Рабочая программа по физической культуре (для 9 класса, 102 часа в неделю)

Раздел Физкультура
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Князевская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДЕНО

протоколом педагогического совета

от ___ ________ 2015 г. № 1

Директор МБОУ ««Князевская СОШ»

____________ Салахова Л.Р.

подпись Ф.И.О.

Введено приказом № 85

от ___ __________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ДЛЯ 9 КЛАССА (кол-во часов в неделю 3, в год 102 )

Составитель: Белов Виктор Иванович (учителя физической культуры)









СОГЛАСОВАНО

Зам. директора ____________ Пучинина Н.С.

подпись Ф.И.О.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО, протокол от ___.______.2015 г.

Руководитель МО ___________ Цандр Н.М.

подпись Ф.И.О.


2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса физической культуры для 9 класса составлена на основе:

  • Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

  • Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования для образовательных организаций Республики Татарстан от 19.08.2015 № 1055/15;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

  • Примерной программы по физкультуре, созданной на основе ФГОС ООО: Учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011) с учетом требований Регионального компонента РТ и психолого - педагогических закономерностей усвоения знаний, их доступности для учащихся, уровня подготовки по физической культуре,

  • Базисного учебного плана школ, составлено на основании Приказа МО и Н Республики Татарстан от 05.03.2004 года № 1089 <<Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, Реализующих программы среднего (полного) общего образования>>

  • Учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отводится 102 часа в год.

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физиче­ской культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, зна­ния и навыки в области физической культуры, мотивы и осво­енные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздорови­тельную и спортивную деятельность.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается ре­шением следующих основных задач, направленных на:

• укрепление здоровья, содействие гармоническому физическо­му развитию;

обучение жизненно важным двигательным умениям и навы­кам;

  • развитие двигательных (кондиционных и координационных)способностей;

  • приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

  • воспитание потребности и умения самостоятельно занимать­ся физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, раз­витие психических процессов и свойств личности.

  • Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими уп­ражнениями и спортом, должна создавать максимально благо­приятные условия для раскрытия и развития не только физиче­ских, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития систе­мы физического воспитания в школе должны лежать идеи лич­ностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенси­фикации учебно-воспитательного процесса.

Решая задачи физического воспитания, деятельность ориентируется на воспитание ценностных ориентации на физическое и духов­ное совершенствование личности, формирование у учащихся по­требностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, фор­мирование гуманистических отношений, приобретение опыта об­щения. Школьники обучаются способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддер­жания высокого уровня физической и умственной работоспособ­ности,- состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Содержание программного материала состоит из двух основ­ных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Осво­ение базовых основ физической культуры объективно необходи­мо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонен­та невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударст­венного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере фи­зической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Вариативная (дифференцированная) часть физической куль­туры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способ­ностей детей, региональных, национальных и местных особенно­стей работы школ. Основной целью усвоения данного раздела в 5-9 классах яв­ляется приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде. Реализация этой цели обеспечивается решени­ем задач, направленных на прочное освоение техники одного из способов спортивного плавания; приобретение умения плавать, используя второй спортивный способ; дальнейшее совершенство­вание разнообразных плавательных умений (ныряние, старт, по­вороты, финиш) и развитие координационных и кондиционных (главным образом, выносливости) способностей.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Решение задач физического воспитания учащихся направле­но на:

  • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости ор­ганизма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспи­тание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

  • обучение основам базовых видов двигательных действий;

  • дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференци­рования основных параметров движений) и кондиционных(скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гиб­кости) способностей;

  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы ор­ганизма, развитие волевых и нравственных качеств;

  • выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

  • углубление представления об основных видах спорта, сорев­нованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физичес­кими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопо­мощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

  • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

В результате изучения курса «Физическая культура» учащиеся должны:

Знать:

  • основы истории развития физической культуры в России;

  • особенности развития избранного вида спорта;

  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем
    занятий физическими упражнениями с разной функциональ­ной направленностью;

  • биодинамические особенности и содержание физических уп­ражнений общеразвивающей и корригирующей направленно­сти, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;

  • физиологические, основы деятельности систем дыхания, кро­вообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

  • возрастные особенности развития ведущих психических про­цессов и физических качеств, возможности формирования ндивидуальных черт и свойств личности посредством регу­лярных занятий физической культурой;

  • психо - функциональные особенности собственного организма;

  • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физи­ческой подготовленности;

  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудова­ния, принципы создания простейших спортивных сооруже­ний и площадок;

  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и ока­зания доврачебной помощи при занятиях физическими уп­ражнениями.

