Рейтинговая (накопительная) система оценивания на уроках физической культуры

Изменения, происходящие в последнее время в системе образования призывают к необходимости нового подхода к оцениванию умений и навыков учащихся. Одной из таких систем оценивания является рейтинговая система получения отметки. Рейтинговая система оценивания не является новой, но в связи с последними изменениями происходящими в образовании, переходом на ФГОС, набирает популярность, потому что с одной стороны позволяет более объективно оценить, с другой стороны является хорошей мотивацией в с...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Автор материала (фамилия, имя, отчество - полностью)

Кораблев Виктор Иванович

[email protected]

satinoschool.ru/port/index.htm

2. Место работы (полное наименование ОУ), должность

МБОУ «Сатинская ООШ», учитель физической культуры

Адрес

617256, Пермский край, Сивинский райрн, д. Центральная

3. Предмет

Физическая культура

4. Класс

5-9

5. Название материала

Рейтинговая (накопительная) система оценивания на уроках физической культуры (с применением сопутствующего программного обеспечения)

6.Актуальность, новизна представленного материала

Изменения, происходящие в последнее время в системе образования призывают к необходимости нового подхода к оцениванию умений и навыков учащихся. Одной из таких систем оценивания является рейтинговая система получения отметки. Рейтинговая система оценивания не является новой, но в связи с последними изменениями происходящими в образовании, переходом на ФГОС, набирает популярность, потому что с одной стороны позволяет более объективно оценить, с другой стороны является хорошей мотивацией в совершенствовании своей подготовки. Сама методика данного оценивания еще хороша тем, что не требует перестройки учебного процесса и сочетается с технологией личностно-ориентированного обучения.

7. Вид ресурса

Диагностический материал, опыт работы

8. Цель, задачи авторского материала (урока, презентации, видеоролика, внеклассного материала и т.п.)

Целью создания и применения данного способа оценивания было повышение качества образования за счет повышения мотивации, увеличения возможностей для повышения итоговой оценки, своевременного контроля оценок учащимися и родителями, повышения информированности учебного процесса, автоматизации, повышения объективности оценивания учебных достижений и достижений во внеурочной деятельности, удобства ведения учета и анализа данных.

9. Среда, редактор, в котором выполнен продукт

Microsoft Office Excel

10. Как реализуется на уроке

11. Комплектация работы

Таблица для внесения исходных данных (XL), методические рекомендации.

12.

prodlenka.org/metodichka/listcats/120.html - Публикация на страницах СМИ «ПРОДЛЕНКА» Образовательный портал

ya-eniy.ru/private_office/diplomas/diplomas_for_teacher.php#aurum - Публикация на страницах сайта АУРУМ. Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Современный учитель» (Методические находки)

bakalavr42.ru Публикация на сайте БАКАЛАВР. Общероссийский проект дистанционных конкурсов методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов и обучающихся.

Рейтинговая (накопительная) система оценивания на уроках по физической культуре

Кораблев Виктор Иванович. МБОУ «Сатинская ООШ». 2015 год


Изменения, происходящие в последние годы в системе образования призывают учителей искать новые способы оценивания умений и навыков учащихся. Одним из таких способов оценивания является рейтинговая система получения отметки. Имеющаяся в настоящее время, так называемая классическая пятибалльная шкала, если рассматривать уроки физкультуры, имеет субъективный характер и не всегда может объективно оценить возможности и вклад учеников в собственное развитие, особенно если рассматривать продолжительный период, например учебную четверть. Ученики, от природы с недостаточными физическими возможностями, если оценивать по контрольным нормативам, всегда могут быть неуспевающими, а если оценивать исполнительность ребенка, теряется мотивация к повышению результатов. Если рассматривать оба фактора, то граница между оценками становится расплывчатой, субъективной. Традиционная система (пятибалльная шкала) показывает в основном количественные изменения, а данная методика оценивания предполагает проследить и качественные изменения в процессе обучения. Исходя из этого, я решил ввести рейтинговую систему выставления отметок, чтобы ученики были мотивированы сами зарабатывать баллы по определенным критериям. Таким образом, они могут подсчитывать собственные баллы и заранее видеть результат, который им необходимо достичь.

Рейтинговая система оценивания не является новой, но в связи с последними изменениями происходящими в образовании, переходом на ФГОС, набирает популярность, потому что с одной стороны позволяет более объективно оценить, с другой стороны является хорошей мотивацией в совершенствовании своей физической подготовки.

Еще одним положительным моментом является то, что такая методика оценивания является информационно открытой, что так же стимулирует учебную и предоставляет учащимся сопоставлять результаты своей работы с результатами одноклассников.

