• Преподавателю
  • Физкультура
  • Статья в сборнике «Актуальные проблемы физического воспитания и физкультурного образования в Восточной Сибири» на тему: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ С ЮНЫМИ ВОЛЕЙБОЛИСТАМИ

Статья в сборнике «Актуальные проблемы физического воспитания и физкультурного образования в Восточной Сибири» на тему: МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ С ЮНЫМИ ВОЛЕЙБОЛИСТАМИ

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

В УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ С ЮНЫМИ

ВОЛЕЙБОЛИСТАМИ

Д.Г. Шайхутдинов

Обучение двигательным действиям необходимо в любой дея-

тельности. Однако только в сфере физического воспитания и спорта

изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная

деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совер-

шенствования. В физическом воспитании и спорте обучение имеет

свою специфику, суть которой состоит в том, что основная масса нового

познается при освоении разнообразных двигательных действий, высту-

пающих в форме физических упражнений.

Теория обучения двигательным действиям опирается на систему

дидактических принципов, т.к. обучение не может обойтись без систе-

мы его организации, без сложной технологии преподавания и учения,

без взаимодействия преподавателя с обучаемыми, учащихся с учите-

лем. Педагогика регулирует обучение своими законами в виде дидак-

тических принципов, что позволяет контролировать педагогический

процесс в целом, согласовывать обучение с потребностями общества

на данном этапе его развития, определяет пути, средства, методы и ор-

ганизационные формы решения частных задач обучения. Все это гово-

124

рит о том, что педагогика (дидактика) является одним из важных эле-

ментов основы теории обучения двигательным действиям [2].

Одной из центральных проблем теории и методики спортивной

тренировки является задача совершенствования процесса обучения

эффективным двигательным действиям в условиях напряженной спор-

тивной деятельности. Особую сложность эта задача представляет в та-

ких двигательно-вариативных видах спорта как волейбол, где элемен-

тарные двигательные акты и обеспечивающие их моторные и психиче-

ские процессы являются ответными, зачастую непредсказуемыми дей-

ствиями, разнообразной пространственно-временной структуры. В тео-

рии и методике обучения двигательным действиям в спортивной прак-

тике в настоящее время уделяется недостаточно внимания содержа-

нию опережающего, развивающего обучения. Традиционная методика

обучения в волейболе в основном опирается на заучивании двигатель-

ных действий в строго регламентированных условиях, а тренировочный

процесс носит преимущественно репродуктивный характер, при кото-

ром не учитывается в должной мере личность учителя и ученика, их со-

держательное сотрудничество. Это закрепляет выполнение двигатель-

ных действий в конкретных типовых условиях и серьезно мешает их

обобщению и применению в нестандартных ситуациях.

Решение задач обучения предполагает вооружение занимаю-

щихся широким кругом знаний о современном волейболе, необходи-

мых для понимания изучаемого материала и перспектив его развития,

критическое осмысление их. Немаловажную роль здесь играет воспи-

тание у юных спортсменов стремления к постоянному развитию твор-

ческой мысли, к поискам самостоятельных решений. Значительное ме-

сто в обучении занимает не только развитие физических и моральных

качеств, но и формирование специальных умений и навыков, кото-

рыми спортсмен должен владеть в совершенстве. Занимающиеся

должны научиться, рационально пользоваться приобретаемыми навы-

ками, опираясь на знания умения. В этом суть процесса обучения [1].

Прежде чем приступать к обучению игре волейбол тренеру или

учителю физкультуры, занимающемуся этим вопросом, необходимо

понять природу волейбола, так как в данной игре много характеристик

не имеющих себе равных. Процесс обучения в волейболе направлен

на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками, на постоян-

ное их развитие и совершенствование, а также на формирование сис-

темы знаний по вопросам техники, стратегии и тактики, правил игры,

методики тренировки и т.п. Решение задач обучения предполагает

вооружение занимающихся широким кругом знаний о современном

волейболе, необходимых для понимания изучаемого материала и пер-

спектив его развития, критическое осмысление их. Немаловажную

роль здесь играет воспитание у юных спортсменов стремления к посто-

янному развитию творческой мысли, к поискам самостоятельных ре-

125

шений. Значительное место в обучении занимает не только развитие

физических и моральных качеств, но и формирование специальных

умений и навыков, которыми спортсмен должен владеть в совершен-

стве. Занимающиеся должны научиться, рационально пользоваться

приобретаемыми навыками, опираясь на знания умения. В этом суть

процесса обучения.

Коллективный характер действий игроков команд определяет

требования к их игровой организации. Владение техникой, индивиду-

альной тактикой и наличие достаточной физической подготовленности

являются условиями, лишь необходимыми для успешной игры коман-

ды, но далеко недостаточными. Помимо этого, необходимы отлажен-

ные взаимодействия и отношения между отдельными игроками внутри

звеньев, между звеньями и в команде в целом.

