• Преподавателю
  • Физкультура
  • Курсовая работа на тему: Воспитание силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры

Курсовая работа на тему: Воспитание силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Кемеровский педагогический колледж»

(ГОУ СПО КПК)






Кафедра естественно-медицинских дисциплин




ВОСПИТАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ НА УРОКАХ ФИЗЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Курсовая работа

КР 49.02.01.00.00



Выполнил ст.гр. Фк-122:

Ляпин Д.А. _______

Дата окончания работы _______


Руководитель: Крупин Л.А. _______

Дата проверки работы _______



Кемерово 2015

Содержание

Введение …………………………………………………………………….

Глава I. Теоретические основы учебного процесса воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры ………………………………………………………

  1. Понятие и сущность воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры……………………

  2. Особенности воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры……………………….

  3. Педагогический опыт по проблеме воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры……………………………………………………………………...

Заключение………………………………………………………………….

Список информационного обеспечения………………………………...

3

7

7

13

18

28

29





Введение

Актуальность: одной из основных проблем школьного физического воспитания является повышение уровня физического развития и физической подготовленности детей.

Рядом специальных исследований отмечено, что до настоящего времени уровень воспитания физических качеств у детей, достигаемый в процессе классно-урочных занятий, невысок и не может удовлетворять современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе.

Уровень и темп воспитания физических качеств (в плане общей физической подготовки) в значительной мере определяется целесообразностью использования физических упражнений в процессе классно - урочных занятий в школе.

Предполагается, что использование упражнений, имеющих преимущественную направленность на воспитание силовых качеств в виде специальных комплексов, позволяет значительно интенсифицировать процесс воспитания этих качеств у детей [13].

Для выявления преимущественной направленности физических упражнений на воспитание того или иного качества, необходима разработка специально обоснованной методики, доступной для использования в любой отрасли физического воспитания.

Можно предположить, что применение на уроках физической культуры кругового и игрового методов, позволит создать предпосылки для воспитания необходимых способностей.

В отдельных исследованиях приводятся данные о возрастных закономерностях развития силовых способностей в онтогенезе, показана целесообразность использования акцентированных педагогических воздействий в так называемые «сенситивные периоды» развития организма.

В ряде публикаций приводятся экспериментальные данные об особенностях ответных реакций организма школьников на выполнение нагрузок силовой направленности, о характере энергообеспечения при разных режимах работы.

В литературе имеются данные, свидетельствующие, что дети могут добиваться значительного прироста силовых показателей при рациональной организации нагрузок силовой направленности. Между тем, по вопросам, связанным с эффективностью и безопасностью применения силовых упражнений в различные возрастные периоды существует большое разнообразие мнений, а проблема силовой подготовки детей и подростков далека от окончательного решения [7].

Наибольшее развитие теория и методика развития силовых способностей получила в спорте. Специалисты в области спорта едины во мнении, что уровень развития силовых способностей во многом определяет достижения практически во всех видах спорта (Ю.В. Верхошанский; В.В. Кузнецов; А.Н. Воробьёв; Ю.В. Менхин; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, и другие). Следует, однако, учитывать, что каждый определенный вид спорта, конкретная спортивная дисциплина требуют и определенного соотношения в развитии отдельных силовых способностей, которые характеризуются динамометрическими показателями проявления силы, мощностью проявляемых усилий (работа в единицу времени), временем поддержания определенных, необходимых для обеспечения соревновательной деятельности усилий (или числом повторений) [4].

Научные исследования последних лет и многолетний практический опыт дали богатый фактический материал, на основе которого строится современная методика силовых способностей. Однако надо отметить, что этот материал еще недостаточно обобщен, проанализирован и осмыслен теоретически. И хотя современные спортсмены достигли высокого уровня спортивного мастерства, это еще не дает оснований говорить о наличии детально разработанной методической системы специальных силовых способностей. Можно силовые способности довести до мастерства в значительной мере за счет большого объема силовой работы и колоссальных затрат энергии [2].

Все выше изложенное обуславливает актуальность данной темы исследования.

Цель исследования: выявление условий воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры.

Объект исследования: воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры.

Предмет исследования: условия воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры.

Гипотеза: воспитание силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры будет успешнее, если будут соблюдены следующие условия:

- осуществляется реализация индивидуального подхода к воспитанию силовых способностей в среднем школьном возрасте;

- осуществление изучения и учета актуального уровня воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры;

- осуществление последовательного и систематического воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры.