Уметь:

• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложе­ния;

  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подби­рать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

  • контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, доби­ваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

  • пользоваться современным спортивным инвентарем и обору­дованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.

Двигательные умения, навыки и способности

В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в рав­номерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (де­вочки); после быстрого разбега с 9- 13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9-13 шагов разбега прыжок в высоту спо­собом «перешагивание»; проплывать 50 м.

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10-12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением рит­ма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов раз­бега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движу­щейся цели с 10-12 м.

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из четырех элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через коз­ла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию дви­жений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), со­стоящую из шести элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки впе­ред и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (маль­чики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).

В единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши).

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по уп­рощенным правилам).

Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных фи­зических способностей (табл. 8), с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самосто­ятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, коорди­нации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила само­контроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревнова­нии по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; уча­ствовать в соревнованиях по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопаснос­ти, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятель­ность, выдержку и самообладание.

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, сек

9,2

10,2

Силовые

Лазанье по канату на расстояние 6 м, сек Прыжок в длину с места, см

Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз

12

180

------

-

165

18

К выносливости

Кроссовый бег 2 км

Передвижение на лыжах 2 км

8 мин 50 сек

16 мин 30 сек

10 мин 20 сек

21 мин 00 сек

К координации

Последовательное выполнение пяти кувырков, сек

Бросок малого мяча в стандартную мишень, м

10,0

12,0

14,0

10,0

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

9

1

Базовая часть

82

1.1

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки. Ес­тественные основы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физичес­кую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных ак­тов. Значение нервной системы в управлении движениями и ре­гуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.

Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствова­ние соответствующих физических функций организма. Планиро­вание и контроль индивидуальных физических нагрузок в процес­се самостоятельных занятий физическими упражнениями и спор­том различной направленности.

Социально-психологические основы. Основы обучения и само­обучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.

Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно-значимых свойств и качеств. Гигиенические основы органи­зации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направ­ленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.

Анализ техники физических упражнений, их освоение и вы­полнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных дей­ствий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленно­сти. Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физически­ми упражнениями, контролю за функциональным состоянием ор­ганизма, физическим развитием и физической подготовленностью.

Культурно-исторические основы. Основы истории возникнове­ния и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.

Изучение учебной и специальной литературы по физической культуре, изложение взглядов и отношений к ее материальным и духовным ценностям. Самостоятельное выполнение заданий учи­теля на уроках физической культуры.

Приемы закаливания. Воздушные ванны. Теплые (свыше +22 °С), безразличные (+20...+22 °С), прохладные (+17...+20 °С), холодные (0...+8 °С), очень холодные (ниже 0 °С).

Солнечные ванны. Водные процедуры. Обтирание. Душ. Купание в реке, водоеме. Дозировка данных процедур указана в програм­ме начальной школы. Изменение дозировки следует проводить с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья уча­щихся. Пользование баней 1-2 раза в неделю. Температура в па­рильне +70...+90 °С (2-3 захода по 3-7 мин).

Способы самоконтроля. Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной мас­сы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других ан­тропометрических показателей. Приемы самоконтроля физичес­ких нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координа­ционной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.

В процессе урока

1.2

Спортивные игры

Баскетбол: Правила соревнований. Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Ведение мяча с сопротивлением на месте. Бросок двумя руками от головы с места. Бросок в кольцо. Передачи мяча разными способами на месте. Личная зашита. Учебная игра. Развитие координационных способностей. Совершенствование физических способностей и их влияние на физическое развитие. Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Ведение мяча с сопротивлением. Действия нападающего против нескольких защитников. Бросок одной рукой от плеча с места с сопротивлением. Передачи мяча разными способами в движении в тройках, с сопротивлением. Игровые задания 2x2,3x3,4x4.

Волейбол: Правила соревнований. Стойка и передвижения игрока. Комбинации из разученных перемещений. Передача над собой во встречных колоннах. Нижняя прямая подача, прием подачи. Игра по упрошенным правилам. Верхняя передача в парах через сетку. Передача над собой во встречных колоннах. Передача в тройках после перемещения. Передача над собой во встречных колоннах. Нижняя прямая подача, прием подачи. Прием мяча после подачи. Нападающий удар в тройках через сетку. Игра по упрощенным правилам. Тактика свободного нападения

11




10

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

  1. Висы. Строевые упражнения. Прикладные упражнения. Упражнения в равновесии. Акробатика

Правила ТБ на уроках гимнастики. Правила страховки во время выполнения упражнений. Выполнение команды «Прямо!», поворотов направо, налево в движении. ОРУ на месте. Подъем переворотом в упор толчком двумя руками (мальчики). Махом одной рукой, толчком другой подъем переворотом (девочки). Подтягивание в висе. Упражнения на гимнастической скамейке. Развитие силовых способностей.

