Методическое пособие Тема: «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом»

  Большое значение для учащихся, занимающихся физкультурой и спортом, имеет самоконтроль. Он дисциплинирует физкультурников и спортсменов, прививает им навыки самоанализа, делает наиболее эффективной работу врача, тренера и преподавателя физического воспитания, положительно влияет на рост спортивных результатов. Самоконтроль - это система наблюдений за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировок и соревновательных нагрузок. Самоконтроль позволяет с...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

федеральное агенство по образованию

федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования «приморский промышленно - экономический техникум»










Методическое пособие


Тема: «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом»


Выполнила: Иващенко Дина Викторовна

Дисциплина: «Физическое воспитание»





Лесозаводск, 2009

Содержание


1. Введение.

2. Самоконтроль, его цели и задачи.

3. Особенности планирования и содержания самостоятельных занятий по общефизической подготовке.

4. Особенности индивидуального контроля за состоянием организма и физической подготовленностью.

5. Педагогический контроль. Содержание, виды педагогического контроля.

6. Врачебно-педагогический контроль, его содержание.

7. Дневник самоконтроля.

8. Субъективные и объективные показатели самоконтроля.

9. Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям.

10. Методика определения нагрузки по показаниям пульса, жизненной емкости легких и частоте дыхания.

11. Определение тяжести нагрузки по изменениям массы тела и динамометрии.

12. Оценка функциональной подготовленности по задержке дыхания на вдохе и выдохе.

13. Оценка состояния центрально нервной системы по пульсу и кожно-сосудистой реакции.

14. Оценка работоспособности по результатам минутного теста в беге и плавании.

15. Оценка быстроты и гибкости.

16. Коррекция содержания и методики занятий по результатам самоконтроля.


Введение

Большое значение для учащихся, занимающихся физкультурой и спортом, имеет самоконтроль. Он дисциплинирует физкультурников и спортсменов, прививает им навыки самоанализа, делает наиболее эффективной работу врача, тренера и преподавателя физического воспитания, положительно влияет на рост спортивных результатов.

Самоконтроль - это система наблюдений за своим здоровьем, физическим развитием, функциональным состоянием, переносимостью тренировок и соревновательных нагрузок.

Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнении на организм.

Самоконтроль включает наблюдение и анализ объективных субъективных состояний организма.

К объективным относятся показатели, которые можно измерить и выразить количественно: антропометрические - длина тела и его масса,

Окружность грудной клетки и другие; функциональные - ЧСС, глубина дыхания и его частота, ЖЕЛ и др.; силовые показатели отдельных групп мышц, спортивные результаты.

Субъективными показателями принято считать самочувствие, настроение, чувство утомления и усталости, желание или нежелание заниматься физическими упражнениями, боязнь соревнований, нарушение сна и аппетита, ощущение своей работоспособности, её изменений.

Лучшей формой организации самоконтроля является ведение дневника. В нем рекомендуется фиксировать объем интенсивности тренировочных нагрузок, результаты прикидок и соревнований, некоторые объективные и субъективные показатели состояния организма. Записи в дневнике самоконтроля должны быть содержательными и полезными. Частота записей в дневнике зависит от поставленных задач.


Самоконтроль, его цели и задачи

Самоконтроль - это регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Цель самоконтроля - самостоятельные, регулярные наблюдения доступными способами за состоянием своего организма. Задачи самоконтроля:

- осознать необходимость внимательного отношения к своему здоровью;

- освоить простейшие методы самонаблюдения;

- научиться простейшим способам записи результатов наблюдений;

- научиться анализировать и оценивать показатели самоконтроля.

Особенности планировании и содержания самостоятельных

занятий по общефизической подготовке


1. Под общей физической подготовкой (ОФП) понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств человека. В отличие от других видов подготовки в ОФП развитие физических качеств осуществляют с целью достижения и сохранения оптимального уровня общей работоспособности, поддержания высокой функциональной активности и социальной деятельности. Вместе с тем на основе ОФП осуществляют специальную профессионально - прикладную физическую подготовку, которая обеспечивает готовность человека активно включаться в конкретную профессиональную деятельность.

