Рабочая программа по внеурочной деядельности Фитнес

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5



УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МОБУ СОШ № 5 г Зеи

от 31.08. 2015 №93








Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Фитнес»

учителя физкультуры

Харазова Роберта Артуровича

на 2015-2016 учебный год



















Харазова Роберта Артуровича

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Спортивные игры» на 2015-2016 учебный год.





Программа по предмету "Физическая культура" на основе фитнес-аэробики для обучающихся 2-3 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения на основе программы для обучающихся 10-11 классов, которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Пр. № 1089 Минобразования РФ от 5 марта 2004), отвечает положениям Закона "Об образовании в Российской Федерации" в части духовно-нравственного развития учащихся, основными положениями Концепции содержания образования школьников в области физической культуры (2001), Федерального закона «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007г. №329-ФЗ, в котором отмечается, что организация физического воспитания в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ (гл. 3 ст. 28. п. 2.).








Пояснительная записка

Содержание программы основано на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации:

  • требования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре» основного общего образования (ГОС и ФГОС);

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до

2020 года;

  • Поручения Президента Российской Федерации от 02.10.2007 г. № ПР-1766 «О развитии физической культуры и спорта в образовательных учреждениях России»;

  • Положение «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года» в отношении модернизации системы физического воспитания детей, подростков, молодежи, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 года №1101-ф.

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010г. №889

  • Методические рекомендации при подготовке учебных программ по предмету «Физическая культура» приказ Министерства образования и науки России от 29 июля 2011г №1560;

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

Понимание воспитательной ценности физической культуры - важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.

Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на уроке физической культуры может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого, конечно, не достаточно для того, чтобы дети вдоволь могли подвигаться. Вот почему в наше время стали так популярны занятия аэробикой, в частности танцевальной аэробикой. На занятиях дети учатся не только красиво двигаться, преодолевая трудности образовательного процесса, но и развиваться духовно, эмоционально, физически, интеллектуально, приобретают навыки грациозных движений, участвуют в концертных выступлениях, учатся аккуратности, целеустремлённости.

Новизна данной программы заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребёнка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой.

Целью учебной программы для обучающихся 1 классов по физической культуре на основе элементов фитнес-аэробики является - формирование разносторонне физически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, оптимизации трудовой деятельности, умеющей использовать ценности физической культуры и в частности средств фитнес-аэробики для укрепления и сохранения собственного здоровья, организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, целостном развитии физических и психических качеств, морально волевых качеств, социализации и адаптации школьников к современным требованиям и условиям жизни российского общества.

Реализация цели учебной программы соотносится с решением поставленных образовательных задач:

  • освоение базовых знаний и общих представлений о физической культуре, их истории и современном развитии, значении в жизни человека, роли в укреплении и сохранении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

  • воспитание физических качеств и повышение функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма;

  • совершенствование жизненно важных навыков и умений, формирование культуры движения, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами различных видов фитнес- аэробики;

  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно - оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

  • воспитание положительных качеств личности, эстетическому и нравственному воспитанию, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Место курса в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010г. №889) программа предназначена для обучающихся кадетского класса 1а классов. Предполагается изучение базовых основ различных видов и направлений фитнес - аэробики , фактически 70 ч., из расчета 2 часа в неделю). Освоение учебных тем данного раздела осуществляется в процессе практического прохождения материала.

Компонент программы «Физическое совершенствование» в частности одна из тем «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» может использоваться как самостоятельный блок в системе дополнительного образования во внеурочное время.

Содержание курса

Теоретический раздел

Правила безопасного поведения на занятиях аэробикой, требования безопасности к местам занятий, оборудованию и инвентарю.

Санитарно-гигиенические требования к местам занятий, к одежде занимающихся

Организация занятий аэробикой для учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Инструкция для занимающихся аэробикой (требования к местам занятий, оборудованию и инвентарю, к одежде занимающихся). Показания и противопоказания к занятиям. Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях (ушибы, растяжения, переломы, вывихи).
Влияние аэробики на развитие и состояние органов и систем, их значение для выполнения упражнений аэробики

Комплексное воздействие занятий аэробикой на организм: экономизация функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепление всех мышечных групп, развитие подвижности суставов, повышение эластичности связок и сухожилий. Тренирующее воздействие на физические качества человека: скоростно-силовые, выносливость, координацию движений, гибкость.

Практический раздел

Ознакомление и разучивание упражнений, используемых в занятиях аэробикой

Ходьба, бег, подскоки, прыжки. Общеразвивающие упражнения в положении стоя: упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях; упражнения для туловища и шеи; упражнения для ног. Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа: упражнения для стоп; упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях; упражнения для мышц живота в положении лежа на спине; упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на коленях. Упражнения на растягивание: в полуприседе для задней и передней поверхности бедра; в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра; в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины; стоя для грудных мышц и плечевого пояса.

Закрепление и совершенствование запрещённых элементов и упражнений

Закрепление упражнений заменяющих запрещенные элементы и упражнения рывкового характера, высокоамплитудных махов, переразгибаний в суставах, баллистические «хлестообразные» движения. Запрещенные и разрешённые элементы и упражнения в аэробике как средство профилактики травматизма.

Закрепление и совершенствование базовых элементов аэробики и их разновидностей

Биомеханическая характеристика движений. Возможные и типичные ошибки. Многократное повторение базовых элементов аэробики: ходьба, выпад, подъем бедра, мах, бег, прыжок ноги врозь-вместе, подскок и их разновидности. Выполнение элементов по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу.

Закрепление и совершенствование от одной до четырёх связок из базовых элементов аэробики

Ознакомление и разучивание соединения двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 1). Выполнение связок по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.

