- Преподавателю
- Физкультура
- Методический материл на тему Формирование здорового образа жизни школьников средствами туризма
Методический материл на тему Формирование здорового образа жизни школьников средствами туризма
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кашин Б.В. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТУРИЗМА
Б. В. Кашин
МКОУ СОШ с. Бурмакино Кирово-Чепецкого района Кировской области, [email protected]
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психологических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели наша школа выстраивает свою систему работы. Спортивно-оздоровительное является одним из основных направлений деятельности школы. Имеется богатый опыт урочной и внеурочной работы, хорошая материальная база. Используются различные средства физической культуры для формирования у школьников здорового образа жизни.
Значительное место в решении данной проблемы занимает туристская деятельность. Общеизвестно, что туризм несет в себе огромный социально-культурный потенциал. Это не только средство физического и прикладного воспитания: велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника. Нельзя недооценить и то, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, приключениям и романтике. Туризм - прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. Устанавливаются отношения сотрудничества, взаимопонимания, что потом переносится на школу.
Используя ресурс туризма, свою деятельность в этом направлении попытались привести в систему и выделили следующие направления: урочная деятельность, физкультурно-массовая и туристская деятельность, повышение собственного педагогического мастерства.
Урочная деятельность. Работаем по программе А. П. Матвеева. По сравнению с ранее опубликованными и ныне действующими учебными программами по физическому воспитанию данная программа (для 5-11 классов) имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, учителю физкультуры предоставляется право вводить в учебный процесс дополнительные темы и отдельные дидактические единицы, сокращать или упрощать предлагаемый в программе учебный материал. Во-вторых, программа рассчитана на проведение трех уроков в неделю.
Это позволила ввести в сетку часов уроки туризма в 5,6,7 классах. В соответствии с Базисным учебным планом из общего объема учебного времени, отводимого на физическую культуру, в данной программе 10% времени остается резервным и не
обеспечивается учебным содержанием. Выделяемые резервные часы используем для проведения уроков туризма. Данные уроки очень логично вписываются в учебный процесс, так как их проводим в начале четвертой четверти, когда идет подготовка к следующему разделу программы «легкая атлетика». На уроках туризма у ребят развиваются основные физические качества: выносливость, сила, координация, быстрота, точность выполнения унижений и, конечно, воспитываются нравственные качества. Чтобы урок был интересен ученику, стараемся применять элементы современных образовательных технологий: использование игровых методик, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая среда, система инновационной оценки «портфолио». Данные уроки позволяют повысить интерес к урокам физической культуры и положительно влияют на позитивную динамику учебных достижений.
Физкультурно-массовые туристские мероприятия. Основной целью данного направления считаем пропаганду физической культуры, активного отдыха, приобщение школьников к систематическим занятиям физкультурой, в том числе туризмом.
Работа в школе ведется планомерно. В начале года составляется план мероприятий по месяцам. Традиционными делами являются: осенние соревнования по ориентированию, конкурс на лучшее туристское путешествие, первенство школы по ТПТ, школьный турслет, летний туристский лагерь. Школьный турслет проводится в течение 12 лет. Это итоговое мероприятие, на котором подводятся итоги работы школы в туристском направлении за учебный год. В школьном турслете участвуют команды с 5 по 11 класс. Самым значимым в данном мероприятии считаем то, что в нем принимает участие вся школа (даже освобожденные ребята выступают в роли помощников судей, секретарей, фотографов и т. д.). Программа школьного турслета разнообразна, что позволяет детям попробовать свои силы в различных соревнованиях по технике пешеходного туризма, ориентировании, в исполнении туристской песни, разведении костра. На турслет приходят родители и бывшие выпускники. Количество учащихся, принимающих участие в школьных соревнованиях, постоянно увеличивается.
Летний туристский лагерь тоже является ярким моментом школьной системы туристской работы. Основная цель данного лагеря - подготовка сборной школы к районному турслету. Лагерь проводится в течение июня. Формируются две возрастные группы: младшая и старшая. В течение 10 лет мы привозим на районный турслет две возрастные команды, младшая выступает вне зачета. В этом есть важный воспитательный момент: дети пробуют свои силы, учатся не бояться трудностей. Очень многое младшая команда берет у старшей в плане организованности, целеустремленности, умения собраться в нужный момент. Работая в лагере, понимаем, как важно владеть педагогу современными образовательными технологиями в области воспитания. В своей работе используем технологию коллективной творческой деятельности, воспитание в сотрудничестве, технологию «Лидер».
Походы, экскурсии. В школе существует хорошая традиция - ходить в походы и экскурсии после окончания учебного года. Для 1-4 классов - экскурсии, 5-7 классы - однодневные походы, 8-11 - многодневные походы. Каждый класс выбирает маршрут, ставит цель. В марте на традиционной туристско-краеведческой конференции заслушиваются отчеты о походах. Учащиеся 10 класса ходят в пятидневные походы. В течение последних лет мы дважды побывали на реке Немде, изучали ландшафт и памятники природы Советского района. С интересом учащиеся выполняли краеведческие задания, исследовательские работы. Школьный музей пополнился фотоэкспозицией «На Немде». Актив физкультуры защитил проект «Туризм в мо
ей жизни» на школьной краеведческой конференции.
Очень удачно в систему туристского направления вписывается секционная работа. Основная цель данной работы: на основе склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, достигнуть более высокий уровень развития двигательных способностей, нравственных качеств; приобщить учащихся к регулярным тренировкам.
Работаем по программе «Школа туристского организатора». Это комплексная образовательная оздоровительная программа для учащихся 5-10 классов рассчитана на 5 лет обучения. Это интегративный курс, вбирающий в себя сведения из школьных дисциплин (географии, биологии, экологии, физики, математики, физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности). Включение ребенка в качественно разные роли во множестве микроколлективов (палатка, туристская и судейская группы, класс, команда на соревнованиях, советы командиров и инструкторов и т. д.) делает возможным раскрытие для него своей индивидуальности, творческого потенциала, самореализации в проявлении компетентности и лидерских качеств.
Такая целенаправленная работа дает положительные результаты. В течение 10 лет сборная школы по туризму на районных соревнованиях занимает 1 места. Дважды сборная школы становилась чемпионами областных туристских слетов. Трижды принимали участие во Всероссийских туристских слетах в г. Смоленске где заняли 5 место по поисково-спасательным работам, в г. Владимире, в г.Перми. Имеются чемпионы и призеры областных соревнований по технике пешеходного туризма.
Туризм как средство формирования здорового образа жизни школьников логично вписывается в систему работы школы по спортивно-оздоровительному направлению и благотворно влияет на развитие личности учащихся.
Литература
Родионов В. А. Физическое развитие и психическое здоровье // Человек. Культура. Здоровье. - М., 1997.
Смирнов Н. К. Три шага к науке о здоровье здоровых // Директор школы. - 1994, № 5.
Смирнов Н. К. Валеология: новая область образовательного пространства / Человек. Культура. Здоровье. - М, 1997.
Социальная педагогика / Под ред.В. А. Никитина. - М., 2000.
Столяров В. Д. Уроки здоровья. - Йошкар-Ола, 2003.
Щуркова Н. Е. Классное руководство: Игровые методики - М., 2001.