ОРУ с предметами. Расхождение вдвоем при встрече на скамейке. Комбинация в равновесии. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. Кувырок назад, стойка «ноги врозь». Длинный кувырок, стойка на голове (М). Мост и поворот в упор на одном колене (Д). ОРУ в движении. Лазание по канату в два приема.

15

1.4

Легкая атлетика

Спринтерский бег, эстафетный бег. Прыжок в длину, метание. Бег на средние дистанции. Инструктаж по ТБ. Низкий старт 30-40 м. Бег по дистанции (70-80 м). Эстафетный бег. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. Правила использования л/а упражнений для развития скоростных качеств. Прыжок в длину с 11-13 беговых шагов. Отталкивание. Метание теннисного мяча на дальность с 5-6 шагов.

Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой

Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий

Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены

15

1.5

Лыжная подготовка

Одновременный одношажный ход (стартовый вари­ант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плу­гом». Прохожде­ние дистанции 4,5 км. Игры: «Гонки с выбы­ванием», «Как по часам», «Би­атлон».

Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах

18

1.6

Элементы единоборств

Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами страховки

Пройденный материал по приемам единоборств. Подвижные игры типа «Выталкивание из круга», «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетя­гивание в парах» и т. п.

Виды единоборств. Правила поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние заня­тий единоборствами на организм человека и раз­витие его координационных и кондиционных спо­собностей. Оказание первой помощи при травмах

Упражнения в парах, овладение приемами стра­ховки, подвижные игры

Подготовка мест занятий. Выполнение обязаннос­тей командира отделения, помощника судьи. Ока­зание помощи слабоуспевающим товарищам в ов­ладении программным материалом

13


2

Вариативная часть

20

2.1

Прикладная физическая культура. Приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств. Страховка. Полоса препятствий. Кросс по пересеченной местности. С элементами спортивного ориентирования.

3

2.2


2.3

2.4

Баскетбол: Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Ведение мяча с сопротивлением на месте. Бросок двумя руками от головы с места. Передачи мяча разными способами на месте. Личная зашита. Учебная игра. Развитие координационных способностей. Совершенствование физических способностей и их влияние на физическое развитие. Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Ведение мяча с сопротивлением. Бросок одной рукой от плеча с места с сопротивлением. Передачи мяча разными способами в движении в тройках, с сопротивлением. Игровые задания 2x2,3x3,4x4.

Мини Футбол Правила соревнований. Индивидуальные и групповые упражнения с мячом: удары по мячу ногой, остановка мяча ногой, отбор мяча. Передача мяча, ведение мяча, игра головой, использование корпуса, обыгрыш сближающихся противников, финты.

Плавание Основные способы плавания: кроль на груди и спине, брасс. Личная гигиена.

Итого

9





5

3

102
































Календарно-тематический план

Белов Виктор Иванович

учителя физической культуры на 2015/2016 учебный год

  • Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

  • Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Методических рекомендаций по проектированию содержания организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования для образовательных организаций Республики Татарстан от 19.08.2015 № 1055/15;

  • Базисного учебного плана школ, составлено на основании Приказа МО и Н Республики Татарстан от 05.03.2004 года № 1089 <<Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, Реализующих программы среднего (полного) общего образования>>

  • Учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011) с учетом требований Регионального компонента РТ и психолого - педагогических закономерностей усвоения знаний, их доступности для учащихся, уровня подготовки по физической культуре,


Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол-во часов в неделю

Учебники

Физическая культура

9

102


3


Физическая культура. 8-9 классы, под редакцией В.И. Ляха, М., Просвещение, 2011


Методическая тема на 2015/2016 учебный год


Районная методическая тема:

Школьная методическая тема:

Учителя

«Совершенствование качества обра­зования через освоение компетентностного подхода в обучении, воспи­тании, развитии обучающихся»


«Формирование компетенции учителя и учащихся, как средство повышения качества образования универсальных учебных действий учащихся»