Подобные методы оценивания обеспечивают планомерную, максимально мотивированную работу учителя совместно с учащимися.

Цель внедрения рейтинговой системы оценки знаний и умений состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся методами современной оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Рейтинговая система позволяет решать и воспитательные задачи. Штрафные баллы за нарушение правил безопасности, пропуски занятий, опоздание, за отсутствие спортивной формы, снижение за неактивность на уроке призваны дисциплинировать учащихся, воспитывать волю. Поощрительные (бонусные) баллы стимулируют учащихся к проявлению организаторских способностей, бережное отношение к своему здоровью и интерес к занятиям физической культурой, к самостоятельности.

Предполагается, что у учащихся повысится интерес к урокам физической культуры. Желание набрать наибольшее количество баллов повысит их активность на уроках и поспособствует к активному участию в спортивных мероприятиях вне уроков.

Мною, уже в течении нескольких лет используется рейтинговая система оценивания в спортивно - оздоровительной работе школы, когда учащиеся принимающиеся участие в спортивных мероприятиях школы и района зарабатывают баллы, а итоги подводятся и вывешиваются на стенде после каждого мероприятия в виде таблицы с данными и диаграмм. Так вот эта система, применимая во внеурочной деятельности, себя оправдала определенной объективностью, открытостью и повышением мотивации. Совместив уже используемый опыт оценивания внеурочной деятельности с бальной системой на уроках, думаю, что результат будет положительным.

Внедрение данного способа оценивания начиналась со стадии подготовки к введению рейтинговой системы: изучения опыта, подготовки критериев оценивания, которые были обговорены с учащимися, подготовки программного продукта, способствующего реализации данного проекта, продумыванию способов информирования обучающихся и родителей о ходе реализации данного способа оценивания. Сама методика данного оценивания еще хороша тем, что не требует перестройки учебного процесса и сочетается с технологией личностно-ориентированного обучения.

Преимущества рейтинговой системы:

  • - возможность организовать и поддерживать как работу в классе, так и самостоятельную, систематическую работу учеников в течение всего года;

  • - повышение посещаемости и уровня дисциплины на уроках;

  • -возможность организации соревнования с «идеальным учеником» и со своими одноклассниками, соответственно повышение мотивации к учебной деятельности и уровня эмоционального настроя учащихся;

  • -помогает учителю принимать во внимание личные достижения учащихся

  • - уменьшение стрессовых ситуаций при получении неудовлетворительных оценок, получая 3; 2 балла ученик понимает, что это не «двойка», «тройка», которую обычно выставляют на уроках, а результат работы.

  • - предсказуемость и объективность итоговой отметки, сознательный подход учеников к её достижению;

  • - стимулирование творческого отношения к работе.

Способ оценивания, выбранный и разработанный мной рассчитан на обучающихся 5-11 классов, сам я работаю с учащимися 5-9 классов (специфика сельской школы).

В основе данного метода оценивания лежит урок, который максимально оценивается в 10 баллов. Эти 10 б. складываются из следующих критериев:

  • техника выполнения упражнений,

  • динамика достигаемых результатов,

  • отношение к работе (активность)

  • иРейтинговая (накопительная) система оценивания на уроках физической культуры если запланировано, то контрольных тестов.

Это максимум, который учащиеся могут набрать на уроке. Предполагаю, что в исключительные моменты, учащимся, особо проявившим себя, можно добавить дополнительные 2-5 баллов.

Учащимся необходимо набрать определенную сумму баллов за четверть, в зависимости от количества часов в четверти. Так же дополнительно баллы можно набрать и во внеурочное время, а именно, участвуя в школьных, районных, краевых соревнованиях. Количество так называемых бонусных баллов прописывается в критериях оценивания. В данном примере берется 3 четверть, в которой запланировано 30 уроков, соответственно учащиеся могут максимально набрать 300 баллов. По окончанию каждой четверти переводим баллы в привычную пятибалльную систему оценивания знаний, умений и навыков для выставления в журнал или аттестат, что требуют действующие нормативные документы. Учащиеся, набравшие 240 баллов, что соответствует 80% получают «5», 210 баллов 70% - «4», 150 баллов 50% - оценка «3». Но преимущество рейтинговой системы в том, что она учитывает личные достижения учеников и им могут добавляться дополнительные баллы по приведенным ниже критериям, что должно мотивировать к дополнительным занятиям. В итоге по окончании четверти, учащийся может набрать и больше 300 максимальных баллов, что может, поощряется администрацией школы каким либо способом.

В процессе дальнейшей работы рейтинговой системы технология ее применения неизбежно будет совершенствоваться. Будут производиться коррективы некоторых первоначальных условий, вводится новые критерии.