Основные задачи, которые решают в процессе общефизической подготовки, включая и самостоятельные формы организации занятий

повышение функциональных возможностей основных жизненно важных систем организма: дыхания, кровообращения, энергообеспечения;

повышение уровня развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость-координация);


повышение адаптивных (приспособительных) свойств организма к социально-экологическим и климатическим условиям среды жизнеобитания человека;

повышение защитных функций организма, устойчивости к заболеваниям, психическим напряжениям и стрессам;

обеспечение функциональной готовности человека к профессионально-прикладной физической подготовке, включающей в себя освоение новых форм движений и видов профессиональной деятельности, повышение профессионально заданного уровня специальной работоспособности.

В общефизической подготовке очень важно планирование основных элементов организации тренировочного процесса. Планирование включает в себя:

выбор физических упражнений по признакам воздействия на функциональную активность орган и систем организма;

выбор величины нагрузки ее объема и продолжительности как в отдельно взятом занятии, так и в системе занятий;

планирование каждого занятия и системы занятий на недельный, месячный, полугодовой и годовой период.

Планирование общефизической подготовки обязательно осуществляется на основе результатов контроля физической подготовленности занимающихся, и в первую очередь по результатам развития основных физических качеств.

Приступая к планированию самостоятельных занятий, необходимо определить уровень своей физической подготовленности. Для этого надо провести тестирование развития физических качеств и полученные результаты сравнить с нормативными требованиями, которые задаются в школьной программе. Сравнивая свои данные с данными программ выявляют либо отставание, либо опережение в развитии физических качеств и соответственно это определяют направленность тренировочного процесса (например, если выявлено отставание по показателям выносливости, то, естественно, в содержание занятий включают достаточно большой объем упражнений на развитие именно этого качества, и, наоборот, если отставание по показателям силы, то задаются преимущественно упражнения силовой направленности).

Определив направленность общефизической подготовки и отобрав соответствующие физические упражнения, приступают к планированию тренировочного процесса. Вначале определяют количество; занятий в недельном цикле (например, 3 занятия) и устанавливают их продолжительность (например, 60 мин.) После этого для каждого занятия первого недельного цикла разрабатывают план - конспект. По окончании первого цикла определяют содержание занятий для второго цикла и т.д. разрабатывая содержание каждого последующего цикла, необходимо учитывать переносимость нагрузки в предыдущем цикле. Если реакция организма на нагрузки была нормальной (бодрое и веселое настроение, хороший и крепкий сон, высокая работоспособность в течение всего дня), то величину нагрузок повышают; если же проявились негативные симптомы (нарушение сна, плохой аппетит, вялость, усталость, боли в мышцах), то нагрузки не изменяют или даже несколько снижают.

Величину нагрузок подбирают и регулируют по показателям частоты сердечных сокращений, ориентируясь на научно установленные режимы: оздоровительный режим (до 120 уд/мин.); поддерживающий (до 140 уд/мин.); развивающий (до 160 уд/мин.); тренирующий (свыше 160уд/мин.).

(См. также 1-е вопросы билетов 2, 12 и 15 для IX класса, 2-е вопросы билетов 5, 6, 12, 13, 14 и 15 для XI класса.)

2. Общая работоспособность человека в течение дня имеет волнообразную динамику, которая зависит как от особенностей биологического ритма организма, так и от особенностей жизнедеятельности человека: характера и содержания его трудовой деятельности, режима дня, устойчивости организма к внешним воздействиям, к физическим и психическим напряжениям. Основываясь на закономерностях биологического ритма организма, можно увидеть, что у большинства людей после сна (в начале дня) общая работоспособность относительно небольшая. Затем она начинает увеличиваться к середине дня, достигая своего максимума к 12-14 часам, после чего начинает снижаться и вновь увеличиваться к 1-3-17 часам, но не на столько, как в середине дня. Затем с 19-20 часов она вновь начинает снижаться и к моменту засыпания человека (в конце дня) общая работоспособность минимальная. Вместе с тем гак уже говорилось, характер жизнедеятельности человека, его режим дня существенно влияют на динамику общей работоспособности. Для поддержания общей работоспособности в течение всего дня на достаточно высоко и уровне, необходимо добиться оптимального чередования форм и видов деятельности человека, нагрузки и отдыха, т.е. организовать свой режим так, чтобы обеспечить оптимальное регулирование динамики работоспособность