Закрепление и совершенствование от одной до двух комбинаций из базовых элементов аэробики

Ознакомление и разучивание связок из двух и более базовых элементов аэробики и их разновидностей (приложение 2). Выполнение комбинаций по направлениям: вперед и назад, вправо-влево, по диагонали, движение на месте, углом, по квадрату, по треугольнику, по кругу под счет.

Закрепление и совершенствование упражнений, составляющих партерную часть занятия аэробикой

Выполнение упражнений для мышц туловища, бедер, рук и плечевого пояса в положении сидя и лежа. Согласованные движения руками и ногами в упражнениях, с четким ритмичным дыханием.

Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (разминка и заминка)

Специфические задачи подготовительной части урока аэробики. Структурные подчасти: разминка, заминка. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: локальные (изолированные) движения частями тела, совмещенные движения для обширных мышечных групп

Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (основная часть)

Специфические задачи основной части урока аэробики.

Структурные подчасти: аэробная разминка, «Аэробный пик», Аэробная «заминка», упражнения для всего тела. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: базовые элементы и усложнение движений, варианты ходьбы с движениями руками; танцевальные комбинации аэробных шагов и их вариантов, бег, прыжки в сочетании с движениями рук; базовые элементы, варианты ходьбы с уменьшающейся амплитудой движений рук; амплитудные движения руками, сгибания и разгибания туловища с опорой руками о бедра.

Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (партер)

Специфические задачи основной части урока аэробики. Структурные подчасти: упражнения для развития и совершенствование на силовых качеств и возможностей учащихся, «калистеника». Особенности подбора и выполнения упражнений в них: упражнения для мышц туловища, упражнения для мышц бедра, упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

Самостоятельное проведение учащимися структурных частей занятия аэробикой (растягивание и заключительная часть)

Специфические задачи заключительной части урока аэробики. Структурные подчасти: «вторая заминка», стретчинга. Особенности подбора и выполнения упражнений в них: упражнения на гибкость («глубокий стретчинг»), общая заминка.

Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие общей выносливости (два и более)

Непрерывное выполнение упражнений аэробики с целенаправленным решением специфических задач: повышение сопротивляемости утомлению в двигательной деятельности, затрагивающей не только физические, но и сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые проявления; постепенное увеличение числа повторений или продолжительности выполнения различных движений с относительно умеренной интенсивностью (в пределах аэробных возможностей). (Приложение 3). Закрепление и совершенствование комплексов аэробики, направленных на развитие общей выносливости (два и более)

Выполнение упражнений, способствующих развитию локальной выносливости, обусловливающей сохранение правильной осанки, активизирующие кровообращение и дыхание, вызывающие более значительные функциональные сдвиги в организме, усиливающие обменные процессы - разновидности бега в равномерном темпе, ходьбы, повторные прыжки и их чередование (особенно, если они выполняются на открытом воздухе) (Приложение 3).

Ознакомление и разучивание комплексов аэробики, направленных на развитие скоростно-силовых способностей (два и более)

Непрерывное выполнение упражнений аэробики с целенаправленным решением специфических задач: обучить целесообразному, оптимально экономному использованию мышечной силы в зависимости от задач и условий выполнения упражнений силового и скоростно-силового характера; повторение упражнений, с увеличением нагрузки, числа повторений, изменений исходного положения и темпа, волевого напряжения работающих мышц (Приложение 4).

Комплексное тестирование

Оценка видов подготовленности: морфотипическая (длина и масса тела, объемы и обхваты тела), общая физическая (контрольные упражнения: сгибание и разгибание рук из упора лежа, сгибание и разгибание туловища, челночный бег 4х9 м, равновесие «Фламинго», наклон вперед из положения сидя на полу, прыжок в длину), функциональная (частота сердечных сокращений в покое, ортостатическая проба, поза Ромберга 1-3, 20 приседаний за 30 секунд), танцевально-хореографическая (оценка выполнения заданной комбинации шагов с использованием танцевальных стилей и направлений).


Тематическое планирование по фитнес-аэробике


№ урока

Тема урока

Основные содержательные линии

Дата проведения

1.

Техника безопасности на уроках фитнес-аэробики. Подготовка к самостоятельным занятиям фитнес - аэробики.

Правила техники безопасности во время самостоятельных занятий видами фитнес - аэробики.


2.

Понятие фитнес-аэробика

Что такое фитнес-аэробика. Основные правила. Запрещенные упражнения. ОФП


3.

Самостоятельные занятия по развитию гибкости, координации.

Подбор упражнений из видов фитнес -аэробики и составление комплексов для развития гибкости, координации, основные требования и правила при их составлении с учетом индивидуальных особенностей организма.


4.

Самостоятельные занятия по развитию силы.

Подбор упражнений из видов фитнес -аэробики и составление комплексов для развития силы основные требования и правила при их составлении с учетом индивидуальных особенностей организма.


5.

Роль и значение фитнес-аэробики в профилактике заболеваний и укреплении здоровья

Важность и польза занятия фитнес-аэробикой в профилактике заболеваний и укреплении здоровья


6.

Комплексы упражнений по коррекции нарушений осанки.

Упражнения и комплексы из видов фитнес - аэробики для коррекции нарушений осанки


7.

Классическая аэробика. Базовые шаги без смены лидирующей ноги.

March.

Формирование умений и навыков выполнения базовых шагов (элементов) без смены лидирующей ноги, лидирующая нога - нога, которая выполняет первое движение в элементе.

Приложение 1.


8.

Базовые шаги без смены лидирующей ноги. Out. Out-in


9.

Базовые шаги без смены лидирующей ноги. V-Step


10.

