• Преподавателю
  • Физкультура
  • Методическая разработка по физкультуре на тему: Место и роль внеклассной работы в физическом совершенствовании обучающихся

Методическая разработка по физкультуре на тему: Место и роль внеклассной работы в физическом совершенствовании обучающихся

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Место и роль

внеклассной работы

в физическом совершенствовании обучающихся

Выполнил: учитель физкультуры

Побегалова Анна Владимировна

Оглавление:

1. Физкультурно-оздоровительная работа в школе ………………………3

2.. Проведение зарядки в других странах………………………………….4

3. Виды зарядок …………………………………………………………….4

4. Требования к проведению физкультминуток…………………………..6

5. Виды физкультминуток ………………………………………………….6

6. Комплексы физкультминуток (стоя около парты) ……………………..6

7. Комплексы физкультминуток (сидя за партой) ………………………..7

8. Игровые задания и веселые физкультминутки …………………………8

9. Зарядка для глаз ………………………………………………………….10

10. Требования к зарядке …………………………………………………..11

11. Комплексы утренней зарядки ………………………………………….15

12. Значение внеклассной и внешкольной работы

по физической культуре …………………………………………………21

13. Литература……………………………………………………………….22

13. Приложение. День здоровья……………………………………………23

Физкультурно - оздоровительная и спортивная работа направлена на укрепление физического и психического здоровья школьников, на формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, в целостном развитии физических и творческих способностей ребенка. Активизация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы помогает решать сложные проблемы: пропагандировать ЗОЖ, предупреждать негативные явления среди молодежи: алкоголизм, наркомания, табакокурение; вести борьбу с правонарушениями; воспитывать патриотические качества у подростков; решать проблему занятости. Сохранение и укрепление здоровья, формирование активной мотивации на заботу, как о собственном здоровье, так и о здоровье окружающих, на воспитание санитарно-гигиенических навыков, норм и ценностей здорового образа жизни, развитие режима двигательной активности - главная цель образования, охватывающая школьников, учителей, родителей.

В школе введен специальный двигательный режим. Сюда включена утренняя гимнастика, активный отдых на перемене, на открытом воздухе. В ГПД введен спортивный час. Проведение спортивных часов на свежем воздухе позволяет повысить умственную работоспособность, компенсировать до 40% биологическую потребность детей в движении.

С целью выполнения заданий по физической культуре предусмотрена систематическая, разъяснительная работа среди родителей, индивидуальные беседы с учащимися, консультации по различным видам физкультурной деятельности. Для этого на родительских собраниях, консультациях, в индивидуальных беседах раскрываются такие вопросы, как режим дня, утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная минутка, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, туристские походы, экскурсии и, естественно, задания на дом.

С учетом данных медицинского осмотра о состоянии здоровья ребенка решается вопрос об индивидуальном подходе при подборе физических упражнений. Главная задача учителя физической культуры, педагогического коллектива, родителей состоит в том, чтобы выработать у детей потребность в занятиях физическими упражнениями, увеличить двигательный режим каждого ученика, воспитать основы культуры здоровья, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Утренняя зарядка - это редкое занятие для русского человека, хотя о ее полезности говорили с самого детства в школе и дома. Зарядка имеется во всех странах мира, но в различных вариантах.

В США, утренняя зарядка - это комплекс упражнений, состоящий из простых движений, не требующих дополнительной нагрузки. Утренняя зарядка направлена на увеличение способностей и гибкости тела.

В Европе возникновение зарядки можно привязать к древним грекам, например спартанцы. Правда, у них утренняя зарядка являлась частью гигантского комплекса упражнений, выполняемых ежедневно.

В Австралии утренняя зарядка появилась в годы «Золотой лихорадки», в основном - это комплекс упражнений на растяжку, под музыку, после чего музыка стала неотъемлемой частью спорта.

Сегодня существуют следующие виды зарядок:

- утренняя зарядка - краткие упражнения, которые и упражнениями-то назвать сложно, так, пробуждение организма;

- зарядка для глаз - упражнения конкретно на улучшение зрения и лечение проблем с ним связанных;

- зарядка для похудения - упражнения, направленные на снижение веса, вывод жира и уменьшение форм.

Учеными доказано, что лучший и наиболее подходящий для всех вариант - это утренняя зарядка. Дело в том, что выполнение упражнений, требующих посещения спортзалов или специальных тренажеров, а в особенности - много свободного времени, приводило к неприятию зарядки людьми и к отлыниванию от нее. Утренняя зарядка же не требовала ничего, кроме вашего желания ее делать.

