Шахматы 2 год обучения

Раздел Физкультура
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа внеурочной деятельности «Шахматы»

для учащихся 1-4 классов





Пояснительная записка

Актуальность данной программы, определена особенностями современного общества. Современная образовательная система школы, находится в поисках моделей обучения, способствующих развитию не только познавательных процессов, но и «эмоционального интеллекта». Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления». Эта удивительная, древнейшая игра доставляет детям много радости, удовольствия, в то же время оказывает огромное влияние на умственное развитие. Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становится спокойнее, уравновешеннее, учатся умению преодолевать трудности, стремиться к достижению поставленной цели, развивать способность к взаимодействию. Шахматных занятия способствуют осуществлению желание родителей видеть своих детей успешными, самокритичными, умеющими самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах. Выявляют индивидуальные личностные особенности младшего школьника. Предупреждают отклонения в личностном развитии, приобретается первый опыт в умении совершенствовать собственные черты характера, сдерживать нежелательные эмоции, сопереживать, проявлять доброту и внимание. В результате прохождения программного материала обучающиеся приобретают систему знаний и возможности для раскрытия своих индивидуальных личностных особенностей. Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные; изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, Она должна войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение младших школьников в занятия шахматами, потому, что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны.

  1. Образовательная: расширяет общий кругозор, знания обогащаются новыми понятиями, активизируется мыслительная деятельность младших школьников. Приобретаются умения ориентироваться на плоскости, тренируется логическое мышление.

  2. Воспитательная: воспитывает сосредоточенность, вырабатывается настойчивость и выдержка, умение контролировать своё эмоциональное состояние, формируются положительные черты характера, уверенность в собственных силах.

  3. Эстетическая: умение находить в обыкновенном необыкновенное, обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой;

  4. Физическая - среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми.
    Все дети изначально талантливы. Но знакомя с элементарными правилами игры, ребенку - младшему школьнику, следует помочь усвоить известную истину: шахматы - дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы - это труд, труд упорный и настойчивый. За основу взята программа факультативный курс «Шахматы в школе» И. Г. Суханова рекомендовано как программа обучения шахматам в школе. Данная программа составлена на основе учебно - методического комплекса «Шахматы, первый год». Хотя данная программа разработана для внедрения ее в первом классе, она может быть использована также на начальном этапе обучения во вторых и третьих классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи, детям - семилеткам, предлагаются более легкие дидактические задания, чем ребятам девяти лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.

Цель программы - развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, через занятие игрой в шахматы прививать любовь к творчеству и самостоятельному мышлению.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

Обучающие:

  • знакомство с краткой историей возникновения шахмат, правилам игры в шахматы, условиями необходимыми для проведения шахматных соревнований, правилами турнирного поведения, умение применять полученные знания в игре;

  • обучение умению анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать правильное решение.

Воспитывающие:

  • обогащаются представления об окружающем мире, прививается любовь к учению в целом, умение уважать соперника, организованность и планировать собственные действия, проявлять самостоятельность в принятии решений.

Развивающие:

  • развивается восприятие, внимания, воображения, память, мышление, вырабатывается усидчивость, закрепляются положительные качества личности.

Программа предусматривает 32 шахматных занятия, учебный курс, включает в себя шесть тем. Занятия проводятся 1 раза в неделю продолжительность занятий 45 минут.
Учебный курс занятий включает в себя темы:

Предполагаемая тематика курса.

  1. «Шахматная доска»;

  2. «Шахматные фигуры»;

  3. «Начальная расстановка фигур»;

  4. «Ходы и взятие фигур»;

  5. «Цель шахматной партии»;

  6. «Игра всеми фигурами из начального положения».

По окончанию первого года обучения учащиеся имеют предполагаемые результаты:

  • представление об истории и происхождении шахмат;

  • знает правила игры и турнирного поведения;

  • знает основы тактики и стратегии, активно применяет в своей игре тактические приемы;

  • владеет фундаментальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля;

  • умеет применять полученные теоретические знания на практике;

  • умеет записывать партии;

  • с удовольствием играет в шахматы;

  • видит и осознает свои ошибки;

  • знает нормы этикета при игре в шахматы.

1 уровень:

  • знать шахматные термины белое и чёрное пол, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белое, чёрное, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая лакировка, ,шах, мат, пат, ничья;

  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король;

  • правила хода и взятие каждой фигуры.

