Доклад на тему «О развитии физи ческих и духовных способностей ребенка на уроках физической культуры»

Доклад на тему «О развитии физи­ческих и духовных способностей ребенка на уроках физической культуры». В качестве основного представлен соревновательно-игровой метод проведения уроков с использованием русских народных игр. Подробно рассматривается русская игра лапта. Игра многофункциональна, развивает многие физические качества ребенка, в команду могут входить дети разных возрастов. Поэтому игра особенно подходит для уроков в малокомплектных классах. Представляю адаптированный вариант правил иг...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русская лапта»

О развитии физи­ческих и духовных способностей ребенка на уроках физической культуры

Система физического воспитания в школе должна создавать максимально приятные условия для раскрытия и развития не только физи­ческих, но и духовных способностей ребенка, фор­мировать гуманистические отношения и способствовать приобретению опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Многолетняя практика преподавания убедила в необходимости пересмотреть методику проведения уроков, акцентировав внимание на использование сорев­новательно- игрового метода с первого по выпускной клас­сы. Со временем в моей педагогической деятельности выработался системно-деятельностный подход к развитию физи­ческих и духовных способностей ребенка.

Для подростков характерно стремление к соревнованию. Понаблюдайте за детьми. С ранних лет в их игро­вой деятельности большую значимость получает фактор соперничества: в беге наперегонки, в езде на велосипедах и так далее .

Состязательная деятельность помогает максимальному проявлению физиче­ских и психических сил. Это отличная шко­ла закалки воли и характера, воспитания бойцовских качеств, стойкости, умения не только побеждать, но и достойно проигрывать, мужественно переносить неудачи. Кроме этого позволяет совер­шенствовать интеллектуальные способности детей, в частности, умение выбрать правильную стратегию и тактику действий.

Поэтому с оздоровительной, воспитательной и обра­зовательной точек зрения в настоящее время широкое применение соревновательно-игрового метода не только желательно, но и просто необходимо.

Учителям, ограничивающим исполь­зование этого метода из-за его якобы негативных сторон (например, возникновения чувства превосходства сильных над слабыми), можно сказать лишь одно: все определяет педагогическое мастер­ство учителя, грамотная мето­дика организации занятий, основанная на знании возможностей своих подопечных. Важно всегда помнить о нравственном воспитании учащихся, о при­витии им бережного отношения к товарищам.

Соревновательно-игровой метод можно реализовывать в двух вариантах. Во-первых, в элементарной форме для стимулирования интереса и активизации занимающихся, где сорев­нование играет подчиненную роль. Это мини- соревнования : кто самый меткий?; кто дальше ? и другие.

Во-вторых, в самостоятельной форме организации занятий, где ведущей является сама состязательная деятельность. Увеличение арсенала игр, обучение эле­ментам организации их - дело учителя физкультуры.

Игры, которые пользуются наибольшей популярностью в нашей школе - это футбол, волейбол. Вместе с этим в школе в рамках работы по программе развития «Русская школа» собран материал по русским народным играм. Учениками и учителями при помощи старожилов села восстановлены несколько десятков русских народных игр. Ежегодно в школе проводится «Фестиваль русских народных игр», где каждый класс представляет свою игру, вовлекая остальных. Среди них много игр, направленных на развитие физических качеств. Это такие игры как «Чижик-пыжик», «Клек» и прочие. Ученики всех возрастов во внеурочное время охотно играют в эти игры.

В то же время возникла потребность в игре, которая бы была бы понятна, доступна и интересна любому возрасту, соответствовала нашему климату, не требовала бы особых условий и снаряжения. Этой игрой оказалась русская народная игра «Лапта», в которую мы играем уже много лет.

Игра многофункциональна, развивает многие физические качества ребенка: координацию, скорость, силу, ловкость, выносливость, вырабатывает волю и характер, учит умению ориентироваться в окружа­ющей действительности, воспитывает толерантность. Обидно, что наша русская лапта вернулась к нам в последние годы как олимпийский вид спорта из-за океана «бейсболом».

К сожалению, массовое увлечение и распространение игры сдерживается отсутствием единых правил. Проводят ее по-разному. Правила, по которым мы играем в лапту, были нами адаптированы для детей именно школьного возраста. Правила учитывают особенности малокомплектной школы и являются универсальными для игры на любой открытой площадке и в спортивном зале. По этим правилам в эту игру играли еще наши предки.

Лапту проводим на площадке размером в среднем 30X 30 м. Можно играть и на пло­щадке побольше или поменьше. Разметку площадки вы видите . Инвентарь - бита и теннисный мяч. Бита -дере­вянная, круглая или плоская. Но годится любая подходящая палка.

В кратком изложении суть игры состоит в сле­дующем.

Играют две команды . Первая называется играющей командой, вторая - служащей (водящей). Капитан играющей команды назначает из ребят команды соперника игрока, накидывающего мяч, который располагается в поле в 1-1,5 м. от бьющего. Удары по мячу игроки выполняют по очереди. Бьющий берет биту и становится на линию города .Накидывающий подбрасывает мяч снизу, бьющий сильным ударом отбивает мяч в поле и, если он полетел высоко и далеко или падает на место, где нет игроков соперника, бежит на кон. Команда в поле, по­добрав мяч, старается запятнать перебегающего игрока. Если ей это удается, она старается пере­бежать в город, так как считается теперь командой играющей. Но у команды, игрок ко­торой был осален, есть возможность вернуть себе право находиться в городе. Для этого ей надо запятнать кого-либо из убегающих с поля игроков до того, как они пересекут линию горо­да. Часто такое запятнание и перезапятнание затягивается: не успеет отыгравшаяся команда убежать с поля, как ее пятнают соперники, им же, в свою очередь, тоже не удается благо­получно уйти в город, так как и их останав­ливают ловким броском мяча.