Утренняя зарядка очень полезна, несмотря на свою простоту, достаточно только заставить себя в течение хотя бы 15 минут выполнять комплекс упражнений (потягиваться, сгибаться, прыгать и махать руками и ногами), и

день будет начинаться с радостных эмоций, организм быстро и легко проснется, и человек с хорошим настроением отправится в школу, на работу.

В годы СССР популярной была производственная гимнастика, выполняемая во всех предприятиях и учебных заведениях. В определенное время из фактически постоянно включенного радиоприемника доносилась веселая музыка, и жизнерадостный диктор начинал проводить упражнения. Работа на заводах и фабриках останавливалась, и все сотрудники начинали энергично разминаться. Аналогично проводилась и утренняя зарядка - после побудки гимном добропорядочный советский гражданин должен был подпрыгнуть и заняться упражнениями.

Никто не спорил с тем, что все это было чрезвычайно полезно. Сам механизм добровольно-принудительного выполнения зарядки вызывал у людей неприятие. Да и выполняя комплексы упражнений утренней зарядки на работе или в школе, люди не проявляли энтузиазма и выполняли упражнения вяло.

Сегодня утренняя зарядка кардинально изменилась, вернее не зарядка, а отношение к ней. Школьники сами решают для себя, нужно ее делать, или нет. Сами подбирают упражнения входящие в комплекс и позволяющие проснуться и почувствовать бодрость. Можно выбрать утреннюю пробежку, можно ввести в зарядку элементы фитнеса, йоги, фитбола. В общем любые упражнения, которые не будут раздражать. Завершить комплекс упражнений лучше всего посещением душа.

Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Длительность физкультминуток составляет 1 - 5 минут и включает комплекс из 3 - 4 правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 - 6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

Требования к проведению физкультминуток:

- комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания, должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, их результативность;

- физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне, так как более позднее их проведение не дает желаемого результата;

- предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;

- для каждого класса необходимо выработать 2 - 3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Виды физкультминуток:

- упражнения для снятия общего или локального утомления;

- упражнения для кистей рук;

- гимнастика для глаз;

- гимнастика для улучшения слуха;

- упражнения для профилактики плоскостопия;

- упражнения, корректирующие осанку;

- дыхательная гимнастика.

Комплексы физкультминуток (стоя около парты).

1 комплекс.

1. И. п. - основная стойка, руки внизу.

1- руки к плечам;

2- руки вверх;

3- руки к плечам;

4- И. п.

2. И. п. - стойка, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1- наклон вправо;

2- И. п.

3- Наклон влево;

4- И. п.

3. И. п. - стойка, ноги на ширине плеч, руки за спиной.

1- руки в стороны;

2- наклон вперед;

3- выпрямиться, руки в стороны;

4- И. п.

4. И. п. - основная стойка, руки на поясе.

1- руки в стороны;

2- И. п.

2 комплекс.

1. И. п. - стойка, ноги на ширине ступни, руки на поясе.

1-3 - круговые движения головой вправо;

3- И.п. То же влево.

2. И. п. - стойка, ноги врозь, руки внизу.

1- наклон туловища вправо, руки за голову;

2- И.п. То же влево.

3. И. п. - основная стойка, руки на поясе.

1-2 - присед, руки вперед;

3-4- И.п.

4. И. п. - ноги на ширине ступни, руки внизу.

1-2 - руки через стороны вверх, хлопок над головой;

3-4 - И.п.

Комплексы физкультминуток (сидя за партой).


1 комплекс.

1. И. п. - сидя за партой, руки на парте, сжаты в кулак.

1-3 - сжимать пальцы рук;

4- пауза.

2. И. п. - сидя за партой, ноги на ширине ступни, руки за голову.

1- наклон вправо;

2- И.п. То же влево.

3. И. п. - сидя за партой, руки на парте ладонями вниз.

1- поднять прямые руки вверх, прогнуться;

2- И.п.

2 комплекс.

1. И. п. - сидя за партой, руки к плечам.

1- руки в стороны;

2- хлопок в ладоши перед собой;

3- руки в стороны;

4- И. п.

2. И. п. - сидя за партой, руки за голову.

1- поворот туловища вправо;

2- И. п. То же влево.

3. И. п. - сидя за партой, руки к плечам.

1-3 - вращательные движения локтями вперед;

3- пауза. Те же движения назад.

4. И. п. - сидя за партой, руки к плечам.

1-2 - выпрямляя руки вперед, коснуться края парты;

3-4 - И. п.