Рейтинговая (накопительная) система оценивания на уроках физической культурыДля того, чтобы более наглядно и более открыто проходила процедура оценивания, предполагается заносить все заработанные баллы в электронную таблицу, где ведется подсчет баллов, автоматическое выставление оценок, построение диаграмм.

Результаты выводятся на бумагу 1 раз в 2 недели и вывешиваются в классе на стенде

Рейтинговая (накопительная) система оценивания на уроках физической культуры







Для того, чтобы учащиеся могли постоянно контролировать количество заработанных баллов, в дневник закрепляется оценочный лист, в который они заносят в течении учебной четверти баллы.

Рейтинговая (накопительная) система оценивания на уроках физической культуры


По достижению учащимся определенного количества баллов, программа сама выставит оценку, переведенную в пятибалльную шкалу и выстроит диаграмму.

Рейтинговая (накопительная) система оценивания на уроках физической культуры





Предполагаемые итоги введения рейтинговой системы:


  1. Снизится показатель пропуска уроков физической культуры без уважительной причины.

  2. Система позволит учащимся влиять на свою оценку через определенные стимулы и поощрения заложенные в ней.

  3. Повысится заинтересованность учащихся в данном предмете.

  4. Учащиеся со слабыми физическими данными могут повысить свой рейтинг через дополнительные занятия и как следствие повышение физической подготовки.

  5. Повышение объективности и информированности оценивания

  6. Стремление к самоконтролю физического развития

  7. Укрепление дисциплины и самодисциплины

Итоги I этапа реализации использования рейтинговой (накопительной) системы оценивания

Если исходить из того, что было запланировано, то в целом данная система оценивания себя оправдала, были отмечены в основном положительные моменты. Права учащихся в оценивании нарушены не были. Итоговые оценки показали, что учащиеся заработали те баллы, которые соответствуют их уровню подготовки. Работа с новой системой оценивания показала, что поставленных целей добиться можно, но для этого требуется более продолжительный промежуток времени и необходимо вовлечение всех участников образовательного процесса: учителя, учащихся, классного руководителя, администрации школы и родителей, только в этом случае можно быть уверенным, что цели будут достигнуты в кратчайшие сроки. Рейтинговая система оценивания показала, что наибольший эффект она принесла тем учащимся, которые в ней и не нуждались. Более мотивированными и заинтересованными оказались учащиеся, которые были успешны и при классической системе оценивания. Они с интересом после каждого урока или мероприятия записывали свои баллы и считали их. Инертными остались учащиеся, на которых в первую очередь была рассчитана данная система оценивания, так называемые «троечники», в этом направлении еще предстоит работать.

Дважды за 3 четверть приходилось в программу оценивания вносить изменения, потому что жизненные реалии таковы, что не всегда запланированное сбывается, особенно если работаешь с людьми. Первый раз у меня возник вопрос, что делать, когда в образовательных учреждения был введен карантин и были пропущены 6 уроков. Было 2 варианта. Первый, это не меняя итоговый балл, автоматически всем поставить по максимальному, по 10 баллов, но я остановился на 2 варианте, всем поставил по 0 баллов, при этом снизил итоговый балл на 60 баллов (6 пропущенных уроков). И второй раз такая ситуация повторилась, когда учащиеся по приказу администрации были сняты с уроков для прохождения тренировочного экзамена (2дня, соответственно 2 урока - 20 баллов).

В итоге окончательная таблица стала выглядеть следующим образом:

Рейтинговая (накопительная) система оценивания на уроках физической культуры








Можно обратить внимание что, с правой стороны появилась еще одна колонка, в которой показано, сколько баллов учащиеся не добрали до максимального или наоборот, те кто проявил активность, за счет бонусных баллов превысил максимальный показатель. В дальнейшем планируется эти баллы трансформировать в уже существующую в школе таблицу «РЕЙТИНГ СПОРТСМЕНОВ» в пропорции 20:1, что будет еще одним шагом для повышения мотивации к занятию спортом. Красным цветом отмечены пропуски по неуважительной причине. Это не означает, что учащиеся просто не пришли на урок, возможно они по заявлению родителей отсутствовали в школе. Желтым цветом отмечены уроки, которые учащиеся пропустили по уважительной причине: заболевание, освобождение или выезды на районные мероприятия. Зеленым выделены столбцы тех уроков, которые не были проведены из-за праздничных дней. В течении 3 четверти были проведены 3 спортивных мероприятия в школе и приняли участи в 2 районных лыжных соревнованиях за которые учащимся согласно критериям были поставлены бонусные баллы.

ЭКСПЕРЕМЕНТ ПРОДОЛАЕТСЯ.

© 2010-2022