Рабочая программа по внеурочной занятости в 4 классах Здоровей-ка

Раздел Физкультура
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по внеурочной занятости в 4 классах Здоровей-ка

Комитет по образованию г. Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»



Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено на заседании МО:

Директор школы Зам. директора по НМР Протокол №

« » августа 2015г. « » августа 2015г. от « » августа 2015г.





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружок - Здоровей-ка

на 2015-2016 учебный год

Класс: 4 А,Б,В,Г,Д

Кол-во часов в неделю: 5

Кол-во часов в году: 165


Учитель: Борисова Е.Н.



Барнаул, 2015

Программа «Здоровей-ка» разделена на 2 раздела: «Пионербол» и «Юный лыжник» (в зимнее время), поэтому каждый раздел описан по отдельности.

«ПИОНЕРБОЛ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на базовом уровне основного общего образования по физической культуре с учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примененные учебные планы для образовательных учреждении Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004г. № 1312». Приказом департамента образования ЯНАО от 17 июня 2011 № 1012 «О внесении изменений в региональный базисный план для общеобразовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом департамента образования ЯНАО от 11 мая 2006г. № 500 и на основе программы: «Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы» /В.И.Лях- М: «Просвещение», 2012/. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов /Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2012 г.

На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Программа секции «Пионербол» относится к физкультурно-спортивной направленности.

Основными направлениями деятельности учебно-спортивной работы являются:

• укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта;

• воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;

• развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;

• воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях, игровой и спортивной деятельности;

• участие в соревнованиях.

Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо-эмоциональное и социальное развитие личности.

Пионербол - это увлекательная и массовая подвижная игра. Она проста, эмоциональна и отличается высоким оздоровительным эффектом. Чтобы играть в пионербол, нужно быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью, выносливостью. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением, выявляет активизацию деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем. Игра развивает мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство, способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.

Цель - обучение техническим и тактическим приемам игры в пионербол с дальнейшим применением их в игровой деятельности.

Задачи:

1. сформировать общие представления о технике и тактике игры в пионербол, начальные навыки судейства;

2. содействовать укреплению здоровья, развитию физических качеств;

3. воспитывать моральные и волевые качества занимающихся, умение взаимодействовать в команде.

Программа курса «Пионербол» для детей 9-11 лет рассчитана на один год, 144 часа, Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в пионербол. В практической части изучаются технические приемы и тактические комбинации, а также упражнения специальной физической подготовки детей. На занятиях с учащимися целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов. Формой подведения итогов реализации программы является участие

учащихся в соревнованиях по пионерболу.

В объединение принимаются все желающие дети, прошедшие медицинский осмотр. Медицинский контроль состояния здоровья детей осуществляется каждое полугодие.

Ожидаемый результат.

По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий пионерболом, сформировать первичные навыки судейства.

Оценка практической подготовленности

по контрольным упражнениям

Технический

прием

Контрольное

упражнение


Возраст, лет


Оценка


Мальчики

Девочки

ввсокий

средний

низкий

ввсокий

средний

низкий

Подача мяча

1. Подача мяча

(из 5 попыток)


10

11

3



4

2



3

1



2

3



4

2



3

1



2

2. Подача мяча по зонам

(из 3 попыток)

10

11

-



2

-



1

-



-

-



2

-



1

-



-

Прием мяча

1.Прием мяча после подачи

(из 5 попыток)

10

11

4



5

3



3

2



2

3



4

2



2

1



1

2.Прием мяча от сетки

(из 3 попыток)

10

11

1



2

-



1

-



-

1



2

-



1

-



-

Нападающий

бросок


1.Нападающий бросок с

первой линии

(из 3 попыток)

10

11

-



2

-



1

-



-

-



2

-



1

-



-

2.Нападающий бросок со

второй линии

(из 5 попыток)

10

11

1



3

-



2

-



1

1



2

-



1

-



-

Блокирование

Блокирование нападающего

броска (из 5 попыток)

10

11

-



2

-



1

-



-

-



2

-



1

-



-

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п


Темы


Количество

часов

В том числе


Теоретич.

Практич.

I.

Основы знаний

5


Понятие о технике и тактике

игры

2

2

Правила игры в пионербол

1

1

Предупреждение травматизма

1

1

Правила соревнований

1

1

II.

Специальная физическая

подготовка

41


41

III.

Технические и тактические

приемы

112



Подача мяча

15

1

14

Передачи

10

1

9

Нападающий бросок

10

1

9

Блокирование

10

1

9

Комбинированные упражнения

21


21

Учебно-тренировочные игры

31

3

28

Судейство игр

6

3

3

Итого:

144

10

134

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая

подготовка и технико-тактические приемы.

I. Основы знаний - 5 часов

- понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма.

- основные положения правил игры в пионербол. Нарушения, жесты судей, правила соревнований

II. Специальная физическая подготовка - 41 час

Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий. По сигналу бег на 5, 10, 15 м из исходного положения: сидя, лежа на спине, на животе. Перемещения приставными шагами. Бег с остановками и изменением направления, челночный бег. Ускорения, повороты в беге. Имитация подачи, нападающих бросков, блока, передачи мяча. Подвижные игры «День и ночь», «Вызов номера», «Попробуй унеси».

Упражнения для развития качеств при приеме и передачи мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук. Опираясь о стену пальцами, отталкиваться. Упор лежа «циркуль» на руках, носки ног на месте. Передвижение на руках. Броски набивного мяча. Передачи баскетбольного мяча, волейбольного на дальность в парах, над собой, в стенку.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подачи мяча. Круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой. Броски из-за головы с максимальным прогибанием. Броски мяча через сетку на точность зоны.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке. Метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу. С места, с разбега, в прыжке, после поворота.

