- Преподавателю
- Физкультура
- Малоподвижный образ жизни и здоровье учеников
Малоподвижный образ жизни и здоровье учеников
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бешляга Л.Н. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Малоподвижный образ жизни и здоровье учеников»
Анннотация: В статье описаны краткие анатомо-физиологические данные развития опорно-двигательного аппарата человека в соответствии с возрастными изменениями. Конкретными примерами доказана прямая связь между малоподвижным образом жизни и возникновением заболеваний позвоночника. Приведены результаты исследования причин возникновения нарушений осанки и появления плоскостопия у учащихся данной гимназии. Описано соотношение количества заболеваний и возраста учащихся. Экспериментальным путем подтверждено, что основной профилактикой является движение, физические нагрузки и здоровый образ жизни, тогда как курение и другие вредные привычки всегда только усугубляют болезненное состояние. По результатам практического исследования сделаны выводы и рекомендации, сформулированы авторские предложения по профилактике заболеваний позвоночника и плоскостопия у школьников.
Ключевые слова: малоподвижный образ жизни, возрастные изменения позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие, критерии оценок, причины изменений, исследование, предложения по профилактике.
Среди всех известных медицине заболеваний болезни суставов и позвоночника являются едва ли не самыми распространенными. Болезни позвоночника стали вполне обычным явлением в современном мире: от них страдает практически каждый второй живущий на Земле человек.
Но оказывается, не только современному человеку известны страдания от заболеваний позвоночника. В ходе исследований палеонтологам удалось установить, что уже у Homo erectus - человека прямоходящего - были проблемы с пояснично-крестцовым отделом позвоночника. Иными словами, встав на ноги, человек сам обрек себя на боли в позвоночнике.
Самое лучшее, что придумали в современном мире от данного недуга, - это занятия спортом. Но, к сожалению, в наше время всё чаще можно слышать о таком понятии, как гиподинамия, или попросту - малоподвижный образ жизни. Распространённость гиподинамии возрастает в связи с автоматизацией и механизацией труда, с развитием процессов урбанизации, увеличением роли средств коммуникации.
Она является следствием освобождения человека от физического труда. Иногда называется «болезнью цивилизации». Особенно влияет на сердечно-сосудистую систему: ослабевает сила сокращений сердца, уменьшается трудоспособность, снижается тонус сосудов. Негативное влияние оказывается и на обмен веществ и энергии, уменьшается кровоснабжение тканей. В результате неполноценного расщепления жиров кровь становится «жирной» и лениво течёт по сосудам, а снабжение питательными веществами, кислородом уменьшается. Следствием гиподинамии могут стать ожирение и атеросклероз.
Весьма огорчает тот факт, что с каждым годом число заболеваний, которые ведёт за собой гиподинамия, растёт. Затяжная гиподинамия, уменьшая нагрузки на костный аппарат, приводит к нарушению минерального и белкового обменов. Это, в свою очередь, приводит к остеопорозу и снижению прочности всей костной ткани. Кроме этого, гиподинамия ведёт за собой некоторые другие серьёзные заболевания, чаще - позвоночника и суставов. Основной профилактикой подобных заболеваний является движение, физические нагрузки и здоровый образ жизни, тогда как курение и другие вредные привычки всегда только усугубляют состояние.
К большому сожалению врачей, часто гиподинамия и её последствия наблюдаются у школьников, которые слишком перезагружены учебными программами. Одни не имеют времени на спортивные занятия, а многим, к сожалению, просто лень уделить несколько минут в день физическим упражнениям.
Но вернемся к сказанному выше о том, что человек - существо прямоходящее. Его скелет состоит из позвоночника и костей. Позвоночник - это остов человеческого тела, являющийся опорой для скелетных мышц и главным связующим звеном между центральной нервной системой и внутренними органами. На протяжении всей жизни человека позвонки подвергаются дегенеративным изменениям. Уже к 50 годам у многих людей они становятся заметными, поэтому не случайно в народе бытует поговорка, что возраст человека определяется состоянием его позвоночника. И вряд ли можно найти человека старше 60 лет, который бы не страдал остеохондрозом, радикулитом или артритом.
У новорожденных детей позвоночник выпрямлен, не имеет физиологических изгибов. К 3 - 4 годам появляется более или менее характерная конфигурация позвоночника. Постоянство шейной кривизны устанавливается к 7 годам, поясничной - лишь к 12 годам, к этому же возрасту кости скелета уже не отличаются от костей взрослого человека.