Базовые шаги без смены лидирующей ноги. A-Step


11.

Базовые шаги без смены лидирующей ноги. Mambo


12.

Базовые шаги без смены лидирующей ноги. Basic-step


13.

Техника движения руками

Движения руками в различных плоскостях. Согласованные сочетания движения руками с выполнением базовых шагов (элементов) без смены лидирующей ноги.


14.

Техника базовых шагов со сменой лидирующей ноги.

Step Touch

Формирование умений и навыков выполнения базовых шагов (элементов) со сменой лидирующей ноги.

Приложение 1.


15.

Техника базовых шагов со сменой лидирующей ноги. Knee Up


16.

Техника базовых шагов со сменой лидирующей ноги. Kick


17.

Техника базовых шагов со сменой лидирующей ноги. Lift side


18.

Техника базовых шагов со сменой лидирующей ноги. Curl


19.

Техника базовых шагов со сменой лидирующей ноги. Open Step


20.

Техника базовых шагов со сменой лидирующей ноги. Grapevine


21.

Техника базовых шагов со сменой лидирующей ноги. Shasse


22.

Техника базовых шагов со сменой лидирующей ноги. Knee Up (Kick, Curl, Lift side, Open Step) попеременные


23.

Техника базовых шагов со сменой лидирующей ноги. Toe Touch (Heel Touch)


24.

Техника базовых шагов со сменой лидирующей ноги. Cha-cha-cha


25.

Техника выполнения упражнений и комплексов без музыкального и с музыкальным сопровождением;

Выполнение упражнений и базовых комплексов без музыкального и с музыкальным сопровождением.


26.

Функциональная тренировка (тренинг)

Комплексы упражнений на развитие физических качеств

Разучиваем и выполняем с учетом индивидуальных особенностей физического развития: упражнения на развитие силы на мышцы нижних и верхних конечностей; на группы мышц туловища (спины, груди, живота, ягодиц) в различных исходных положениях - стоя, сидя, лежа

Приложение 2.


27.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств

Разучиваем и выполняем с учетом индивидуальных особенностей физического развития: комплексы и комбинации упражнений - приседания и жимы, стоя, выпады и жимы, стоя, наклоны и тяги в наклоне и стоя; выходы в упоры: упор-присев, упор - лёжа; перемещения из положения упор лёжа.


28.

Упражнения из гимнастики с элементами акробатики

Выполнение упражнений из гимнастики с элементами акробатики для развития равновесия, гибкости и ловкости: наклоны туловища вперед, назад, в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны; с гимнастической палкой, с укороченной скакалкой, комплексы ОРУ с повышенной амплитудой для развития подвижности суставов; полушпагат, шпагат, перекат назад в упор присев


29.

Упражнения из гимнастики с элементами акробатики

танцевальные шаги; ходьба с взмахом ног и поворотом на носках; стилизованные прыжки на месте и с продвижением вперед


30.

Упражнения из гимнастики с элементами акробатики

равновесие на одной ноге; упор присев и полушпагат; упражнения в равновесии; различные прыжки через скакалку; упражнения с набивным мячом (1кг).


31.

Упражнения из спортивных игр

Выполнение упражнений из спортивных игр (волейбол) для развития быстроты, координации, силы, ориентировке в пространстве: стойки и перемещения; перемещения правым левым боком приставными шагами, спиной вперед; с изменением направления по сигналу учителя; с прыжками и поворотами по сигналу учителя; с выполнением задания по сигналу учителя; передачи мяча над собой и в парах (двумя руками сверху, снизу) стоя на месте и в движении; передачи в колоннах с перемещениями; подачи мяча снизу; двухсторонняя игра волейбол по упрощенным правилам.


32.

Диагностика физической подготовленности

Учет двигательных навыков:

поднимание туловища, отжимание, приседание за 1 мин, поднятие ног за 1 мин.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании основного общего образования, обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно организовывать и проводить занятия по видам фитнес-аэробики с разной целевой направленностью и выполнять комплексы упражнений с заданной дозированной нагрузкой;

- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения спортивных игр, эстафет; спортивно-оздоровительных мероприятий и соревнований по видам фитнес-аэробики;

- объяснять в доступной форме технику выполнения упражнений входящих в комплексы фитнес-аэробики, акробатических упражнений, а также упражнений из других видов спорта;

- находить, анализировать типичные и не типичные ошибки в технике выполнения упражнений и уметь исправлять их;

- соблюдать, чувствовать музыкальный такт и ритм при выполнении упражнений, самостоятельно подбирать музыкальные композиции с учетом интенсивности (низкой, высокой);

- самостоятельно составлять и выполнять различные аэробические комплексы изученных видов фитнес-аэробики с предметами и без, с музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения на высоком техническом уровне;

В результате изучения физической культуры на основе фитнес - аэробики на базовом уровне среднего (полного) общего образования учащиеся должны знать/понимать:

- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику заболеваний и вредных привычек;

- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;

- правила и способы планирования занятий физическими упражнениями различной направленности с учетом индивидуальных особенностей своего организма.

Уметь:

- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, составлять и выполнять композиции из различных видов фитнес-аэробики (классической, степ, функциональной);

- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;

- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;

- выполнять приемы страховки и самостраховки;

- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- повышения работоспособности, укрепления и сохранения здоровья;

- подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

- организации и проведении индивидуального, коллективного отдыха, участия в спортивно-массовых соревнованиях;

- активной творческой жизнедеятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.

Приложение 1

Базовые шаги (элементы) без смены лидирующей ноги (унилатеральные)

Классическая аэробика.

Лидирующая нога - нога, которая выполняет первое движение в элементе.