Комплексы физкультминуток

(игровые задания и веселые физкультминутки).

Игровые задания просты по своему содержанию, не продолжительны, вносят разнообразие в проведение физкультминуток, позволяя поддерживать оптимальный уровень двигательной активности.

Задание первое.

«Сделай фигуру». Дети идут по кругу. На слово педагога «Фигуры!» все играющие останавливаются и каждый принимает какую-либо позу - животного, птицы, спортсмена и т.д. После паузы игровое задание повторяется.

Задание второе.

«Зайчата и медвежата». Ходьба в колонне по одному, по кругу. На слово педагога «Медвежата!» - ходьба «вперевалочку» (на внешней стороне стопы), руки за голову или на поясе. На слово «Зайчата!» - прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Ходьба с выполнением игровых заданий чередуется с обычной ходьбой.

Веселые физкультминутки.

1. На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы -

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

2. Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

3. Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь - богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце - руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

4. Физкультминутка направлена на снятие усталости с глаз.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

Ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

5. Руки у груди поставим.

Три рывка назад локтями.

Руки в замочек

За спинкой сожми,

Вверх поднимай,

Сильно спинку прогни.

И головою теперь покрути -

Лень и усталость

Скорей прогони.

Работа за компьютером очень вредит зрению, но вы сможете восстановить его и не дать ему ухудшиться. Зарядка для глаз даст вашим глазам отдохнуть и восстановиться после длительного прибывания за компьютером.

В чем заключается зарядка для глаз? Это специальный комплекс упражнений, предназначенные для тренировки глазных мышц, восстановления остроты зрения и улучшения возможности видеть.

Зарядка для глаз разработана учеными. Упражнения направлены на каждый определенный участок глаза. Казалось бы, как движения глазами (посмотрите вверх, посмотрите вниз) могут восстановить зрение - тем не менее, это так. Правда, по большей части зарядка для глаз носит профилактический характер, поддерживая зрение на надлежащем уровне.

Требования к зарядке.

Зарядка комплекс физических упражнений, выполняемых утром после пробуждения; обязательный элемент здорового образа жизни. Зарядка активизирует деятельность функциональных систем организма, способствуя более быстрому переходу от сна к бодрствованию и повышению общего тонуса. Правильно подобранный комплекс физических упражнений благотворно влияет на функции органов дыхания, кровообращения, деятельность мышечно-суставного аппарата, усиливает перистальтику кишечника. Особое значение имеет зарядка для работников умственного труда, людей, ведущих малоподвижный образ жизни, лиц старших возрастных групп, а также подверженных острым респираторным заболеваниям. Комплекс физических упражнений подбирают в соответствии с возрастом, полом, состоянием здоровья, уровнем физической подготовки человека. Выработка постоянной привычки к зарядке во многом зависит от умения и желания родителей и старших членов семьи личным примером увлечь и заинтересовать ребёнка утренними занятиями физической культурой, а также от пропаганды физического воспитания в школьных коллективах. Дети с большим удовольствием занимаются зарядкой с использованием специального инвентаря: гимнастической палки, мяча, скакалки, отягощений разного веса, элементов домашнего спортивного комплекса. Упражнения рекомендуется выполнять в чистой, проветренной комнате (в лёгкой одежде, босиком на коврике) или на открытом воздухе (в спорт, костюме и обуви) Очень важно следить за дыханием: при наклонах - выдох, при выпрямлении - вдох.. Во время бега и прыжков дышать необходимо через рот. Последовательность выполняемых упражнений строится таким образом, чтобы организм постепенно включался в работу (так же постепенно снижают нагрузку, заканчивая зарядку). Начинать зарядку следует с дыхательных упражнений, способствующих устранению застойных явлений после сна, развивающих дыхательную мускулатуру. Зарядку можно выполнять в любом положении (лежа, сидя, стоя) или чередовать их: от упражнения лежа перейти к упражнению сидя и т. д. Упражнения должны воздействовать на все важнейшие группы мышц и суставы. Физическая нагрузка определяется сложностью упражнений, их количеством (10-15), числом повторений и темпом выполнения. Мужчинам рекомендуются силовые и статические упражнения с использованием снарядов (например, гантелей, гирь), женщинам - упражнения, развивающие гибкость, укрепляющие мышцы брюшного пресса и тазового дна (с гимнастической палкой, мячом, скакалкой). Детям показаны общеразвивающие упражнения, корригирующие осанку, укрепляющие мышцы ног, спины, брюшного пресса, своды стопы, развивающие гибкость и координацию движений. Упражнения для детей, особенно младшего возраста, должны выполняться под наблюдением взрослых и носить имитационный или игровой характер, чтобы заинтересовать детей, выработать у них стойкую потребность в зарядке. К 10-11 годам они должны делать зарядку самостоятельно. Людям пожилого и старческого возраста рекомендуются упражнения, способствующие поддержанию подвижности суставов, выпрямлению позвоночника; упражнения выполняются в медленном темпе и завершаются самомассажем головы и шеи.