Особенность структуры соревновательной игровой деятельности

состоит в большом количестве (арсенале) соревновательных действий -

технических приемов и тактических действий, а также в необходимости

их выполнять многократно в процессе соревнования для достижения

спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования). В видах

спорта с единичными соревновательными упражнениями (прыжки, ме-

тания) оптимальное сочетание двух факторов - двигательного потен-

циала и рациональной структуры движения в принципе даже при одно-

кратной попытке приводит к фиксации спортивного результата (прыжка

в высоту, дальность метания). В волейболе кроме этого важнейшее зна-

чение имеют тактические действия как форма реализации технико-

физического потенциала спортсменов в специфической - игровой - со-

ревновательной деятельности.

С учетом структуры соревновательной игровой деятельности мож-

но определить круг факторов, влияющих на ее эффективность. Наибо-

лее существенными факторами являются [3, 4]:

• оснащенность спортсменов техническими приемами и такти-

ческими действиями (арсенал техники и тактики);

• «применяемость» технико-тактического арсенала (умение при-

менять в игре и соревнованиях изученные технические приемы и так-

тические действия);

• эффективность игровых действий;

• мастерство выполнения игровой функции;

• активность («агрессивность», творчество) в игре - с учетом из-

бранного тактического плана и соблюдения игровой дисциплины;

• уровень развития специальных качеств и способностей;

• морфологические признаки (в первую очередь длина тела);

• морально-волевые качества.

Таким образом, специфика игры определяет следующие основ-

ные направления методики обучения двигательным действиям в во-

126

лейболе: развитие у занимающихся способности согласовывать свои

действия с учетом направления и скорости полета мяча (дифференци-

ровка пространственно-временных отношений); развитие специальных

физических качеств, главным образом силы и быстроты сокращения

мышц, от которых зависит овладение умением точно определять мо-

мент собственного воздействия руками на мяч; развитие быстроты

сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и дру-

гих качеств, которые лежат в основе тактических способностей; овла-

дение широким арсеналом (набором) технико-тактических действий,

необходимых для успешного ведения игры.

Основным средством в обучении волейболистов являются физи-

ческие упражнения. Их определенным образом группируют по значи-

мости в процессе подготовки. Разделение упражнений в известной ме-

ре условно, однако такой подход дает возможность лучше строить учеб-

но-тренировочный процесс, из всего многообразия упражнений пра-

вильно выбрать именно те, которые в большей мере содействуют ре-

шению задач на определенном этапе подготовки [3, 5]. Отправными

моментами при группировке упражнений является структура соревно-

вательной деятельности спортсменов-волейболистов и факторы, обу-

словливающие ее эффективность.

Предлагаемая нами методика обучения двигательным действиям

в волейболе с теоретической составляющей создает представления об

эффективных двигательных действиях, а ее практическая часть интег-

рирует отдельные технические навыки. Комплекс педагогической диаг-

ностики эффективности обучения, состоящий из блоков оценки теоре-

тической подготовленности (анкетирование по вопросам об основах

технических приемов в волейболе), техники выполнения основных дви-

гательных действий в волейболе, оценки умений дифференцировать

свои двигательные действия в специальных двигательных тестах и бло-

ка тестирования уровня развития базовых физических качеств, позво-

ляет учащимся эффективно осваивать технические действия в волей-

боле.

Для обеспечения развития личности занимающихся необходимо

создавать условия, для формирования оптимального уровня мотивации

к изучению двигательных действий, умению управлять ими, выделять в

них главное и второстепенное, находить взаимосвязь между ними,

осознано и творчески, подходить к самому процессу обучения. Для вы-

полнения детьми полноценной учебной деятельности на занятиях необ-

ходимо, чтобы они постоянно решали различные учебные задачи. Это

должно сопровождаться применением разных методических приемов,

таких как, создание проблемных ситуаций, самостоятельный поиск от-

ветов на возникающие вопросы и др.

127

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев, A.B. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование:

учебное пособие / А.В. Беляев.- М.:ВФВ, 1995.- 24 с.

2. Боген, М.М. Современные теоретико-методические основы обучения двига-

тельным действиям: автореф. дис...д-ра. пед. наук /М.М. Боген.- М., 1988.- 46 с.

3. Железняк, Ю.Д., Волейбол: методическое пособие по обучению игре /

Ю.Д.Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин.- М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2005 . -

112 с.

4. Козырева, JI.B. Волейбол: учебник /Л.В. Козырева .- М.: Физкультура и спорт,

2003.- 168 с.

5. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11

классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич.- М.: Просвещение, 2008. - 253 с.__

© 2010-2022