Доклад по физической культуре на темуСостояние здоровья и образа жизни школьника

Цель доклада- влияние вредных привычек на здоровье детей.Поставлены задачи- теоретческие основы формирования ЗОЖ, состояние здоровьья и образа жизни подростков в общеобразовательных школах, влияние вредных привычек на развитие детского организма. Здоровье населения государства- высшая ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.Таким образом в вопросах оздоровления детей ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ СОШ с. Минаевки Асиновского района Томской области



Доклад

«Состояние здоровья и образа жизни школьника»





Составитель: Соколова Светлана Юрьевна

2014г.

Тема «Состояние здоровья и образа жизни школьника»

Цель:

влияние вредных привычек на здоровье детей.

Задачи:

-теоретические основы формирования здорового образа жизни.

-состояние здоровья и образ жизни подростков в общеобразовательных школах.

- психофизиологические особенности развития детского организма

- влияние вредных привычек на развитие детского организма

-

Введение

Актуальность темы. Здоровье населения государства - высшая ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать валеологическая служба. Фундаментом валеологии - науки о здоровье является знание нормальной физиологии и прежде всего физиологии здорового ребенка, возрастную психологию, что позволяет формировать, сохранять, укреплять здоровье человека, гармонично развивать личность. Таким образом, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты. Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Здоровье человека - это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

По данным известного ученого-академика Ю.П. Лисицина, являющего признанным авторитетом в области профилактической медицины и социологии первостепенным вопросом здоровья является здоровый образ жизни, который занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения. Это подтверждается данными отечественных и зарубежных специалистов. По данным Минздрава Российской Федерации из шести подростков, прошедших медицинский осмотр в 94,5% выявлены заболевания, при этом треть заболеваний ограничивают выбор профессии.

Современные представления о физкультурно-спортивной деятельности основаны на том, что в ней проявляется единство биологической, социальной и культурной сущности человека. Как записано в государственном стандарте по предмету «Физическая культура», - «физическая культура - важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового образа жизни, организации отдыха и досуга, восстановлении и развитии телесных и духовных сил». В этом ценность физической культуры для личности и общества, ее образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение. Именно для решения этих задач создаются, функционируют и развиваются системы физической культуры и спорта различного уровня. На формирование здоровья человека оказывают влияние различные факторы, знание и управление которыми дает возможность уменьшить их негативное влияние. На 50-52% здоровье определяется образом жизни, на 20-25% - генетическими факторами, на 10-15% зависит от здравоохранения. При всей приблизительности этих цифр бесспорно одно: социальные факторы имеют ведущее значение в детерминации здоровья. Это положение, как представляется, очень важно для понимания того, что в первую очередь является решающим в укреплении здоровья ребенка и что требует первоочередного решения. Ведущими формирующими факторами для детей и подростков считаются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь. Важнейшими параметрами здоровья и индикаторами социального благополучия общества, по мнению многих авторов, являются показатели физического развития человека. Показатели физического развития - это антропометрические данные, темпы их изменения в процессе роста, гармоничность развития, соотношение календарного и биологического возраста, конституционные особенности. Эти знания позволяют использовать показатели физического развития для измерения, сравнения с нормативными показателями.

Если физическое развитие детей - непрерывный биологический процесс морфологического и функционального совершенствования организма, то уровень физического развития - понятие разовое, определенное для каждого возрастного периода, оно учитывается в сопоставлении с нормативными возрастными и территориальными уровнями, с аналогичными данными в разных экономических и экологических условиях и в разные календарные периоды. Анализ современной научной литературы показывает, что за последние десять лет здоровье детей и подростков нашей страны значительно ухудшилось, многими авторами отмечается снижение уровня физического развития. Основными причинами такого положения являются экономические трудности, снижение внимания к социальным проблемам, санитарной культуре, ослабление государственной политики в области профилактической медицины, свертывание научных исследований по проблемам роста, развития здорового ребенка и управления здоровьем. Серьезной причиной нарушения здоровья детей служат все возрастающие учебные нагрузки в образовательных учреждениях. По данным Государственного доклада о положении детей в Российской Федерации, 600 тысяч детей остались без попечения родителей (социальное сиротство); 500 тысяч детей ежегодно из-за распада семьи лишаются одного из родителей; 300 тысяч (каждый четвертый) рождаются вне брака; 160 тысяч являются беженцами и вынужденными переселенцами; 12 млн живут в семьях с доходами ниже прожиточного минимума; 20 млн живут в бедных семьях; 2 млн детей прекратили обучение; 2-4 млн - нищие, безнадзорные, попрошайки. На таком социальном фоне формируется здоровье детей и подростков в наступившем веке.