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании. Прыжки с подниманием рук вверх: с места, после перемещения, после поворотов. Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим. Блок одиночный, двойной.

Упражнения для развития качеств, необходимых при технике защиты Перемещения и стойки. Бег, ходьба, приставной шаг вперед, в стороны, остановки, выпады, скачки. Упражнения с мячом. Прием мяча на месте и после перемещения, в падении.

III. Технико-тактические приемы - 112 часов

1. Подача мяча - 15 часов

- техника выполнения подачи;

- прием мяча;

- подача мяча по зонам, управление подачей.

2. Передачи - 10 часов

- передачи внутри команды;

- передачи через сетку;

- передачи с места и после 2-х шагов в прыжке.

3. Нападающий бросок - 10 часов

- техника выполнения нападающего броска;

- нападающие броски с разных зон.

4. Блокирование - 10 часов

- ознакомление с техникой постановки одиночного и группового блока;

5. Комбинированные упражнения - 21 час

- подача - прием;

- подача - прием - передача;

- передача - нападающий бросок;

- нападающий бросок - блок.

6. Учебно-тренировочные игры - 31 час

- отработка навыков взаимодействия игроков на площадке;

- отработка индивидуальных действий игроков;

- отработка групповых действий игроков (страховка игрока, слабо принимающего подачу).

7. Судейство игр - 6 часов

- отработка навыков судейства школьных соревнований.

На каждом занятии осуществляется общая физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Дата

1

Основные положения правил игры в пионербол. Разметка площадки.

Стойка игрока. Содержание игры. Стойка игрока, перемещения по площадке

2

Инструктаж по технике безопасности при проведении игры.

Предупреждение травматизма. Переход.

3

Перемещение по площадке. Переход. Силовые упражнения для рук, ног,

туловища.

4

Броски мяча из-за головы двумя руками в парах, тройках. ОФП.

5

Броски мяча в парах, в стенку, через сетку.

6

Броски и ловля мяча. Перемещение приставным шагом. Игра «Вызов

номеров».

7

Броски и ловля мяча на месте и после перемещения. Бег на 5м, 10м.

8

Обучение подаче мяча, упражнения для рук. Передача в парах.

9

Подача мяча. Упражнения с набивным мячом.

10

Подача мяча. Приѐм мяча после подачи.

11

Упражнения с мячом. Подача мяча. Верхняя подача и верхняя боковая.

12

Подача мяча. Приѐм мяча после подачи на месте.

13

Подача мяча. Приѐм мяча после перемещения. Бег с остановками и

изменением направления.

14

Придание мячу обратного вращения. Передача нижняя прямая и нижняя

боковая.

15

Действия игрока после приема мяча. Упражнения на координацию.

16

Передача мяча в парах, в тройках, двумя руками. ОФП

17

Передача мяча внутри команды. Упражнения для рук, ног, туловища.

18

Передача мяча через сетку с места.

19

Передача мяча через сетку двумя руками с места прыжком

20

Передача мяча через сетку одной рукой с места прыжком

21

Закрепление стойки игрока на месте и в движении.

22

Перемещение вперѐд, назад, правым боком, левым. Силовые упражнения

для рук.

23

Чередование перемещений. Развитие координации. Игра по упрощѐнным

правилам.

24

Приѐм подачи, передача к сетке. Игра по упрощенным правилам.

25

Совершенствование техники владения мячом.

Отбивание мяча кулаком через сетку при падении на спину, на бок,

перекатом.

26

Игра по упрощенным правилам с заданиями.

27

Игра в пионербол.

28

Учебно-тренировочная игра.

29

Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивным мячом.

30

Контроль выполнения подачи мяча.

31

Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом, двусторонние игры до 15

минут

32

Обучение нападающему броску. Броски мяча из-за головы двумя руками с

активным движением кистей.

33

Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 2:3, 3:3) и

на укороченной площадке.

34

Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок.

35

Нападающий бросок через сетку с места и после двух шагов в прыжке.

ОФП.

36

Нападающий бросок с первой линии. Развитие скоростно-силовых

качеств.

37

Нападающий бросок со второй линии. Прыжки.

38

Нападающий бросок после передачи. Прыжковые упражнения.

39

Техника нападающих бросков.

Нападающий удар через сетку двумя руками в прыжке с передней линии.

40

Нападающий удар через сетку одной рукой в прыжке с передней линии.

41

Обучение блокированию.

42

Тактика игры с нападающим ударом из различных зон площадки

43

Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом, двусторонние игры до 15

минут

44

. Блокирование нападающего броска.

45

Блокирование нападающего броска. Прыжки с подниманием рук вверх с

места.

46

Блокирование нападающего броска после перемещения, поворотов.

47

Подвижные игры, эстафета с мячом и без мяча. Игровые упражнения с

прыжками, метаниями и бросками разных мячей в цель и на дальность.

48

Одиночный и двойной блок. Прыжки у сетки.

49

Упражнения у сетки в парах с нападающим и блокирующим.

50

Чередование способов перемещения, боком, лицом, спиной вперѐд.

51

Закрепление способов перемещения. Учебная игра по упрощенным

правилам.

52

Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом, двусторонние игры до 15

минут.

53

Подача мяча по зонам. Упражнения с метанием мяча в цель.

54

Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 2:3, 3:3) и

на укороченной площадке

55

Закрепление подачи мяча. ОФП.

56

Закрепление приема мяча после подачи.

57

Совершенствование техники владения мячом.

Отбивание мяча кулаком через сетку при падении на спину, на бок, перекатом.

58

Игра в пионербол с двумя мячами. Упражнения с двумя мячами.

