Сборник игр с мячами для младшего школьного возраста

Зачем же нам играть с мячами? Основная цель игр с мячом в детском возрасте - научиться справляться с разнокалиберными мячиками (маленький мяч, который он может удержать в одной руке, или большой надувной, который можно удержать только двумя руками), катать, ловить и целенаправленно бросать, пользоваться палочкой, клюшкой или другими подходящими орудиями для толкания, закатывания. При кажущейся простоте все эти игры требуют и хорошей координации, и умения управлять своим телом. Такие важные сост...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение №1

Игры с мячом

3.1. Комплекс «Фокусник»

Ловко с мячиком играем

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти - на покой.

Прижать мяч большим пальцем правой руки к ладони. Затем правую руку повернуть ладонью вниз и удерживать мяч указательным и большим пальцем.

Над рукою мяч кружит,

От нее теперь бежит.

Правую руку держат ладонью вверх, мяч удерживать мизинцем и большим пальцами левой руки. И кружить мяч над ладонью правой руки. Затем двигать мяч по руке к локтю.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Удерживать мяч между пальцами правой и левой руки. Положить на ладошку.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Левую руку держать ладонью вниз, указательным и большим пальцем правой руки держать мяч с правой стороны, затем с левой стороны ладони.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Движения по тексту.

Из-за спинки выну мячик,

Возле ног моих поскачет.

Отбивать мяч попеременно правой и левой рукой.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу

Движения по тексту.

Мяч снаружи, мяч внутри.

По руке качу - смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Левую руку держать ладошкой вверх. Мяч, держа большим и безымянным пальцем правой руки, медленно вращать по ладони и вдоль запястья левой руки.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Расположить ладошки одна под другой. Мяч с одной ладони перепрыгивает на другую.

Дружит мяч с моей рукой -

Вот я фокусник какой!


3.2. Комплекс «Разминка»

Мячик сильно поджимаю

И ладошку поменяю.

Сжимать мячик право рукой, затем левой.

«Здравствуй, мой любимый мячик!»

Скажет утром каждый пальчик.

Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Крепко сжать мяч указательным и большим пальцем.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

Передать мяч, удерживаемый большим и указат. пальцами, в соответствующие пальцы левой руки.

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними пальцами.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево - как хочу.

Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад - вперед.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Катать мяч всей длинной пальцев правой руки.

Мячик мой не отдыхает -

Между пальцами гуляет.

Удерживать мяч между указательным и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Ладошками отбивать мяч.

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю - браво.

Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.

Поверну, а ты проверь -

Сверху правая теперь!

Правой ладошкой катать мяч по левой ладони



3.3. Игры с мячом на развитие ориентировки в пространстве



Игра «Вратарь»



Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок: Вратарем зовусь не зря:

Мяч всегда поймаю я.

Взрослый Раз, два, три -

Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
































Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»





Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.

Оборудование: маленькие мячи или шарики.

Ход игры. Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребенка к другому по инструкции взрослого: «Лена, кати мяч влево (к Марине). Кати мяч вправо (к Пети). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Серёже?» Важно удержать мяч на столе.
























Игра «Мячик прыгает по мне - по груди и по спине»




Цель: закрепление ориентированности ребенка в собственном теле и в пространстве (справа - слева, впереди - сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.

Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции взрослого.

Взрослый: «В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснется

И ненадолго за спину вернется.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот - не запутаться б мне.





















Игра «Попади в ворота»





Цель: закрепление умения ориентирования (справа - слева, впереди - сзади, прямо), развитие моторики.

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.

Ход игры. По заданию взрослого дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребенка). Взрослый: От ворот - поворот

Вправо и наоборот.








Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе Я брошу, друг»




Цель: закрепление умения ориентирования (справа - слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход игры. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом:

«Мяч бросаю вправо,

Кате. Катя, лови!»,

«Мяч бросаю влево,

Жорику. Жорик, лови!»



























Игра "Справа, слева, впереди в обруч точно попади"





Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания памяти, закрепление навыков счета. Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Взрослый предлагает ребенку следующие задания:

- Какой обруч находится слева (справа)?

- Стукни три раза мячом в правый обруч.

- Стукни четыре раза мячом в левый обруч.

- Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.

- Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.





Игра «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»





Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Оборудование: дорожка из трех - пяти обручей, мячи.

Ход игры. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч:

Я вдоль обручей иду,

В каждый обруч попаду.

