Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы

Раздел Физкультура
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель физической культуры МАОУ СОШ №1 г. Кунгур

Надежда Рафаиловна Курочкина


Межпредметный урок физической культуры в 7 классе

"Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы"

Цель: Обеспечить условия для формирования устойчивого убеждения в необходимости физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

Образовательная

Показать влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы; отработать навыки самостоятельной работы при выполнении заданий по инструктивной карте, самоконтроля состояния организма при выполнении физической нагрузки.

Развивающая

Развить умения применять теоретические знания на практике, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия, преодолевать трудности в достижении поставленной цели.

Воспитывающая

Продолжить формирование интереса к собственному здоровью.

Тип урока: Межпредметный урок «Физкультура и биология».

Вид урока: Практическая работа.

Место проведения: спортивный зал

Время проведения: 45 минут

Оборудование: секундомер, листы самоконтроля, магнитофон и записи любая ритмичной музыки, спортивный инвентарь (гимнастические скамейки, стойки, скакалки, туристические коврики).


Ход урока

  1. Подготовительная часть (5 мин.)

  1. Построение учащихся, проверка спортивной формы,

  2. Сообщение темы урока и его задач:

Тема урока: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы".

Задачи урока:

а) Определить зависимость работы сердца от физической нагрузки;

б) Определить по пульсу степень тренированности вашего организма;

в) Сделать для себя вывод о необходимости заниматься физической культурой для сохранения и укрепления здоровья.

3. Инструктаж по выполнению практической работы.

Учитель: Для решения поставленных задач мы выполним практическую работу по определению зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.

В течение урока нагрузка будет меняться: вначале постепенно повышаться, а затем так же плавно снижаться. После каждой серии упражнений вы будете измерять свой пульс. Пульс измеряется на тыльной стороне лучезапястного сустава в течение 10 секунд. Измерения проводятся трижды, средний результат заносится в лист самоконтроля. Чтобы определить величину пульса за 1 минуту среднее значение умножается на 6, полученная величина тоже заносится в лист самоконтроля. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. По частоте пульса мы будем следить за изменением работы сердца. Сегодня вам предоставляется возможность применить знания, полученные на уроках биологии, для оценки своего физического состояния, степени тренированности организма и по желанию с помощью меня (учителя физкультуры) выбрать вид и уровень нагрузки для того, чтобы укрепить сердечно-сосудистую систему.

Лист самоконтроля

Таблица 1.

ЧСС в покое (m)

ЧСС после разминки

ЧСС после бега

ЧСС после круговой тренировки (m1)

ЧСС после восстановления

10 сек.

1 мин.

10 сек.

1 мин.

10 сек.

1 мин.

10 сек.

1 мин.

10 сек.

1 мин.

Таблица 2.

Условия опыта

Результаты

Вывод

Круговая тренировка



Результаты определяются по формуле: (m1-m) : (m•100%) = X

m1 - пульс, измеренный после максимальной нагрузки (круговой тренировки).

m - пульс в покое (используется первое значение, определённое до 1 нагрузки).

Х - увеличение пульса во время максимальной нагрузки по сравнению с величиной пульса в покое.

Вывод о тренированности организма делается на основании значения X:

выше 31% - сердце слабое, нагрузка велика и её необходимо понизить;

меньше 31% - сердце достаточно тренировано, можно постепенно повышать нагрузку.


  1. Основная часть (33 мин.) Выполнение практической работы.


  1. Учащиеся определяют величину пульса в покое. Результаты заносятся в карту самоконтроля.

  2. В течение 5 минут в игровой форме учитель проводит разминку, цель которой подготовить организм к выполнению беговой нагрузки. (ОРУ с игрой «Вызов номеров», или «Смена фронтов»)

  3. Учащиеся определяют величину пульса после разминки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается, но эти изменения незначительны.

  4. Учитель физкультуры проводит полосу препятствий:

1 круг - бег без препятствий;

2 круг - «зигзаг» (обегая стойки);

3 круг - прыжки боком двумя ногами вместе через скамейку с продвижением вперёд;

4-5 круги - «кочки» (перепрыгнуть с круга на круг, нарисованные на полу мелом);

6 круг - прыжки боком двумя ногами вместе через скамейку с продвижением вперёд;

7 круг - "зигзаг" (обегая стойки);

8 круг - бег без препятствий.

  1. Учащиеся определяют величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается по сравнению с разминкой.

  2. Учитель физкультуры проводит круговую тренировку:

Учащиеся делятся на команды по 3 человека. На каждую станцию даётся 1 минута для выполнения упражнений. После выполнения заданий команды перемещаются по кругу на следующую станцию.

Задания по станциям:

№1 - прыжки через скакалку;

№2 - отжимание от скамейки;

№3 - прыжки в длину с места;

№4 - поднимание туловища на наклонной скамейке;

№5 - удержание уголка ног на перекладине;

№6 - подтягивание на перекладине;

№7 - вис на перекладине и поднимание ног;

№8 - наклоны вперёд сидя;

№9 - приседания;

№10- стойка на лопатках.

  1. Учащиеся определяют величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются.

  2. Учитель физкультуры проводит игру на внимание, целью которой является восстановление организма после нагрузки.

Команды строятся в колонны.

По команде учителя "На месте шагом - марш!" учащиеся маршируют на месте.

По команде "Копна" учащиеся встают в круг и поднимают руки "домиком".

По команде "Тропинка" учащиеся кладут руки на плечи друг другу.

По команде "Кочки" учащиеся должны присесть на корточки.

«Невнимательная» команда зарабатывает штрафной балл.

  1. Учащиеся определяют величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются.


  1. Заключительная часть (7 мин.) Проверка выполнения практической работы, корректировка результатов.

  1. Учащиеся работают с таблицей №2, учитель выступает в роли консультанта.

  2. Учитель комментирует полученные результаты:

Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается уровень обменных процессов. С помощью гормонов надпочечников и симпатических нервов усиливается работа сердца, благодаря чему повышается кровоснабжение в работающих мышцах. Повышение эффективности работы сердечной мышцы происходит за счёт силы и частоты сокращений. Коронарные сосуды в это время также более активно наполняются кровью и снабжают мышечные волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее. Таким образом, выполняя физические упражнения, мы способствуем укреплению сердечной мышцы. Тренированное сердце за одно сокращение выбрасывает в покое 100мл, а при выполнении физической нагрузки - 300мл, нетренированное сердце - в 2 раза меньше.

Известный американский учёный Бол Уайт заметил, что «…если бы мы использовали свой ум и ноги больше, чем будильник и желудок, то меньше бы страдали от болезней сердца». Тренированное сердце - основа человеческого здоровья.

3. Перестроение класса в одну шеренгу. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: - Что нового вы узнали на уроке о своём организме?

- Будете ли вы применять эти знания для сохранения и укрепления своего здоровья?

- Для выбора нагрузки можно получить консультацию, обратившись к учителю физкультуры.

4. Домашнее задание: подготовить сообщения на тему «Влияние пагубных привычек на сердечно - сосудистую систему»

5. Организованный уход из зала.


© 2010-2022