Реакция организма на мышечную работу во время зарядки должна носить умеренный характер: частота сердечных сокращений, артериальное давление должны восстанавливаться после 3-5 мин отдыха. Одышка, слабость, головокружение, ощущение сердцебиения свидетельствуют о чрезмерной физической нагрузке или неудачно подобранном комплексе упражнений. Основное гигиеническое правило проведения зарядки - регулярность занятий. Зарядку делают ежедневно (за исключением острых периодов заболевания или травмы), до завтрака, по возможности на свежем воздухе. В каждый комплекс продолжительностью 10-15 мин рекомендуется включить 7-10 упражнений (каждое повторяется 6-8 раз). Желательно, чтобы комплекс выполнялся примерно в течение 10 дней, а потом сменялся. Последовательность упражнений может быть такой: 1 - потягивание с движениями рук (вверх, в стороны, назад); 2 - ходьба на месте и с перемещениями; 3 - круговые движения и махи руками, отведение рук в стороны; 4 - наклоны и повороты туловища; 5 - приседания, выпады, маховые движения ногами; 6 - сгибание и разгибание рук; 7 - повороты, сгибание и разгибание туловища, маховые движения руками и ногами; 8 - сгибание и разгибание ног и туловища в положении лёжа, стоя или сидя; 9 - прыжки, бег; 10 - ходьба с постепенным замедлением В зарядку можно включить несколько упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости, формирование осанки. Утреннюю зарядку в домашних условиях хорошо дополняет гимнастика перед учебными занятиями в школе, на переменах, включающая простые упражнения, направленные на развитие различных мышечных групп. Комплекс разучивается на уроках физкультуры, сменять его следует не реже одного раза в месяц, лучше через каждые 2 недели. Продолжительность зарядки 6-7 мин, в младших классах 5-6 мин. Проводить гимнастику желательно на открытом воздухе, а в плохую погоду в коридорах и рекреациях, но не в классных комнатах. У учащихся создаётся хороший эмоциональный настрой, если зарядка сопровождается музыкой.

Зарядку завершают водными процедурами - обтиранием, обливанием, душем. Весьма эффективным тонизирующим и закаливающим средством является обтирание горячей водой с последующим высыханием в помещении (без растирания тела полотенцем). Эту процедуру можно проводить начиная с грудного возраста и до глубокой старости.

Утренний комплекс или отдельные упражнения целесообразно повторить в течение дня (для снятия утомления, особенно при продолжительной умственной деятельности, психического напряжения) или вечером (для нормализации сна).

Утренняя гигиеническая гимнастика - зарядка - одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно после сна, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.

У людей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья. Зарядка полезна для всех людей, начиная с детского и кончая пожилым возрастом. Особо необходима зарядка для людей с недостаточным двигательным режимом в повседневной деятельности (сидячие профессии).

Физические упражнения зарядки - простые и доступные для людей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья - подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья и характера трудовой деятельности. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или не утомительный кросс.

Для регулирования нагрузки при занятиях зарядкой важное значение как вспомогательное средство имеет самоконтроль - наблюдение за физическим состоянием (подсчет пульса, периодическое взвешивание).

Разные люди обладают различными способностями приспосабливаться к условиям внешней среды, труда, отдыха. От индивидуальных возможностей адаптационных систем организма зависит уровень здоровья, а значит и те формы двигательной активности, которые могут быть рекомендованы в качестве средства оздоровления. Главенствующую роль здесь играет, безусловно, сердечно-сосудистая система. Чтобы оценить адаптационные возможности своей сердечно-сосудистой системы, можно воспользоваться простой классификацией ( Баевский Р. М., 1987).

Для того, чтобы оценить свой адаптационный потенциал, нужно знать следующие показатели: пульс и артериальное давление в покое, массу и длину тела, возраст. Эти данные подставляются в формулу:

АП = 0.011(ЧП) + 0.14(САД) + 0.008(ДАД) + 0.009(МТ) - - 0.009(ДТ) + 0.14(В) - 0.27

где АП - адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах ( от 0 до 4 );

ЧП - частота пульса ( уд./мин.);

САД и ДАД - систолическое ( верхнее ) и диастолическое (нижнее) артериальное давление ( мм.рт.ст. );

ДТ - длина тела (см);

МТ - масса тела (кг);

В - возраст ( лет ).