2 уровень:

  • уметь ориентироваться в шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности, и в совокупности с другими без нарушений правил шахматного кодекса;

  • правильно помещать шахматную доску между партнёрами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать;

  • объявлять шах;

  • ставить мат.

3 уровень:

  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию младших школьников. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме - помимо лекций, бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Программа предусматривает 32 занятия в течение года - по 1 часа в неделю. В кружке занимаются дети младшего школьного возраста, 1 - 4 классы. В кружок принимаются все желающие заниматься. На первых занятиях проходит начальная диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре, по результатам которой учащиеся распределяются на две группы. Во второй группе занимаются ребята, знающие основы тактики и стратегии игры, владеющие начальными знаниями по теории игры в дебюте, имеющие некоторый игровой опыт выступления в соревнованиях разного уровня.










ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


ПРИМЕРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Темы и виды деятельности

Количество часов

На теоретические занятия

На практические занятия

На индивидуальные занятия

Итого

1.

Вводное занятие.

1



1

2.

Шахматы - спорт, наука , искусство.

1



1

3.

Тактика игры.

3

4

1

8

4.

Стратегия игры.

3

4

1

8

5.

Эндшпиль.

3

4

1

8

6.

Дебют.

3

4

1

8

7.

Миттельшпиль.

3

4

1

8

8.

Конкурсы решений задач и этюдов.


6


6

9.

Сеансы одновременной игры.


8


8

10.

Соревнования.


10


10

11.

Итоговое занятие

2



2

Всего:

19

44

5

68


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1.

Вводное занятие. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

2.

Шахматы - спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Классификационная система. Русские и советские шахматисты. Различные системы проведения шахматных соревнований.

3.

Тактика игры. Атака короля противника. Понятие темпа. Контрудары. Тактические возможности позиций. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

4.

Стратегия игры. Принципы разыгрывания середины партии. Централизация. Центр и фланги. Открытые и полуоткрытые линии. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

5.

Эндшпиль. Пешечный эндшпиль. Цугцванг. Легкофигурный эндшпиль. Ладейные окончания. Атака в эндшпиле. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

6.

Дебют. План в дебюте. Дебютные принципы. Гамбиты. Основные идеи некоторых начал. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

7.

Миттельшпиль. Основные идеи миттельшпиля. Форсированный переход в эндшпиль. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

8.

Конкурсы решения задач, этюдов. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

9.

Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий с кружковцами.

10.

Соревнования

11.

Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на следующий год.


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


В конце второго года обучения учащийся:

  • знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,

  • имеет представление об организации шахматных соревнований,

  • уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,

  • умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы,

  • знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,

  • с удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных мероприятиях, стремится узнавать новое,

  • знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,

  • осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,

  • может самостоятельно оценить позицию - преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий,

  • для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,

  • играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда.

Для реализации программы используются следующие средства:

  1. Комплекты шахматных фигур с досками - 10 шт. Доска демонстрационная с комплектом фигур на магнитах - 1шт.

  2. Часы шахматные - 1 шт.

  3. Раздаточный материал с упражнениями по изучаемому материалу.

В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний учащимися посредством следующих методов проверки:

  1. Шахматные турниры.

  2. Доклады.

  3. Сеансы одновременной игры.

  4. Конкурсы по решению шахматных задач.

  5. Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:

    • вопросы по теории и истории шахмат,

    • игру с руководителем кружка,

    • соревнование, в котором участвуют все занимающиеся.

Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гик Е.А. Беседы о шахматах. - М., 1985

  2. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М., 1986

  3. Пожарский В.Н. Шахматный учебник. - Рязань, 1994

  4. Журнал «64» - М., 1983-2004

  5. Костьев А.Н. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере - М., 1980

  6. Принципы шахматной игры: учебное пособие./ Шакуров М.Ф. - Казань: Мастер Лайн,2000

ПРЕДМЕТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Таль М.Н., Дамский Я.В. Атака. - М., 1997

  2. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества - М., 1981

  3. Спутник шахматиста: Справочник/В.П.Елесин, Б.М.Волков, А.И.Крюков. - М.:Воениздат,1992

  4. Гик Е.Я. Компьютерные шахматы: Сборник. - М.: Агентство «ФАИР»,1997

  5. Гродзенский С.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.:Наука,1983

  6. Линдер И.М., Шахматы на Руси. - М.:Наука,1975










8


© 2010-2022