Относительно успешно регулировать динамику работоспособности можно с помощью занятии физической культурой, применяя, в частности, физкультминутки, физкультпаузы, подвижные и спортивные игры и т.п.

Особенности индивидуального контроля за состоянием организма

и физической подготовленностью


Индивидуальный контроль за состоянием организма и физической подготовленностью включает в себя ежедневное наблюдения за самочувствием и регулярные обследования своей физической работоспособности. Результаты этого контроля фиксируют в специальном дневнике самонаблюдения.

Осуществляя ежедневные наблюдения, необходимо в первую очередь обращать внимание на характер и особенности сна и самочувствие после пробуждения. Если организм работает нормально и не испытывает больших нагрузок и перенапряжений, то человек быстро засыпает и режим его сна глубокий, ровный, спокойный. После такого сна, который продолжается в среднем 7-8 часов, пробуждение человека происходит относительно быстро, он чувствует себя хорошо отдохнувшим и бодрым, встает с постели в хорошем настроений. Если происходит нарушение сна и после пробуждения человек ощущает усталое и недостаток отдыха, то всё эго может свидетельствовать о довольно сильном утомлении организма, чрезмерном возбуждении центральной нервной системы и малой активности восстановительных процессов. В таком случае, чтобы не вызывать перенапряжения в деятельности органов и систем организма, необходимо изменить содержание режима дня, увеличить время восстановительных мероприятий, снизить дневную нагрузку и увеличить время отдыха.

Если не обращать внимания на характер и особенности ночного сна и не предпринимать соответствующих мер, то возникающее и продолжающееся длительное время перенапряжение может привести к негативным последствиям: к ослаблению организма, развитию различных заболеваний и обострению хронических болезней, нарушению регуляторной функции центральной нервной системы, возможности возникновения несчастных случаев травм во время производственной деятельности. Наблюдение за состоянием сна и ежедневное фиксирование особенностей помогают контролировать динамику функционального состояния организма, своевременно принять профилактические меры по оптимизации нагрузок в течение дня, не допускать переутомления и перенапряжения.

Состояние физическое подготовленности человека отражается в динамике его физической работоспособности, уровень которой меняется в течение дня, недели, месяца. Такое изменение работоспособности зависит в основном от двух факторов: от индивидуального биологического ритма жизнедеятельности организма человека и особенностей его индивидуальной трудовой деятельности.

Чтобы поддерживать физическую подготовленность на оптимальном уровне, позволяющем избегать чрезмерного утомления и перенапряжения организма необходимо регулярно контролировать свой индивидуальный уровень физической работоспособности. Такой контроль можно проводить с помощью пробы Руфье-Диксона не реже одного раза в месяц в одно и то же время суток.

Данная проба проводится следующим образом. Необходимо лечь на спину и побыть в таком положении в течение 5 мин., после чего надо измерить ЧСС за 15 сек. (Затем в течение 45 сек. надо выполнить 30 приседаний вновь лечь на спину и замерить ЧСС за первые (Р) и последние (Р3) 15 сек. первой минуты восстановления (Р2) работоспособность рассчитывается по формуле:

Методическое пособие Тема: «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом»

При значениях от 0 до 2,9 работоспособность считается хорошей; от 3,0 до 6,0 - средней, от 6,0 до 8,0 - удовлетворительной; свыше 8,0 - плохой.