59

Учебно-тренировочная игра. Прыжки со скакалкой

60

Учебно-тренировочная игра.

61

Тактика игры с нападающим ударом из различных зон площадки.

62

Учебно-тренировочная игра с заданиями.

63

Контроль приема мяча после подачи.

64

Приѐм подачи, передача к сетке. Взаимодействие игроков.

65

Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом, двусторонние игры до 15

минут

66

Передача через сетку в прыжке или нападающий бросок. Развитие

силовой выносливости.

67

Блокирование нападающего броска с передачи. Эстафеты.

68

Учебно-тренировочная игра. Круговая тренировка.

69

Обучение приему мяча от сетки.

70

Прием мяча после передачи в сетку.

71

Закрепление нападающего броска.

72

Закрепление нападающего броска со второй линии.

73

Закрепление приема мяча от сетки.

74

Тактика игры с нападающим ударом из различных зон площадки.

75

Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 2:3, 3:3) и

на укороченной площадке.

76

Учебные игры с заданиями.

77

Учебно-тренировочная игра.

78

Контроль техники нападающего броска со второй линии.

79

Прием мяча в падении. Передача мяча.

80

Закрепление приѐма передачи. Взаимодействие игроков.

81

Приѐм мяча с подачи. Развитие силовых способностей

82

Приѐм мяча на месте и после перемещения.

83

Подача мяча по зонам и приѐм мяча. Упражнения на развитие

выносливости.

84

Закрепление точной подачи мяча по зонам.

85

Учебная игра с заданиями.

86

Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом, двусторонние игры до 15

минут

87

Учебно-тренировочная игра. Упражнения с набивными мячами.

88

Контроль выполнения подачи мяча по зонам.

89

Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 2:3, 3:3) и

на укороченной площадке

90

Учебно-тренировочная игра.

91

Участие в школьных соревнованиях по пионерболу.

92

Участие в школьных соревнованиях по пионерболу.

93

Приѐм мяча с подачи. Закрепление технических приѐмов.

94

Формирование навыков командных действий.

95

Обучение действиям игрока в защите.

96

Закрепление приема мяча с подачи, от сетки.

97

Учебно-тренировочная игра. Упражнения на координацию.

98

Учебно-тренировочная игра.

99

Контроль выполнения приема мяча от сетки.

100

Закрепление технических приѐмов в защите. ОРУ для рук, ног, туловища.

101

Ловля мяча с падением в сторону, на спину, вперед.

102

Закрепление технических приемов в нападении

103

Подвижные игры, эстафета с мячом и без мяча. Игровые упражнения с

прыжками, метаниями и бросками разных мячей в цель и на дальность.

104

Обучение тактическим действиям при выполнении подач.

105

Ловля мяча с падением в сторону, на спину, вперед

106

Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 2:3, 3:3) и

на укороченной площадке.

107

Обучение тактическим действиям при выполнении передач.

108

Групповые тактические действия. Страховка игрока слабо принимающего

подачу.

109

Тактика игры с нападающим ударом из различных зон площадки.

110

Ловля мяча с падением в сторону, на спину, вперед.

111

Обучение командным тактическим действиям. Упражнения на

координацию.

112

Обманные действия игроков, командные действия.

113

Закрепление нападающего броска. Прыжковые упражнения.

114

Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом.

115

Закрепление нападающего броска с первой и второй линии.

116

Взаимодействие игроков второй линии и передней линии.

117

Учебно-тренировочная игра. Круговая тренировка.

118

Учебно-тренировочная игра.

119

Контроль техники нападающего броска с первой линии.

120

Закрепление блокирования нападающего броска.

121

Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом, двусторонние игры до 15

минут.

122

Закрепление одиночного и двойного блока.

123

Учебно-тренировочная игра. Челночный бег.

124

Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 2:3, 3:3) и

на укороченной площадке.

125

Учебно-тренировочная игра.

126

Контроль блокирования нападающего броска.

127

Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача (пас) партнеру,

нападающий удар.

128

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения

мячом.

129

Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом.

130

Игра с индивидуальными заданиями.

131

Правила проведения соревнований. Нарушения. Жесты судьи.

132

Взаимодействие игроков второй линии и передней линии.

133

Учебно-тренировочная игра. Упражнения на координацию.

134

Подвижные игры, эстафета с мячом и без мяча. Игровые упражнения с

прыжками, метаниями и бросками разных мячей в цель и на дальность.

135

Учебно-тренировочная игра.

136

Учебная игра с самостоятельным судейством.

137

Закрепление тактических действий при выполнении подач.

138

Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача (пас) партнеру,

нападающий удар.

139

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения

мячом.

140

Закрепление тактических действий при выполнении передач.

141

Круговая тренировка. Подвижные игры с мячом.

142

Закрепление групповых тактических действий в игре.

143

Закрепление командных тактических действий в игре.

144

Учебная игра с самостоятельным применением технико-тактических

приемов.


«ЮНЫЙ ЛЫЖНИК»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья населения.

Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность. Двигательные действия - это мощные факторы, повышающие адаптационные возможности организма, расширяющие функциональные резервы.

Одной из основных задач физического воспитания в школе, в том числе и занятий по лыжной подготовке, является формирование у учащихся двигательных навыков и умений. Двигательная деятельность весьма разнообразна. Выбор конкретных видов физических упражнений во многом зависит от склонностей каждого ребенка, его индивидуальных особенностей.

Ходьба и бег на лыжах - вид физических упражнений, которым можно заниматься с дошкольного возраста. Основанный на естественных движениях (ходьбе, беге), лыжный спорт имеет перед каждым из них значительное преимущество, так как передвижение на лыжах требует участия гораздо большего количества мышц.

