Методическая разработка на тему: гигиеническое обеспечение физкультуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образование Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа №27



Гигиеническое обеспечение занятий

физической культурой.





Выполнил:

учитель физической культуры Орешко.В.С.





Физические упражнения не должны вредить здоровью. То есть не должны превышать функциональные возможности организма. К развивающимся формам занятий оздоровительными физическими упражнениями относятся урок физкультуры, тренировки, самостоятельные занятия. Здесь решается одна гигиеническая задача - развитие и поддержание основных двигательных качеств на уровне возрастных и половых нормативов.

Гигиеническая характеристика подготовительной части урока. В подготовительной части занятий выполняются упражнения, которые повышают работоспособность и функциональный уровень адаптивных физиологических систем. Для правильного выполнения разминки важно понимание ее физиологических механизмов.

Простые движения вызывают выделение в полость суставов синовиальной жидкости, предохраняющий суставные хрящи от непосредственного трения и тем самым от их повреждения. Не рекомендуется начинать занятия с бега, так, как в коленях, тазобедренных суставов, голеностопных суставах, в суставах позвоночника ещё нет достаточного количества синовиальной жидкости, а при беге после полетной фазы в каждом шаге происходит приземление с довольно сильной ударной нагрузкой на суставы ног и позвоночника, поэтому перед занятиями надо выполнять простые движения для суставов ног и позвоночника ( приседание, маховые движения ног, подъемы на носки, наклоны и повороты туловища и шеи).

Увеличение кровотока в коже способствует повышению теплоотдачи и предупреждению перегревания. В процессе разминки повышается тонус нервной системы, улучшается координация движений, снижается вероятность травм и повреждений. В качестве разминки применяется бег в течении 5 - 6 минут, он способствует подготовке сердечно -сосудистой и дыхательной систем в разминку надо включить гимнастические упражнения для всех суставов, с умеренными усилиями на растяжку.

Гигиеническая характеристика основной части урока.

Гигиеническая задача основной части урока - повышение функционального состояния организма школьников и их физической подготовленности. В основной части урока должны соблюдаться общие физиолого - гигиенические принципы выполнения физических упражнений:

  1. На одном занятии целесообразно развивать несколько двигательных качеств.

  2. Физические нагрузки надо чередовать и по их направленности на развитие определенных мышечных групп.

  3. Физические нагрузки надо чередовать по их интенсивности.

Развитие нескольких двигательных качеств на одном занятии повышает их эффективность. Бег на короткие отрезки способствует развитию в основном скоростные качества. После этого надо лучше давать прыжковые упражнения, которые направлены на развитие скоростно -силовых качеств ( прыгучести) , это позволяет разнообразить занятия и переносить акцент физиологического воздействия на другие группы мышц. Длительность основной части урока 25 - 30 минут.

Гигиеническая характеристика заключительной части урока.

Это часть урока важна для восстановления минутного объема сердца после мышечной деятельности: первые 3 -5 минут остается повышенным. Надо знать, что если сразу после интенсивной физической нагрузки ( например бег ) человек останавливается, «мышечный насос» выключается и может развиваться сердечно - сосудистая недостаточность. Венозная кровь не полностью возвращается в правый желудочек, а накапливается на периферии.

Это может привести к тяжелым последствиям, вплоть до смертельного исхода. В заключительной части урока используются специальные упражнения, усиливающие восстановительный процесс на дыхание , на расслабление. Длительность заключительной части 3 -5 минут. Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания. Для детей и подростков физические упражнения служат важным элементом воспитания и подготовке к будущей самостоятельной деятельности.

Физиолого -гигенической оценки влияния физических нагрузок на организм школьника используются различные классификации. Критериями такого воздействия служит ЧСС, предельное время физической работы, потребление кислорода.

Школьникам, желательно, заниматься, когда пульс 130 -150 ударов в минуту. Работа в этой зоне способствует установлению взаимодействие сердечно - сосудистой и дыхательной систем, а также двигательного аппарата, для предупреждения переутомления школьников необходимо соблюдать - принцип соответствия физических нагрузок возрастным функциональным возможностям растущего организма.

На уроках физической культуры надо так дозировать объем и интенсивность физических нагрузок, чтобы утомление школьников не превышало легкой степени.

Гигиеническое обеспечение занятий гимнастикой.

В занятиях с оздоровительной целью гимнастика используется для развития скоростно - силовых качеств, гимнастические упражнения используются как средства общефизической подготовке во всех видах спорта. Гигиенические упражнения воздействуют главным образом на скелетные мышцы, костно -суставную систему, переферическое кровообращение. В занятиях спортивной гимнастикой, акробатикой, художественной гимнастикой развиваются такие двигательные качества, как прыгучесть, прыжковая выносливость, сила, силовая выносливость, гибкость, ловкость.

В спортивной гимнастике большая нагрузка на опорно - двигательный аппарат, особенно позвоночник, стопы, коленные суставы, поэтому в разминку надо включать наклоны, упражнения на растяжку мышц, сухожилий. Необходимо давать бега не менее 5 -7 минут в медленном темпе.

Гигиенические требования к организации занятий по легкой атлетике.

В подготовительной части занятий надо давать упражнение для опорно -двигательного аппарата, сердечно -сосудистой и дыхательной систем . С целью профилактики в утреннюю зарядку, включить обязательно упражнения для мышц стопы обязательно давать медленный бег до 7 минут.

Гигиеническое обеспечение занятий спортивными играми.

В спортивных играх требуется высокий уровень скоростно -силовых качеств, скоростных действий, прыгучести, прыжковой выносливости, хорошая зрительно-моторная координация движений. Тренировка в игровых видах спорта должна включать общефизическую подготовку, спринтерский бег, одиночные прыжки в высоту для развития прыгучести, многоскоки для прыжковой выносливости, длительный бег - для общей выносливости.

Литература:

  1. Журнал « Специалист» Просвещение Москва 2002 г

  2. Общая теория спорта Просвещение Москва автор Л,Л. Матвеев.

  3. Гигиена массового спорта Просвещение Москва автор А.П. Лаптев.

  4. Физиология человека Просвещение Москва автор Ю.И. Чусов.

  5. Журнал «Физкультура в школе» Просвещение Москва 1981г







© 2010-2022