Тема: «Роль предмета физическая культура в школе. »

Роль предмета физическая культура в школе. Неправильное питание и отсутствие достаточного количества двигательной активности с детства ведут к тому, что рост заболеваний обмена веществ, включая ожирение, атеросклероз и сахарный диабет с каждым годом молодеет. Многочисленные исследования показали, что причины заболевания обмена веществ и патологии сердечно сосудистой системы закладываются в детстве. Например, трехлетнее исследование 484 детей проведенное в  Институте Южной Дании (UniversityofSou...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка.







Тема: «Роль предмета физическая культура в школе.»

Автор:

Антонова Анна Олеговна,

методист,

учитель физической культуры,

педагог дополнительного образования.





Место работы:

ГБОУ СОШ №233 с углубленным изучением иностранных языков, Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга.

Роль предмета физическая культура в школе.

Неправильное питание и отсутствие достаточного количества двигательной активности с детства ведут к тому, что рост заболеваний обмена веществ, включая ожирение, атеросклероз и сахарный диабет с каждым годом молодеет. Многочисленные исследования показали, что причины заболевания обмена веществ и патологии сердечно сосудистой системы закладываются в детстве. Например, трехлетнее исследование 484 детей проведенное в Институте Южной Дании (University of Southern Denmark) показало, что факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний обмена веществ, таких как резистентность к инсулину, уровень холестерина и триглицеридов закладываются у детей между 6 - 9-ю годами жизни и зависят от уровня физической активности. В другом исследовании ученые из Норвегии и Дании показали, что 9-ти летние ученики школы, где на протяжение 2-ух лет проводились ежедневные методически разработанные 60-ти минутные уроки физкультуры имели достоверно более низкие уровни холестерина и триглицеридов, а также демонстрировали лучшие показатели кровяного давления и усвоения кислорода, чем ученики школы с 2-мя 45-ти минутными уроками физкультуры в неделю (Resaland et al., 2011).

В связи с этим важно поговорить о роли урока физической культуры в школе. В последнее время, к сожалению, физическое развитие и воспитание в России стало отходить на второй, а в некоторых случаях и на третий план. Не только дети, но и родители, и многие учителя не воспринимают урок физкулшьтуры как жизненно важный предмет, влияющий на весь образ жизни. Исследования на базе школы ….. институтом Альбрехта показали, что из параллели 6-х классов у 84% учеников были выявлены изменения осанки и развитие плоскостопия. К этому приводит слабый мышечный корсет, неправильно подобранные по высоте парты и тяжелые, неподъемные ранцы и рюкзаки у учащихся младших классов.

Возникает необходимость вернуть потерянный авторитет предмету «физическая культура», показать его важную роль в системе школьного образования и воспитания как своим коллегам, так и детям и родителям. И здесь огромна роль учителя физической культуры, который должен не только отлично знать теорию и практику своего предмета, владеть методикой преподавания, но и обладать высокой культурой и образованностью, быть разносторонне развитым и интересным детям человеком, уметь увлечь детей, показать своим примером, что спорт важен и нужен современному человеку. «Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании.» А. Дистервег.

К сожалению, очень многие учителя физкультуры не ищут новых подходов, новых средств, новых видов игровой деятельности, не умеют и не хотят заинтересовать детей. В результате урок физической культуры теряет свою ценность и становится в ряд «второстепенных», «необязательных» предметов. А в условиях современного общества, когда дети проводят больше времени, сидя за компьютером или у телевизора, роль урока физической культуры состоит и в формировании у ребенка сознательного отношения к своему здоровью, понимания необходимости физической нагрузки в виде игр на свежем воздухе, занятий в спортивных секциях и т.д. Для этого необходимо создание положительного эмоционального фона на уроках физкультуры, что возможно только при личной заинтересованности учителя.

Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах. Важно сделать успешным каждого ребенка, показать каждому ребенку, что нет ничего невозможного, быть благожелательным к каждому учащемуся, чтобы урок физической культуры становился для детей одним из любимых уроков.

