены, правила поддержания достойного внешнего вида, правила использования водных процедур и режимов
закаливания, основы профилактики травматизма на занятиях ФК.
Оценка «4» ставится:
если ответ удовлетворяет основным требованиям и ответу на оценку «5», но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. Ответ содержит неточности в изложении материала, фактов, определения понятий, объяснение взаимосвязей и выводов. Неточности исправляются при ответе на дополнительные вопросы.
Оценка«3» ставится:
если большая часть ответа удовлетворяет требованиям и ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы и допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или последовательности изложения материала, затрудняется в показе на примерах.
Оценка «2» ставится:
если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Источники информации и средства обучения
Литература для учителя
Литература для ученика
-
Физическая культура. 8-9 классы, под редакцией В.И. Ляха, М., Просвещение, 2005
-
Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. - М., 2004.
-
Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э. Найминова. - М., 2005.
-
Методика преподавания гимнастики в школе. - М, 2003.
-
Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. О. Листов. - М., 2004.
-
Кузнецов. В. С, Колодницкий, Г. А.Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М., 2003.
-
Урок в современной школе / ред. Г. А. Баландин, Н. Н. Назаров, Т. Н. Казаков. - М.,2004.
-Спорт в школе / под ред. И. П. Космина, А. П. Паршикова, Ю. П. Пузыря. - М., 2003. -
Журнал «Физическая культура в школе».
-
Физическая культура. 8-9 классы, под редакцией В.И. Ляха, М., Просвещение, 2011г.