Марш на месте и с перемещениями вперед, назад

March

Марш на месте, ноги врозь

Out

Два шага (ноги врозь), два шага (ноги вместе) без перемещения

Out-in

Два шага вперёд (ноги врозь), два шага назад (ноги вместе)

V-Step

Два шага назад (ноги врозь), два шага вперёд (ноги вместе)

A-Step

Одна нога выполняет шаг вперёд-назад, другая - на месте

Mambo

Два шага вперёд (ноги вместе), два шага назад (ноги вместе)

Basic-step

Базовые элементы со сменой лидирующей ноги (билатеральные).

Шаг в сторону, приставить вторую ногу

Step Touch

Два приставных шага в сторону

Double Step Touch

Шаг в сторону, подъем колена

Knee Up

Шаг в сторону, два подъема колена

Double Knee Up

Шаг в сторону, подъём прямой ноги вперёд

Kick

Шаг в сторону, два подъёма прямой ноги вперёд

Double Kick

Шаг в сторону, подъем прямой ноги в сторону

Lift side

Шаг в сторону, два подъема прямой ноги в сторону

Double Lift side

Шаг в сторону, захлёст голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице)

Curl

Шаг в сторону, два захлёста голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице)

Double Curl

Шаг в сторону, вторая нога выполняет касание на месте

Open Step

Шаг в сторону, приставить вторую ногу (касание вперёд носком или пяткой)

Toe Touch (Heel Touch)

Шаг в сторону, скрестный шаг назад, шаг в сторону, приставить.

Grapevine

Шаг вперёд, подъём колена (подъём прямой ноги вперёд, в сторону, захлёст голени), два шага назад

Knee Up (Kick, Curl, Lift side, Open Step) попеременные

Шаг вперёд, 3 подъема колена (подъём прямой ноги вперёд, в сторону, захлёст голени), два шага назад

Repeat Knee Up (Kick, Curl, Lift side)

Три быстрых шага на месте на «раз и два»

Cha-cha-cha

Три быстрых шага на «раз и два» с интенсивным перемещением

Shasse

Степ-аэробика

Базовые элементы без смены лидирующей ноги (унилатеральные).

Два шага на платформу, два шага на пол

Basic Step

Два шага на платформу

Basic Up

Два шага на пол

Basic Down

Два шага на платформу (ноги врозь), два шага на пол (ноги вместе)

V-Step

Одна нога выполняет шаг вперед на платформу - назад на пол, другой шагаем на полу на месте

Mambo

Шаг на платформу, шаг на пол

Stomp (Mini-Mambo)

Шаг на платформу, два шага на пол, шаг на платформу с другой ноги, два шага на пол

6 Point-Mambo

исходное положение стоя сбоку от платформы: два шага на платформу, два шага на пол с переходом через платформу

Over

исходное положение - платформа между ног: два шага на платформу, два шага на пол в исходное положение

Straddle Up

исходное положение - стоя на платформе: два шага на пол по разные стороны от платформы, два шага на платформу в исходное положение

Straddle Down

Два шага на платформу, два касания поочерёдно носком пола, два шага на пол

Up Up Lunge

Базовые элементы со сменой лидирующей ноги (билатеральные).


Шаг на платформу, приставить вторую ногу (касание степа), два шага на пол

Tap Up

Шаг на платформу, подъем колена, два шага на пол

Knee Up

Шаг на платформу, подъём прямой ноги вперёд, два шага на пол

Kick

Шаг на платформу, захлест голени (согнув ногу, направить колено в пол, пятку к ягодице), два шага на пол

Curl

Шаг на платформу, подъём прямойноги всторону, два шага на пол

Lift side

Шаг на платформу, подъем прямой ноги назад, два шага на пол

Back Lift

Шаг на платформу, 3 подьема колена, два шага на пол

Repeat Knee Up (Kick, Curl, Lift side)

Шаг на платформу, подъем колена, шаг на пол в сторону , подъем колена , шаг на платформу , подъем колена , два шага на пол

L-Step

Шаг на платформу, два подъема колена, два шага на пол

Double Knee Up (Kick, Curl, Lift side, Open Step)

Шаг на платформу, 4,5,6,7 подъемов колена, два шага на пол

Repeat 4,5,6,7 Knee Up (Kick, Curl, Side Lift)

Шаг на платформу, захлест голени, шаг на платформу, захлест голени, шаг на платформу, захлест голени, два шага на пол

Sailor Step (шаг моряка)

Шаг на платформу, два шага на пол

Mini (Little)- Mambo

Шаг на платформу, шаг на пол

Stomp

Шаг на платформу, шаг на пол, шаг на платформу, два шага на пол

Double Stomp

Три шага на платформу (вперёд-назад-вперёд), два шага на пол

Tango Step

Шаг на платформу, шаг в сторону на пол, шаг на платформу, два шага на пол в исходное положение

Spider

Шаг на платформу, шаг на пол, шаг на платформу, шаг на пол, шаг на платформу, два шага на пол

Tripple Stomp

Шаг на платформу, шаг в сторону на пол, шаг на пол назад, шаг на платформу, два шага на пол в исходное положение

L-Mambo

Три быстрых шага платформа-пол-платформа (на раз и два), два шага на пол в исходное положение

Cha-cha-cha

Три быстрых шага (на раз и два) с интенсивным перемещением через степ и два шага на полу (мамбо назад)

Shasse Mambo

Касание платформы, шаг на пол

Step Tap

Приложение 2.

Содержание программного материала

по функциональному тренингу (тренировке)

Общеразвивающие упражнения для развития подвижности в суставах:

Для верхних конечностей: поднимание и опускание рук - вперёд, вверх, в стороны; круговые движения руками в различных плоскостях, сгибание и разгибание рук из различных исходных положений.