Чем выше полученная величина, тем слабее ваши адаптационные возможности.

Главное в утренней зарядке - чувство меры. Не стоит превращать ее в тренировку с повышенной нагрузкой: вам всего лишь требуется проснуться, размять суставы и подвигаться.

Для примера несколько простых, но действенных упражнений, которые помогут сделать утреннюю зарядку приятной и привычной процедурой.

Комплекс утренней зарядки №1

1. Ноги врозь, руки к плечам. Поднимаем руки вверх, хорошо потянувшись - вдох, опускаем к плечам - выдох.

2. Ноги вместе, руки перед грудью, пальцы рук соединены «в замок». Не разжимая пальцев, выпрямляем руки влево, поворачиваем их вправо адонями кверху. Повторяем упражнение в другую сторону. Дыхание произвольное.

3. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Начинаем круговые движения выпрямленными руками, одновременно с силой сжимая и разжимая пальцы. Дыхание произвольное.

4. Пятки вместе, носки врозь, руки свободно опущены. Наклон вправо, правая рука скользит по бедру, левую руку заводим за голову - выдох, возвращаемся в исходное положение - вдох. Повторяем упражнение в другую сторону.

5. Ноги на ширине плеч, руки положили на спинку стула.

Делаем круговые движения нижней частью туловища, как будто вращаем обруч - сначала в одну сторону, потом в другую. Дыхание произвольное.

6. Стали прямо, руки на спинке стула. Левую выпрямленную ногу отводим в сторону на максимальную высоту, затем делаем то же упражнение для правой ноги. Дыхание произвольное.

7. Сели на коврик, руки за спиной. Поочередно поднимаем и опускаем выпрямленные ноги, дыхание произвольное.

8. Легли на коврик, руки вдоль туловища. Садимся, помогая себе руками, затем возвращаемся в исходное положение, дыхание произвольное.

Каждое упражнение нужно повторить 8-12 раз.

Комплекс утренней зарядки №2

1. Ходьба на месте или с передвижением с размашистыми движениями рук, сжимая и разжимая пальцы. Длительность 1 минута.

2. Стоя, ноги на ширине плеч. Левую руку через сторону вверх, правую за спину, прогнуться и потянуться, вдох; вернуться в исходное положение, выдох. Повторить, сменив положение рук. Темп средний.

3. Стоя подниматься на носки, руки поднять через стороны вверх, прогнуться - вдох; вернуться в исходное положение - выдох.

4. Стоя, ноги врозь, левую руку вверх правую на пояс; пружинящий наклон вправо; повторить то же в другую сторону. Дыхание равномерное, темп средний.

5. Стоя, мах левой ногой назад, руки махом вперед, кисти расслаблены - вдох; исходное положение - выдох; повторить то же с правой ноги.

6. Стоя подняться на носки, руки в стороны - вдох; выпад правой ногой, наклон вперед, руками коснуться пола - выдох; исходное положение - вдох; то же с левой ноги. Темп средний.

7. Сидя на полу, руки к плечам. Три пружинящих наклона вперед, взявшись руками за голени - выдох; выпрямится, руки к плечам - вдох. Наклоны постепенно увеличивать. Ноги не сгибать. Поднимая туловище, расправьте плечи. Темп средний.

8. Исходное положение - упор сидя сзади. Прогибаясь перейти в упор лежа сзади, согнуть правую ногу вперед; повторить то же, сгибая левую ногу. Носки ног оттягивать. Дыхание произвольное.

9. Исходное положение - упор стоя на коленях. Наклоняя голову вперед и поднимая правое колено, выгнуть спину; исходное положение; выпрямить правую ногу назад и прогнуться; исходное положение. То же с другой ноги.

10. Исходное положение - стойка на коленях. Руки вперед, вверх, в стороны, прогнуться с поворотом туловища направо - вдох; поворачиваясь прямо и садясь на пятки, наклон вперед, руки назад - выдох; исходное положение. То же, делая поворот в другую сторону. Темп медленный.

11. Стойка ноги врозь, руки вперед, пальцы переплетены. Поворот туловища влево - вдох; исходное положение - выдох; наклон назад, руки за голову - вдох; исходное положение - выдох. То же в другую сторону. Темп средний.

12. Стоя, руки на поясе. Прыжки поочередно на правой и левой ноге. Дыхание произвольное. Темп средний.