Задачи исследования:

1) проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры;

2) выявить особенности воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры;

3) рассмотреть педагогический опыт по проблеме воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры.

Методы исследования: послужили теоретические методы (анализ, синтез, сравнение) и эмпирические методы (анализ литературы, контент-анализ).

Структура работы: состоит из оглавления, введения, одной главы, которая включает три параграфа, заключения и информационного обеспечения.






Глава I. Теоретические основы учебного процесса воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры


1.1. Понятие и сущность воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры

Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.

Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют:

1) собственно мышечные;

2) центрально-нервные;

3) личностно-психические;

4) биомеханические;

5) биохимические;

6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность [22, 23].

К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых и красных мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.

Мышечная сила как характеристика физических возможностей человека - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных напряжений [21].

Одним из наиболее существенных моментом, определяющих мышечную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу:

1) При уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е. миометрический режим, например: жим штанги, лежа на горизонтальной скамейке средним или широким хватом).

2) При ее удлинении (уступающий, т.е. плиометрический режим, например, приседание со штангой на плечах или груди).

3) Без изменения длины (удерживающий, т.е. изометрический режим, например удерживание разведенных рук с гантелями в наклоне вперед в течение 4-6 секунд).

4) При изменении и длины, и напряжения мышц (смешанный, то есть ауксотонический режим, например подъем, силой в упор на кольцах, опускание в упор руки в стороны («крест») и удержание в «кресте») [14].

Первые два режима характерны для динамической, третий - для статической, четвертый - для статодинамической работ мышц. Эти режимы работы мышц обозначают терминами динамическая сила и статическая сила. Наибольшие величины силы проявляются при уступающей работе мышц, иногда в 2 раза превосходящие изометрические показатели.

В любом режиме работе мышц сила может быть проявлена медленно и быстро. Это характер их работы.

Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции [20].

От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.

Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические, биохимические и физиологические факторы [23, 11].

В физической культуре различают четыре вида силовых способностей: собственно-силовые способности; скоростно-силовые способности; силовая выносливость и силовая ловкость:

1) Собственно-силовые способности - характеризуются тем, что основную роль в их проявлении играет активация процессов максимального и околомаксимального мышечного напряжения.

В наибольшей мере эти способности проявляются при максимальных мышечных напряжениях статического (изометрического) типа, совершаемых без изменения длины мышц и перемещения звеньев тела, а также с медленным сокращением мышц, преодолевающих околопредельное отягощение. В соответствии с этим различают статическую силу и динамическую медленную силу.

Собственно-силовые способности проявляются в мышечных сокращениях уступающего характера, когда происходит удлинение работающих мышц под воздействием сверхпредельного отягощения (как, например, при вынужденном приседании под воздействием достаточно большого отягощения, когда мышцы разгибатели напрягаются в условиях их принудительного растягивания). Таким образом, собственно-силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающим и статическом режиме работы мышц.

Воспитание собственно-силовых способностей может быть направлено:

1) на развитие максимальной силы (тяжёлая атлетика, легкоатлетические метания);

2) на развитие общей силы (укрепление опорно-двигательного аппарата человека, необходимое во всех видах спорта); 3) на строительство тела (бодибилдинг).

Для оценки уровня развития собственно-силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Тейп лента приклеивается практически к любой поверхности, в том числе и сами к себе, что позволяет создавать монолитную повязку, которая выносит существенные и длительные нагрузки [15, 21, 23].

Абсолютная сила - это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении.

Относительная сила - это показатели максимальной силы в перерасчёте на 1 килограмм собственного веса тела. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело (в спортивной гимнастике), относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, но если сопротивление значительно, она приобретает существенную роль, а в скоростно-силовых упражнениях связана с максимально возможными усилиями в минимальный отрезок времени [15].

В возрастном аспекте, самые благоприятные периоды развития силы у мальчиков и юношей - от 13- 14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-12 до 15-16 лет. Наиболее значительные темпы прироста относительной силы у детей наблюдаются с 9 до 11 лет [18].

2) Скоростно-силовые способности - проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений.

Внешне проявляемая в двигательных действиях сила и скорость связаны обратно пропорциональной зависимостью. Это означает, что максимальные параметры напряжения мышц достижимы при статических или медленных сокращениях, а максимальная скорость движений - лишь в условиях минимального отягощения.

