- Преподавателю
- Физкультура
- Доклад на тему «О развитии физи ческих и духовных способностей ребенка на уроках физической культуры»
Доклад на тему «О развитии физи ческих и духовных способностей ребенка на уроках физической культуры»
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гусяков Н.М. |
Дата | 27.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Русская лапта»
О развитии физических и духовных способностей ребенка на уроках физической культуры
Система физического воспитания в школе должна создавать максимально приятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, формировать гуманистические отношения и способствовать приобретению опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Многолетняя практика преподавания убедила в необходимости пересмотреть методику проведения уроков, акцентировав внимание на использование соревновательно- игрового метода с первого по выпускной классы. Со временем в моей педагогической деятельности выработался системно-деятельностный подход к развитию физических и духовных способностей ребенка.
Для подростков характерно стремление к соревнованию. Понаблюдайте за детьми. С ранних лет в их игровой деятельности большую значимость получает фактор соперничества: в беге наперегонки, в езде на велосипедах и так далее .
Состязательная деятельность помогает максимальному проявлению физических и психических сил. Это отличная школа закалки воли и характера, воспитания бойцовских качеств, стойкости, умения не только побеждать, но и достойно проигрывать, мужественно переносить неудачи. Кроме этого позволяет совершенствовать интеллектуальные способности детей, в частности, умение выбрать правильную стратегию и тактику действий.
Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек зрения в настоящее время широкое применение соревновательно-игрового метода не только желательно, но и просто необходимо.
Учителям, ограничивающим использование этого метода из-за его якобы негативных сторон (например, возникновения чувства превосходства сильных над слабыми), можно сказать лишь одно: все определяет педагогическое мастерство учителя, грамотная методика организации занятий, основанная на знании возможностей своих подопечных. Важно всегда помнить о нравственном воспитании учащихся, о привитии им бережного отношения к товарищам.
Соревновательно-игровой метод можно реализовывать в двух вариантах. Во-первых, в элементарной форме для стимулирования интереса и активизации занимающихся, где соревнование играет подчиненную роль. Это мини- соревнования : кто самый меткий?; кто дальше ? и другие.
Во-вторых, в самостоятельной форме организации занятий, где ведущей является сама состязательная деятельность. Увеличение арсенала игр, обучение элементам организации их - дело учителя физкультуры.
Игры, которые пользуются наибольшей популярностью в нашей школе - это футбол, волейбол. Вместе с этим в школе в рамках работы по программе развития «Русская школа» собран материал по русским народным играм. Учениками и учителями при помощи старожилов села восстановлены несколько десятков русских народных игр. Ежегодно в школе проводится «Фестиваль русских народных игр», где каждый класс представляет свою игру, вовлекая остальных. Среди них много игр, направленных на развитие физических качеств. Это такие игры как «Чижик-пыжик», «Клек» и прочие. Ученики всех возрастов во внеурочное время охотно играют в эти игры.
В то же время возникла потребность в игре, которая бы была бы понятна, доступна и интересна любому возрасту, соответствовала нашему климату, не требовала бы особых условий и снаряжения. Этой игрой оказалась русская народная игра «Лапта», в которую мы играем уже много лет.
Игра многофункциональна, развивает многие физические качества ребенка: координацию, скорость, силу, ловкость, выносливость, вырабатывает волю и характер, учит умению ориентироваться в окружающей действительности, воспитывает толерантность. Обидно, что наша русская лапта вернулась к нам в последние годы как олимпийский вид спорта из-за океана «бейсболом».
К сожалению, массовое увлечение и распространение игры сдерживается отсутствием единых правил. Проводят ее по-разному. Правила, по которым мы играем в лапту, были нами адаптированы для детей именно школьного возраста. Правила учитывают особенности малокомплектной школы и являются универсальными для игры на любой открытой площадке и в спортивном зале. По этим правилам в эту игру играли еще наши предки.
Лапту проводим на площадке размером в среднем 30X 30 м. Можно играть и на площадке побольше или поменьше. Разметку площадки вы видите . Инвентарь - бита и теннисный мяч. Бита -деревянная, круглая или плоская. Но годится любая подходящая палка.
В кратком изложении суть игры состоит в следующем.
Играют две команды . Первая называется играющей командой, вторая - служащей (водящей). Капитан играющей команды назначает из ребят команды соперника игрока, накидывающего мяч, который располагается в поле в 1-1,5 м. от бьющего. Удары по мячу игроки выполняют по очереди. Бьющий берет биту и становится на линию города .Накидывающий подбрасывает мяч снизу, бьющий сильным ударом отбивает мяч в поле и, если он полетел высоко и далеко или падает на место, где нет игроков соперника, бежит на кон. Команда в поле, подобрав мяч, старается запятнать перебегающего игрока. Если ей это удается, она старается перебежать в город, так как считается теперь командой играющей. Но у команды, игрок которой был осален, есть возможность вернуть себе право находиться в городе. Для этого ей надо запятнать кого-либо из убегающих с поля игроков до того, как они пересекут линию города. Часто такое запятнание и перезапятнание затягивается: не успеет отыгравшаяся команда убежать с поля, как ее пятнают соперники, им же, в свою очередь, тоже не удается благополучно уйти в город, так как и их останавливают ловким броском мяча.