13. Бег на месте или с передвижением. Дыхание равномерное. Темп средний. Продолжительность 40 - 50 секунд. Переход на ходьбу с высоким подниманием бедра 20 с или более.

14. Стоя ноги врозь, руки на поясе, руки вперед. Поднимаясь на носки, локти назад, прогнуться - вдох; исходное положение - выдох

Комплекс утренней зарядки №3

1. Ходьба с размашистыми движениями рук в ускоряющемся темпе. Длительность 1 минута.

2. Стойка ноги врозь, пальцы рук переплетены. Поворачивая ладони наружу, руки вверх, подняться на носки - вдох; разъединяя кисти, руки через стороны вниз, вернуться в исходное положение - выдох.

3. Бег (15 - 20 с) с замедлением и переходом на ходьбу.

4. Стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 - поворот туловища влево, руки в стороны; 2 - 3 - пружинящий наклон назад; вдох; 4 - исходное положение; выдох; 5 - 8 - то же с поворотом вправо. Темп средний.

5. Лежа на спине, руки в стороны. Поднять правую ногу, опустить ногу вправо до касания пола; поднять ногу; исходное положение. То же левой ногой, опуская ее влево. Дыхание равномерное, темп медленный.

6. Исходное положение - стать на колени и затем сесть на пятки с наклоном вперед, ладони на полу. 1 - 3 - скользя грудью над полом, вначале сгибая, а затем выпрямляя руки, перейти в положение упора лежа на бедрах - вдох; 4 - сгибая ноги, быстро вернуться в исходное положение - выдох. Темп медленный.

7. Лежа на спине, руки в стороны. Ноги согнуть и, взявшись за середину голени, прижать колени к груди, голову наклонить к коленям - выдох; вернуться в исходное положение - вдох. Темп медленный.

8. Сидя ноги врозь, руки в стороны. Наклон вперед, правой рукой коснуться носка левой ноги, левую ногу назад - выдох; исходное положение - вдох; повторить то же - к правой ноге. Темп средний.

9. Исходное положение - упор стоя на коленях. Разгибая левую ногу и поднимая ее назад, согнуть руки и коснуться грудью пола - вдох; отжимаясь, вернуться в исходное положение - выдох; повторить то же, поднимая правую ногу. Руки в упоре на ширине плеч. Темп средний.

10. Исходное положение - упор присев. 1 - толчком ног, упор лежа; 2 - упор лежа, ноги врозь; 3 - упор лежа, ноги вместе; 4 - толчком ног, упор присев. Дыхание произвольное. Темп медленный.

11. Исходное положение - упор присев. Выпрямиться. мах левой ногой назад, руки в стороны - вдох; упор присев - выдох; то же махом правой ноги. Темп средний.

12. Бег на месте с переходом на ходьбу. Дыхание равномерное, темп средний.

13. Стоя, руки за спину. 1 - прыжком ноги врозь; 2 - прыжком вернуться в исходное положение; 3 - 4 - прыжки на двух ногах. Дыхание произвольное. Продолжительность от 20 с.

14. Стойка ноги врозь. Руки вверх, прогнуться - вдох; пружинящий наклон вперед, руки в стороны - выдох. Темп средний.

15. Ходьба на месте, темп средний, 30 - 40 секунд.

Комплекс утренней зарядки №4

1. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Отводить локти назад, делая вдох, и расслабляться на выдохе.

2. Стоя, ноги вместе, руки опущены. С шагом ноги в сторону поднять руки к плечам, затем вернуться в исходное положение. Темп средний.

3. Стоя, ноги на ширине плеч, одна рука вверх, другая опущена. Выполнять махи руками попеременно.

4. Стоя, руки опущены. Делая вдох, поднять руки через стороны вверх, на выдохе опустить. Темп средний.

5. Ходьба на месте, высоко поднимая колени, постепенно ускоряя и замедляя темп.

6. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклоняться (выдох), доставая руками носки ног. Темп средний.

7. Стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью. Рывковые движения согнутыми руками на два счета и прямыми на два счета. Темп средний.

8. Стоя, ноги вместе, руки опущены. Попеременно поднимать руки вверх - вдох, опускать - выдох. Темп медленный.

9. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. По 3 боковых наклона туловища, вернуться в исходное положение. Темп средний.

10. Стоя, ноги на ширине ступни, руки опущены. Выполнять пружинящие полуприседания с маховыми движениями рук вперед - назад. Темп средний.

11. Спокойная ходьба с расслаблением (встряхиванием рук, ног поочередно) в течение 15 - 20 секунд.