Чтобы сделать урок физической культуры интересным и значимым, учитель обязан владеть не только одним видом спорта, т.е. своей специализацией. Учитель должен быть широким специалистом по физической культуре, уметь рассказать о любом виде спорта, ответить на любые вопросы детей, ведь от нашей заинтересованности и увлеченности своей работой зависит заинтересованность и увлеченность детей. Да, мы не растим в школах олимпийских чемпионов, но способны помочь ребенку выбрать тот вид спорта, в котором он (ребенок) будет успешен. Безусловно, здесь не может быть никаких количественных ограничений - ребенок может увлечься и несколькими видами спорта, это еще больше будет способствовать всестороннему развитию ребенку, гармонизации его личности, осознанию себя как успешного индивида.

Обучая детей физической культуре, мы сталкиваемся с неумением школьников связать другие предметы с предметом «физическая культура», а знания биологии, химии и физики необходимы учащимся для понимания физиологических и анатомических особенностей различных упражнений. Например, необходимость разминки в начале урока с точки зрения анатомии, биологии и химии; аэробные и анаэробные нагрузки с точки зрения химии и биологии; элементы торможения и ускорения, прыжки с точки зрения физики; использование законов физики в метании. Эти знания должны использоваться учащимися старших 8 - 11 классов. А учащиеся начальной школы должны понимать необходимость правил и норм личной гигиены и обладать для этого необходимыми знаниями.

Сейчас почти в каждом доме есть компьютер, не говоря уже о телевизорах, дети с малых лет привыкают проводить свободное время за компьютером и ведут малоподвижный образ жизни, в то время как средняя потребность детей школьного возраста в двигательной деятельности составляет не менее 12-16 часов в неделю. Традиционные уроки физкультуры способны компенсировать лишь 11% суточной нормы двигательной активности ребенка. Поэтому радует, что стала возрождаться внеклассная работа в некоторых школах, вновь появляются бесплатные спортивные секции и кружки.

Но мы сталкиваемся с новой проблемой: родители из-за неуспеваемости наказывают ребенка, запрещая ходить на секции и тренировки, тем самым лишая ребенка возможности развиваться как физически, так и морально. Учеными доказано, что снижение двигательной активности ведет к снижению общей успеваемости ребенка, снижению иммунитета, возникновению депрессивных состояний. «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» - Гиппократ

Ребенок, который кроме выполнения домашнего задания и уроков еще и занят своим любимым видом спорта, всегда собран, дисциплинирован, соблюдает режим тренировок и отдыха, старается рационально использовать свое свободное время. Такой ребенок более вынослив, физически развит, в большинстве случаев меньше болеет, т. к. с помощью многих физических упражнений поднимается и укрепляется уровень иммунитета. «Если заниматься физическими упражнениями - нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима» - Авиценна (Абу-али ибн Сина).

Занятость спортом помогает и в решении актуальной для нашего общества проблемы, когда при наличии свободного времени ребенок не знает, чем себя занять, и в результате начинает проводить время на улице, зачастую попадая в асоциальные компании, где употребляют алкоголь, наркотики.

Конечно, смешно, когда делают основными предметами ОБЖ, физкультуру и историю своей страны. Нельзя выделять какой - нибудь один предмет в системе образования. Но нужно пересмотреть отношение к предмету «физическая культура», осознать его необходимость как важного предмета в системе школьного образования. Процесс выполнения физических упражнений оказывает влияние не только на физическую, но и на духовную сферу занимающихся, их эмоции, волю, моральные проявления. «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» - Лев Николаевич Толстой.

Наш предмет может научить думать ребенка, делать выводы и искать связи с другими предметами, позволить ребенку быть успешным и здоровым. А в этом может помочь учитель, который любит свой предмет и родители, которые видят своего ребенка здоровым и развитым.



© 2010-2022