Свежий воздух, большая амплитуда движений, ритмичное чередование напряжения и расслабления способствуют развитию мышечной силы, создают благоприятные условия для работы сердечно-сосудистой системы: усиливается приток крови к работающим мышцам, увеличивается их объем, возрастает сила и выносливость сердечной мышцы, реже становится ритм сердечных сокращений, что приводит к более экономичной работе сердца.

Ходьба и бег на лыжах положительно влияют на дыхательную систему. В процессе систематических занятий хорошо развивается грудная клетка, увеличивается сила дыхательных мышц и, соответственно, возрастает жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Через легкие лыжника проходит от 40 до 100 л воздуха за 1 мин, что увеличивает максимальное потребление кислорода в среднем на 1,5 - 2 л.

Передвижения на лыжах благотворно воздействуют на центральную нервную систему, корригируя двигательные координации через импульсы, поступающие от периферических

отделов зрительного, вестибулярного, проприоцептивного анализаторов. Это дает возможность лыжнику точно приспосабливать свои движения к рельефу местности и скорости, быстро заменяя одни динамические стереотипы на другие. При крутых спусках велика роль периферического зрения. Поле зрения лыжников обычно увеличено в результате повышения возбудимости периферических элементов сетчатки.

Значительная скорость при спусках с гор, резкие повороты и торможения требуют высокой чувствительности вестибулярного аппарата, а также его значительной функциональной устойчивости. Возбудимость вестибулярного аппарата обеспечивает своевременные реакции, способствующие перераспределению мышечного тонуса и сохранению правильного положения тела в пространстве. Такие разносторонние воздействия делают занятия лыжами весьма эффективными.

Активное влияние природы при занятиях лыжами оказывает сильное воздействие на эмоциональное состояние ребенка. Созерцание зимнего пейзажа, постоянная смена и изменение ландшафта, спокойные и размеренные движения умиротворяют лыжника, способствуют устранению негативных переживаний, нормализуют и стабилизируют его настроение.

Занятия лыжами имеют очень важную особенность: они проходят в холодное время года, всегда на свежем воздухе, что усиливает окислительные процессы в организме. Известно, что кислород при низкой температуре активнее взаимодействует с гемоглобином крови.

Передвижения на лыжах улучшают обмен веществ. Определенное количество энергии, поступающей с пищей, удаляется из организма вместе с теплым и влажным воздухом, предотвращая накопление излишнего жира. Кроме того, организм активно очищается от шлаков. Во время передвижения на лыжах выделительные системы особенно активизируются.

Естественность и доступность движений располагает к ходьбе и бегу на лыжах и детей младшего школьного возраста. Ими наиболее остро воспринимается чувство новизны зимнего пейзажа. Это особенно проявляется во время групповых прогулок на лыжах, которые сочетаются с играми и развлечениями. Все это делает занятия лыжами увлекательными, разнообразными, эмоциональными, всесторонне укрепляющими и закаливающими организм ребенка.

При правильной организации и методике обучения ходьбе на лыжах занятия обладают большим оздоровительным эффектом, высокой эмоциональностью, стимулируют познавательные способности, служат прекрасным средством восстановления душевных и физических сил, а также сплочению в коллективе.

Одновременно с этим на всех этапах обучения решается задача повышения их технической подготовленности. Успешное решение этой задачи возможно лишь при условии достижения высокой эффективности обучения детей, что позволяет уже в раннем возрасте заложить основы правильной техники, которые в дальнейшем явятся предпосылкой совершенствования ее в среднем и старшем школьном возрасте. В младшем школьном возрасте большая возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому освоению двигательных навыков.

Методика начального обучения технике передвижения на лыжах разработана в соответствии с особенностями растущего организма. При недостаточном еще физическом развитии современная высшая техника упрощена так, чтобы потом не приходилось переучивать, чтобы сразу закладывались такие основы техники, которые впоследствии будут все более совершенствоваться, а не будут отбрасываться, и разрушаться, как малосовершенные или устаревшие. Рассматривая передвижение на лыжах как сложный навык, обычно выделяют в нем два компонента, которые учитывают при первоначальном обучении: 1) устойчивое равновесие при скольжении на узкой опоре (лыже);
2) определенную, порой непривычную, координацию движений различных способов ходов, спусков, подъемов, поворотов, торможений. В соответствии с подобным рассмотрением техники передвижения на лыжах многие учебные пособия и программы рекомендуют придерживаться определенной последовательности в обучении, а именно: вначале научить детей устойчивому равновесию, а затем приступить к обучению попеременному двухшажному ходу и, добившись прочного его усвоения, переходить к другому лыжному ходу.

Программа рассчитана на один год обучения для учащихся 4-х классов.

Дополнительная образовательная программа «Юный лыжник» позволяет приобщить детей к регулярным занятиям лыжным спортом и физкультурой.

При создании программы учитывались все последние достижения в области теории, методики и практики проведения занятий по лыжной подготовке.

Цель программы - создать условия для развития двигательной активности обучающихся, путем во влечения их в регулярные занятия по лыжной подготовке

Задачи программы:

Учебные:

  • научить основам техники передвижения на лыжах;

  • научить умело, использовать рельеф местности при передвижении на лыжах;

  • приучать использовать полученные знания и умения для самостоятельных занятий (наука быть здоровым);

  • учить использовать в своей речи спортивную терминологию.