12. При ходьбе попеременно поднимать руки вверх - вдох, опуская - выдох. Темп медленный.

Комплекс утренней зарядки №5

1. Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, руки на коленях. Отводить руку в сторону, делая вдох, положить руку на колени - выдох.

2. Исходное положение - то же. Сгибать ноги в коленях. По 4 - 6 раз каждой ногой.

3. Сидя, ноги выпрямить, руки опустить. Попеременно отводить руку и ногу в сторону на вдохе, возвращаться в исходное положение на выдохе.

4. Стоя, ноги на ширине ступни, руки к плечам. Вращение в плечевых суставах вперед и назад.

5. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Попеременно отводить руку в сторону с поворотом туловища и на выдохе ставить руку на пояс. Темп медленный.

6. Стоя, ноги на ширине стопы, руки на поясе. Приседать на выдохе, руки вперед, при подъеме - вдох. Темп средний.

7. Ходьба на месте, высоко поднимая колени, в среднем темпе, 15 - 30с.

8. Стоя, ноги врозь, руки опущены. Поднять кисти к плечам, делая вдох, опустить на выдохе, расслабиться.

9. Стоя, ноги вместе, одна рука вверху, другая опущена. Маховые движения руками со сменой положения рук на 2 счета. Темп средний.

10. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Вращение туловища в медленном темпе по 6 раз в одну и другую сторону.

11. Сидя на стуле, ноги выпрямить, руки на коленях. Попеременно сгибать и разгибать стопы и кисти в среднем темпе.

12. Приподнять плечи делая вдох, опустить плечи на выдохе, расслабиться.

Комплекс утренней зарядки №6

Данный комплекс включает упражнения, развивающие подвижность в суставах, мышцы туловища, а также дыхательную мускулатуру.

1. Сидя на стуле, ноги согнуты в коленях, руки на коленях. Приподнять плечи - вдох, опустить - выдох, расслабиться. Дыхание спокойное, неглубокое. Повторить 3 - 6 раз.

2. Сидя на стуле, руки на коленях. Сжимать кисти рук, одновременно поднимая носки на себя. Темп средний, 8 -10 раз.

3. Исходное положение - то же. поочередно отводить выпрямляющуюся руку и возвращать в исходное положение. Темп медленный. По 3 - 4 раза каждой рукой.

4. Сидя на стуле, согнув ноги, держаться руками за спинку стула сзади. поочередно разгибать ноги, стопы скользят по полу. Темп средний, 4 раза каждой ногой.

5. Сидя на стуле. Поднять прямую руку вверх - вдох, опустить - выдох. Темп медленный, по 3 раза каждой рукой.

6. Исходное положение - то же. Повороты туловища с разведением рук. В медленном темпе по 3 - 4 раза в каждую сторону.

7. Стоя боком к стулу, одна рука сверху на спинке. Выполнять маховые движения противоположной рукой и ногой вперед и назад. Махи выполнять свободно без напряжения. Повторять по 4 - 6 раз каждой рукой и ногой.

8. Встать на расстоянии длины вытянутых рук от стула и, опираясь на спинку, медленно приседать - выдох, подняться - вдох. 4 - 6 раз.

9. Сидя на стуле, руки на коленях. Выполнять круговые движения ногой, касаясь носком пола. По 4 - 8 раз каждой ногой.

10. Исходное положение - то же. Попеременно поднимать руки вверх - вдох, опускать - выдох. По 3 - 5 раз каждой рукой.

11. Исходное положение - то же. Попеременное сведение и разведение пяток и носков стоп на 4 счета. Дыхание произвольное. Повторить 8 - 12 раз.

12. Сидя, ноги выпрямить, руки опустить. Откинувшись на спинку стула, закрыть глаза, расслабиться - 5 - 10 секунд.

Задача модернизации российского образования выдвигает новое требование к системе физического воспитания в массовой общеобразовательной школе. Ученые и специалисты -практики ставят вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического воспитания, о переориентации целей и задач физического воспитания, в результате чего у школьников сформируются определенные физические качества, жизненно необходимые двигательные умения и навыки. Такая система позволит каждому человеку получить глубокие знания о своем организме, о средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, о средствах сохранения и укрепления здоровья. Эта система призвана формировать потребности в ЗОЖ и физическом совершенствовании, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом.

Хотя урок физической культуры как был, так и остается главным звеном в системе физического воспитания школы, огромное значение в формировании интереса к активному образу жизни и увлечению спортом играет внеклассная физкультурно- воспитательная робота. Поддержка постоянного интереса к высокой физической активности учащихся поводится путем использования выше указанных различных форм внеклассных мероприятий.