При выполнении скоростно-силовых действий, чем значительнее внешнее отягощение (рывок штанги), тем большую роль играет силовой компонент, чем меньше отягощение (метание копья), тем большее значение приобретает скоростной компонент.

Скоростно-силовые способности проявляются в легкоатлетических прыжках, метаниях, в стартовых действиях, в спринте, в ударных действиях и тому подобное. К скоростно-силовым действиям относят: 1) быструю силу и 2) взрывную силу.

Быстрая сила - характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляющемся в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью.

Взрывная сила - это способность достигать, возможно, больших показателей силы, в возможно меньшее время. Взрывная сила оценивается скоростно-силовым индексом, который вычисляется как отношение максимальной величины силы, проявляемой в данном движении ко времени достижения этого максимума [4].

3) Силовая выносливость - это способность длительное время поддерживать оптимальные силовые характеристики движений. Силовая выносливость определяется способностью противостоять утомлению, вызываемому продолжительными мышечными напряжениями.

Силовая выносливость во многом определяет результативность спортсменов в видах спорта циклического характера на средних и, особенно на длинных дистанциях, а также в фигурном катании на коньках, хоккее, в единоборствах и др.

В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость.

Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности. Например, многократное отжимание, в упоре лёжа, приседания со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальной силы в этом движении у конкретного человека и тому подобное.

Статическая силовая выносливость - связана с удержанием рабочего напряжения мышц в определённой позе. Например, при упоре рук в стороны на гимнастических кольцах, или удержании руки при стрельбе из пистолета [4, 20, 21, 23].

4) Силовая ловкость - проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (единоборства, спортигры). Силовую ловкость определяют, как способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц [4, 20, 22].

Задачи развития силовых способностей.

Первая задача - общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата человека. Она решается путем использования избирательных силовых упражнений. Здесь важное значение имеют их объем и содержание. Они должны обеспечить пропорциональное развитие различных мышечных групп. Внешне это выражается в соответствующих формах телосложения и осанке. Внутренний эффект применения силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществлении двигательной активности. Скелетные мышцы являются не только органами движения, но и своеобразными периферическими сердцами, активно помогающими кровообращению, особенно венозному.

Вторая задача - разностороннее развитие силовых способностей в единстве с освоением жизненно важных двигательных действий (умений и навыков). Данная задача предполагает развитие силовых способностей всех основных видов.

Третья задача - создание условий и возможностей (базы) для дальнейшего совершенствования силовых способностей в рамках занятий конкретным видов м спорта или в плане профессионально-прикладной физической подготовки. Решение этой задачи позволяет удовлетворить личный интерес в развитии силы с учетом двигательной одаренности, вида спорта или выбранной профессии [1, 2].

Воспитание силы может осуществлять в процессе общей физической подготовки (для укрепления и поддержания здоровья, совершенствования форм телосложения, развития силы всех групп мышц человека) и специальной физической подготовки (воспитание различных силовых способностей тех мышечных групп, которые имеют большое значение при выполнении основных соревновательных упражнений). В каждом из этих направлений имеется цель, определяющая конкретную установку на развитие силы и задачи, которые необходимо решить исходя из этой установки. В связи с этим подбираются определенные средства и методы воспитания силы.

Методика воспитания силовых способностей. В зависимости от темпа выполнения и числа повторений упражнения, величины отягощения, а также от режима работы мышц и количества подходов с воздействием на одну и ту же группу мышц решают задачи по воспитанию различных видов силовых способностей [1, 5].

Проанализировав учебно-методическую литературу по проблеме воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры, выяснилось, что наша рабочая гипотеза, а именно - реализация индивидуального подхода к воспитанию силовых способностей детей среднего школьного возраста, позволит качественно повысить уровень силовых способностей в среднем школьном возрасте.

1.2. Особенности воспитания силовых способностей в среднем школьном возрасте на уроках физической культуры

Школьный период времени - самый благоприятный для развития силовых способностей человека. За 10-11 лет пребывания ребенка в школе абсолютные показатели силы его основных мышечных групп увеличиваются на 200-500 и более процентов. Наиболее высокими темпами возрастают показатели силы крупных мышц туловища, бедра, голени, стопы. Относительные же показатели за это время улучшаются у лиц мужского пола примерно на 200, а у лиц женского - только на 150% [4].

Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-12 до 15-16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы в общей массе тела (к 10-11 годам она составляет примерно 23%, 14-15 годам - 33%, а к 17-18 годам - 45%). Правда, за это время увеличивается и общая масса тела, поэтому прирост относительной силы не столь уж выражен, особенно у девочек. В этой связи наиболее значительные темпы возрастания относительной силы различных мышечных групп наблюдаются в младшем школьном возрасте, особенно у детей от 9 до 11 лет [11].

Есть основания считать, что в эти возрастные периоды силовые способности наиболее легко поддаются направленным воздействиям - с наименьшими затратами времени и энергии прогрессируют в результате систематических упражнений, если, конечно, они применяются в соответствии с функциональными возможностями растущего организма. В целом же морфофункциональные предпосылки максимальных проявлений силовых способностей тотального характера созревают позже - как правило, после 16-18 лет, хотя есть отдельные случаи демонстрации мировых рекордов в тяжелой атлетике спортсменами 15-16 лет.

Столь ранние достижения стали возможны в условиях современной методики спортивной тренировки (с учетом этого считается, что возраст высших достижений такого рода находится в диапазоне 16-32 лет) [11].

Результаты экспериментов показывают, что в отмеченные отрезки времени силовые способности в наибольшей степени поддаются целенаправленным воздействиям. Хотя наибольшие показатели силы различных мышечных групп наблюдаются чаще всего у людей 25-30-летнего возраста, известно немало случаев, когда уровень мировых достижений покорялся юношам и девушкам в 15-16 и 17-18 лет. Важно, однако, при развитии силы учитывать морфофункциональные возможности растущего организма [4].

Особенности существенно ограничивают возможности развития силовых способностей. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.

При развитии силовых способностей в младшем школьном возрасте предпочтение следует отдавать естественным формам и нестереотипным способам их выполнения. Стандартное повторение упражнений с максимально возможной силой может уже в детском возрасте привести к образованию скоростного барьера. Подвижные игры в младшем школьном возрасте и спортивные игры в среднем и старшем имеют явное преимущество перед стандартными пробежками на быстроту.

Средний школьный возраст (12-15 лет) характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 сантиметров главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 килограмм.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков 13-14 лет, а у девочек - 11-12 лет. Однако увеличение одних мышц наблюдается при заметном отставании других. Это может привести к искривлению позвоночника, который в этом возрасте еще очень гибок. Преобладание силы сгибателей мускулатуры над разгибателями вызывает сутулость. Преимущественное развитие мышц груди при отставании развития мышц плечевого пояса и спины уменьшает подвижность грудной клетки. Вот почему задачей тренировки детей в этом возрасте должно быть предупреждение нарушение осанки и исправление ее. Для этого надо усиливать нагрузку на отстающие в развитии мышцы (выполнять дополнительные упражнения для мышц более слабой половины туловища), укреплять мышцы спины и шеи (например, подтягивание широким хватом до касания перекладины затылком), увеличивать подвижность грудной клетки с помощью упражнений, вызывающих потребность в глубоком дыхании, в сочетании с дыхательными упражнениями (например, приседания с отягощением и заведение прямых с гантелями за голову в положении лежа на спине) [3, 22, 23].

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В среднем школьном возрасте средствами воспитания силы являются скоростно-силовые упражнения и упражнения с небольшими отягощениями и достаточно большим числом повторений, т.е. применяется метод непредельных усилий с малыми и средними отягощениями. Это позволяет параллельно с силой развивать у подростков и силовую выносливость [19].

Средства развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста.

Средствами развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста являются физические упражнения с повышенным отягощением, которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие упражнения называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные [7, 22, 23].

Основные средства:

1. Упражнения с массой внешних предметов: набивные мячи, масса партнера, гантели и т.д.

2. Упражнения, отягощенные массой собственного тела:

3. Упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет массы собственного тела (подтягивания в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);

4. Упражнения в которых, собственная масса отягощается массой внешних предметов (например, специальных поясов, манжет);

5. Ударные упражнения, в которых собственная масса увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

6. Упражнения с использованием различных силовых тренажеров и тренажерных устройств.

7. Статические упражнения в изометрическом режиме:

8. Упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различных упоров, удержаний, поддержаний, противодействий и т.п.)

9. Упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.

Дополнительные средства:

1. Упражнения в особых условиях внешней среды (бег и прыжки в горку, бег против ветра и т.п.)

2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов: эспандеров, резиновых жгутов и т.п.

3. Упражнения с противодействием партнера.

4. Силовые упражнения выбирают в зависимости от характера задач воспитания силы.

5. Силовые упражнения могут занимать основную часть занятия, если воспитание силы является главной его задачей. В других случаях силовые упражнения ученики выполняют в конце основной части занятия, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растягивание и на расслабления. (Кузнецов В.С.) [5, 12, 14, 16].

6. Оценка физического развития.

Для объективной оценки эффективности занятий силовыми упражнениями в среднем школьном возрасте применяют:

1) метод антропометрии - измерение массы тела, окружности частей тела - шеи, грудной клетки, плеча, предплечья, талии, бедра, голени, ширины плеч с помощью сантиметровой ленты;

2) контрольные тесты в виде силовых упражнений, например, подъем туловища из положения, лежа и др.;

3) определение функциональных показателей, например, частоту сердечных сокращений в покое, артериального давления и другие [5, 12, 14, 16].

Наряду с отмеченными сензитивными (наиболее благоприятными) периодами развития силовых способностей есть основания для утверждения о том, что в любом школьном возрасте имеются хорошие предпосылки для развития различных способностей [11].

Уровень силовых способностей определяется не только возрастными и половыми особенностями. Он сильно колеблется в довольно широких пределах в зависимости от индивидуальных различий детей, характера двигательной активности, занятий конкретными видами спорта и других обстоятельств [13].

Естественно, что полное знание и учет всех факторов и условий развития силовых способностей позволит учителю лучше решать задачи силовой подготовки в школьном возрасте [9].

1.3. Педагогический опыт по проблеме воспитания силовых способностей у детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры

Рассмотрим, как посредством круговой метода проводит уроки Кузубов Яков Юрьевич, преподаватель физической культуры ГБОУ СОШ № 1412 Центрального района города Москвы.

Для предполагаемого улучшения уровня развития силовых способностей в среднем школьном возрасте используется урок физического воспитания. Мы предлагаем такой способ организации: в течении учебного полугодия на уроках физического воспитания два раза в неделю в седьмых классах использую комплексное воспитание физических качеств по средствам кругового метода. Для этого мы вносим изменения, в структуру урока разделяя основную часть на: 1) упражнения заданные программой (гимнастические, легкоатлетические); 2) упражнения для развития силовых способностей (с помощью указанных методов) [17, 18].

Круговой метод (тренировка) - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования физических способностей и в особенности их комплексных форм - силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Занимающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь как бы по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, таким образом замыкая круг.

Выделяют несколько вариантов кругового метода:

1) по методу длительного непрерывного упражнения. Занятия проводятся без перерывов и складываются из одного, двух или трех прохождений круга;

2) по методу экстенсивного интервального упражнения;

3) по методу интенсивного интервального упражнения;

4) по методу повторного упражнения.

Для проведения кругового метода заранее: в зале определяется несколько мест занятий (станций) в зависимости от имеющихся снарядов и инвентаря, а также задач урока. Количество станций и групп (отделений) учащихся должно быть одинаковым. После проведения общей разминки, если в этом есть необходимость, учащиеся распределяются по станциям, на которых в целях сокращения затрат времени на объяснение на каждом месте занятий могут быть использованы учебные карточки (рисунки) с упражнениями для данной станции и указанием режимов работы. Сам учитель должен находиться на той станции, где в данный момент наиболее сложное задание и где необходима его помощь. По указанию учителя учащиеся выполняют известное количество упражнений и переходят на следующее место занятий против часовой стрелки, и так до завершения полного круга. В целях усиления эффекта учитель постепенно увеличивает от занятия к занятию нагрузку, вес отягощений, количество станций в круге, количество кругов, число повторений на каждом месте занятий и скорость выполнения заданий [17, 19].

Первый вариант: упражнения проводятся по кругу для развития силы мышц различных частей тела с использованием одновременно всех четырех методов развития силы.

Первое место - упражнения для мышц рук и плечевого:

1) методом динамических усилий;

2) методом максимальных усилий;

3) методом изометрических усилий;

4) методом повторных усилий.