Развивающие:

  • развивать природный потенциал каждого ребенка;

  • развивать мотивацию и положительное отношение ребенка к занятиям;

  • развивать двигательные качества (выносливость, быстроту, ловкость, силу, координацию движений);

  • способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, внимание, настойчивость и волевые качества;

  • воспитывать сознательный интерес к занятиям национальным видом спорта;

  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Основополагающие принципы программы:


  • принцип учета реальных возможностей и условий обеспечения программы материальными, технологическими ресурсами;

  • принцип педагогики сотрудничества и единства требований (отношение к воспитанникам строится на доброжелательной и доверительной основе);

  • принципы индивидуализации и дифференциации, подбор для каждого учащегося соответствующих методов и методических приемов обучения и воспитания;

  • принцип личностно-ориентированного подхода, обращение к субъективному опыту обучающихся, т.е. к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ребенка;

  • принцип природосообразности, учитывающий возраст, а так же уровень его физической подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности;

  • принцип свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

  • принцип сознательного усвоения обучающихся учебного материала;

  • принцип систематичности, последовательности и наглядности обучения;

  • принцип комплексного подхода, позволяющий воспитывать и развивать какие-либо качества ребенка в комплексе.


Структура и содержание курса «Начальная лыжная подготовка» задаются в программе в конструкции двигательной (физкультурной) деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент); «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).


Организационно-педагогические основы обучения.

Запись в секцию осуществляется в начале учебного года при добровольном желании ребенка, имеющего медицинский допуск к занятиям, и с согласия родителей.

Периодичность в неделю - 1 раза

Количество часов в год - 21

Занятия проводятся в свободное от уроков учащихся время.

Обучающиеся могут быть отчислены в следующих случаях:

- в связи с выездом за пределы города

- по состоянию здоровья

- за поведение, угрожающее жизни и здоровью окружающих их детей.

Занятия на улице проводятся в соответствии с нормами предельных температур для данного возраста.

Безветренная погода

Ветер до 5 м/с

Ветер до 6 - 10 м/с

-15

-10

-8

В морозную погоду занятия проводятся в спортивном зале по ОФП (общей физической подготовке), с применением имитационных упражнений лыжника, выполняемых на месте и в движении, с использованием подвижных игр.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Разделы и темы программного материала

кол-во

часов

1. Основы знаний по лыжной подготовке:

2

2. Техника передвижения на лыжах:

13

2.1. Скользящий шаг

2

2.2. Попеременный двухшажный ход

2

2.3. Спуск в стойке устойчивости

2

2.4. Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»

2

2.5. Поворот переступанием на месте

1

2.6 Торможение падением

1

2.7. Непрерывное передвижение до 1,5 км

3

3. Общая физическая подготовка

3

3.1. Строевые упражнения

1

3.2. Общеразвивающие упражнения

2

4. Подвижные игры и эстафеты

2

5. Контрольные проверки и соревнования

1

Всего

21

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Основы знаний

Лыжный инвентарь. Подбор палок и лыж. Переноска лыж и палок. Надевание лыж. Строевые упражнения. Одежда и обувь для занятий на лыжах. Подготовка, смазка лыж к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям. Правила безопасности на уроках лыжной подготовки и соблюдение правил дорожного движения при переходе к месту занятий. Оказание первой помощи при травмах и обморожении. Название разучиваемых упражнений и основы правильной техники. Элементы тактики лыжных гонок. Виды лыжного спорта. История развития лыжного спорта, спортсмены-лыжники, Олимпийские чемпионы из России. Влияние занятий лыжными гонками на укрепление здоровья. Режим и питание лыжника. Выносливость. Развитие выносливости во время самостоятельных занятий.

Способы самостоятельной деятельности

Физические упражнения, их отличие от обыденных движений, связь с физическим развитием и развитием физических качеств. Характеристика основных физических качеств выносливости, силы, быстроты, гибкости, равновесия. Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья человека.

Физическое совершенствование

2. Техника передвижения на лыжах

2.1 Передвижение ступающим и скользящим шагами;

2.2. Попеременный двухшажный ход;

2.3. Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках;

2.4. Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»;

2.5. Повороты переступанием на месте;

2.6. Торможение падением. повороты переступанием;

2.7. Непрерывное передвижение до 1,5 км.

3. Общая физическая подготовка

5.1 Строевые упражнения

Построение и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в строю. Ходьба и бег в строю. Выполнение команды «Лыжи на плечо», «Лыжи под руку», «Лыжи к ноге», «На лыжи становись».

5.2. Общеразвивающие упражнения

5.2.1. Общеразвивающие гимнастические упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата рук и плечевого пояса;

5.2.2. Упражнения для развития мышц туловища;

5.2.3. Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног;

5.2.4. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.

5.2.5. Упражнения в равновесии;

5.2.6. Легкоатлетические упражнения.

5.2.7. Упражнения на лыжах для развития физических качеств:

  • координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки)

  • выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной интенсивности, повторное прохождение дистанции 20-40 метров в режиме большой интенсивности.

  • скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на дистанции до 200 метров.

4. Подвижные игры

Игры с мячом. Игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием. Игры на местности. Эстафеты встречные и круговые с преодолением препятствий.

Игры и эстафеты с включением изученных упражнений. Игры и эстафеты с метанием в цель, с прыжками, с включением элементов спортивной игры. Лично-командные игры с ориентированием на местности.

5. Контрольные проверки и соревнования


Требования к качеству освоения программного материала

В результате освоения программного материала по лыжной подготовке занимающиеся должны:

Иметь представления: о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышения физической подготовленности человека; о способах изменения направления и скорости движения; о режиме дня и личной гигиене.

Уметь: передвигаться на лыжах ступающим шагом без палок; передвигаться на лыжах скользящим шагом с движениями рук; передвижение в медленном темпе до 1000 м.

Выполнять комплексы упражнений на развитие равновесия, координации, формирования правильной осанки.

