Планирование работы. Альтернативные комплексы ГТО

26 июня параллельно с совместным заседанием межведомственной комиссии по развитию физической культуры, массового спорта и традиционных видов физической активности в Федеральной ДЮСШ Минобрнауки в Москве проходило обсуждение концепции Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. Представители различных регионов рассказали о своем опыте введения подобных комплексов. С внедрением ВФСК ГТО в стране их инициатива окажется невостребованной. А может быть, нет?
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексей МАШКОВЦЕВ,

учитель физической культуры,

АНО «Школа «Премьер»,

г. Москва


Канут в Лету?

Альтернативные комплексы ГТО

26 июня параллельно с совместным заседанием межведомственной комиссии по развитию физической культуры, массового спорта и традиционных видов физической активности в Федеральной ДЮСШ Минобрнауки в Москве проходило обсуждение концепции Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса. Представители различных регионов рассказали о своем опыте введения подобных комплексов. С внедрением ВФСК ГТО в стране их инициатива окажется невостребованной. А может быть, нет?


Сдают все, значки - никому

Оказывается, не все в 80-е годы прошлого века с радостью восприняли отмену Всесоюзного комплекса ГТО. В Белгородской области прием нормативов не прекращается и по сей день - об этом рассказал начальник методического кабинета по развитию системы физкультурно-спортивного воспитания Департамента образования Белгородской области Владимир Николаевич КОНОНОВ. В 2001 году там было утверждено Положение о проведении областного комплекса ГТО по трем возрастным группам: для 1-4-х - без учета времени и нормативов, 5-9-х и 10-11-х классов - с учетом времени и нормативов, на золотой и серебряный значок. За основу были взяты нормативы комплекса ГТО 1985 года по легкой атлетике, силовой гимнастике, плаванию и пулевой стрельбе. Чтобы получить золотой значок, нужно выполнить абсолютно все нормативы.

Однако на значки, которые не дают никаких льгот и привилегий, администрация области посчитала нецелесообразным выделять из бюджета 12 млн. рублей. Каждая школа самостоятельно при желании разрабатывает эскизы удостоверений на серебряный и золотой значок, распечатывает и вручает их на торжественной линейке в конце учебного года. Естественно, на детей и учителей физической культуры легла дополнительная нагрузка: одним приходится сдавать дополнительные тесты, другим - принимать.

Владимир Иванович считает, что введение областного комплекса ГТО существенно укрепило здоровье ребят: многие из них с легкостью справляются с нормативами 1985 года, 89-90% учащихся Белогорья по состоянию здоровья отнесены к основной медицинской группе, в то время как по всей стране данная цифра не превышает 50%! Это вызвало легкое недоумение у присутствующих.

Может, действительно, комплекс ГТО помогает излечить от болезней? Или врачи что-то недосматривают? Так ли это на самом деле? Мы обратились с подобными вопросами к нашим авторам - учителям физической культуры Белгородской области, но они нам пока не ответили…


Добровольно-принудительно

В 2009 году в программу столичных школ был введен комплекс, получивший название «Московский спортсмен». Подробно о нем мы писали в № 3/2010. Заместитель директора Центра организационно-методического обеспечения Департамента образования г. Москвы Ирина Ивановна ЛАПТЕВА рассказала, что в Москве нормативы существенно отличались от бывшего комплекса ГТО, потому что разрабатывались совместно с физиологами с учетом требований Президентских состязаний и Тестов мэра Москвы. Помимо нормативов - кстати, они оказались для московских школьников сложными, - учащиеся должны продемонстрировать умения и навыки, формируемые при изучении видов спорта, включенных в школьную программу, регулярно выполнять комплекс утренней гигиенической гимнастики, вести здоровый образ жизни и не иметь вредных привычек. Именно последние требования не позволили сдать нормативы большинству учащихся.

Выполнение комплекса носило добровольный характер, но, насколько мне известно, ряду школ было жестко предписано участвовать в финальных соревнованиях, которые организуются Москомспортом и проходят в торжественной обстановке: победители и призеры получают грамоты и медали, на соревнования приглашаются известные спортсмены. Спортивный комитет обеспечил все московские школы информационными стендами, однако основная тяжесть забот легла, естественно, на учителей физической культуры.

В этом году организаторы вносят новые поправки в нормативы и требования.


По доброй воле…

Юрий Валентинович ПУЗАНОВ, директор спортивного клуба Центра детей и юношества Ярославской области, отметил, что в регионе за проведение комплекса отвечает некоммерческая организация «Буревестник», учредители которой - вузы и Правительство Ярославской области. Сдача нормативов - дело полностью добровольное. За их основу также взяты нормативы комплекса ГТО 1985 года, но они снижены с учетом слабеющего уровня физической подготовленности учеников. В отличие от других регионов, ярославцы сдают нормативы осенью, а не весной, когда школьники выполняют Президентские тесты и вовсю готовятся к экзаменам.


…или за хороший стимул?

В Подмосковье, которое представляла Татьяна Юрьевна КОРЖУКОВА, директор координационно-методического детско-юношеского Центра физической культуры и спорта Московской области, такого опыта нет. В отдельных районах проводятся необычные состязания, по своей сути напоминающие ГТО, в частности в Одинцовском районе - Тесты главы управы, а в Дмитровском - специальные состязания, в которых участвуют дети с шестилетнего возраста и работники бюджетных организаций. Школы-победительницы награждаются премиальной поездкой или экскурсией, а бюджетные организации - специальными отчислениями в премиальный фонд.


Лишь бы не работать

Возвращаясь с совещания, я невольно вспомнил слова одного коллеги, который дал мне, тогда еще молодому учителю, такой совет: «Не хочешь или не можешь работать? Принимай нормативы! Учить практически ничему не надо, дети заняты, и есть твердые обоснования для выставления отметок». Я старался не пользоваться его советом, и мне это удавалось до тех пор, пока не были введены Тесты мэра Москвы, а затем по стране - Президентские состязания.

Основная задача педагога - учить детей, а не оценивать уровень физической подготовленности: это можно сделать и вне школы, и даже самостоятельно. Вдвойне неправильно оценивать работу преподавателя по результатам тестов его учеников: уровень развития физических качеств обусловлен генетически, на него влияет множество факторов, в том числе образ жизни ребенка, и лишь в последнюю очередь - работа учителя.

Как повлияет на качество уроков физкультуры введение еще одних нормативов? Для хорошего педагога важно, чтобы на его занятиях детям было интересно, чтобы после школы они захотели заниматься физкультурой и спортом, а не сегодняшние результаты, которые можно использовать для отчетов.

Безусловно, детям интересно узнать, за какое время они могут пробежать или проплыть ту или иную дистанцию, подтянуться на перекладине, и посмотреть динамику. Но станет ли сдача нормативов целью их дальнейшей активной жизни?

© 2010-2022