Использование результатов пробы Руфье-Диксона в сочетании с данным текущего наблюдения помогаем объективно судить о функциональном состоянии организма. Если снижение работоспособности сопровождается нарушением сна и плохим самочувствием в течении дня это свидетельствует о переутомлении. Если нарушение сна наблюдается, а физическая работоспособность снижается, то это говорит об ухудшении физической подготовленности. В данном случае необходимо либо приступить к занятиям физической подготовкой, если они не проводились, либо увеличить физическую нагрузку на занятиях, если они проводятся.

Педагогический контроль. Содержание,

виды педагогического контроля

Педагогический контроль - планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Проводится для того, чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий.

3адачи педагогического контроля:

● оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;

● выполнить план тренировки;

● установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов;

● выявить динамику развития спортивных результатов и спрогнозировать достижения отдельных спортсменов;

● отобрать талантливых спортсменов.

Содержание педагогического контроля:

● контроль за посещаемостью занятий;

● контроль за тренировочными нагрузками;

● контроль за состоянием занимающихся;

● контроль за техникой упражнений;

● учет спортивных результатов;

● контроль за поведением во время соревнований.

Виды педагогического контроля:

1. Поэтапный - оценивать состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.

2. Текущий - определять повседневные изменения в подготовке занимающихся.

Оперативный - экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.

Главное в педагогическом контроле - оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой.

Специалисты различают три типа состояний:

1. Перманентные, сохраняющиеся в течение длительного периода времени (состояние спортивной формы организма, уровня его тренированности).

2. Текущие, с изменениями в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности).

3. Оперативные, изменяющиеся под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после однократного пробегания дистанции или повышение работоспособности после разминки и т.п.).

К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся к тренеров-преподавателей; анализ рабочей документами учебно-тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий, регистрация функциональных и других показателей, характеризующих деятельность занимающегося физическими упражнениями непосредственно на занятиях; тестирование различных сторон подготовленности; обоснованное прогнозирование спортивной работоспособности.

Врачебно-педагогический контроль, его содержание

Врачебно-педагогический контроль - это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям.

С помощью врачебно-педагогического контроля можно выявить срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты. Срочный тренировочный эффект позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений и в ближайший период отдыха.

Отставленный тренировочный эффект дает возможность выявить изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений в ближайший период отдыха, изменения, происходящие в организме в поздних фазах восстановления - на другой и последующие после нагрузки дни. Кумулятивный тренировочный эффект показывает те изменения в организме, которые происходят на протяжении длительного периода тренировки.




Врачебно-педагогический контроль проводится в форме текущих обследований в определенное время, по намеченным заранее показателям и тестам. Оперативные обследования предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта непосредственно во время выполнения упражнения.

Дневник самоконтроля

Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показания самоконтроля и даты. Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки и т.д.). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т.д. Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учеб но-тренировочных занятий, т.е. определенным образом управлять этими процессами.

В качестве формы ведения дневника предлагается следующая.

Таблица 9.2. Примерная форма ведения дневника

Объективные


Дата


20.09.... г.

21.09.... г.

22.09.... г. _]

1. Самочувствие

Хорошее

Хорошее

Небольшая усталость-

2. Сон

8 ч, хороший

8 ч, хороший

вялость 7 ч, беспокойный

3. Аппетит

Хороший

Хороший

Удовлетворительный

4. Пульс в минуту:




лежа

62 удар/мин 72

62 удар/мин 72

68 удар/мин 82

стоя

удар/мин 10

удар/мин 10

удар/мин 14 удар/мин

разница

удар/мин 60

удар/мин 60

90 удар/мин 108

до тренировки

удар/мин 72

удар/мин 75

удар/мин

после тренировки

удар/мин

удар/мин


5. Масса тела

65 кг

64,5 кг

65,6 кг

6. Тренировочные

Ускорения 8x30 ы,


Ускорения 8x30 м.