С целью выполнения заданий по физической культуре в школе предусмотрена систематическая, разъяснительная работа среди родителей, индивидуальные беседы с учащимися, консультации по различным видам физкультурной деятельности. Для этого на родительских собраниях, консультациях, в индивидуальных беседах раскрываются такие вопросы, как режим дня, утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная минутка, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, туристские походы, экскурсии и, естественно, задания на дом.

С учетом данных медицинского осмотра о состоянии здоровья ребенка решается вопрос об индивидуальном подходе при подборе физических упражнений. Главная задача учителя физической культуры, педагогического коллектива, родителей состоит в том, чтобы выработать у детей потребность в занятиях физическими упражнениями, увеличить двигательный режим каждого ученика, воспитать основы культуры здоровья, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Список литературы

1.Популярная медицинская энциклопедия, Гл. ред. Покровский В. И., 1991г.

2. Уткин В. Л., Бондин В. И., "Атлас физических упражнений для красоты и здоровья", М.: Физкультура и спорт, 1990г.

3. Микулич П. В., Орлов Л. П., "Гимнастика", М.: Физкультура и спорт, 1959г.

4. Куценко Г. И., "Книга о здоровом образе жизни", М.: Профиздат, 1987г.

5. Литература инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию, М, 1984;

6. Колесов Д. В. Гигиена и здоровье, M, 19842;

7. Козлов В И Утренняя зарядка, М, 1985 М - Д Рипа




День здоровья в школе


Идея проведения Единого дня Здоровья в школах очень актуальна и имеет большое профилактическое и воспитательное значение, так как отсутствие личных мотивов человека в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всём мире отмечается тенденция к его ухудшению. В последние десятилетия отмечается рост благосостояния общества, разработка высокоэффективных технологий. Нарушенная экология и другие объективные факторы привели к тому, что образ жизни современного человека всё в большей степени породил гиподинамию, переедание, психическое напряжение.
Здоровье детей оставляет желать лучшего. В последние годы отмечается тенденция к росту заболеваемости среди подростков. 40% не знают, что такое здоровый образ жизни, не занимаются физической культурой и спортом, отмечается рост потребления наркотиков и алкоголя.

Как справедливо указывал Авиценна «Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал. не богатства, которые у тебя в сундуках… Главным сокровищем жизни является здоровье и чтобы его сохранить, надо многое знать». На сегодняшний день усилиями медиков, ориентированных только на лечение, не удаётся справиться с заболеваниями. Необходимо, прежде всего, приобщить школьников всех возрастов к заботе о своем здоровье, сделать их заинтересованными и активно борющимися за него.

Подвижный, быстрый человек
гордится стройным станом.
Сидящий сиднем целый век
подвержен всем изъянам.

День здоровья в школе - это весёлый праздник, праздник хорошего настроения, спорта и здоровья. Школьники очень ждут этот день, чтобы поучаствовать в спортивных соревнованиях, порезвиться и подышать свежим воздухом. Ну, а если честно, ещё и потому, что в этот день можно отдохнуть от "мучительных" уроков. Дети - это наше будущее. Чтобы наше будущее было здоровым, нужно с малых лет прививать детям навыки здорового образа жизни, воспитывать в них бережное отношение к своему собственному здоровью, приучать их к спорту. Необходимо, в качестве игры, общаться с учениками на темы, связанные со здоровьем каждого из нас, проводить поучительные беседы.

"День Здоровья" в нашей школе стал традиционным спортивным праздником. Но каждый из них мы, организаторы, стараемся сделать особенным, отличным от предыдущего.

Что такое физкультура?
Тренировка и игра.
Что такое физкультура?
"Физ" и "куль" и "ту" и "ра".
Руки вверх, руки вниз.
Это "физ".
Крутим шею словно руль.
Это "куль".
Ловко прыгай в высоту.
Это "ту".
Бегай полчаса с утра.
Это "ра".

Занимаясь этим делом, будешь сильным, ловким, смелым.
Плюс хорошая фигура.
Вот что значит физкультура!

В условиях сегодняшней жизни, день здоровья в школе - это невероятно нужное мероприятие. Наша экология, мода на вредные привычки не способствуют поддержанию хорошего здоровья. Мы должны помочь понять детям, что здоровье - это действительно "наше сокровище"! Его нужно беречь и тогда оно будет передаваться по наследству. Здоровье - это единственное, что нельзя купить и продать.


© 2010-2022