Бьющий игрок бежит на кон в том случае, если полагает, что удар получился удачным и он сумеет благополучно добежать до кона. После этого он или сразу возвращается в город (и таким образом приносит своей команде очко), или остается на кону и, чтобы сделать перебежку, ждет удачного удара по мячу товарища по команде.
Бьющий игрок, выполнивший удар неудачно или промахнувшийся, отходит в сторону. Теперь попытку прорваться на кон он совершит после удачного удара кого-то из товарищей. Иногда таких ожидающих удобного момента игроков собирается в городе много. Они могут попытаться перебежать на кон все сразу.
Игрок команды, находящейся в городе, побывавший на кону и вернувшийся неосаленным на исходную позицию, приносит своей команде (как уже сказано) очко. Перезапятнания не учитываются. Цель играющей команды - набрать как можно больше очков.
Цель служащей (находящейся в поле) команды состоит в том, чтобы поменяться местами .с играющей (располагающейся в городе) командой. Такая смена ролей происходит в следующих случаях:
а) служащая команда поймала «свечу», т. е. после удара битой мяч оказался в руках у кого-то из ее игроков до того, как он коснулся земли;
б) служащая команда запятнала перебегающего поле игрока, а команда этого игрока не сумела отыграться;
в) игрок команды, находящейся я городе, «ожегся» мячом, т. е. коснулся мяча или взял его в руки (даже если он отскочил от биты), и эта команда не смогла отыграться до того, как служащая команда забежала в город;
г) во время удара по мячу кто-то из играющих оказался сзади бьющего в «мертвой» зоне и его в этот момент «осалили» (нарушено важное условие обеспечения безопасности);
д) игрок команды, находящейся в городе, выбежал за боковую линию.
е) после удара по мячу бьющий игрок побежал с битой на кон или бросил ее в поле (бита должна быть оставлена в городе).
Каждый игрок проводит удар по мячу один раз. В случае промаха право снова быть бьющим он получает только после того, как побывает на кону и вернется обратно. При неудачном ударе игрок может бежать на кон лишь после хорошо выполненного удара товарищем по команде. Удачным считается удар битой , после которого мяч не пересек боковую линию.
Какова продолжительность игры? В первенстве нашей школы одна встреча длится 30- 35 мин.
Лапта по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры и особенно в их легкоатлетический цикл. Поэтому вот уже ряд лет я использую эту русскую игру на уроках легкой атлетики. Включаю лапту в уроки начиная с начальных классов.
Такие русские народные подвижные игры как «Охота на зайцев», «Перебежки под обстрелом» и другие являются подготовительным этапом в обучении лапте, начиная с самого раннего возраста.
В младших классах изучаем, а в средних и старших - совершенствуем технику и тактику игры. Если с младшими школьниками при обучении играем в подвижные игры с элементами лапты, то в 4-9 классах - в саму лапту .
Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют развивать различные координационные навыки. Лапта является прекрасным средством подготовки к метаниям и бегу. В упражнениях выполняется большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, все это развивает координационные способности метателя, чувство мяча.
Перебежки в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге на средние дистанции. Однако на уроках лапты школьники выполняют значительно больший объем работы, чем при обычном беге по кругу. Причем перебежки ребята выполняют в соответствии со своими индивидуальными физическими возможностями (скорость и расстояние).
Игра в лапту не требует сложного инвентаря и оборудования. Для игры достаточно иметь один мяч и биту, Но для обучения игре я использую наборы мячей и бит на каждого ученика или на пару. В зависимости от места проведения игры, возрастных особенностей учащихся я использую теннисные, резиновые мячи, воланчики.
В моей картотеке упражнений для обучения лапте есть упражнения для работы в парах, тройках, группах. Все упражнения выполняем в течение ограниченного времени (от 30 сек. до 1,5 мин.), что заставляет занимающихся работать активно, не отвлекаясь.
Большинство из упражнений можно использовать как в младших, так и в старших классах. Они будут полезны и тем и другим
Все упражнения я использую не только при обучении лапте, но и пионерболу, гандболу, баскетболу и волейболу. Каждый учитель при желании может усложнить эти упражнения или добавить свои.
Выгоды, которые сулит игра, настолько большие, что она, уверен, должна занять место в учебной программе как обязательный элемент, как ее базовый компонент. А пока такого не случилось, надо не бояться включать лапту в уроки. Время, потраченное на нее, окупится сторицей.
Соревновательно-игровой метод помогает решать задачи всестороннего развития учащихся, совершенствования двигательных умений и навыков. Эмоциональная окрашенность занятий при этом способствует возникновению у учащихся повышенной заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию физических и морально-волевых качеств, иначе говоря, вызывает у них интерес и желание заниматься физической культурой, что сегодня имеет немаловажное значение, а также создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.