У детей дошкольного возраста в скелете преобладает хрящевая ткань, поэтому много ходить, бегать, сидеть в одной и той же позе не стоит. Это приводит к сутулости, кифозу, лордозу или плоскостопию.
По моим наблюдениям, наиболее распространённые болезни позвоночника - это нарушение осанки, сколиоз и плоскостопие*. И непосредственной причиной этих нарушений является гиподинамия. Кроме того, наиболее частыми причинами возникновения нарушений осанки являются:
-
несоблюдение гигиенических норм письма;
-
пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный двигательный режим и многое другое.
В результате наблюдений за учениками 1 - 4 классов по трем показателям: нарушение осанки, сколиоз и плоскостопие - выяснилось, что с возрастом процент заболевания увеличивается. Заметим, что в начальных классах проводится регулярный медицинский осмотр и благодаря своевременному вмешательству врачей многих нежелательных последствий удается избежать. Тем не менее, уже в параллели 5 - ых классов наиболее ярко выражены все заболевания позвоночника, напрямую связанные со школьным режимом. Среди самых распространенных причин развития описанных болезней позвоночника по-прежнему - гиподинамия и наследственность.
На мой взгляд, на занятиях физической культурой школьники должны усвоить, что здоровый, гибкий позвоночник и легкие подвижные суставы - залог долгой и счастливой активной жизни и поэтому своевременная забота по их сохранности и работоспособности станет гарантией достижения хорошего результата.
Для профилактики заболеваний позвоночника нужно совсем немного. Я считаю, что решение проблемы всегда начинается с осознания. И для того чтобы помочь ребятам понять и предоставить им наглядные доказательства, я разработала специальные брошюры под девизом «Помоги себе сам». Кроме того, я распространила социальную рекламу с лозунгом «Быть здоровым - это модно»:
-
Каждому из учеников, имеющему нарушение осанки или сколиоз я предложила вклеить еще и в дневник ЛИСТОК-НАПОМИНАНИЕ «Сиди правильно!» Так, у него постоянно будет зрительное представление его будущего - красивая ровная осанка.
-
На одной из перемен я со своими помощниками предлагаю этим ребятам выполнить следующее:
а) 1 минуту постоять возле стены, плотно прижавшись затылком, лопатками и ягодицами;
б) 1 минуту подержать под мышками гимнастическую палку;
в) в теплое время года проводить активные игры на свежем воздухе во время большой перемены.
-
Дома, при подготовке домашнего задания, я рекомендую им тоже выполнять эти упражнения. Но, как известно, младшие школьники не всегда осознают серьезность последствий такого заболевания или просто забывают делать эти упражнения.
-
Чтобы закрепить результат, родителям предлагаю следующее:
Взять широкую и длинную резинку, которая используется для тренировки пловцов. Эта резинка привязывается к стулу ученика так, чтобы он, сидя за столом, надевал резинку на свои плечи, будто это лямки от ранца. Таким образом, эти лямки будут мешать ученику наклоняться низко, а следовательно, поддерживать его спину.
Профилактика плоскостопия.
И для ребят, страдающих плоскостопием, я разработала специальные брошюры, в которых представлены упражнения, полезные при заболеваниях стопы:
1. в школе, на переменке, снять обувь, и пальцами ног удерживать небольшой предмет (мячик) в течение 1 минуты;
2. по моей просьбе учителя начальных классов во время физкультминутки используют упражнения для стопы:
1. попеременное сгибание и разгибание стоп сидя;
2. вращение стоп;
3. попеременное положение тела - на пальцах и на пятках;
4. ходьба только на пальцах;
5. ходьба по гимнастической палке;
6. полуприседания на пальцах;
7. приседание на гимнастической палке.
Итак, позвоночник - ключ к здоровью. Человек молод настолько, насколько молод и гибок его позвоночник. Но если не упражнять его, он преждевременно стареет. Не давайте же ему состариться!
* Различают четыре вида нарушения осанки: кифотическая, сутулость, лордотическая, плоская спина. Сколиоз - это боковое искривление позвоночника. Сколиоз бывает трех степеней. Плоскостопие - это уплощение сводов стопы и полная потеря всех её рессорных (амортизирующих) функций.
4