Второе место - упражнение для мышц брюшного пресса:

1) методом динамических усилий;

2) методом максимальных усилий;

3) методом изометрических усилий;

4) методом повторных усилий.

Третье место - упражнение для мышц спины:

1) методом динамических усилий:

2) методом максимальных усилий;

3) методом изометрических усилий;

4) методом повторных усилий.

Четвертое место - упражнение для мышц ног:

1) методом динамических усилий;

2) методом максимальных усилий;

3) методом изометрических усилий;

4) методом повторных усилий [17].

Примерный комплекс упражнений для этого вариант может выглядеть следующим образом:

Первое место: упражнение для мышц рук и плечевого пояса.

1. сгибание и разгибание рук в упоре лежа максимальное количество раз за 10 секунд (метод динамических усилий).

2. сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях с отягощением (набивной мяч, гантели, гиря, тому подобное), позволяющим выполнить это упражнение 2-3 раза (метод максимальных усилий).

3. сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях с 2-3 остановками при разных углах сгибания рук и удержанием в каждой из поз 5-6 секунд (метод изометрических усилий).

4. сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях до отказа; если учащиеся выполняют это упражнение без отягощений больше 10-12 раз, то необходимо добавить отягощение, чтобы возможность выполнения была не более 10-12 раз (метод повторных усилий).

Второе место: упражнения для развития силы мышц брюшного пресса.

1. поднимание ног из положения лежа на наклонно поставленной скамейке (выполнить максимальное количество за 10 секунд).

2. из виса спиной к гимнастической стенке поднимание ног с набивным мячом (вес должен быть таким, чтобы выполнить упражнение можно было максимум 5-6 раз).

3. из виса спиной к гимнастической стенке поднимание ног с двумя остановками при различных углах сгибания и удерживанием 5-6 секунд в каждой из поз.

4. из положения лежа на наклонно поставленной скамейке поднимание ног до отказа. Отягощением может служить набивной мяч, зажатый между ступнями. Нагрузку можно регулировать, меняя угол наклона скамейки или мячи с разным весом.

Третье место: упражнения для мышц спины.

1. из положения лежа на животе на коне продольно, ногами зацепившись за рейку гимнастической стенки, поднимание и опускание туловища максимальное количество раз за 10 секунд.

2. исходное положение то же, выполнить упражнение с отягощением (набивной мяч за головой, гантели), нагрузка увеличивается, руки с отягощением поднять вверх. Упражнение выполнить методом максимальных усилий.

3. выполнить поднимание и опускание туловища с двумя остановками и удержанием 5-6 секунд в каждом из статических положений (удержание можно выполнить в верхней точке и в горизонтальном положении).

4. исходное положение то же, поднимание и опускание туловища до отказа. Отягощение должно быть таким, чтобы возможность выполнения была не более 10-12 раз.

Четвертое место: упражнения для мышц ног.

1. приседание с набивным мячом за головой. Выполнить максимальное количество раз за 10 секунд, скорость выполнения к концу не должна снижаться.

2. приседания с грифом на плечах, количество возможных повторений должно быть не более 5-6 раз.

3. приседания с отягощением или на одной ноге с 2-3 остановками при разных углах сгибания ног и удержанием в каждой из поз 5-6 секунд.

4. приседания на одной ноге до отказа. Если это упражнение выполнять больше 10-12 раз, то отягощение увеличить таким образом, чтобы упражнение можно было выполнить не более 10-12 раз [17, 18, 19].

Второй вариант. Отличается от первого тем, что упражнения в кругу даются для одних и тех же групп мышц и на каждом месте выполняются с использованием только одного метода.

Примерный комплекс для этого варианта может быть следующим:

Первое место: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, выполняются методом динамических усилий.

1. подтягивания (максимальное количество раз за 10 секунд);

2. сгибание и разгибание рук, в упоре лежа (максимальное количество раз за 12 секунд).

Второе место: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, выполняются методом максимальных усилий.

1. подтягивание с отягощением (набивной мяч, гантели, гири и тому подобное). Возможность повторения не более 5-6 раз.

2. сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях с отягощением, условия те же, что и при выполнении первого упражнения.

Третье место: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, выполняется методом изометрических усилий.

1. встать на середину резинового бинта, концы взять в руки. Поднимание рук в стороны, растягивая резиновый бинт (амортизатор), с остановками и удерживанием в статических положениях по 5-6 секунд в каждом при различных углах (остановки можно выполнять при углах 45 и 90 градусов, нагрузку можно увеличить за счет предварительного натяжения бинта).

2. сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях с остановками и удерживанием 5-6 секунд в каждом из них.

Четвертое место: упражнения для мышц рук и плечевого пояса, выполняются методом повторных усилий.

1. подтягивания до отказа 10-12 раз.

2. сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях до отказа 10-12 раз.

Таким же способом можно дать упражнения для других групп мышц. На каждом месте должно быть не менее 2-3 упражнений, выполняемых с паузами в 20 - 40 секунд. Пауза для перехода к другому месту 1-2 минуты [17, 18, 19].

Игровой метод подразумевает под собой упорядоченную игровую двигательную деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом, в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации [17].

Пример: Эстафета на полосе препятствий.

Подготовка. Для эстафеты устанавливаются два ряда препятствий (скамейки, барьеры, конь, козел, обозначенный окоп). Две команды становятся в колонны по одному за общей чертой.

Содержание игры. По сигналу головные игроки(стоящие впереди во главе команды) обеих команд выбегают вперед, преодолевают препятствия и возвращаются обратно, минуя эти препятствия. Прибежавший игрок, дотронувшись до руки очередного игрока, встает в конец колонны. Игра заканчивается, когда все члены команды выполнят задание, - головной игрок поднимает руку вверх.

Выигрывает команда, игроки которой быстрее заканчивают эстафету.

Правила игры.

1. Бег начинается по сигналу руководителя;

2. Преодоление всех препятствий обязательно;

3. За каждое нарушение насчитываются штрафные очки.

Показатели физической подготовленности школьников 11-15 лет

Для выявления начального и конечного уровня развития силовых способностей проводится тестирование ребят. Контрольное испытание должно выполняться с максимальным усилием, только при учете этого условия можно говорить об объективности полученных результатов [21].

Примерный план проведения урока.

Подготовительная часть урока, занимает 7-10% отводимого на урок времени; типичными задачами являются:

1. Организовать занимающихся;

2. Активизировать их внимание;

3. Ознакомить занимающихся с намеченным содержанием урока;

4. Создать соответствующую психологическую установку и положительное эмоциональное состояние;

5. Подготовит организм занимающихся к предстоящим нагрузкам (ору с преимущественным направлением развития силовых способностей; с предметами и без, для укрепления основных мышечных групп, по средством упражнений с внешним сопротивлением и упражнений с преодолением веса собственного тела).

Основная часть урока: типичными задачами являются:

1. Формирование, обучение или совершенствование двигательным умениям и навыкам;

2. Развитие общих и специальных функций организма;

3. Воспитание нравственных, интеллектуальных, волевых и эстетических качеств.

Продолжительность основной части занимает 80-85% времени, отводимого на урок. По разработанной методике развития силовых способностей круговой или игровой методы составляют 33% от основной части урока.

Примерный комплекс упражнений кругового метода для развития силы.

1 станция: Из упора сидя сзади поднимать ноги в угол с последующим возвращением в исходное положение.

2 станция: Из упора лежа на полу сгибание и разгибание рук.

3 станция: Из основной стойки присесть, поднимая руки с гантелями вперед, и встать на носки, отводя руки назад.

4 станция. Лежа на животе, руки за головой поднимать и опускать туловище, прогибая спину.

5 станция. Лежа на спине, одновременно поднять ноги и туловище с захватом раками голени.

6 станция. Из основной стойки прыжки через скакалку с вращением ее вперед.

Методические указания.

Для более четкой организации занятий целесообразно отметить номера станций и направление переходов мелом по полу или еще лучше поставить около каждой станции специальную карточку с номером и с графическим изображением упражнения. Учитель находится на той станции, где в данный момент наиболее сложное задание или переходит от станции к станции с оказанием помощи.

По сигналу учащиеся начинают выполнять упражнения, оно выполняется в течении минуты, по истечении времени дается сигнал об окончании. Во время перехода на другую станцию, против часовой стрелки, учащиеся самостоятельно выполняют упражнения на восстановление дыхания. Каждый учащийся проходит круг 2 раза.

Заключительная часть урока, продолжительность 3-5% времени отведенного на урок; типичными задачами являются:

1. Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функциональное состояние;

2. Подвести итоги учебной деятельности [17].