Критерии уровня физической подготовленности


Контрольные упражнения

мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Передвижение на лыжах 1км

9.00

9.30

10.45

9.30

10.00

11.45

Выполнение скользящего шага на 10-м отрезке (кол-во шагов)

7-8


9-11

12-13

8-9

10-12

13-14

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (кол-во раз)

18-20

13-17

8-12

17-19

13-16

7-12

Прыжок в длину с места (см)

143-150

128-142

119-127

136-146

118-135

108-117

Бег 30 м с высокого старта (сек.)

6.0-5.8

6.7-6.1

7.0-6.8

6.2-6.0

6.7-6.3

7.0-6.8

Бег 1000 м

Без учета времени

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный материал программы рассчитан на группу мальчиков и девочек. Занятия проводятся с учетом особенностей возраста, пола и подготовленности занимающихся.

Теоретические сведения занимающимся рекомендуется сообщать во время практических занятий, уделяя этому 5-10 мин.

Основной формой практических занятий является урок, который строится по общепринятой схеме. Для поддержания постоянного интереса к занятиям их необходимо проводить таким образом, чтобы ребята по возможности быстрее могли увидеть результаты этих занятий. С этой целью они должны быть насыщены доступными, постепенно усложняющимися упражнениями по общей и специальной физической подготовке, выполняя которые учащиеся стремились бы добиться нового конкретного результата.

Большое значение в поддержании интереса к занятиям имеют соревнования, игры и игровые задания, применяемые на протяжении всего периода обучения.

Игры и игровые задания следует проводить целенаправленно. Выбор игры, ее организация зависят от подготовленности занимающихся, их организованности и педагогических задач конкретного урока.

В соответствии с поставленными задачами занятия по лыжной подготовке делятся на вводные, учебные, контрольные и смешанные.

Вводные занятия предусматривают проведение бесед для сообщения теоретических сведений, ознакомления с задачами. Часть времени вводного занятия обязательно отводится на практические занятия на лыжах.

Учебные занятия. На занятиях такого типа в первую очередь проводится первоначальное обучение технике лыжных ходов, спусков и поворотов.

Смешанные занятия. Помимо изучения нового материала, на них совершенствуется техника передвижения на лыжах, изученная ранее. В ходе лыжной подготовки могут проводится различные варианты смешанных занятий с включением упражнений для развития скорости и выносливости в сочетании с обучением и совершенствованием техники передвижения на лыжах, приемом учебных нормативов и подведение итогов обучения.

Контрольные занятия. На занятиях этого типа принимаются установленные программой учебные нормативы. Контрольные занятия иногда проводятся в форме соревнований.

В учебной работе по лыжной подготовке и лыжному спорту используются три основных метода обучения: демонстрации, слова и упражнения (практического выполнения). Указанные методы имеют ряд разновидностей.

Методический прием - это часть целостного метода. Например, демонстрация (показ) поворота в движении из упора на лыжах - это метод, а замедленный показ только части поворота - подготовительных движений и входа в поворот - методический прием. Совокупность нескольких методов или разновидностей принято называть методикой обучения.

Метод демонстрации. При обучении способам передвижения на лыжах этот метод чаще всего применяется в виде показа всего способа в целом или отдельных его деталей. Показ способа передвижения должен быть образцовым по форме и характеру движений. В начале лучше демонстрировать способ передвижения в целом, затем, если возможно, по частям, а потом вновь в целом. Желательно продемонстрировать способ передвижения в замедленном виде.

Метод слова. При обучении технике лыжного спорта широко используются объяснение приема, действия, а также замечания и пояснения непосредственно в процессе выполнения упражнений. Метод слова применяется с целью создания у обучающихся ясного представления о форме движений, для раскрытия их характера при показе упражнения и помощи ученику в анализе и исправлении ошибок во время непосредственного выполнения способа передвижения. Учитывая особенности лыжного спорта, когда показ и объяснение часто проходят в неблагоприятных метеорологических условиях, учитель должен избегать длительных объяснений. Необходимо кратко охарактеризовать изучаемый способ для всей группы, а остальные замечания по возможности делать в процессе передвижения. Речь учителя должна быть громкой и литературно правильной. Кроме этого, необходимо использовать принятую в лыжном спорте терминологию.

Метод упражнения (практического выполнения) позволяет полученные представления о технике перенести на практическое освоение движений. Основная цель данного метода - воспитать у учащихся умения и навыки, необходимые при занятиях лыжным спортом. Этот метод имеет две взаимосвязанные разновидности - метод целостного упражнения и метод расчлененного упражнения.

Метод целостного упражнения наиболее распространен в лыжном спорте. Он с успехом может быть использован для изучения самого сложного способа передвижения на лыжах, различных ходов, поворотов в движении и т. д. С этой целью можно использовать выполнения способа передвижения в целом, но в облегченных условиях (например, одновременные ходы изучаются под уклон). В этом случае ученики могут сосредоточить все внимание на правильном выполнении движений, а не на максимальных усилиях при отталкивании.

Метод расчлененного упражнения чаще всего применяется при изучении сложных движений или упражнений (например, попеременного четырехшажного хода), а также с учениками, которые не могут сразу освоить данный способ передвижения. Пои этом методе основное внимание обращается на изучение, совершенствование и закрепление отдельных частей и элементов способа.

Сочетание методов обучения является важным фактором, повышающим качество учебного процесса по лыжной подготовке и лыжному спорту.

Для организации деятельности учащихся применяются следующие методы: фронтальный, посменный, поточный, поточно-групповой и групповой.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо наличие материально-технической базы.