нагрузки

бег 100 м, темповый


бег 100 м. равномерный бег

бег 6x200 м


12 мин

1. Нарушения

Нет

Нет

Нет

режима




8. Болевые

То же

Был на дне

Тупая боль в области

ощущения


рождения, выпил

печени

9. Спортивные ре-

Бег 100 м за 14,2 с

Нет То же


зультаты



Бег 100 м за 14.8 с

Самочувствие оценивается как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое»; при этом фиксируется характер необычных ощущений. Сон оценивается по продолжительности и глубине, отмечаются его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). Аппетит характеризуется как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой. Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру (острые, тупые, режущие, и т.п.) и силе проявления.

Масса тела определяется периодически (1-2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде. В первом периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу.

Тренировочные нагрузки фиксируются кратко. Вместе с другими показателями самоконтроля они дают возможность объяснить различные отклонения в состоянии организма.

Нарушения режима. В дневнике отмечается характер нарушения: несоблюдение чередования труда и отдыха, нарушение режима питания, употребление алкогольных напитков, курение и др. Например, употребление алкогольных напитков сразу же отрицательно отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы, резко увеличивает ЧСС и приводит к снижению спортивных результатов.

Спортивные результаты показывают, правильно или неправильно применяются средства и методы тренировочных занятий. Их анализ может выявить дополнительные резервы для роста физической подготовленности и спортивного мастерства.

Оценка физического развития с помощью антропометрических измерений дает возможность определять уровень и особенности физического развития, степень его соответствия полу и возрасту, выявлять имеющиеся отклонения, а также определять динамику физического развития под воздействием занятий физическими упражнениями и различными видами спорта.

Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и то же время суток, по общепринятой методике, с использованием специальных стандартных, проверенных инструментов. При массовых обследованиях измеряются рост, стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила сгибателей кисти и другие показатели.

Субъективные и объективные показатели самоконтроля


Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. Приступая к его ведению, необходимо определиться с конкретными показателями (объективными и субъективными) функционального состояния организма. Для начала можно ограничиться такими показателями, как самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое), сон (продолжительность, глубина, нарушения), аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой). Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья.

Записывая, например, в дневник самоконтроля данные измерений пульса (в покое и в процессе занятий физическими упражнениями), можно объективно судить о влиянии тренировочного процесса на состояние сердечно-сосудистой системы и организма в целом. Таким же объективным показателем может служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро.

Какие показатели, доступные для самоконтроля, будут отражать состояние сердечнососудистой системы при этих нагрузках? Прежде всего, частота сердечных сокращений (ЧСС) - пульс. Существует несколько методов измерения пульса. Наиболее простой из них - паль-паторный - это прощупывание и подсчет пульсовых волн на сонной, височной и других доступных для пальпации артериях. Чаще всего определяют частоту пульса на лучевой артерии у основания большого пальца. После интенсивной нагрузки, сопровождающейся учащением пульса до 170 удар/мин. и выше, более достоверным будет подсчет сердцебиений в области верхушечного толчка сердца - в районе пятого межреберья.

В состоянии покоя пульс можно подсчитывать не только за минуту, но и с 10-, 15-, 30 - секундными интервалами. Сразу после физической нагрузки пульс, как правило, подсчитывают в 10-секундном интервале. Это позволяет точнее установить момент восстановления пульса. В норме у взрослого нетренированного человека частота пульса колеблется в пределах 60-89 удар/мин. У женщин пульс на 7-10 удар/мин чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса 40 удар/мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца либо следствием какой-либо патологии.

Если во время физической нагрузки частота пульса 100- 130 удар/мин, это свидетельство небольшой ее интенсивности, 180-180 удар/мин

характеризует нагрузку средней интенсивности, 150- 170 удар/мин по интенсивности выше средней, учащение пульса до 170- 100 удар/мин свойственно для предельной нагрузки. Так, по некоторым данным, частота сердечных сокращений при максимальной нагрузке в зависимости от возраста может быть: в 25 лет - 200, в 30 -194, в 35 - 188, в 40- 183, в 45 - 176, в 50 -171,в55-165,в 60-159, в 65 - 153 удар/мин. Эти показатели могут служить ориентиром при самоконтроле.