«Формирование представлений учащихся о влиянии вредных привычек на здоровье, физическое развитие физические качества человека»

Календарно-тематическое планирование по физической культуре 9 класс (3 ч в неделю, всего 102 часов)


№ уроков

Изучаемый раздел, тема учебного материала


Количество часов

Календарные

сроки

Фактические сроки



Планируемые результаты

Контрольно-измерительные материалы





9 а

9 б

9 в


9 а

9 б

9 в




Знания



Умения

Общие учебные умения, навыки и способы

деятельности




I четверть - 27/ 27 Легкая атлетика - 15 часов

1


Овладение

техникой спринтерского бега

1









Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организ­ма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; прави­ла соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических уп­ражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направ­ленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой

Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий

Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Пра­вила самоконтроля и гигиены

Высокий старт

от 30 до 40 м

Бег с ускорени­ем от 60 до 60 м

Скоростной бег до 60 м


2

1









3

1









4

Бег на результат

60 м

1










Смотри уровень физической подготовленности учащихся


5

Овладение техникой длительного бега

1









Бег в равномерном

Темпе до 20 мин, девочки - до15 мин

Бег на 1500 м

6

1









7


6-минутный бег, м


1









Смотри уровень физической подготовленности учащихся

8

Овладение техникой прыжка в длину

1









Прыжки в длину с 11-13 ша­гов

разбега

Мальчики: , 380,360.340

Девочки: 340,320,300

9

1









10

1









11

На овладение техникой прыжка в высоту

1










Прыжки в длину с

9-11 шагов разбега

Мальчики:

Девочки:

12


1









13

Овладение техникой метания малого мяча на дальность

1











Метание теннисного

мяча на дальность отскока от стены с места, с шага, с двух шагов, с трех

шагов; в горизонтальную и вертикальную цель

(lxl м) с расстояния 10-12 м

14


1










15

1










Элементы единоборств 13 часов


16

Овладение техникой приёмов






1









Виды единоборств. Правила поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние заня­тий единоборствами на организм человека и раз­витие его координационных и кондиционных спо­собностей.

Подготовка мест занятий. Выполнение обязаннос­тей командира отделения, помощника судьи.

Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами страховки


17

1









18

1









19

1









20

1









21

1









22

1









23

1









24

На развитие координацион­ных способнос­тей

1










Подвижные игры типа «Выталкивание из круга», «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетя­гивание в парах» и т. п.

25

Овладение техникой при­емов





1









Оказание первой помощи при травмах

Упражнения в парах, овладение приемами стра­ховки, подвижные игры

Ока­зание помощи слабоуспевающим товарищам в ов­ладении программным материалом

Силовые упражнения и единоборства в парах






26

1









27

1









II четверть - 21/48 ч

28

Подтягивание

1








Оказание первой помощи при травмах

Упражнения в парах, овладение приемами стра­ховки, подвижные игры

Ока­зание помощи слабоуспевающим товарищам в ов­ладении программным материалом

Подтягивание :

Мальчики высокая перекладина;

Девочки из положения лёжа



Смотри уровень физической подготовленности учащихся

Гимнастика - 15 часов

29

На освоение строевых упражнений

1









Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений,


Значение гимнастических упражнений

для развития координационных способностей; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для самостоятельной тренировки.

Выполнение команд «Пол-оборота направо!», «Пол-оборота нале-во!», «Пол-шага!», «Пол-ный шаг!»


30

На освоение

общеразвивающих упражнений без предметов на

месте и в движении

1









Сочетание различных положений рук, ног, туловища.

Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями

с поворотами. Простые связки.

Общеразвивающие упражнения в парах




31

1








32


На освоение

общеразвивающих упражнений с предметами





1









Мальчики:

с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг)

Девочки:

с обручами, булавами, большим мячом, палками

33

1








34

1









35





На освоением совершенствование висов и упоров

1










Мальчики: подъем переворотом в упор толчком двумя; передвижение в висе; махом назад сосокок

Девочки: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор на нижнюю жердь


Выполнение на оценку комбинации в равновесии

36

1









37

1








38




На освоение опорных прыжков

1











Мальчики:

прыжок согнув ноги (козел вширину, высота

100-115 см)

Девочки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 105-110 см)

Оценка техники выполнения опорных прыжков

39

1









40

1









41

1








42


На освоение акробатических упражнений



1











Мальчики-кувырок вперед в стойку на лопатках;Девочки-кувырок назад полушпагат

Оценка техники выполнения акробатических элементов

43

1









III четверть - 30/78 Лыжная подготовка 18 часов

44



Освоение техники

лыжных хо­дов







Освоение техники

лыжных хо­дов




Освоение техники лыжных хо­дов






Освоение техники лыжных хо­дов


2









Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах

Уметь проходить пересечённую дистанцию в равномерном темпе

Одновременный одношажный ход

Поворот на месте махом.