Для нижних конечностей: сгибание и разгибание ног коленных и голеностопных суставах, маховые движения и вращения в тазобедренных суставах, круговые движения стопой.

Для туловища: повороты, наклоны из различных исходных положений.

Упражнения на развитие силы (силовой выносливости).

Для мышц нижних конечностей

"Приседание"

Упражнение: многосуставное.

Рабочие суставы: тазобедренный, коленный, голеностопный. Воздействие на основные мышечные группы: четырехглавая мышца бедра, ягодичные мышцы, мышцы задней группы бедра.

Используемое оборудование: с собственным весом, с гантелями, с бодибаром, с набивным мячом.

Движение:И.П.: стоя, ноги врозь (другой вариант - врозь по шире), естественный разворот стоп наружу, взгляд направлен вперед.

На вдохе выполнить приседание до угла 90о в коленном суставе, на выдохе - вернуться в И.П.

Методические указания: спина прямая (сохранять естественные изгибы позвоночника), не блокировать коленный сустав, колено в проекции на стопу.

"Выпады".

Упражнение: многосуставное.

Рабочие суставы: тазобедренный, коленный, голеностопный.

Воздействие на основные мышечные группы: четырехглавая мышца бедра, ягодичные мышцы, мышцы задней группы бедра.

Используемое оборудование: с собственным весом, с гантелями, с бодибаром, с набивным мячом.

Движение:И.П.: стоя, ноги на ширине тазовых костей, стопы параллельны, взгляд направлен вперед. На вдохе выполнить шаг назад на носок и согнуть ноги в коленных суставах до угла 90о, на выдохе - вернуться в И.П.

Вариации: выпады вперёд и в стороны в динамике (со сменой ног и в статике, когда ноги не меняются). Методические указания те же: спина прямая, колено не выходит за пределы стопы, угол сгибания в коленных суставах не менее 900.

Методические указания: спина прямая (сохранять естественные изгибы позвоночника), не блокировать коленный сустав, колено в проекции на стопу.

"Наклоны" (становая тяга).

Упражнение: односуставное.

Рабочий сустав: тазобедренный.

Воздействие на основные мышечные группы: мышцы задней группы бедра,ягодичные мышцы, мышцы разгибатели позвоночника. Оборудование: с собственным весом, гантели, бодибар, набивной мяч.

Движение:И.П.: стоя, ноги на ширине тазовых костей, хват на ширине плеч (если с бодибаром), взгляд направлен вперед. На вдохе выполнить сгибание в тазобедренном суставе до угла 90о бедро-корпус, на выдохе - вернуться в И.П.

Методические указания: спина прямая (сохранять естественные изгибы позвоночника), ход рук с отягощением или без вдоль бедра, не блокировать коленные суставы.

Для мышц спины:

"Тяга в наклоне".

Упражнение: многосуставное.

Рабочие суставы: плечевой, локтевой.

Воздействие на основные мышечные группы: широчайшая мышца спины, мышцы приводящие лопатку, двуглавая мышца плеча.

Оборудование: без дополнительного отягощения, гантели, бодибар, набивные мячи.

Движение:И.П.: стоя в наклоне, угол 90о бедро-корпус, хват бодибара на ширине плеч, взгляд направлен вперед. На выдохе выполнить тягу к животу, на вдохе - вернуться в И.П.

Методические указания: спина прямая (сохранять естественные изгибы позвоночника), упражнение начинается с приведения лопаток, локти вдоль корпуса, ход бодибара (гантелей и т.д.) вдоль бедра.

"Разгибание спины, лёжа на животе" (гиперэкстензия).

Упражнение: односуставное.

Рабочий сустав: тазобедренный.

Воздействие на основные мышечные группы: разгибатели позвоночника, ягодичные мышцы, мышцы задней группы бедра.

Движение:И.П.: лёжа на животе. На вдохе выполнить разгибание спины, на выдохе - вернуться в И.П.

Методические указания: мышцы живота напряжены, голову не запрокидывать, таз прижат к полу (коврику).

Для мышц верхних конечностей и грудных мышц

Тяга стоя к груди.

Упражнение: многосуставное.

Рабочие суставы: плечевой, локтевой.

Воздействие на основные мышечные группы: дельтовидные мышцы, верхняя часть трапециевидных мышц

Движение:И.П.: стоя, ноги врозь. На выдохе - выполнить тягу бодибара (гантелей) вдоль корпуса до уровня середины груди, на вдохе - вернуться в И.П.

Методические указания: корпус зафиксирован, спина прямая (сохранять естественные изгибы позвоночника). Во время движения направлять локти вперед-вверх. Локтевой сустав не выше плечевого.

"Жим лежа".

Упражнение: многосуставное.

Рабочие суставы: плечевой, локтевой.

Воздействие на основные мышечные группы: большая грудная, передняя часть дельтовидных мышц, трехглавая мышца плеча.

Оборудование: гантели, бодибар

Движение: И.П.: лежа, хват бодибара шире плеч, проекция бодибара на плечевые суставы. На вдохе - опустить бодибар (гантели) к средней части груди, на выдохе - жим в И.П.

Методические указания: лопатки сведены,в положении плеч параллельно полу, предплечья перпендикулярны полу и угол в локтевом суставе 90°, угол плечо - корпус 75-80о; не блокировать локтевые суставы.

"Сгибание и разгибание рук в упоре"

Упражнение: многосуставное.

Рабочие суставы: плечевой, локтевой.

Воздействие на основные мышечные группы: большая грудная, передняя часть дельтовидных мышц, трехглавая мышца плеча.