Исследования показывают, что нагрузка, сопровождающаяся пульсом в 120-130 удар/мин, вызывает существенное увеличение систологического выброса крови (т.е. объема крови, изгоняемого из сердца во время его сокращения), и величина его при этом составляет 90.5% максимально возможного. Дальнейшее увеличение интенсивности мышечной работы и прироста частоты сердечных сокращений до 180 удар/мин вызывает незначительный прирост систолического объема крови. Это говорит о том, что нагрузки, способствующие тренировке выносливости сердца, должны проходить при ЧСС не ниже 120-130 удар/мин.

Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы, является уровень артериального давления (АД). У здорового человека максимальное давление (систолическое) в зависимости от возраста равняется 100-125 мм рт. ст., минимальное (диастолическое) - 65-85 мм рт. ст. при физических нагрузках максимальное давление у спортсменов и физически тренированных людей может достигать 200-250 мм рт. ст. и более, а минимальное снижаться до 50 мм рт.ст. и ниже. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорит о подготовленности организма к данной нагрузке.






Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям.

О степени утомления можно нудить по внешним субъективным признакам, которые невозможно измерить (табл.5).

Таблица 5. Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями (по Н.Б. Танбиаиу)

Признак

усталости

Степень утомления

Небольшая

Значительная

Резкая (большая)

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение или побледнение

Потливость

Небольшая

Большая (плечевой пояс)

Очень большая (все туловище), появление соли на висках, на рубашке, майке.

Движение

Быстрая походка

Неуверенный шаг, покачивания

Резкие покачивания, отставание при ходьбе, беге, в альпинистских походах, на марше.

Внимание

Хорошее, безошибочное, выполнение указаний

Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направлений

Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды

Самочувствие

Никаких жалоб

Жалобы на усталость, боли в ногах, отдышку, сердцебиение

Жалобы на усталость, боли в ногах, отдышку, головную боль, жжение в груди, тошноту и даже рвоту. Такое состояние держится долго


Методика определения нагрузки по показаниям пульса,

жизненной емкости легких и частоте дыхания


Чтобы корректировать содержание занятий по результатам показателей самоконтроля, разработаны специальные тесты.

К примеру, при легкой нагрузке частота пульса доходит до 130 удар/мин, при нагрузке средней тяжести - 130- 150 удар/мин, предельная нагрузка - более 180 удар/мин. Определить величину нагрузки можно по тому, за какое время восстанавливается пульс. Так, при малой нагрузке это происходит через 5-7 мин после окончания занятий, при средней нагрузке - через 10-15 мин, а при высокой нагрузке пульс восстанавливается только через 40 - 50 мин. Тренированность организма можно определить также по разнице пульса, если измерить его лежа, а через минуту стоя. Так, разница пульса 0-12 говорит о хорошей тренированности, 12-18 - о средней, 19-25 - об отсутствии тренированности.

Оценить нагрузку можно по изменению жизненной емкости легких. Если после занятий жизненная емкость легких осталась без изменения или немного увеличилась, значит, вы занимались легкой работой, если снизилась на 100-200 см - средней, на 300-500 и более - тяжелой.

Определить величину нагрузки можно по частоте дыхания. После легкой работы частота дыхания составляет 20-25 раз в минуту, после средней - 25-40, после тяжелой - более 40 дыханий в минуту.

Определение тяжести нагрузки по изменениям массы тела и

динамометрии

Определить величину нагрузки можно по изменению массы тела до и после физических упражнений (при малой нагрузке масса тела может уменьшиться на 300 г, при средней - на 400- 700 г, при большой нагрузке потеря массы составит 800 г и более), а также по изменению силы мышц сгибателей кисти (ручная динамометрия) и разгибателей спины (становая динамометрия). Если показатель силы кисти после занятия остался без изменения или незначительно изменился, значит, нагрузка была малая, если снизился на 3-5 кг, то средняя, если на 6-10 кг и более - нагрузка большая.