Выбор темы обусловлен ее актуальностью на сегодняшний день. Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ представляет собой серьезную проблему современного общества. Косвенно или напрямую она затрагивает практически каждого пятого жителя страны. Ухудшение здоровья, распространение курения, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, и дальнейшее нарастание этих тенденций может вызвать необратимые последствия. Рост массового приобщения молодежи к потреблению психоактивных веществ произошел в 1997-2001 годы, когда в жизнь вступило новое «рыночное» поколение, не обремененное ценностным «барьером» прошлого и обладающее более индивидуализированным сознанием, чем их родители. За этот период средний возраст начала потребления табачных изделий снизился на 3,5 лет, алкогольных напитков - на 2,5 лет, наркотических средств - на 3,5 лет. С 2001 года показатель среднего возраста начала потребления психоактивных веществ стабилизировался и сегодня составляет: табачных изделий - 11,5 лет, алкогольных напитков - 13 лет (в основном пива), наркотических средств - 14 лет. В последние годы в России наблюдается интенсивное приобщение детей и молодежи, в особенности девушек, к курению, в то время как количество курящих подростков в странах мира (в процентах, по данным Всемирной организации здравоохранения): Греция - 13,8; Польша - 21,5; Италия - 23,5; Англия - 24,1; Франция - 26,3; Испания - 28,2; Финляндия - 30,2; Украина - 33,8

В возрастной группе 11-24 года в России курят не менее 50%. Приобщение к курению начинается в детском возрасте: в 13 лет курила уже одна треть, а в 17 лет - до 60% всех курящих в обследованной возрастной группе .Среди детей и молодежи курят 49,5%, то есть почти 16 миллионов человек. Курят среди юношей 58,3%, среди девушек - 40,5%. На долю девушек приходится 40% общего объема выкуриваемых подростками и молодежью сигарет. Несмотря на это в молодежной среде стало массовым потребление спиртных напитков, включая пиво. Их пьют 80% молодежи, причем как юношей, так и девушек. Огромных масштабов достигло потребление пива, при этом согласно официальной классификации пиво не считается алкогольным напитком. Две трети детей и молодежи потребляют в основном пиво, пить которое в массовом порядке начинают в среднем в 12 лет; водку - в 16 лет. По данным академика Ю. Лисицына, в России в настоящее время употребляют спиртные напитки уже более 75% старшеклассников, при этом уровень алкоголизации девочек в среднем выше и составляет 80-92% в Москве и Центральном регионе. Выявлена также связь между потребляющими алкогольные напитки и начальной стадией приобщения к потреблению наркотических средств. Пьют алкогольные напитки среди не потребляющих наркотические средства - 74%, потребляющих наркотические средства - 98%. Частота потребления наркотических средств в большой степени варьирует в зависимости от того, курят дети и молодежь или нет (среди курящих пробовали или потребляют наркотические средства 48%, среди некурящих - 12%) Сегодня точный учет наркотизации подростков и молодежи ведется в диспансерах на стадии, когда за помощью обращаются преимущественно больные наркоманией. В этом случае под учет подпадают только те, кто обратился в государственное учреждение, в то время как многие прибегают к помощи частных врачей либо лечатся сами. Что касается правоохранительных органов, то они учитывают преступников, организующих и реализующих незаконный оборот наркотических средств, психотропных препаратов. Согласно данным Госкомстата России, наиболее интенсивный рост наркотизации населения отмечался в 1995-1999 годах. Количество больных наркоманией, состоящих под диспансерным наблюдением, на конец 2001 года составило 317,2 тысячи человек, что почти в 5 раз больше, чем в 1995 году (64,9 тыс. человек) В настоящее время в России около 3 миллионов наркоманов и эта цифра растет с каждым днем. Хотя среди потребителей основную группу по-прежнему составляют лица в возрасте 18-39 лет, к потреблению наркотических средств активно привлекаются дети и подростки. Уровень учтенной заболеваемости наркоманией у подростков с 1991 по 2000 год увеличился в 11 раз и достиг своего максимального значения - 124 больных на 100 тысяч подросткового населения. По состоянию на декабрь 2002 года на учете в наркологической службе состояли 9 тысяч подростков в возрасте до 14 лет с диагнозом наркозависимость и еще 16 тысяч - на профилактическом учете. В больших и малых городах России, согласно анонимному опросу, почти 95% молодежи пробовали наркотик хотя бы один раз. Прогрессирующее ухудшение наркоситуации в России сопровождается «омоложением» наркомании. Подростки злоупотребляют психоактивными веществами в 11,4 раза чаще, чем взрослые. За 10 лет число злоупотребляющих наркотическими средствами подростков, впервые диагностированных, увеличилось в 6 раз. К окончанию школы 19,5 % мальчиков и 13% девочек пробовали наркотики, а регулярно употребляют 9% мальчиков и 5% девочек.

Валеологическая деятельность социального педагога начинается с оценки состояния здоровья детей и подростков и выявления отношения к здоровью как общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса. Только знания ребенка (подростка) помогут социальному педагогу принять решения в помощи ребенку. Необходимо знать о его здоровье, его отношения в семье, в школе, среди сверстников.

© 2010-2022