- Преподавателю
- Физкультура
- Педагогическая концепция учителя физической культуры Мунировой Л. П
Педагогическая концепция учителя физической культуры Мунировой Л. П
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мунирова Л.П. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Педагогическая концепция
учителя физической культуры МОБУ «Башкирская гимназия»
городского округа город Агидель Республики Башкортостан
Мунировой Л. П.
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально-активной, гармонически развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при совместных усилиях школы и семьи
Безусловно, содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, трудовое, нравственное, эмоциональное и эстетическое воспитание учащихся. Первое место в решении проблемы, несмотря на свою обособленность по отношению к другим дисциплинам учебного плана, занимает физическая культура.
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность - важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья вне зависимости от возраста.
Интенсификация воспитательно-образовательного процесса и существующая его организация, основанная на преобладании статистических нагрузок, приводят к искусственному сокращению объема произвольной двигательной активности учащихся. Функциональные возможности организма ребенка
в большей степени связаны с двигательной активностью, являющейся биологической потребностью ребенка
В настоящее время 70% детей школьного возраста страдают гиподинамией, последствиями которой являются снижение работоспособности, общей реактивности организма и рост числа заболеваний, причем это не компенсируется двухразовой организацией физического воспитания. Тем самым еще больше возрастает значение физкультурных занятий, посещение спортивных кружков и секций, как важнейшей части всей программы оздоровления учащихся, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной будущей долголетней и здоровой жизни.
Физическая культура - обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обратили внимание еще великие греки-философы Сократ, Платон, Аристотель и другие, в трудах которых,
Отображалось гармоничное сочетание духовного и физического совершенства.
Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так семь частей тела (голова, шея, туловище, руки, ноги) -источник бесконечного разнообразия движений.
Оно, это разнообразие, определяет осанку, походку, в определенной мере - всю манеру поведения человека, Оно создает неповторимую индивидуальность облика, сказывается на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.
Освоение физической культуры в школе направлено на достижение следующих целей:
-
Укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
-
Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
-
Овладение школой движений;
-
Повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
-
Развитие физических качеств: силы быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических, спортивных игр, лыжной подготовки;
-
Формирование умений при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня; воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
-
Воспитание интереса к самостоятельным занятиям, физическими упражнениями, обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, осанка, частота сердечных сокращений после выполнения физических нагрузок.
-
Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости, содействие развитию психических процессов( представление, память, мышление и др.
Поскольку уроки физической культуры должны воздействовать разносторонне на организм учащихся, то строю свои уроки комплексно, придерживаясь, следующих правил:
-
Учитываю состав учащихся, их пол, физическое развитие и физическую подготовленность, т.е. применяю дифференцированный подход.
-
«Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться» - писал В. А. Сухомлинский, на уроках стараюсь не подавлять индивидуальные способности учащихся, помогая каждому ученику развиваться творчески;
-
Поддерживаю дисциплину, и применяя различные методы организации учащихся. Это обеспечивает своевременное начало урока, успешный ход, насыщенность упражнениями и играми, безопасность детей;
-
Уроки физической культуры - одно из средств нормализации двигательной активности и состояния здоровья учащихся. И осуществляю принцип оздоровительной направленности;
-
Считаю, что каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, определяя его содержание, выбор методов, средства обучения и воспитания, способов организации учащихся. Хороший урок не получится, если отсутствует взаимопонимание между учителем и учеником, что называется педагогикой сотрудничества, в основе которой лежат межличностные отношения.
-
Каждый урок должен быть для учащихся шагом вперед, рождая у них ощущение необходимости в должной мере овладеть рекомендуемыми способами движений.
-
Урок должен быть воспитывающим, организуя урок, обращаю внимание на создание творческой атмосферы, стремясь вызвать глубокие переживания учащихся. Воспитывать на уроке, как справедливо отмечал В. А. Сухомлинский, -«значит, возвышать человека, занятого трудом, формировать у каждого веру в свои силы, возможности, способности, воспитывать чувство человеческого достоинства». На каждом уроке отмечаю и поощряю учащихся, способных проявить морально-волевые качества при выполнении сложных видов движений, их старание целеустремленность
На каждом уроке решаю комплекс образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Образовательные задачи урока заключаются в обучении основным двигательным действиям (бегу, прыжкам, метанию, лазанью и.т. д.) и в развитии физических качеств. Для каждого урока задачи обучения выражаются в ознакомлении с действием; разучивание; повторение; проверка и оценивание. На каждом уроке в процессе обучения при многократном повторении развиваются такие физические качества, как: быстрота двигательной реакции; быстрота движений ногами; общая выносливость; статическое и динамическое равновесие; гибкость; ловкость; координация движений в пространстве; быстрота движений рук; сила рук; скоростные и скоростно-силовые качества.
