Методические рекомендации реализация предмета «Физическая культура»

Методические рекомендации по реализации предмета «Физическая культура» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.                                                             С 1 сентября 2011 в 1-х классах во всех школах России осуществляется переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО). Государственный стандарт начального общего образования предусматривает обновление общего ...
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации

по реализации предмета «Физическая культура» в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

С 1 сентября 2011 в 1-х классах во всех школах России осуществляется переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО).

Государственный стандарт начального общего образования предусматривает обновление общего физкультурного образования, отвечающего современным требованиям общества и личности и учитывающего национально-региональные особенности, специфику и исторические традиции конкретного образовательного учреждения. Стандарт представляет собой требования и нормы, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.

Физическая культура как учебная дисциплина в школе призвана в современных условиях, наряду с традиционным совершенствованием физических качеств и двигательных способностей, формированием умений и навыков использования физических упражнений для личного и общественного благополучия, способствовать становлению личности школьника и его культуры, что может быть реализовано через процесс физкультурного образования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


  • Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, организации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

Целями изучения учебного предмета «физическая культура»

являются:


  • подготовка к предстоящей жизнедеятельности, развитие основных физических качеств и расширение функциональных возможностей организма, обогащение двигательного опыта прикладно-ориентированными и жизненно важными двигательными умениями и навыками;

  • воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, овладение технологиями здоровьесберегающих систем физического воспитания и спортивной подготовки, умением их творчески использовать в коллективных и индивидуальных формах занятий в условиях активного отдыха и досуга;

  • освоение знаний о ценностях физической культуры. Создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его духовное, физическое и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни.

Основными направлениями развития физической культуры на ступени начального общего образования являются: оздоровительное и общеразвивающее.

Оздоровительное направление - ориентируется на целенаправленное укрепление здоровья обучающихся, углубленное развитие физических качеств и способностей, оптимизацию работоспособности и предупреждение заболеваемости. На ступени начального общего образования - это формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, приобщение к самостоятельным занятиям, физическим упражнениям.

Общеразвивающее направление ориентируется на расширенное и углубленное освоение обучающимися отдельных тем и разделов, действующей примерной программы начального общего образования. Для начальной школы это развивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области «Физическая культура» должна отражать:

  • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

  • овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.

В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:

  • умение организовать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

  • умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

  • умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки и отражают:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, формирова­ние ценностей многонационального российского общества;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, соци­альной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстника­ми, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпред­метные понятия и отражают:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оцени­вать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и усло­виями её реализации; определять наиболее эффективные способы до­стижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной дея­тельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведе­ние окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными поня­тиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты включают освоенный школьниками в процессе изучения данного предмета опыт деятельности по по­лучению нового знания, его преобразованию, применению и отражают:

  • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

  • овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровитель­ные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ко­ординации, гибкости);

  • взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне; характеристику при­знаков техничного исполнения;

  • выполнение технических действий из базовых видов спорта; применение их в игровой и соревновательной деятельности.

Планируемые результаты

По окончании начальной школы учащиеся должны уметь:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режи­ме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;

  • излагать факты истории развития физической культуры, харак­теризовать её роль и значение в жизни человека;

  • использовать физическую культуру как средство укрепления

  • здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;

  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверст­никам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжела­тельное и уважительное отношение при объяснении ошибок и спо­собов их устранения;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;

  • соблюдать требования техники безопасности к местам прове­дения занятий физической культурой;

  • организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;

  • выполнять простейшие акробатические и гимнастические ком­бинации на высоком качественном уровне;

  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.

Формы организации занятий по физической культуре в

начальной школе

К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся разнообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Уроки физической культуры подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

Контроль и оценка успеваемости учащихся начальных классов

Оценка успеваемости должна складываться из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося, к которым относятся: качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания, способы двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а также из количественных показателей, достигнутых в двигательных действиях. При оценке достижений учеников следует ориентироваться на индивидуальные темпы продвижения в развитии их двигательных способностей.

Место учебного предмета «Физическая культура» в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «физическая культура» как обязательный представлен на всех ступенях образования и вводится с 1 класса.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов вводится третий час физической культуры.

Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема двигательной активности обучающихся, развития их физических качеств и совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.

В письме Министерства образования и науки РСО-Алания за №723 от 15.08.2011г рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Таким образом, предмет «физическая культура» изучается в начальной школе в объеме не менее 405 ч, из них в 1 классе - 99 ч., 2- 4 класс - 102 ч. ежегодно.

Третий урок физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий и рассматривается как обязательная форма организации учебного процесса, ориентированного на образование обучающихся в области физической культуры.

При разработке содержания образования, предусмотренного на третий час физической культуры, целесообразно учитывать:

  • материально-техническую базу общеобразовательных учреждений;

  • индивидуальные способности детей: состояние здоровья, показатели их физического развития и физической подготовленности, возрастные интересы в сфере физической культуры и спорта;

  • региональные, национальные и местные особенности работы образовательного учреждения.

В соответствии с письмо Минобразования России от 31 октября 2003 года № 13 - 52 - 263/ 123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культуры» следует учитывать состояние здоровья обучающихся и производить деление их в зависимости от состояния здоровья на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую.