Движение:И.П.: упор лёжа, широкая постановка рук. Облегченное и.п.: упор с колен или руки на скамье. На вдохе - сгибая руки в локтевых суставах, опуститься к полу, на выдохе - вернуться в И.П.

Методические указания: лопатки сведены,в положении плеч параллельно полу, предплечья перпендикулярны полу, угол плечо - корпус 75-80о; не блокировать локтевые суставы.

"Жим стоя".

Упражнение: многосуставное.

Рабочие суставы: плечевой, локтевой.

Воздействие на основные мышечные группы: дельтовидные мышцы, трехглавая мышца плеча.

Движение: И.П.: стоя, хват по шире, бодибар (гантели) на верхней части груди, локти направлены в пол. На выдохе - жим бодибара (гантелей, набивного мяча), на вдохе - вернуться в И.П.

Методические указания: спина прямая (сохранять естественные изгибы позвоночника), в верхней точке бодибар (гантели) в проекции на плечевые суставы, не блокировать локтевые суставы.

Для мышц живота.

"Сгибание и разгибание туловища".

Упражнение: многосуставное.

Рабочие суставы: межпозвонковые соединения.

Воздействие на основную мышечную группу: прямая мышца живота.

Движение: И.П.: лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на полу.

на выдохе - выполнить сгибание туловища, оторвав лопатки от пола, на вдохе вернуться в И.П.

Методические указания: поясница прижата к полу (коврику), исключить инерцию и движение в шейном отделе позвоночника.

"Поднимание таза вверх" (обратные сгибания туловища).

Упражнение: многосуставное.

Рабочие суставы: межпозвонковые соединения.

Воздействие на основную мышечную группу: прямая мышца живота.

Движение:И.П.: лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в тазобедренных суставах и коленных суставах до угла 90°. На выдохе оторвать таз от пола по направлению к груди, на вдохе вернуться в И.П.

Методические указания: исключить инерцию и движения в тазобедренных и коленных суставах.

"Диагональное скручивание".

Упражнение: многосуставное.

Рабочие суставы: межпозвонковые соединения.

Воздействие на основную мышечную группу: прямая мышца живота и косые мышцы живота.

Движение: И.П.: лёжа на спине, руки за головой, ноги согнуты, стопы на полу. На выдохе - выполнить сгибание и одновременно поворот туловища, оторвав лопатки от пола, на вдохе вернуться в И.П.

Методические указания: поясница прижата к полу (коврику), таз зафиксирован, исключить инерцию и движение в шейном отделе позвоночника.

«Планка»

Выполнение:И.П.: упор лёжа на предплечья, удержание и.п.

Методические указания: не прогибаться в пояснице, живот подтянут. Облегчённый вариант - с колен.

«Полный сед»

Упражнение: многосуставное.

Рабочие суставы: межпозвонковые соединения, тазобедренный сустав.

Воздействие на основную мышечную группу: прямая мышца живота, мышцы-сгибатели бедра.

Движение: И.П.: лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. на выдохе - выполнить полный сед, на вдохе вернуться в И.П.

Методические указания: исключить инерцию и движение в шейном отделе позвоночника.

Методические рекомендации и дозировка к выполнению упражнений:

В зависимости от уровня физической подготовленности и состояния здоровья количество повторений варьируется от 15 до 30 раз в одну серию. При достижения высокого уровня выполнения упражнений (упражнение выполняется свободно 25-30 раз за одну серию), необходимо менять исходное положение или использовать отягощения.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Открытый шаг. - Исходная позиция - ноги врозь, руки на поясе. «Раз, два» - из приседа переход на правую ногу, левая вытянута в сторону. «Три, четыре» - то же в другую сторону. Повторим на 16 счетов, добавляя движения руками вперед в стороны, вверх.

Приставной шаг. И.п.- основная стойка, руки на поясе, «Раз, два»- шаг правой ногой в сторону, приставляя левую. «Три, четыре»- то же в другую сторону. Повторить на 16 счетов, добавляя движения руками (к плечевым суставам, вверх, вниз, в стороны).

Приставной шаг с выносом ноги вперед. И.п.- основная стойка, руки на поясе. «Раз, два»- шаг правой ногой в сторону, руки вперед, левая нога выносится вперед па пятку, руки вниз. «Три, четыре»- то же в другую сторону. Повторить па 16 счетов.

Приставной шаг с выносом ноги назад. - И.п.- основная стойка; руки на поясе. «Раз, два»- шаг правой в сторону, руки вверх, вынос левой ноги назад, руки вниз «Три, четыре»- то же в другую сторону. Повторить на 16 счетов.

Ви - степ. Эти движения называются так потому, что при их выполнений направление движений соответствует английской букве. И.п. - основная стойка, руки па поясе. «Раз, два»- шаг правой, а затем левой вперед, нога при этом на ширине плен. «Три, четыре»- справой ноги вернуться в и.п., «Пять, шесть» шаг левой, а затем правой ногой (ноги продолжают оставаться на ширине плеч). «Сёмь; восемь»- с левей ноги вернуться в и.п. Повторить на 32 счета.

Стретч

И.п. - полуприсед на левую ногу, правая вытянута вперед на пятку, руки на опорной ноге. Оставаться в этом положении 30-40 секунд, затем сменить ногу.

И.п. - полу шпагат, руки на полу. Правая нога согнута под углом 90 градусов, левая вытянута назад. Оставаться в этом положении 30 секунд, затем сменить ногу.

И.п.- то же, что и в предыдущем упражнении. Колено задней ноги и локти опустить на пол. Оставаться в этом положении 10-20 секунд, затем сменить ногу.