Наличие спортивного зала и спортивного инвентаря (мячи, скакалки, гимнастические маты, гимнастические палки), для проведения занятий в холодную погоду, помещения лыжной базы, где хранится лыжный инвентарь в специально оборудованных стеллажах. Наличие необходимого количество комплектов исправного лыжного инвентаря (комплект включает в себя: лыжи с жестким креплением, лыжные ботинки, палки), пронумерованного и закрепленного за учащимися. Наличие набора инструментов для установки креплений и мелкого ремонта. Наличие комплекта лыжных мазей для различных температур.

Занятия проводятся в специально подготовленных местах, расположенных недалеко от школы. Имеется учебная площадка во дворе школы, предназначена для первоначального обучения технике передвижения на лыжах. Учебная лыжня готовится в овраге, проходит по пересеченной местности, служит для закрепления и совершенствования техники изученных способов передвижения.













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятия

Дата

1,2

Инструкция по ТБ. Подбор лыж, палок. История возникновения и развития лыжного спорта. Особенности применения лыжных мазей. Занятия на лыжне.

3,4

Стойка лыжника, развитие координации. Скользящий шаг.

5

Значение правильной техники хождения на лыжах для достижения высоких спортивных результатов. Попеременный двухшажный ход.

6

Общеразвивающие упражнения. Физические свойства опорно-двигательного аппарата юного лыжника. Попеременный двухшажный ход.

7

Подвижные игры и эстафеты.

8,9

Строевые упражнения. Спуск в стойке устойчивости.

10

Игра «Скользи как можно дольше». Отработка способов передвижения на лыжне.

11

Спуск в стойке устойчивости.

12

Общеразвивающие упражнения. Общие гигиенические требования к режиму дня с учётом тренировочных занятий. Отработка различных лыжных ходов.

13,14

Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой». Отработка различных лыжных ходов.

15

Поворот переступанием на месте.

16

Торможение падением. Понятие о здоровом образе жизни.

17,18, 19

Непрерывное передвижение до 1,5 км

20

Подвижные игры и эстафеты.

21

Контрольные проверки и соревнования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.С. Кузнецов., Г.А. Колодницкий. Внеурочная деятельность учащихся. Лыжная подготовка: пособие для учителей и методистов - М.: просвещение, 2014

2. Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для ИФК.- М.: физкультура и спорт, 1980.

3. Игры на лыжах: Методические рекомендации для студентов институтов физической культуры, учителей школ и тренеров ДЮСШ. - Смоленск :СГИФК, 1993.

6. Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл.: Метод. пособие. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

7. Контроль за физическими качествами: Методические рекомендации. - Смоленск: СГИФК, 1988.- 19с.





ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА

НА ЗАНЯТИЯХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ

Во время уроков возможны механические повреждения. В лыжных гонках чаще всего соревнующиеся получают ушибы, ссадины, растяжения. Травмы могут быть получены при передвижении на обледенелых склонах, на снегу, покрытом коркой, на местах, где мало снега, где есть камни, растет кустарник. Возможны обморожения лица, рук, ног. С целью предупреждения травматизма необходимо соблюдать ниже перечисленные требования.

  1. Уроки лыжной подготовки проводятся согласно расписанию.

  2. Одежда учащихся подбирается в зависимости от температуры воздуха. Лыжные ботинки должны быть свободными, мягкими, сухими, хорошо пропитаны жиром. Необходимы лыжный или трикотажный костюм с начесом, теплое нижнее белье, плавки с нашитой фланелью, ватной прокладкой в форме треугольника, лыжная шапочка или наушники, варежки-рукавицы, теплые шерстяные носки.

  1. Длина лыж должна соответствовать росту лыжника (пластиковые лыжи короче). Лыжные палки должны быть в исправности и соответствовать росту и весу лыжника (при коньковом ходе длиннее).

  2. Занятия должны проводиться организованно под руководством учителя. Передвижение к месту занятий осуществляется на лыжах или с лыжами в руках. При передвижении с лыжами в руках их несут на плече или под мышкой. Если палки отсоединены от лыж, то их несут в вертикальном положении.

При передвижении на лыжах впереди должен идти учитель, а сзади физорг (наиболее подготовленный ученик) или наоборот. Самовольный уход из строя и самостоятельное катание строго воспрещаются.

На спуск первым приходит преподаватель и предупреждает о всех неожиданностях на трассе, указывая интервал между лыжниками на спуске. Лыжные палки на всех спусках нужно держать сзади, не опуская их на снег.

Крутизна трассы должна соответствовать уровню технической подготовленности занимающихся. Спуски на средних и крутых склонах разрешается осуществлять только поочередно или на достаточном расстоянии друг от друга.

  1. При выборе трассы для тренировок, проведения соревнований, приема контрольных нормативов необходимо предусмотреть, чтобы она проходила в защищенном от ветра месте, особенно на спуске, не пересекала замерзшие водоемы, густой кустарник, шоссейные и грунтовые дороги. Ширина трассы должна быть не менее 3 м, а на поворотах и спусках не менее 5 м.

  2. Лыжникам не следует обгонять друг друга на узких дорогах и не удобных для обозрения спусках. Не следует останавливаться и стоять на трассах спуска, пересекать трассы спуска, так как это может привести к столкновению. При падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу, особую опасность при падении на спуске представляют палки, выдвинутые вперед.

  3. При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону; самое надежное торможение во время спуска «плугом» и боковым соскальзыванием.

  4. Меры предупреждения обморожений во время занятий на лыжах:

  • одежда лыжника должна соответствовать погоде;

  • при появлении первых признаков обморожения открытых частей тела следует немедленно накрыть пораженное место сухой мягкой шерстяной тканью и легкими движениями растирать до возобновления кровообращения;

  • при появлении признаков обморожения ног (пальцев) следует немедленно отправить лыжника на базу и в помещении сухой мягкой тканью растирать ноги до возобновления кровообращения;

  • нельзя допускать растирание обмороженных участков снегом на улице.