(Возможны различные варианты: начать с первого обруча; начать с последнего обруча; пройти дорожку туда и обратно; пройти дорожку, ударяя мячом справа (слева) от себя. Усложнение: попади мячом во второй, в пятый обруч и т. д.)






















Комплекс упражнений для ног с элементами самомассажа





Выполняется сидя на стульчике.

Вариант 1. Дети катают мяч вперед - назад стопой правой и левой ноги поочередно.

Разомнем мы ноги сами,

Покатаем мяч ногами.

Правой ногою туда и сюда -

Левая все повторяет всегда.

Вариант 2. Мяч катается одновременно двумя ногами вперед - назад.

В каком направлении ты катаешь мяч?

Обе ноги мы на мячик поставим,

Взад и вперед покататься заставим

Вариант 3. Мяч катается двумя ногами одновременно по кругу.

Как ты катаешь мяч?

Круг на полу нарисуем мячом

Только ногами - не лбом, не плечом.






















«Мячик - об пол и поймай -

да смотри же, не роняй»



Упражнение выполняется сидя на стульчике. Ноги развели, стукнули мячиком перед собой, свели ноги.


































«Справа, слева я стучу - перепутать не хочу!»





Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе. Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя.

Справа - два, а слева - три,

Справа трижды повтори,

Справа - раз, а слева - два:

Не запутался едва.





























«Я по стульчику стучу и по полу - где хочу!»




Упражнение выполняется стоя перед стульчиком. Ребенок, по инструкции взрослого, ударяет мячом по сиденью стульчика, по полу справа, по полу слева, в различных вариантах.










«Прыгает и скачет по сиденью мячик»



Ребенок обходит вокруг стульчика, производя удары мячом по сиденью.
































«Вот стоит из стульев ряд. Я ударить в каждый рад»




Три-четыре стульчика выстраивают в ряд. Ребенок подходит к первому стульчику, ударяет мячом по сиденью, ловит мяч, переходит к следующему стульчику, ударяет мячом по его сиденью и т. д.

Задания:

- Ударяем мячом в каждый стульчик.

- Ударяем мячом в первый стульчик один раз, во второй - два раза и т. д.







3.4. Подвижные игры с мячом


Козел




Место проведения: площадка перед высокой стеной без окон.

Минимальное количество игроков: 3-5.

Развивает: координацию.

Ход игры. Популярная российская дворовая игра. Для игры необходим мяч и высокая стенка, желательно глухая, без окон. Играющие выстраиваются в очередь. По мячу бьют ногой так, что бы он ударился об стену, и затем, на отскоке, ударивший должен через него перепрыгнуть. Перепрыгнувший бежит в конец очереди и по мячу бьет следующий игрок. И т.д. Перед перепрыгиванием допускается только одно касание мяча земли. Игрок, не сумевший перепрыгнуть мяч, набирает штрафную букву из слова "козел". Сначала «К», потом «О» и т.д. пока кто-то не соберет все буквы. Тот, кто первый собрал все штрафные буквы слова, считается «козлом».


















Вышибалы





Место проведения: спортзал, открытая площадка.

Минимальное количество игроков: 6-8.

Развивает: тактические навыки, общефизический эффект.

Ход игры. Играющие делятся на «вышибаемых» и «вышибающих». Вышибающие встают с двух сторон, а вышибаемые располагаются между ними. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться.

Игрок, которого вышибли, отходит в сторонку. Но его могут «спасти» его товарищи, если им удастся поймать мяч. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами.



















Картошка





Место проведения: спортзал, открытая площадка.

Минимальное количество игроков: 6-8.

Развивает: общефизический эффект, тактические навыки.

Ход игры. Играют волейбольным мячом. Количество играющих от 5 человек.

Водящий («картошка») садится на корточки, остальные игроки располагаются вокруг него и перебрасываются мячом, так же, как при игре в волейбол. Уронивший мяч присоединяется к картошке - картошка растет.
Игроки могут не только перебрасываться мячом, но и глушить картошку, то есть с силой ударять ладонью по мячу, стараясь попасть в сидящих. Если игрок промахивается, то присоединяется к картошке. Сидящие игроки имеют право выпрыгивать с корточек, пытаясь поймать пролетающий мяч. Если это удается, поймавший меняется местами с тем, чью передачу он перехватил.
В упрощенном варианте стоящие игроки могут отбивать мяч не сразу, е его разрешается предварительно ловить, и потом кидать партнеру.