Аэробика

Выпады. И.п. - основная стойка, руки на поясе. Первый вариант (повторить на 16 счетов). «Раз» - выпад правой ногой в сторону, правая рука вверх. «Два» - вернуться в и.п. «Три, четыре» - то же с другой ноги. Второй вариант (повторить на 16 счетов). «Раз» - выпад правой ногой в сторону, с разворотом плеч влево. Руки на поясе. «Два» - прыжком вернуться в и.п. «Три, четыре» то же с другой ноги.

Ви - степ с прыжком. И. п. - основная стойка, руки на поясе. «Раз, два» - шаг вперед правой ногой, одновременно правая рука заводится за голову а затем - левой ногой , левая рука за голову (ноги при этом на ширине плеч) «Три четыре» - вернуться в и.п. с правой ноги; руки, начиная с правой, опустить вниз. «Пять, шесть, сёмь, восемь» два прыжка (ноги врозь, руки в стороны, ноги вместе, руки вниз). Повторить на 32 счета.

Набор движений (связка) И.п.- основная стойка, руки на поясе. «Раз, Два, Три, четыре» - четыре шага вперед с правой ноги. «Пять, шесть, семь, восемь» - два прыжка, «Раз; два, три, четыре» - четыре шага назад с правой ноги. «Пять, шесть, семь, восемь» - два приставных шага вправо и влево.

Партерная часть

1. И.п. - сидя на полу прямые ноги вытянутые вперед. Колени не сгибать. Руками взяться за пальцы ног. Оставаться в этом положении 30-40 секунд.

2. И.п. сидя на полу, правую ногу согнуть и поставить на стопу, а левую вытянуть вперед и держать позу 15 секунд, затем поменять ногу.

3. И.п. лежа на спине, ноги, на ширине плеч, согнуты в коленях, руки лежат скрестно на плечах. «Раз» - плечи подтянуть к коленям. «Два» - вернуться в и.п. Повторить 20 раз.

4. И.п. - лежа на спине, правая нога на колене согнутой левой, руки за головой «Раз» - левым локтем подтянуть к колену правой ноги. «Два» - вернуться в и.п. Повторить 16 раз, затем сменить ногу и руку.

5. И.п. - стоя на коленях, опираться на локти. «Раз» - сделать мах прямой ногой вверх. «Два» - опустить ногу вниз. Не касаясь, пола. Повторить 15 раз, затем сменить ногу.

Медленный стретч

1. И.п. - ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. «Раз, Два» - глубокий вдох, руки через стороны медленно поднять вверх. «Три, Четыре» выдох, руки вниз. Повторить 4 раза.

2. И.п. - основная стойка, руки опущены. Медленно на цыпочки, руки поднять, вверх, закрыть глаза и постоять в такой позиции 30 секунд. Вернуться в и.п.

3. И.п. - стойка ноги врозь, прямую правую руку завести за спину, левой удерживать кисть правой руки, усиливая движение влево, голову наклонить влево. Держать 8 сек. Дыхание ритмичное, в такт биению сердца. То же в другую сторону. Растягиваются трапециевидная мышца, шейные мышцы.

4. И.п. - левую прямую руку отвести с помощью правой руки вправо. Держать 8 сек. Дыхание ритмичное. То же с рукой руки. Растягиваются задние пучки дельтовидной мышцы.

5. И.п. - сед на пятках. Потянуться руками вперед, кисти касаются пола. Максимально вытянуться в плечах, сконцентрироваться на спине. Растягиваются мышцы спины. Держать 8-10 сек. Дыхание осуществляется за счет реберного типа дыхания - ребра расходятся в стороны на вдохе и сжимаются на выдохе.

6. И.п. - сед согнув ноги. Обхватить руками колени, округляя спину, потянуться назад. Держать позу 8-10 сек.

7. И.п. - упор лежа. Живот и бедра приподняты над полом, голова прямо, плечи не приподнимать. Упражнение является стабилизатором мышц туловища - спины, живота, одновременно растягиваются мышцы живота. Удерживать позу 8 сек. После отдыха, лежа на спине, повторить еще раз.

8. И.п. - лежа на животе с упором на предплечья, отвести левую ногу назад-вправо, носок стопы касается пола, - поза скручивания. Плечи не разворачивать. Упражнение является стабилизатором мышц средней части спины, одновременно растягиваются косые мышцы живота. Держать позу 5-8 сек. То же в другую сторону.

9. И.п. - лежа на спине, руки за голову. Согнуть обе ноги с поворотом их вправо, правую стопу положить на колено левой ноги, плечи не приподнимать над полом. Держать 5-8 сек., затем медленно вернуться в и.п. То же в другую сторону.

10. И.п. - лежа на спине, руки в стороны. Согнуть правую ногу с поворотом внутрь и положить, скручивая туловище, слева, касаясь носком пола. Держать позу 5-8 сек., затем медленно вернуться в и.п. То же с другой ноги. Растягиваются ягодичные мышцы. В качестве стабилизатора работают мышцы, приводящие лопатки к позвоночнику.

11. В положении стоя сделать медленный наклон вперед, скручивая туловище вправо, кисть правой руки опирается на подъем левой стопы, правую руку отвести в сторону назад. Держать 8 сек., затем медленно вернуться в и.п. Растягиваются мышцы задней поверхности бедер. В качестве стабилизатора работают мышцы, приводящие лопатки к позвоночнику.

12. И. п. - сед на правом бедре, обе ноги согнуты, левая отведена назад, кисть левой руки касается колена правой ноги, плечи не разворачивать. Держать позу 5-6 сек.

То же в другую сторону. Растягиваются мышцы передней поверхности бедра задней ноги. В качестве стабилизатора работают ягодичные мышцы, мышцы средней части спины.