Оздоровительные задачи. Организованная двигательная активность решает комплекс задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, и профилактику определенного круга заболеваний. Эти задачи традиционно решаются в рамках урока физической культуры, а также - в рамках секционных занятий избранным видом спорта. Кроме того, спортивная деятельность учащихся служит ключевым инструментом организации их досуга, что во многом определяет их устойчивость к социально значимым неблагоприятным влияниям окружающей среды.
Оздоровительные задачи двигательных действий и способы их решения.
№ п/п
Оздоровительная задача
Способы решения
1
Профилактика гипокинезии
Нормализация двигательного режима за счёт увеличения объема динамических физических нагрузок
2
Профилактика нарушений осанки и плоскостопия
Использование специальных комплексов упражнений, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника и мышц стопы
3
Профилактика травматизма
Обучение технике выполнения физических упражнений и правилам техники безопасности вовремя занятии физическими упражнениями
4
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний
Тренировка аэробного и анаэробного характера, направленная на повышение адаптационных возможностей систем организма
5
Профилактика простудных заболеваний
Использование в занятиях физическими упражнениями водных процедур и других компонентов закаливания
6
Основные безопасности жизнедеятельности
Обучение двигательным действиям прикладного характера, позволяющее использовать полученные знания и практический опыт в реальных жизненных ситуациях.
Воспитательные задачи:
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности; воспитание с учетом фактора развития, воспитание человека с творческими способностями, предусматривающее нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности.
На основании цели воспитательного направления, вижу необходимость решения следующих задач:
-
Воспитание моральных и волевых качеств. Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учащихся
-
Создание условий для выполнения физических упражнений на преодоление трудностей;
-
Чувство бережного отношения к своей и общественной собственности;
-
Формирование чувства прекрасного
-
Создание условий для проявления положительных эмоций
При проведении уроков стараюсь придерживаться требований моторной плотности.
-
Заранее готовлю инвентарь для общеразвивающих упражнений. Размещаю его так, чтобы дети брали предметы, проходя мимо, или разбирали путем передачи по цепочке.
-
На каждом уроке обращаю внимание детей на необходимость соблюдения норм гигиены и поддерживания правильной осанки.
-
Предлагаю учащимся теоретические знания в форме коротких бесед, вопросов и ответов, постепенно вводя такие понятия, как «режим дня», «зарядка», в старших классах «биомеханические изменения в организме» и. т. д.
Уроки провожу по строго определенной структуре, выделяя при этом вводную часть (12-15 минут), основную часть (28-30 минут) и заключительную часть (3-5 минут).
Вводную часть начинаю с построения учащихся и определения задач урока, Затем учащиеся готовятся к выполнению физических упражнений, предусмотренных планом урока. В это время осуществляется психологическая и физиологическая подготовка. Вводную часть урока в основном провожу с музыкальным сопровождением, это стимулирует и положительно настраивает учащихся.
В основной части урока решаются учебные задачи, связанные с воспитанием морально-волевых качеств личности, укреплением здоровья, развитием двигательных качеств. В начале этой части урока планирую освоение сложных двигательных действий, затем совершенствуется, закрепляется ранее пройденный материал.
Упражнения требующие проявления координации, ловкости, скоростных и скоростно-силовых, качеств, провожу в начале основной части урока, связанные с силой и выносливостью - в конце.
Нагрузки увеличиваю постепенно. В начале упражнения выполняются учащимися в медленном темпе, с той целью, чтобы ученики могли получить правильное ощущение о разучиваемом движении.
Дозировку нагрузки, временной интервал выполнения некоторых упражнений стараюсь давать не «размыто», а как можно точнее, иногда с точностью до 5 секунд. Такой подход повышает моторную плотность и эффективность урока, приучает учащихся к порядку, организованности, позволяет также выработать и укрепить силу воли, дисциплину, самоконтроль, умение разумно распределять свои силы. При проведении физических упражнений акцентирую внимание на координацию движений верхних и нижних конечностей, поскольку несогласованность действий отражается на качестве дыхания.
