Модульная программа по внеурочной деятельности на тему Пешеходный туризм

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Пешеходный туризм»

Автор: Колотев А.М., учитель физической культуры МКОУ Калачеевская СОШ №6, г. Калач

Форма: факультативные занятия.

Вид деятельности: внеурочная.

Направление воспитания: патриотическое и физическое воспитание.


Пояснительная записка

Представленная программа «Пешеходный туризм» туристско-краеведческой направленности составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования, на основе существующих федеральных программ данного вида деятельности.

Предназначена для организаторов детского досуга (в т. ч. для учителей-предметников), педагогов дополнительного образования, организаторов воспитательной работы в образовательных учреждениях.

Цель: совершенствование нравственного и физического воспитания учащихся средствами пешеходного туризма, подготовка специалиста в области спортивного туризма и туристского многоборья, удовлетворение естественной потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего края.

Задачи:

  • формирование системы знаний, необходимых организатору туристско-спортивной работы;

  • воспитание экологически грамотной, физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край;

  • формирование навыков туристкой техники, ориентирования, выживания в природной среде, судейства туристско-спортивных мероприятий;

Учебно-тематический план


Тема

Часы

Форма

1

Природа родного края и его история. Охрана природы. Туристские возможности края. Виды туризма.

1

теория

(беседы)

2

Туристское снаряжение. Туристское хозяйство.

1

теория

практика


3

Топографическая подготовка.

1

теория

практика


4

Тактика и техника пешеходного туризма.

1

теория

практика


5

Доврачебная помощь.

1

теория

практика


6

Физическая подготовка туриста.

1

практика

(соревнования)


Итого:

6


Содержанием тем


Тема I. Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности края .

Теория: климат, растительный и животный мир родного края. История края, памятные исторические места. Памятники природы. Закон об охране природы. Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей. Туристские и экскурсионные возможности края.

Виды туризма.

Практика. Знакомство с картой области (края), республики. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.

Тема II. Туристское снаряжение Туристское хозяйство .

Теория: меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша).

Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер. сменная обувь, белье, носки); предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка). Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток; как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу.

Практика: альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования. Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д.

Тема III. Топографическая подготовка.

Теория: виды карт, их характеристика. Основные сведения о карте. Топографические знаки.

Зрительное знакомство с объектами местности, их словесное описание.

Особенности топографической подготовки ориентировщиков. Спортивная карта, условные знаки, цвета карты, масштаб карты. Определение расстояние по карте и на местности.

Практика: измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших планов и схем (класса, школьного двора, т.п.).

Спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Снятие азимута. Движение по азимуту. Ориентирование по местным предметам, рельефу. Определение точки стояния.

Понятие о технике спортивного ориентирования. Приемы и способы ориентирования. Отметка на контрольном пункте (КП). Восприятие и проверка номера КП.

Правильное держание спортивной карты. Контрольная карточка и легенды КП. Типичные ошибки при освоении техники спортивного ориентирования. Выполнение зачетной работы.

Тема IV. Тактика и техника пешеходного туризма .

Теория: понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций. Виды и нормы нагрузок в летних пешеходных и зимних лыжных походах на равнине и в горах: весовые, скоростные, временные нагрузки и их изменения в процессе прохождения маршрута. Требования к участникам походов высоких категорий сложности: морально-волевая, физическая, техническая и краеведческая подготовленность участника. Взаимопомощь туристов, понятие о само- и взаимостраховке. Законы туристской дружбы. Волевые качества туриста, контрольные физические нормативы, психологическая совместимость.

Практика: планирование «нитки» маршрута и разработка плана-графика похода 2-й (3-й) категории сложности: три основных периода разработки маршрута и плана-графика похода, их содержание. Линейная, кольцевая и радиальная схема построения нитки» маршрута. Учет непредвиденных обстоятельств. Ходовые дни, запасные дни, экскурсионные дни, дни переездов, полудневки, контрольные сроки, запасные варианты маршрута, варианты схода с серединной части маршрута, связь с КСС. Утверждение похода.

Тема V. Доврачебная помощь .

Теория: гигиена туриста. Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила использования химических средств защиты от кровососущих.

Практика: Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Примерный состав походной аптечки. Заболевания возможные в пути их симптомы и лечение. Предупреждение потертостей, тепловых и солнечных ударов. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль соблюдения правил личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание. Освоение приемов самоконтроля. Обработка и перевязка ран, наложение жгута. Конкурс на лучшего санитара группы.

Тема VI. Физическая подготовка туриста .

Теория: значение общей и специальной подготовки для туриста. Физическая тренировка в тренировочных походах. Закаливание организма. Всесторонняя физическая подготовка - основа для достижения высоких и стабильных результатов в ориентировании. Применение общеразвивающих упражнений способствует улучшению функций сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем.

Практика: упражнения для разминки. Подвижные игры. Строевой и походный шаг. Бег вперед и спиной вперед. Бег на носках. Бег с изменением направления и скорости. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание рук, вращения, махи, рывки. Упражнения для ног. Поднимание на носках, приседания, махи в лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки. Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения и повороты головы. Наклоны туловища вперед, назад, в стороны, круговые вращения. В положении лежа - поднимание и опускание ног. Упражнения с партнером. Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом. Игры на внимание, сообразительность, координацию. Эстафеты с преодолением препятствий, с предметами, прыжками и бегом в различной комбинации. Подвижные игры на свежем воздухе.

Контроль

По каждой из заявленных тем необходимо осуществлять «замеры» полученных негативных и позитивных знаний, эмоций, опыта, изменений желаний, мотивов, ценностей, мировозрения и т.п.

Это может быть: анкетирование, опрос, наблюдение, тесты и т.п.

Примерные вопросы для обсуждения по итогам представленных тем:


К теме I.

Вопросы Краеведческой викторины


1. В каком году первое упоминание о Калаче? (1571г.)

2. В каком году образовалась слобода Калач? (1716г.)

3. Когда калачу присвоили статус города ? (10 января 1945г.)

4. В каком году в Калаче установлена Советская власть? (1917г.)

5. Когда в Калаче располагался штаб Юго-Западного фронта под командованием генерала Ватутина? (Зимой 1942г.)

6. Выберете верное утверждение:

А) Калачеевский р-он расположен на Юго-Востоке Воронежской области в центре Калачской возвышенности;

Б) Калачеевский р-он расположен на Востоке Воронежской области в центре Калачской возвышенности;

В) Калачеевский р-он расположен на Юго-Востоке Воронежской области в центре Калачской низменности;

7. Город расположен при слиянии рек ___(Подгорной и Толучеевки)

8. Перечислите все районы Воронежской области, граничащие с Калачеевским районом. ( с Воробьевским, Верхнемамонским и Павловским, Петропавловским районом Воронежской области

9. Имена скольких калачеевцев - Героев Советского Союза расположены в Калаче на Аллее Героев? ( 17 )

10. В каком году была сдана в эксплуатацию Ж/Д ветка «Таловая-Калач»? ( 1896 )

11. 1 ГСС г.Калач

А) Лихобабин И.Д.

Б) Краснолуцкий М.П.

В) Цареградский А.А.

К теме II. Укладка рюкзака на время.

К теме III. Игра с элементами спортивного ориентирования «Лабиринт».

К теме IV. Туристская полоса препятствий (соревнования).

К теме V. Зачет по первой доврачебной помощи.

К теме VI.

Экспресс тесты

1. Бег 30 м, с

2. Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз

3. Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, раз

4. Прыжок в длину с места, см

5. Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки на груди скрестно за 1 мин, раз


© 2010-2022