При организации, планировании и проведении третьего часа физической культуры общеобразовательными учреждениями рекомендуется активно использовать инновационные методики и технологии физического воспитания (интегрированные уроки, проектная деятельность) современные программы обучения, мультимедийные средства повышающие интерес к занятиям физической культурой, формирующие творческую активность и самостоятельность. В полной мере использовать школьные спортивные сооружения и спортивные площадки, оборудованные зоны рекреации и естественные природные ландшафты.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО и примерной программой по предмету «Физическая культура» разработаны рабочие программы для 1-4 классов ( А.П. Матвеев, В.И.Лях, И.А. Винер, Г.И.Погодаев), которые могут быть использованы при планировании образовательной области «Физическая культура» учителями РСО-Алания. В ходе адаптации данных рабочих программ учителю необходимо учесть особенности контингента обучающихся, их интересы и потребности в двигательной активности, национально-региональный компонент, а также обеспечение ОУ спортсооружениями, спортивным оборудованием и инвентарем.

При планировании части программы с учетом национально-регионального компонента рекомендуется использовать учебно-методическое пособие С.Г. Гагиева «Методика проведения осетинских народных игр» (Владикавказ «Ир» 1994г.) В пособии даны не только методика проведения осетинских народных игр, правила проведения соревнований по осетинским народным видам спорта, но также учтены возрастные, половые и индивидуальные особенности детей. Рекомендуемые игры распределены по годам обучения и по четвертям учебного года. Содержание игр приведено в соответствие с педагогическими требованиями, методикой физического воспитания.

Примерный перечень национальных игр для обучающихся начального звена школы:

«Слепой медведь», «Жмурки», «Гаккыриш», «Отгадай», «Бег к реке», «Журавли», «Игра в альчики», «Игра с прыжками», «Игра с речитативом», «Ветер и деревья», «Волк и овцы».

При разработке календарно-тематического планирования уроков физической культуры учителя могут ориентироваться на ниже приведенную форму, где особое внимание следует уделить описанию характеристики видов деятельности учащихся:

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

урока

Элементы содержания урока

Характеристика видов деятельности

учащихся

Домашнее задание



Осуществляя организацию, планирование и проведение уроков физической культуры с учетом внедрения третьего часа общеобразовательным учреждениям не рекомендуется:

  • сдваивать уроки физической культуры, кроме исключительных случаев, связанных с отдаленностью мест занятий от общеобразовательного учреждения (например: отдаленность спортивных комплексов, залов, спортивных площадок, стадионов и пр.);

  • заменять уроки физической культуры другими формами занятий и, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями («Спортивный час», «Час здоровья» и пр.);

  • планировать проведение уроков физической культуры в форме аудиторных занятий, резко снижающих суммарный недельный объем двигательной активности обучающихся (особенно не рекомендуется планирование таких занятий с обучающимися на ступени начального общего образования).


Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материла по физической культуре при 3-х часовых занятиях в неделю

для 1 класса

п/ п

Виды программного материла

Кол-во уч.часов на год

Учебные четверти

1

2

3

4

1

Знания о физической культуре

4

1

1

1

1

2

Способы физкультурной деятельности (самостоятельные игры и развлечения)

4

1

1

1

1

3

Физическое совершенствование

91





3.1.

Легкая атлетика

24

12



12

3.2.

Кроссовая подготовка

8

4



4

3.3.

Подвижные игры с элементами спортивных игр, народные игры.

45

9

5

25

6

3.4.

Гимнастика с элементами акробатики

14


14



ВСЕГО:

99

27

21

27

24


Литература


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2011.

  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». - М. : Просвещение, 2009.

  3. Примерные программы начального общего образования по предмету «Физическая культура». - М.: Просвещение, 2011.

  4. Матвеев А.П., Физическая культура. Рабочие программы.1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

  5. Лях В.И., Физическая культура. Рабочие программы.1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.

  6. Погадаев Г.И., Физическая культура: программа для общеобразовательных учреждений.1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2010.

  7. Гагиев С.Г. «Методика проведения осетинских народных игр». -Владикавказ «Ир» 1994г.

  8. Паршиков А.Т., Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ//«Спорт в школе» №23 (497) - декабрь, 2010.

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  10. Письмо Минобразования России от 31 октября 2003 года № 13 - 52 - 263/ 123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культуры».

  11. Письмо Министерства образования и науки РСО-Алания от 15.08.2011г. №723 . Рекомендации по составлению учебных планов общеобразовательных учреждений в 2011-2012 учебном году.



Интернет-ресурсы по физической культуре


  1. Федеральный Российский общеобразовательный портал. Новости образования. Федеральный перечень учебников для общего образования. Федеральные Государственные образовательный стандарты. Базовый информационный ресурсы для общего образования. Государственные услуги в сфере образования.

www school.edu.ru

  1. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»

fizkult-ura.ru

  1. Сайт Министерства образования и науки РФ. Стандарты второго поколения.

mon.gov.ru

  1. Сеть творческих учителей. Обмен опытом работы.

it-n. ru/board

  1. Физическая культура в специальной медицинской группе. Организация и проведение занятий по физической культуре с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья: sprinter.ru; mgym.ru

  2. Учебник и программы по физкультуре

frahtsprt. Ru


  1. Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». Статьи по проблемам теории и методики физического воспитания и спортивной подготовке, истории физической культуры и спорта, социологии спорта.

lib.sportedu.ru.


Составитель: учитель физической культуры сош №3 Майрамукова Ф.Т.

9

© 2010-2022