В процессе разработке методике я предложил изменить структуру урока физического воспитания, разделив её на:

1) упражнения заданные программой (гимнастические, легкоатлетические);

2) упражнения на развитие силовых способностей (с помощью указанных методов).

Это будет способствовать более эффективному их использованию в практике физического воспитания.



Заключение

Проанализировав научно-методическую литературу по данной теме, можно сделать вывод, что авторы при раскрытии силовых способностей, каждый по своему, предлагает примерно похожие понятия силовых способностей. Однако, наиболее приемлемой для меня является учебник под редакцией Ю.Ф. Курамшина, в котором я нашел ответы на все интересующие меня вопросы.

Уровень силовых способностей определяется не только возрастными и половыми особенностями. Он сильно колеблется в довольно широких пределах в зависимости от индивидуальных различий детей, характера двигательной активности, занятий конкретными видами спорта и других обстоятельств.

Естественно, что полное знание и учет всех факторов и условий развития силовых способностей позволит учителю лучше решать задачи силовой подготовки в школьном возрасте.

Учет особенностей физического развития учащихся играет основную, а порой и главную роль в выборе содержания и в определение методики занятий физическими упражнениями. Поэтому для разработки эффективной методики развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста я бы использовал круговой и игровой методы.

Это будет способствовать более эффективному их использованию в практике физического воспитания.






Список информационного обеспечения

1. Ашмарин, Б.А. Воспитание физических качеств // Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учеб. для студентов фак. физ. культ. пед. Институтов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина; - М.: Просвещение, 2011 - с. 152-154;

2. Должников, И.И. Физ. Культур [Текст] 2 пл.: Пос. д. учителя - М., 2009,-45с.;

3. Жаворонкова, М.И. Формирование потребности в физическом совершенствовании у учащихся 6-8 классов [Текст]. Автореферат дисс. На соиск, учен. степени канд. пед. наук Л., 2012;

4. Зимкин, Н.В. «Физиологическая характеристика силы, быстроты, выносливости» [Текст]: учебное пособие / Н.В. Зимкин - М.: Физкультура и спорт, 2011 - с. 25-28;

5. Кузнецов, В.С., Колодницкий Г.А. «Силовая подготовка детей школьного возраста» [Текст]: - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2010 - с. 46-58;

6. Курамшин, Ю.Ф. «Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств [Текст]: теория и технология применения» Санкт - Петербург, 2011 - с. 45-50;

7. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2011. - 464с.;

8. Лях, В.И. «Тесты в физическом воспитании» [Текст]: - М.: АСТ, 2010 - с. 17-19;

9. Лях, В.И. «Двигательные способности школьников [Текст]: основы теории и методики развития» - М.: Терра - Спорт, 2010 - с. 33-41;

10. «Физическое воспитание 5-7 классов [Текст]: Пособие для учителя (под редакцией В.И. Ляха)» - М.: Просвещение, 2011 - с. 14-19;

11. Вайнбаум, Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 240с.;

12. Кузнецов, В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста [Текст]: Метод. пособие. - М.: Изд-во ЦН ЭНАС, 2010. - 200 с.;

13. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст]. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 330с.

14. Кузнецов, В.C. Специальная силовая подготовка спортсмена [Текст]. - М.: Россия, 2013г. - 208с.;

15. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2011. - 480 с.;

16. Кузнецов, В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Силовая подготовка детей школьного возраста [Текст]: Метод. пособие. - М.: Изд-во ЦН ЭНАС, 2013. - 200 с.;

17. Хорунжий, А.Н. Теория и практика физической культуры, 2014,№ 4 - с. 71-72 с.;

18. Озолин, Н.Г. Общая и специальная физическая подготовка // Настольная книга тренера / Н.Г. Озолин - М.: ООО "Изд. Астель", 2002 - 547 с.

19. Берговина, М.Л. средства и методы обучения [Текст]:/ М.Л. Берговина. - Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. Ун-та, 2011. - 112 с.

Электронные ресурсы

21. Комплексное развитие и контроль скоростно-силовых способностей [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: lib.ua-ru.net/diss/cont/356418.html.

22. Сила и силовые способности. Основные методики воспитания силы [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: otherreferats.allbest.ru/sport/00018007.html.;

23. Технология развития силовых способностей мальчиков [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: nauka-shop.com/mod/shop/.../50298/.;

29


© 2010-2022