45



46

2









47



48

2









Подъем в гору скользящим ша­гом. Преодоление бугров и впадин при спуске с го­ры.


49



50

2









51



52

2










Игры: «Гонки с преследованием», «Гонки с выбыва­нием», «Карельс­кая гонка» и др.


53



54

2









55



56

2









57



Прохождение дистанции 4 км.

Без учёта времени

58

2









59



60

2









61

Волейбол 10 часов

62

Волейбол.

На овладение техникой передвижений, остановок,

поворотов и стоек


2









Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый, прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми











Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры

Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способнос­тей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов), Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр.

Правила игры в волейбол.

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения)






63









64

На освоение техники при­ема и пере­дач мяча

2









Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку

Оценка техники передачи в двойках после перемещения

65








66

На овладение игрой и комплексное развитие психо-моторных способностей


2









Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках



67









68

На освоение техники нижней

прямой подачи

2









Нижняя прямая подача мяча с рас­стояния 3-6 м от сетки. Прием мяча после подачи.

Оценка техники нижней прямой подачи

69









70

На освоение техники прямого нападающего удара


На освоение техники прямого нападающего удара



2













Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча

партнером

Оценка техники нападающего удара

71










Баскетбол 19 часов


72




Баскетбол.




На овладе­ние техни­кой пере­движений, остановок, поворотов и стоек

1





1









Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый, прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите).

Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры


Правила соревнований. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Поворо­ты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элемен­тов техники передвижений (переме­щения в стойке, остановка, поворот, ускорение)


Оценка техники пере­движений, остановок, поворотов и стоек



73

74

На овладе­ние техни­кой пере­движений, остановок, поворотов и стоек

1









Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый, прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми

Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры


Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Поворо­ты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элемен­тов техники передвижений (переме­щения в стойке, остановка, поворот, ускорение)


Оценка техники пере­движений, остановок, поворотов и стоек


IV Четверть - 24/99

75



На овладе­ние техни­кой пере­движений, остановок, поворотов и стоек

1





1









Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый, прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми


Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры


Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Поворо­ты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элемен­тов техники передвижений (переме­щения в стойке, остановка, поворот, ускорение)


Оценка техники пере­движений, остановок, поворотов и стоек



76




77

На освоение ловли и пе­редач мяча

1









Ловля и передача мяча двумя рука­ми от груди и одной рукой от пле­ча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника


Оценка техники ловли и передачи мяча


78

1









79

На освоение техники ве­дения мяча



1









Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). игры в баскетбол



Играть в баскетбол по упрощенным

правилам, выполнять

технические действия

в игре

Ведение пассивным сопротивление

защитника. Действия нападающего против нескольких защитников.

Оценка техники ведения мяча с сопротивлением

80

1









81

1









82

На овладение техникой бросков

мяча

1









Бросок одной рукой от плеча с места с сопротивлением.

Оценка техники броска одной рукой от

плеча с места

83

1









84

1









85

На освоение индивиду­альной тех­ники защиты

1









Перехват мяча


Челночный бег 3х10м

Смотри уровень физической подготовленности учащихся

86

1









87

1









88

На закрепле­ние техники владения мя­чом и разви­тие

1










Комбинация из освоенных элементов техники перемещения

89

На закрепле­ние техники владения мя­чом и разви­тие

1










Комбинация из освоенных элементов техники перемещения

90

Учебная игра в баскетбол.












Прикладная физическая культура 3 часа

91

Приемы защиты и самообороны

1









Оказание первой помощи при травмах

Оказание помощи слабоуспевающим товарищам


Смотри уровень физической подготовленности учащихся

92



Страховка. Полоса препятствий.