Большинство уроков провожу на свежем воздухе (зимой в тихую погоду при температуре не ниже -15).
В работе применяю такие способы организации учеников:
Фронтальный - при проведении общеразвивающих упражнений и а первом этапе изучения некоторых технически сложных упражнений.
Поточный метод - при выполнении таких упражнений как прыжки в длину с места, высоту, метание, лазание, преодоление полосы препятствия, а также некоторых гимнастических упражнений.
Групповой метод - при выполнении групповой тренировки.
Этапы обучения
1-й этап-ознакомление. Задача этого этапа - формирование представления о двигательных действиях. На этом этапе знакомлю учащихся с особенностями действий и их значением с помощью показа и рассказа. Демонстрирую показ техники выполнения движения и сопровождаю рассказом. Затем учащиеся выполняют сами. Между повторениями в заданиях устраиваем паузы, во время которых учащиеся сами анализируют выполнение движений.
2-й этап-разучивание. На этом этапе в основном применяю целостный способ выполнения движений. Для освоения важнейших деталей учащиеся выполняют многократные повторения, также, детально рассматриваем наглядные сюжеты.
3-4 этапы - закрепление и совершенствование, ими заканчивается освоение движений. Движения многократно повторяются в различных условиях (сложных, непривычных).
В заключительной части стараюсь создать необходимые условия для постепенного перехода от возбужденного состояния, к последующей работе на других уроках.
Уделяю большое внимание мышечному расслаблению, т.е. упражнения, требующие физического напряжения, чередую с упражнениями на релаксацию.
Завершенность, законченность урока - одно из важнейших требований к уроку.
Подводя итоги, отмечаю - достигнуты ли цели урока, довольна ли работой класса, сообщаю и мотивирую оценки учащихся за работу на уроке.
Оценивание
Физическая культура в школе - это своеобразный учебный предмет , в котором первостепенная задача-укрепление здоровья и физическое развитие детей, А разве можно ставить отрицательную оценку за здоровье и физическое развитие ? Физическую подготовленность учащихся, можно оценивать как «высокую», «среднюю», «низкую». Есть физически крепкие дети и очень слабые, есть ученики, относящиеся к основной медицинской группе и к подготовительной, специальной группе.
Кроме того, мой предмет отличается от других тем, что дети не только
болеют и пропускают уроки, но имеют еще и освобождение после болезни , порой длительное, до 3-4 недель.
Координационные способности детей от рождения неодинаковы, Одни ученики гибкие, другие не очень, одни прыгучие, обладают хорошими скоростными качествами, другие этими качествами наделены мало. Дети разные, а учить надо всех вместе, да еще мальчиков и девочек одновременно (начальное и среднее звено)
А сколько детей полных или нуждающихся в ограниченном выполнении тех или иных упражнений, связанных с различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата и другими диагнозами. Здесь и слабое зрение, и заболевание почек, сердца, органов пищеварения. Со всеми нужна индивидуальная работа.
И в связи с этим я разработала свою систему оценивания, обеспечивающую достаточно полную и всеобщую активность учащихся на уроке. Здесь применяются сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, отсутствие «двойки», снятие страха перед низкой оценкой.
Каждая оценка должна быть, прежде всего, стимулом, и обязательно вызывать положительную реакцию учащегося. Двойки вызывают отрицательные эмоции, конфликт с учителем, и считаю конфликтные ситуации надо исключать.
МОИ ЗАПОВЕДИ
-
«Следовать логике природы (педагогика должна быть естественной, использовать только естественные мыслеобразы, дающие радость и отдых: небо, горы, вода, зелень, облака, солнце и. т. д)
-
«Деление урока на три части должно быть не формальным, а по физиологической сути»
-
«Обучать младших школьников на основе театрализованного представления» (играя-оздоравливать, играя-воспитывать, играя-развивать, играя-обучать).
-
«Положительная, светлая энергия радости и удовольствия» (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями).
-
«Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции. Здоровье - это средство для самовыражения, самосовершенствования, здравотворчества, здравосозидания на протяжении всей человеческой жизни.»
-
Учиться быть мягче в движениях, тверже в позициях и решительнее и определеннее в нравственности.
6