Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья.

Тема: Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физической культуры.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Общение является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению как учебно-воспитательного процесса, так и успешности обучения школьников.

Коммуникативные умения представляют собой сложную группу качеств, в которую входят: дружеское расположение, желание и умение сообща играть, трудиться и просто общаться, считаться с интересами и замыслами товарищей, добиваться общей цели, оказывать помощь друг другу, проявлять организованность и ответственное отношение к поручениям и обязанностям, заботу об общем деле.

В последнее время педагоги, все чаще говорят о том, что у выпускников школ слабо сформированы такие важные личностные качества, как инициативность, выдержка, самостоятельность, коммуникативность, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, которые могут характеризовать лидера. Поэтому, формированию коммуникативных умений необходимо уделять внимание, в том числе и на уроках физической культуры.

Большинство педагогов считает, что большим потенциалом в формировании коммуникативных и лидерских качеств обладает учебный предмет «Физическая культура». Разнообразные физические упражнения не только совершенствуют физическую подготовку учащихся, но и развивают коммуникативную сферу, личностные качества.

Проблема формирования коммуникативных умений нашла разработку в трудах таких педагогов, как И.Я. Зязюна, В.А. Кан-Калика, И.С. Кона, А.А. Леонтьева, В.И. Лещинского, А.В. Мудрика, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других. Некоторые аспекты общения в области физической культуры и спорта отражены в работах Л.Ю. Богдановой, А.В. Косовой, Д.А. Мишутина, М.В. Прохоровой, Ю.Л. Ханина и других.

Огромное значение в подростковом возрасте приобретает межличностные отношения со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано со многими переживаниями. Межличностные отношения - источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения.

В спортивной деятельности общение занимает важное место. Так как общение - это процесс, порождаемый условиями непосредственной коллективности и осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности, поэтому межличностное общение - одна из важнейших форм взаимовлияний людей.

Общепринятое представление о том, что физическая культура в основном должна быть направлена на развитие физических качеств учащихся (силы, быстроты, выносливости, прыгучести и др.) и достижение оздоровительного эффекта, в значительной мере обедняет само содержание этого понятия. При этом на второй план отходит ряд компонентов, без которых невозможна подлинная культура физического воспитания. В нашем случае - это коммуникации на уроках физической культуры.

Формирование коммуникативных умений у детей происходит как под прямым воздействием педагога, так и опосредованно, через его собственную деятельность.

Наличие потребности в общении, обеспечивает естественное восприятие детьми примера окружающих людей, готовность перестроить свою деятельность так, как предлагают окружающие, открытость воздействиям взрослого. Недостаточно выраженная потребность в общении делает ребенка замкнутым, пассивным, трудно поддающимся воспитанию. Налаживание связей, общения с ребенком играет первостепенную роль в успешном его воспитании

Занятия физическими упражнениями содействуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Известно, что основой всех нравственных взаимоотношении являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели.

Наиболее распространенной формой проявления дружеских взаимоотношений является помощь товарищу, согласованные действия при выполнении общего двигательного задания, взаимоконтроль за качеством движений, ответственность перед ровесниками. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает занятия физическими упражнениями, содействует закреплению нравственных представлений в чувствах, переживаниях, привычках.

Используя разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, формы активного отдыха, самостоятельную двигательную активность как средство формирования коммуникативной способности у детей, учитель способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми, побудить детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

В процессе физкультурной деятельности, особенно в коллективных играх у детей формируются умения, необходимые для доброжелательного отношения друг к другу, воспитывается вежливость в общении, манера поведения.



© 2010-2022