13. И.п. - глубокий сед на двух ногах, стопы на ширине плеч в слегка выворотном положении, ладони лежат на полу, голова наклонена вперед. Держать 8 сек. Растягиваются мышцы внутренней части бедра (приводящие), мышцы спины.

14. И.п. - лежа на спине, поднять одну ногу вперед, захватить ее руками и удерживать в статическом положении. Удерживать позу 8 сек. То же с другой ноги. Растягиваются мышцы задней поверхности бедра.

15. И.п. - наклон вперед в седе. Держать 8-10 сек. Растягиваются мышцы задней поверхности бедер и спины.

16. В седе - правая прямая нога впереди, другая согнута, левая рука лежит на подъеме согнутой ноги, правая рука на голени. Держать позу 8 сек. То же с другой ноги. Мышцы живота втянуты, спина прямая. Растягиваются мышцы внутренней поверхности бедра, наружного свода стопы, связки коленного сустава. В качестве стабилизаторов работают мышцы живота, спины.

17. И.п. - сед согнув ноги, стопы касаются друг друга. Кистями захватить переднюю часть стопы. Голову и спину держать прямо. Удерживать положение 8-10 сек.

18. И.п. - выпад правой вперед, голень под прямым углом к полу, колено левой ноги слегка согнуто. Туловище держать прямо. Удерживать позу 10-15 сек. То же с другой ноги. Растягиваются мышцы передней поверхности бедра сзади стоящей ноги. Для сохранения равновесия в этой позе активно работают глубокие мышцы туловища, мышцы передней поверхности, стабилизаторы голеностопного сустава впереди стоящей ноги.8.

19.И.п. - сед с согнутыми перекрещенными ногами, руки согнуты, локти разведены в стороны, ладони касаются друг друга, пальцы направлены вверх. Держать позу 4-6 сек. Медленно опустить пальцы вниз дугами вперед, вернуться в исходное положение. Повторить еще раз. Положить правую руку на левое колено, левую руку отвести назад в сторону и слегка опереться пальцами о пол. Одновременно выполняется поворот туловища и головы налево. Держать позу 5-6 сек. То же в другую сторону.

20. И.п. - сед ноги врозь согнув ноги. Правую руку завести за голову, левой удерживать кисть правой руки. Держать 8 сек. То же с другой руки. Повторить еще раз. Растягиваются трехглавая мышца руки, четырехглавые мышцы бедер (передняя поверхность). Улучшается подвижность коленного и голеностопного суставов.









Список литературы

  1. О. Бар-Ор, О. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения / О.Бар-Ор, Т. Роуланд; пер. С англ. И. Андреев. - К.: Олимп. Л-ра, 2009. - 528 с.: ил. - Библиогр.: - С. 457 - 527.

  2. Francis, L., Francis, P. & Miller, G. Introduction to Step Reebok. Boston, Reebok International, Ltd. 1991.

  3. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: В 2 т. Т.II Частные методики. - М.: Федерация аэробики России, 2002. - 216 с.

  4. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. Т 35 Около 9500 терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тышлер. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 480 с.

  5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена : основы теории и методики воспитания [Текст] / В. М. Зациорский. 3-е изд. - М. : Советский спорт, 2009 - 200 с. : ил. (Серия «Спорт без границ»).

  6. Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциколопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А. В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.

  7. Шихи К. Фитнес-терапия: Исчерпывающее руководство для тех, кт хочет сохранить силу и здоровье своего тела и преодолеть болезни. Пер. С англ. Гришин А. В. - М.: Терра-Спорт, 2001. - 216 с.; ил.

  8. Эндокринная система, спорт и двигательная активность: пер. С англ. / под ред. У. Дж. Кремера и А.Д. Рогола. - К.: Олимп. Л-ра, 2008. - 600 с.

  9. Ростовцева М.Ю., Александрова В.А., Жерносек А.М. Программа курса по выбору «Оздоровительная аэробика и степ-аэробика» / Под общей ред. Михалина Г. М. - М.: РГУФСиТ, 2010. - 11 с.

  10. Аэробика: теория и методика проведения занятий/Учебное пособие для ВУЗов физической культуры.-СпортАкадемПресс.-М., 2002

  11. Евсеев С.П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности: Примерная программа дисциплины для специальности 022500 Физическая культура для лиц с отклнениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) / Евсеев С.П., Аесенова О.Э. - М.: РИО РГУФК, 2004. - 34 с.

  12. Физическая культура. Программа для учащихся 8-11 классов на основе дифференциации физкультурно-спортивнх интересов учащихся./ Муромцев В.П., Воробьева А.П., Семейкин А.И., Ольшевская Л.Е., Гулиев Н.А., Тронько С.В., Слезов Ю.Г., Капустин А.С., Гальчин М.Е.//Под общ. ред. С.В. Барбашова. - Омск: СибГАФК 1998, 68 с.

  13. Лисицкая Т.С. Базовые виды аэробики (классическая аэробика, степ-аэробика, силовые виды групповых упраженений, фитнес-гимнастика) : прогр. курса по выбору для специальности 032101.65 : рек. Умо по образованию в обл. физ. культуры и спорта : утв. эксперт. учеб.-метод. советом РГУФКСиТ / сост. Лисицкая Т.С. [и др.] ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2009. - 12 с.: табл. - Библиогр.: с. 12 (6 назв.). - 12.24

  14. А.Н.Тяпин, Ю.П.Пузырь. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования. Информационно-методический сборник №6. Центр «Школьная книга» М.2005г.

  15. Бегун. И.С., Грибачева М.А. Методические рекомендации для учителей физической культуры по составлению годового и тематического планирования. Центр «Школьная книга» М.2007. стр.


© 2010-2022