Штандер-стоп




Место проведения: открытая площадка, двор.

Минимальное количество игроков: 5.

Развивает: ловкость, координацию, глазомер.

Ход игры. Игра популярная среди подростков XX века. Мяч подбрасывается вверх кем-то из игроков, и пока он летит, игроки разбегаются. Как только мяч пойман водящим (не важно, с лета или с отскока от земли), поймавший кричит «Штандер - стоп!» и все игроки должны замереть на месте. Затем водящий должен назвать количество шагов до того или иного игрока и подойти к нему на указанное количество. Чем точнее определяется расстояние, тем ближе ведущий оказывается к игроку.

Существует несколько разновидностей шагов, в которых велось определение расстояния. Обычные, лилипутские (делались поочередным приставлением пятки одной стопы вплотную к носку другой), и великанские (можно было делать длинный шаг-прыжок). После этого водящий старается попасть мячом в этого игрока. Если тот уворачивается (или ловит мяч) или водящий промахивается, все разбегаются еще дальше, пока водящий снова не догонит мяч и не выкрикнет «Штандер - стоп!». Если бросок удачен, то водящий меняется ролями с осаленным игроком и игра начинается опять с подбрасывания мяча.











Мяч через дом




Место проведения: площадка по обе стороны невысокой постройки.

Минимальное количество игроков: 6-8.

Развивает: общефизический эффект, тактические навыки.

Ход игры. Сельская английская игра. В игре используется легкий мяч (волейбольный). Игроки делятся на две команды и располагаются по две стороны одно этажного дома или сарая. Смысл игры поймать мяч, прилетевший со стороны соперников до того, как он коснется земли. Если это удается, поймавший идет на сторону соперников и пытается осалить кого-то из них броском мяча. В случае удачи осаленный выбывает из игры. В противном случае выбывает салящий. На каждой из сторон присутствует по одному наблюдателю из противоположной команды, следящих за соблюдением правил. Перед перебрасыванием мяча игроки обязаны предупредить об этом соперников. Однако делать это может любой игрок. Например, предупреждает стоящий с одного угла, а мяч подается с другого. Проигрывает команда, лишившаяся всех игроков.
















Стрелок




Место проведения: спортзал, открытая площадка.

Минимальное количество игроков: 6-8.

Развивает: меткость, быстроту, ловкость.

Ход игры. Башкирская игра. На земле, на расстоянии 10-15 метров друг от друга проводят две черты, между которыми чертится круг диаметром около 2м. Один из игроков выбирается на роль стрелка и с мячом в руках становиться в круге. По сигналу остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой, а стрелок старается попасть в них мячом. Как только ему это удается, он меняется с выбитым игроком ролями.



























Один в круге




Место проведения: спортзал, открытая площадка.

Минимальное количество игроков: 5.

Развивает: тактическое взаимодействие, координацию, ловкость.

Ход игры. Венгерская игра. Игровой процесс напоминает знакомые нам «собачки». Водящий становиться в центре. Остальные игроки перебрасываются мячом, стараясь, чтобы водящий его не перехватил. Если ему всё же удаётся поймать мяч, то он может бросить его в любого игрока. В кого попадёт, тот становится на место водящего.







3.4. Спортивные игры



Набивалы (чеканка)




Инвентарь: любой мяч, от теннисного до баскетбольного.

Место проведения: спортзал, открытая площадка.

Минимальное количество игроков: 2.

Развивает: координацию.

Ход игры. Для игры лучше всего по весу подходит волейбольный, который несколько легче футбольного и потому его проще контролировать. Цель игры: за несколько последовательных попыток больше других подбросить мяч ногой, не давая ему опуститься на землю. Детали правил и количества попыток могут варьироваться. Иногда разрешается подбрасывать мяч удобной ногой, коленом и даже грудью или головой, иногда «чеканить» надо строго попеременно. В самом сложном варианте мяч подбрасывается по одному разу каждой ногой, потом принимается на голову и т.д.











Игра в одни ворота




Место проведения: спортзал, открытая площадка.

Минимальное количество игроков: 5.

Развивает: тактику, командное взаимодействие, общефизический эффект.