По становой динамометрии: если показатель мало изменился, то нагрузка была легкой, при средней нагрузке он уменьшается на 5- 15 кг, при тяжелой нагрузке - на 16-20 кг и более.

Оценка функциональной подготовленности по задержке

дыхания на вдохе и выдохе

После 2-3 глубоких вдохов и выдохов сделать полный вдох (80- 90% максимального) и задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до его возобновления. Если вы способны задержать дыхание на 65-75 с, то у вас средняя функциональная подготовленность, менее 50 с - слабая, более 80 с - хорошая функциональная подготовленность. То же самое сделайте на полном выдохе. В этом упражнении средняя подготовленность у тех. кто может задержать дыхание 35-40 с, у тех, кто задерживает дыхание менее 20 с. подготовленность слабая, а те, кто задерживает дыхание более 45 с, имеют хорошую подготовленность.

Оценка состояния центрально нервной системы по пульсу

и кожно-сосудистой реакции


Проверить состояние центральной нервной системы (ЦНС) можно при помощи ортостатической пробы, отражающей возбудимость нервной системы. Подсчет ведется следующим образом: в течение 15с измеряется частота пульса в положении лежа, затем через 3-5 мин - в положении стоя. По разнице пульса в положении лежа и стоя за 1 мин определяется состояние ЦНС. Возбудимость ЦНС: слабая 0-6, нормальная, средняя 7-12, живая 13-18. повышенная 19-24.

При самоконтроле за состоянием нервной системы можно использовать доступные каждому пробы. Например, представление о функции вегетативной нервной системы можно получить по кожно-сосудистой реакции. Определяется она следующим образом: по коже каким-либо неострым предметом, например неотточенным концом карандаша, с легким нажимом проводят несколько полосок. Если в месте нажима на коже появляется розовая окраска, кожно-сосудистая реакция в норме, белая - возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов повышена, красная или выпукло-красная возбудимость симпатической иннервации кожных сосудов, высокая. Белый и красный дермограф может наблюдаться при отклонениях в деятельности вегетативной нервной системы (при переутомлении, во время болезни, при неполном выздоровлении).

Оценка работоспособности но результатам минутного

теста в беге и плавании


Тест К. Купера позволяет определить физическую работоспособность человека по результатам 12-минутного бегай 12-минутного плавания, приведенным в табл. 3 и 4.

Таблица 3. Оценка физической работоспособности разных возрастных групп по результатам 12-минутного геста в беге

Оценка физической подготовленности

Расстояние (км), преодолеваемость за 12 мин.

Возраст (лет)

13-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60 и старше

1

2

3

4

5

6

7

Мужчины

Очень плохо

Менее 450

Менее 350

Менее 325

Менее 275

Менее 225

Менее 225

Плохо

450-550

350-450

325-400

275-350

225-325

225-275

Удовлетворительно

550-650

450-550

400-500

350-450

325-400

275-350

Хорошо

650-725

550-650

500-600

450-550

400-500

350-450

Отлично

Более 725

Более 650

Более 600

Более 550

Более 500

Более 450

Женщины

Очень плохо

Менее 350

Менее 275

Менее 225

Менее 175

Менее 150

Менее 150

Плохо

350-450

275-350

225-325

175-275

150-225

150-175

Удовлетворительно

450-550

350-450

325-400

275-350

225-325

175-275

Хорошо

550-650

450-550

400-500

350-450

325-400

275-350

Отлично

Более 650

Более 550

Более 500

Более 450

Более 400

Более 350

Таблица 4 - Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста по плаванию (по Куперу, 1987)

Оценка физической подготовленности

Расстояние (км), преодолеваемость за 12 мин.