1











93

Кросс по пересеченной местности элементами спортивного ориентирования

1









Мини-футбол 6 часов

94

Ведение мяча (по прямой, «змейкой», с обеганием лежащих и стоящих предметов)





1









Знать. Терминология избранной спортивной игры; техника, передачи, ведения мяча; тактика нападений (расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми

Уметь играть в мини-футбол, выполнять правильно технические действия

Помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры

Правила самоконтроля

Оценка техники остановки мяча


95

Удары с места и в движении

1










96

Остановка катящегося мяча

1










97

Групповые и индивидуальные тактические действия

1









98

Специальные упражнения и технические действия без мяча


1

1









99

Плавание 3 часа

100

Основные способы плавания: кроль на груди и спине, брасс. Личная гигиена.





1









Правила техники безопасности при занятиях по плаванию

Уметь держаться на воде

Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации


101

Техника безопасности по плаванию

1








Знать правила поведения

координационные способности


Влияние занятий плаванием на развитие выносливости,


102

Правила поведения на воде и оказание первой медицинской помощи

1








Уметь оказать первую медицинскую помощь


Уметь плавать, выполнять правильно движения рук, ног и туловища




























Уровень физической подготовленности учащихся 14-15 лет

п/п

Физические

способности

Контроль-

ное упраж-

нение (тест)

Воз-

раст,

лет

Уровень

Мальчики

Девочки

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

Скоростные

Бег 30 м,

с

14

15

5,8

5,5

5,5-5,1

5,3-4,9

4,7

4,5

6,1

6,0

5,9-5,4

5,8-5,3

4,9

4,9

2

Координационные

Челночный бег

3х10 м, с

14

15

9,0

8,6

8,7-8,3

8,4-8,0

8,0

7,7

9,9

9,7

9,4-9,0

9,3-8,8

8,6

8,5

3

Скоростно-силовые

Прыжки в

длину с

места, см

14

15

160

175

180-195

190-205

210

220

145

155

160-180

165-185

200

205

4

Выносливость

6-минут-

ный бег, м

14

15

1050

1100

1200-1300

1250-1350

1450

1500

850

900

1000-1150

1050-1200

1250

1300

5

Гибкость

Наклон

вперед из

положения сидя, см

14

15

3

4

7-9

8-10

11

12

7

7

12-14

12-14

20

20

Силовые

Подтягивание

навысокой

перекладине из виса

(мальчики), кол-во раз; на низкой

перекладине из виса лежа (девочки),

кол-во раз

14

15

14

15

2

3

6-7

7-8

9

10


5

5



13-15

12-13


17

16

Критерии оценивания теорию физической культуры


Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

• Знает историю зарождения ФК, ее традиции, историю развития Олимпийского движения;

• Имеет представление о способах и особенностях локомоций и телодвижений человека, роли и значение психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

• Имеет начальное представление о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, владеть методикой элементарного контроля за деятельностью этих систем:

• Имеет общие представления об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при освоении и выполнении упражнений;

• Владеть названиями и терминологией разученных упражнений, понимать их смысловую основу и педагогическую направленность воздействий на организм;

• Знает общие характеристики двигательных качеств и некоторые правила их тестирования;

• Знает основы личной и общей гигиены, правила поддержания достойного внешнего вида, правила использования водных процедур и режимов

закаливания, основы профилактики травматизма на занятиях ФК.

Оценка «4» ставится:

если ответ удовлетворяет основным требованиям и ответу на оценку «5», но учащийся не использует собственный план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов. Ответ содержит неточности в изложении материала, фактов, определения понятий, объяснение взаимосвязей и выводов. Неточности исправляются при ответе на дополнительные вопросы.

Оценка«3» ставится:

если большая часть ответа удовлетворяет требованиям и ответу на оценку «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы и допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или последовательности изложения материала, затрудняется в показе на примерах.

Оценка «2» ставится:

если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.










Источники информации и средства обучения


Литература для учителя

Литература для ученика

  1. Физическая культура. 8-9 классы, под редакцией В.И. Ляха, М., Просвещение, 2005

  2. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. - М., 2004.

  3. Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э. Найминова. - М., 2005.

  4. Методика преподавания гимнастики в школе. - М, 2003.

  5. Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. О. Листов. - М., 2004.

  6. Кузнецов. В. С, Колодницкий, Г. А.Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М., 2003.

  7. Урок в современной школе / ред. Г. А. Баландин, Н. Н. Назаров, Т. Н. Казаков. - М.,2004.
    -Спорт в школе / под ред. И. П. Космина, А. П. Паршикова, Ю. П. Пузыря. - М., 2003.

  8. Журнал «Физическая культура в школе».


  1. Физическая культура. 8-9 классы, под редакцией В.И. Ляха, М., Просвещение, 2011г.


© 2010-2022