Ход игры. Играют в нее, если под рукой нет достаточно большой площадки. Или когда мало игроков для интересной игры на большом поле. Хотя, могут играть и несколько команд. В игре, как это понятно уже из названия, используются только одни ворота, оптимальное количество игроков в одной команде 2-3 человека. На ворота ставят нейтрального игрока. Цель вратаря ловить или отбивать все мячи, летящие в его ворота, не зависимо от того, игроком какой из команд нанесен удар. Если вратарь ловит мяч, то наугад выбрасывает его в поле, стараясь не отдавать предпочтение какой-либо из команд. Существует несколько вариантов развития событий после забитого гола:

- все игроки по-прежнему остаются на поле в своих ролях и игра ведется до определенного количества мячей, забитых одной из команд;

- игрок, забивший мяч, меняется местами с прежним вратарем. Либо, как вариант, вратарем становиться один из игроков противоположной команды;

- если играют больше двух команд, то вместо проигравшей (то есть мяча не забившей), на поле выходит следующая и т.д.;

- в варианте баскетбола игра просто ведется в одно общее кольцо.






На лучшего вратаря



Место проведения: спортзал, открытая площадка.

Минимальное количество игроков: 2-3.

Развивает: координацию, реакцию.

Ход игры. Каждый игрок играет сам за себя, а сама игра заключается в серии дуэлей между вратарем и нападающим. Интерес игра представляет при количестве участников в 3-5 человек, так как вдвоем играть не очень интересно, а при большем количестве игроков приходится долго ждать своей очереди.

Один из игроков становится на ворота, а остальные по очереди пробивают ему определенное количество пенальти - ударов по неподвижному мячу с определенного расстояния. Для хоккея правильнее было бы назвать «буллитов», но так как бросок обычно производится с места, то воспользуемся футбольной терминологией.

Число пропущенных вратарем мячей суммируется и запоминается, а затем место в воротах занимает следующий игрок и т.д. Победителем считается игрок, пропустивший мячей меньше других вратарей. Как вариант: можно так же играть и «на лучшего нападающего», тогда учитываются забитые мячи и побеждает тот, у кого их больше. Можно проводить игру и объединив оба варианта.
















Пионербол




Место проведения: спортзал, открытая площадка.

Минимальное количество игроков: 6-8.

Развивает: тактические навыки, командное взаимодействие, общефизический эффект.

Ход игры. Сложно сказать, как именно родилась эта игра, но то, что она частенько входила в программу уроков физкультуры - это факт. Игра велась на волейбольной площадке, только мяч не перебрасывали касанием кисти через сетку, как в волейболе, а предварительно можно было его ловить. И потом уже перебрасывать на половину поля соперника или отдавать пас партнеру. Игроки команды, уронившие мяч, пропускали гол.






3.5. Игры на меткость


Попадание мячом в цель




На расстоянии 8-10 м. устанавливается кегля или флажок. Каждый участник команды получает право на один бросок, он должен постараться сбить мишень. После каждого броска мяч возвращается команде. Если мишень сбита, ее устанавливают на прежнее место. Побеждает команда, у которой больше точных попаданий.

- мяч не летит, а катится по земле, пущенный рукой,

- игроки пинают мяч ногой,

- игроки бросают мяч обеими руками из-за головы.




























Мяч в кольцо



Команды построены в одну колону по одному перед баскетбольными щитами на расстоянии 2 - 3 метра. За сигналом первый номер выполняет бросок мяча по кольцу, затем кладет мяч, а второй игрок тоже берет мяч и бросает его в кольцо и так далее. Выигрывает та команда, которая больше всех попала в кольцо.







3.6. Эстафеты с мячами




Эстафета с мячами



Для игры нужны волейбольные мячи по числу команд. В 6-7 шагах от линии старта перед каждой командой ставится стул. Первые номера, получив по мячу, бегут к своим стульям, становятся за ними и с этого места бросают мячи вторым номерам, после чего возвращаются и становятся в конец своей колонны. Вторые и последующие номера, поймав мяч, проделывают то же самое. Если очередной игрок мяч не поймал, он должен побежать за ним, вернуться на свое место и лишь после этого продолжать игру. Выигрывает команда, у которой мяч, обойдя всех игроков, раньше вернется к первому номеру.


















Бег с тремя мячами




На линии старта первый берет удобным образом 3 мяча (футбольный, волейбольный и баскетбольный). По сигналу бежит с ними до поворотного флажка и складывает возле него мячи. Назад он возвращается пустой. Следующий участник бежит пустым до лежащих мячей, поднимет их, возвращается с ними назад к команде и, не добегая 1м, кладет их на пол.

- вместо больших мячей можно взять 6 теннисных,

- вместо бега - прыжки.




© 2010-2022