Возраст (лет)

13-19

20-29

30-39

40-49

50-59

60 и старше

1

2

3

4

5

6

7

Мужчины

Очень плохо

Менее 450

Менее 350

Менее 325

Менее 275

Менее 225

Менее 225

Плохо

450-550

350-450

325-400

275-350

225-325

225-275

Удовлетворительно

550-650

450-550

400-500

350-450

325-400

275-350

Хорошо

650-725

550-650

500-600

450-550

400-500

350-450

Отлично

Более 725

Более 650

Более 600

Более 550

Более 500

Более 450

Женщины

Очень плохо

Менее 350

Менее 275

Менее 225

Менее 175

Менее 150

Менее 150

Плохо

350-450

275-350

225-325

175-275

150-225

150-175

Удовлетворительно

450-550

350-450

325-400

275-350

225-325

175-275

Хорошо

550-650

450-550

400-500

350-450

325-400

275-350

Отлично

Более 650

Более 550

Более 500

Более 450

Более 400

Более 350

Методическое пособие Тема: «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом»


Рис. 9. Изменение максимальной частоты сердечных сокращений с возрастом (по В. А. Заикину)

Занимаясь физическими упражнениями, нельзя не учитывать возрастной диапазон сердечных сокращений, необходимый для

тренировочного эффекта (рис. 9.9). Так, для 20-летнего юноши 150 удар/мин будут показателем средней нагрузки, а для 65-летнего человека - это показатель максимальной нагрузки.

Оценка быстроты и гибкости

Для проверки быстроты достаточно провести «эстафетный тест» и выяснить скорость сжатия сильнейшей рукой падающей линейки (рис.9.10)

Тест выполняется в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Помощник устанавливает 40-сантиметровую линейку Методическое пособие Тема: «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом»

параллельно ладони обследуемого на расстоянии 1-2 см. Нулевая отметка линейки находится на уровне нижнего края ладони. После команды «Внимание» помощник в течение 5с. должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее сжать пальцы в кулак и задержать падающую линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края линейки. Предпринимаются 3 попытки, засчитывается лучшей результат. 13см для мужчин и 15 для женщин считается хорошим.

Тест с монетой. Одна рука находится на расстоянии 40см от другой по вертикали. Упражнение выполняется 10 раз, если монета поймана, то быстрота развита хорошо.

Быстроту можно определить и по показателю кистевой темпометрии. Если студентка выполняет за 5с 45 и больше постукиваний, а студент 55 и больше, то считается, что они имеют хорошие скоростные возможности.

Гибкость оценивается так. Стоя на гимнастической скамейке с выпрямленными в коленях ногами, испытуемый выполняет наклон вперед, касаясь отметки ниже или выше нулевой точки (она находится на уровне стоп) и сохраняет позу не менее 2с. Тест проводится 3 раза, и засчитывается лучший результат. Если касание зафиксировано на нулевой отметке, гибкость удовлетворительная, если на 5-10 см ниже - хорошая.

Коррекция содержания и методики занятий по результатам самоконтроля

Для того чтобы корректировать методику занятий физическими упражнениями, необходимы регулярные наблюдения в течение определенного времени.

Приведем пример контроля за развитием силы мышц-сгибателей кисти (ручной динамометрии). Исследования проводились в 1996 г. по группам юношей и девушек. Сила кисти измерялась на занятиях по атлетической гимнастике с октября по апрель месяц. Как показано на рис. 11, у студентов с октября по декабрь сила кисти увеличилась на 1,6 кг, а у студенток за это же время уменьшилась на 2,6 кг.

После экзаменов и каникул результаты ниже у юношей по сравнению с декабрем на 4.3 кг, а у девушек на 3,7 кг. У студентов с февраля по апрель результат продолжает снижаться и в апреле составляет 52,0 кг, у девушек увеличивается к апрелю до 37,5 кг.

Из рис. 12 видно, что нагрузка была недостаточной и стала причиной того, что сила кисти у занимающихся после занятий изменилась незначительно. Это требует пересмотреть и увеличить нагрузку на занятиях атлетической гимнастикой.


Методическое пособие Тема: «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом»


Рис. 11. Средние показатели силы мышц-сгибателей кисти (в кг) по месяцам (по А.И. Зайцеву)


Методическое пособие Тема: «Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом»



Рис. 12. Изменение силы мышц - сгибательной кисти в (кг) под влиянием занятий атл.




© 2010-2022