Игры на лыжах


Удержание равновесия

Для проведения этой игры на ровной площадке заранее подготавливается хорошо накатанная лыжня, на которой двумя флажками ограничивается 10-метровый отрезок.

Задача учащихся - пройти 10 м одноопорным скольжением, делая как можно меньше скользящих шагов.

Побеждает тот, кто сделал меньше шагов. Победитель определяется отдельно среди мальчиков и среди девочек.

По числу шагов на десятиметровом отрезке может оцениваться техника скользящего шага в баллах.

Общий старт

На линии старта в первой шеренге строятся мальчики, во второй - девочки.

Учитель встает на финише и подает рукой команду «Марш!». Первыми стартуют мальчики. Ученик, первым достигший финиша, объявляется победителем. Затем стартуют девочки.

В то время, пока девочки проходят дистанцию, мальчики возвращаются на исходную позицию, и наоборот. В зависимости от возраста детей длина дистанции и количество повторений может варьироваться.

В этой игре учитель может предложить ученикам проходить дистанцию любым удобным для них ходом или задать определенный ход, например тот, который изучался на данном уроке.

Переноска палок

На лыжне устанавливаются флажки по числу играющих учеников. Учащиеся строятся в две шеренги. Учитель стоит на линии финиша.

По команде «Марш!» мальчики начинают движение попеременным двухшажным ходом (или каким-либо другим, по выбору учителя) к флажкам, огибают их, оставляют около них палки и возвращаются на финиш скользящим шагом. Учитель определяет победителя среди мальчиков.

Девочки по команде «Марш!» начинают движение скользящим шагом в сторону флажков, берут палки, оставленные там мальчиками, и возвращаются на финишную линию попеременным двухшажным ходом.

Учитель объявляет победителя среди девочек.

Старт шеренгами

Перед началом игры все учащиеся строятся на старте в четыре шеренги: две шеренги образуют мальчики, две - девочки.

По сигналу учителя первая шеренга начинает быстрое движение к финишу заданным ходом. Затем поочередно дается старт остальным шеренгам.

В каждой шеренге определяются учащиеся, которые пришли на финиш первым и вторым.

В конце игры проводится совместный финальный старт мальчиков и девочек и определяется абсолютный победитель.

Быстрый лыжник

Для проведения игры необходимо подготовить отрезки лыжни длиной 60-100 м. Учащиеся разбиваются на группы по 4 человека. Каждой группе дается отдельный старт.

По результатам гонки формируются 4 новых группы: первая - из тех, кто пришел к финишу первыми, вторая - из финишировавших вторыми и т. д. Всем группам дается повторный старт, победители которого образуют группу финалистов. Гонка финалистов определяет самого быстрого лыжника на занятии.

Быстрая команда

Для проведения игры необходимо подготовить отрезки лыжни по количеству команд, которые будут участвовать в гонке. В конце каждого отрезка лыжни устанавливаются флажки.

Команды из 4-5 человек выстраиваются на линии старта в колонны по одному. По сигналу все команды начинают движение заданным ходом. Обойдя флажок, они возвращаются на исходную позицию. Побеждает команда, все участники которой раньше других закончили прохождение дистанции.

Кто меньше

На учебной площадке, где изучался коньковый ход без палок, ограничить двумя флажками участок длиной 30-40 м.

Учащиеся, передвигаясь по учебному кругу коньковым ходом, ведут счет шагов. Побеждает тот, кто прошел круг, сделав наименьшее число шагов.

Победитель определяется отдельно среди мальчиков и среди девочек.


С горы в ворота

Разделить учащихся на 3-4 команды. На длинном склоне подготовить параллельные лыжни по числу команд. На каждой лыжне поставить ворота из флажков. Команды построить в колонны по одному напротив ворот. Учащиеся, спускаясь по лыжне, проезжают ворота, стараясь их не разрушить. Побеждает та команда, игроки которой сбили наименьшее число ворот.

Встречная эстафета с переноской палок

Команды делят пополам и располагают двумя колоннами на расстоянии 60 - 100 м друг напротив друга. Первые номера каждой команды держат в руках палки. По сигналу они начинают движение заданным ходом по направлению к второй колонне своей команды, передают палки направляющему и занимают место в этой колонне. Получив палки, направляющий второй колонны начинает движение в сторону первой, колонны, передает палки игроку, стоящему во главе колонны, и остается в этой части команды. Побеждает та команда, игроки которой первыми возвратятся на места первоначального построения.

Правильно применяй ход

Для проведения игры необходимо проложить на местности с уклоном 2-3° две параллельные лыжни длиной 80 - 100 м, в конце которых устанавливаются флажки.

Учащиеся делятся на две команды. Команды выстраиваются в колонны по одному на линии старта (каждая на своей лыжне, идущей под уклон).

По сигналу по одному игроку от каждой команды начинают движение одновременным двухшажным ходом до флажка, огибают флажок и возвращаются на исходную позицию попеременным двухшажным ходом. После того, как игрок команды пересек финишную линию, стартует следующий.

Команда, финишировавшая первой, получает 20 очков, второй - 18 очков. За каждого участника команды, сделавшего ошибку в применении хода, вычитается 2 штрафных очка. Побеждает та команда, которая набрала больше очков


Командная гонка

Эту игру можно проводить на учебной площадке. Гонка проходит по кругу периметром не менее 300-400 м.

Команды по 6-8 человек стартуют по сигналу учителя с интервалом в одну минуту. Время прохождения трассы фиксируется для каждой команды по последнему участнику, завершившему гонку. Побеждает та команда, которая пройдет трассу за наименьшее время


© 2010-2022