- Преподавателю
- Физкультура
- Шахматы 2 год обучения
Шахматы 2 год обучения
Раздел | Физкультура |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Строк Г.Н. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа внеурочной деятельности «Шахматы»
для учащихся 1-4 классов
Пояснительная записка
Актуальность данной программы, определена особенностями современного общества. Современная образовательная система школы, находится в поисках моделей обучения, способствующих развитию не только познавательных процессов, но и «эмоционального интеллекта». Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления». Эта удивительная, древнейшая игра доставляет детям много радости, удовольствия, в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие. Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становится спокойнее, уравновешеннее, учатся умению преодолевать трудности, стремиться к достижению поставленной цели, развивать способность к взаимодействию. Шахматных занятия способствуют осуществлению желание родителей видеть своих детей успешными, самокритичными, умеющими самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах. Выявляют индивидуальные личностные особенности младшего школьника. Предупреждают отклонения в личностном развитии, приобретается первый опыт в умении совершенствовать собственные черты характера, сдерживать нежелательные эмоции, сопереживать, проявлять доброту и внимание. В результате прохождения программного материала обучающиеся приобретают систему знаний и возможности для раскрытия своих индивидуальных личностных особенностей. Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные; изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, Она должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение младших школьников в занятия шахматами, потому, что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны.
-
Образовательная: расширяет общий кругозор, знания обогащаются новыми понятиями, активизируется мыслительная деятельность младших школьников. Приобретаются умения ориентироваться на плоскости, тренируется логическое мышление.
-
Воспитательная: воспитывает сосредоточенность, вырабатывается настойчивость и выдержка, умение контролировать своё эмоциональное состояние, формируются положительные черты характера, уверенность в собственных силах.
-
Эстетическая: умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;
-
Физическая - среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.
Все дети изначально талантливы. Но знакомя с элементарными правилами игры, ребенку - младшему школьнику, следует помочь усвоить известную истину: шахматы - дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы - это труд, труд упорный и настойчивый. За основу взята программа факультативный курс «Шахматы в школе» И. Г. Суханова рекомендовано как программа обучения шахматам в школе. Данная программа составлена на основе учебно - методического комплекса «Шахматы, первый год». Хотя данная программа разработана для внедрения ее в первом классе, она может быть использована также на начальном этапе обучения во вторых и третьих классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи, детям - семилеткам, предлагаются более легкие дидактические задания, чем ребятам девяти лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.
Цель программы - развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, через занятие игрой в шахматы прививать любовь к творчеству и самостоятельному мышлению.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
Обучающие:
-
знакомство с краткой историей возникновения шахмат, правилам игры в шахматы, условиями необходимыми для проведения шахматных соревнований, правилами турнирного поведения, умение применять полученные знания в игре;
-
обучение умению анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать правильное решение.
Воспитывающие:
-
обогащаются представления об окружающем мире, прививается любовь к учению в целом, умение уважать соперника, организованность и планировать собственные действия, проявлять самостоятельность в принятии решений.
Развивающие:
-
развивается восприятие, внимания, воображения, память, мышление, вырабатывается усидчивость, закрепляются положительные качества личности.
Программа предусматривает 32 шахматных занятия, учебный курс, включает в себя шесть тем. Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительность занятий 45 минут.
Учебный курс занятий включает в себя темы:
Предполагаемая тематика курса.
-
«Шахматная доска»;
-
«Шахматные фигуры»;
-
«Начальная расстановка фигур»;
-
«Ходы и взятие фигур»;
-
«Цель шахматной партии»;
-
«Игра всеми фигурами из начального положения».
По окончанию первого года обучения учащиеся имеют предполагаемые результаты:
-
представление об истории и происхождении шахмат;
-
знает правила игры и турнирного поведения;
-
знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы;
-
владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля;
-
умеет применять полученные теоретические знания на практике;
-
умеет записывать партии;
-
с удовольствием играет в шахматы;
-
видит и осознает свои ошибки;
-
знает нормы этикета при игре в шахматы.
1 уровень:
-
знать шахматные термины белое и чёрное пол, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белое, чёрное, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая лакировка, ,шах, мат, пат, ничья;
-
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король;
-
правила хода и взятие каждой фигуры.
2 уровень:
-
уметь ориентироваться в шахматной доске;
-
играть каждой фигурой в отдельности, и в совокупности с другими без нарушений правил шахматного кодекса;
-
правильно помещать шахматную доску между партнёрами;
-
правильно расставлять фигуры перед игрой;
-
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
-
рокировать;
-
объявлять шах;
-
ставить мат.
3 уровень:
-
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию младших школьников. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме - помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Программа предусматривает 32 занятия в течение года - по 1 часа в неделю. В кружке занимаются дети младшего школьного возраста, 1 - 4 классы. В кружок принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются на две группы. Во второй группе занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие начальными знаниями по теории игры в дебюте, имеющие некоторый игровой опыт выступления в соревнованиях разного уровня.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПРИМЕРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы и виды деятельности
Количество часов
На теоретические занятия
На практические занятия
На индивидуальные занятия
Итого
1.
Вводное занятие.
1
1
2.
Шахматы - спорт, наука , искусство.
1
1
3.
Тактика игры.
3
4
1
8
4.
Стратегия игры.
3
4
1
8
5.
Эндшпиль.
3
4
1
8
6.
Дебют.
3
4
1
8
7.
Миттельшпиль.
3
4
1
8
8.
Конкурсы решений задач и этюдов.
6
6
9.
Сеансы одновременной игры.
8
8
10.
Соревнования.
10
10
11.
Итоговое занятие
2
2
Всего:
19
44
5
68
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.
2.
Шахматы - спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Классификационная система. Русские и советские шахматисты. Различные системы проведения шахматных соревнований.
3.
Тактика игры. Атака короля противника. Понятие темпа. Контрудары. Тактические возможности позиций. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.
4.
Стратегия игры. Принципы разыгрывания середины партии. Централизация. Центр и фланги. Открытые и полуоткрытые линии. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
5.
Эндшпиль. Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Легкофигурный эндшпиль. Ладейные окончания. Атака в эндшпиле. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.
6.
Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Основные идеи некоторых начал. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.
7.
Миттельшпиль. Основные идеи миттельшпиля. Форсированный переход в эндшпиль. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.
8.
Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.
9.
Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий с кружковцами.
10.
Соревнования
11.
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В конце второго года обучения учащийся:
-
знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,
-
имеет представление об организации шахматных соревнований,
-
уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,
-
умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы,
-
знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,
-
с удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных мероприятиях, стремится узнавать новое,
-
знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,
-
осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,
-
может самостоятельно оценить позицию - преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий,
-
для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,
-
играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.
Для реализации программы используются следующие средства:
-
Комплекты шахматных фигур с досками - 10 шт. Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах - 1шт.
-
Часы шахматные - 1 шт.
-
Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.
В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:
-
Шахматные турниры.
-
Доклады.
-
Сеансы одновременной игры.
-
Конкурсы по решению шахматных задач.
-
Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:
-
вопросы по теории и истории шахмат,
-
игру с руководителем кружка,
-
соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.
-
Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985
-
Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М., 1986
-
Пожарский В.Н. Шахматный учебник. - Рязань, 1994
-
Журнал «64» - М., 1983-2004
-
Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере - М., 1980
-
Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. - Казань: Мастер Лайн,2000
ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М., 1997
-
Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981
-
Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. - М.:Воениздат,1992
-
Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР»,1997
-
Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.:Наука,1983
-
Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.:Наука,1975
8