Бьющий игрок бежит на кон в том случае, если полагает, что удар получился удачным и он сумеет благополучно добежать до кона. После этого он или сразу возвращается в город (и таким образом приносит своей команде очко), или остается на кону и, чтобы сделать перебежку, ждет удачного удара по мячу това­рища по команде.

Бьющий игрок, выполнивший удар неудачно или промахнувшийся, отходит в сторону. Теперь попытку прорваться на кон он совершит после удачного удара кого-то из товарищей. Иногда таких ожидающих удобного момента игроков собирается в городе много. Они могут попы­таться перебежать на кон все сразу.

Игрок команды, находящейся в городе, побы­вавший на кону и вернувшийся неосаленным на исходную позицию, приносит своей команде (как уже сказано) очко. Перезапятнания не учи­тываются. Цель играющей команды - набрать как можно больше очков.

Цель служащей (находящейся в поле) команды состоит в том, чтобы поменяться местами .с играющей (располагающейся в городе) командой. Такая смена ролей происходит в следующих случаях:

а) служащая команда поймала «свечу», т. е. после удара битой мяч оказался в руках у кого-то из ее игроков до того, как он коснулся земли;

б) служащая команда запятнала перебегающего поле игрока, а команда этого игрока не сумела отыграться;

в) игрок команды, находящейся я городе, «ожегся» мячом, т. е. коснулся мяча или взял его в руки (даже если он отскочил от биты), и эта команда не смогла отыграться до того, как служащая команда забежала в город;

г) во время удара по мячу кто-то из играющих оказался сзади бьющего в «мертвой» зоне и его в этот момент «осалили» (нарушено важное условие обеспечения безопасности);

д) игрок команды, находящейся в городе, выбежал за боковую линию.

е) после удара по мячу бьющий игрок побе­жал с битой на кон или бросил ее в поле (бита должна быть оставлена в городе).

Каждый игрок проводит удар по мячу один раз. В случае промаха право снова быть бьющим он получает только после того, как побывает на кону и вернется обратно. При неудачном ударе игрок может бежать на кон лишь после хорошо выполненного удара товарищем по команде. Удачным считается удар битой , после которого мяч не пересек боковую линию.

Какова продолжительность игры? В первен­стве нашей школы одна встреча длится 30- 35 мин.

Лапта по своему игровому содержанию, беговым и мета­тельным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры и особенно в их легкоатлетический цикл. Поэтому вот уже ряд лет я использую эту русскую игру на уроках легкой атлетики. Включаю лапту в уроки начиная с начальных клас­сов.

Такие русские народные подвиж­ные игры как «Охота на зайцев», «Перебежки под обстрелом» и другие являются подготовительным этапом в обучении лапте, начиная с самого раннего возраста.

В млад­ших классах изучаем, а в средних и старших - совершенствуем технику и тактику игры. Если с младшими школьниками при обучении играем в по­движные игры с элементами лапты, то в 4-9 классах - в саму лапту .

Упражнения, исполь­зуемые при обучении лапте, позволяют развивать различные координационные навыки. Лапта является прекрасным средством подго­товки к метаниям и бегу. В упражнениях вы­полняется большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, все это разви­вает координационные способности метате­ля, чувство мяча.

Перебежки в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге на средние дистанции. Однако на уроках лапты школьники выполняют значительно больший объем работы, чем при обычном беге по кругу. Причем перебежки ребята выполняют в соответствии со своими индивидуальными физическими возможностями (скорость и расстояние).

Игра в лапту не требует сложного ин­вентаря и оборудования. Для игры доста­точно иметь один мяч и биту, Но для обучения игре я использую наборы мячей и бит на каждого ученика или на пару. В зависимости от места проведения игры, возрастных особенностей учащихся я использую теннисные, резиновые мячи, воланчики.

В моей картотеке упражнений для обучения лапте есть упражнения для работы в парах, тройках, группах. Все упражнения выполняем в течение ограниченного времени (от 30 сек. до 1,5 мин.), что заставляет занимающихся работать активно, не отвлекаясь.

Большинство из упражнений можно использовать как в млад­ших, так и в старших классах. Они будут полезны и тем и другим

Все упражнения я ис­пользую не только при обучении лапте, но и пионерболу, гандболу, баскетболу и волейболу. Каждый учитель при желании может усложнить эти упражнения или добавить свои.

Выгоды, которые су­лит игра, настолько большие, что она, уверен, должна занять место в учебной программе как обязательный элемент, как ее базовый компо­нент. А пока такого не случилось, надо не бояться включать лапту в уроки. Время, потра­ченное на нее, окупится сторицей.

Соревновательно-игровой метод помогает решать задачи всесторонне­го развития учащихся, совершенствования двигательных умений и навыков. Эмоциональ­ная окрашенность занятий при этом способствует возникновению у учащихся повышенной заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию физических и морально-волевых качеств, иначе говоря, вызывает у них интерес и желание заниматься физической культурой, что сегодня имеет немаловажное значение, а также создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.


© 2010-2022