• Преподавателю
  • Физкультура
  • Методическая разработка интегрированного урока физической культуры и валеологии в 1 классе по теме: Система расслабляющих упражнений

Методическая разработка интегрированного урока физической культуры и валеологии в 1 классе по теме: Система расслабляющих упражнений

Раздел Физкультура
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

XI Всероссийская акция

«Спорт-альтернатива пагубным привычкам»

Номинация «Здоровьесберегающие технологии»

Методическая разработка интегрированного урока физической культуры и валеологии в 1 классе по теме: Система расслабляющих упражнений

Мельникова Людмила Юрьевна,

учитель физической культуры

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №10 «Образовательный центр «ЛИК»

городского округа Отрадный Самарской области









Отрадный

2015

Введение

Одной из центральных проблем современной системы общего образования является реализация образовательных стандартов без потерь здоровья субъектов образовательного процесса. Попытки модернизации образования на основе «здоровьесберегающих технологий» пока еще не имеют должного научного базиса, а сам термин «технологии» чаще используется в медицинской, а не педагогической интерпретации.

Уже в начале XX столетия стало очевидно, что сложная проблема обеспечения здоровья подрастающего поколения не может быть решена в системе образования ни только медицинскими, ни только педагогическими или психологическими средствами. Не случайно в 80-х годах XX столетия возникла потребность в создании новой науки - валеологии. Валеология - это наука о путях и способах формирования, сохранения и укрепления индивидуального здоровья человека.

Наиболее распространенным заблуждением, как педагогов, так и представителей администраций и правительств разных уровней в вопросе «здоровьесберегающих» мер остается упование только на спорт или, в крайнем случай, только на массовую физическую культуру. Упускается такой важный момент физического воспитания, как обучение самостоятельной работе по формированию необходимых качеств.

В отличии от многих западных концепций здорового образа жизни, направленных только на устранение факторов риска и создание «моды на здоровье», наши усилия должны быть направлены в первую очередь на формирование культуры здоровья. Для того, чтобы здоровый образ жизни стал не неким общественным эталоном, а осознанной индивидуальной потребностью, необходимо достижение уровня «функциональной грамотности» в сфере созидания собственного здоровья. На основе осознания ответственности за свое здоровье и устойчивой мотивации ЗОЖ ребенок должен усвоить минимум правил, соответствующих его индивидуальным особенностям и возможностям с соблюдением принципа «Не навреди!»

Создание среды, способствующей здоровому образу жизни и формированию здоровья, - это не только соблюдение СанПиН, ограничение объема умственной нагрузки или профилактика вредных привычек, но и создание условий для поиска оптимальных форм, методов и интенсивности воспитательной работы с использованием творческой активности учащихся.

Вашему вниманию предложены две разработки интегрированных уроков физкультуры и валеологии:

  1. Система расслабляющих упражнений для детей 6-8 лет;

В методической разработке интегрированного урока предложена система расслабляющих упражнений для детей 6-8 лет. Эта система помогает снять напряжение с нервной системы ребенка, успокоить и расслабить его, чтобы на занятиях улучшить его работоспособность, настроить на предстоящую работу.

Большинству детей младшего школьного возраста свойственны нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность - важное условие для естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.

Данная система упражнений может быть показана на открытом уроке родителям учащихся, учителям предметникам для их дальнейшего применения на уроках во время физкультминуток, физкультпауз, дома во время выполнении домашних заданий совместно с родителями и самостоятельно.

  1. Тренинговое занятие по формированию навыка саморегуляции для учащихся 9 класса.

Данный урок - это логическое продолжение первого урока, только в более старшем школьном возрасте. Жизнь подростка изобилует стрессогенными ситуациями, поэтому важным условием сохранения и укрепления здоровья подростка выступает его умение своевременно «сбрасывать напряжение», «снимать внутренние зажимы», расслабляться. Достигнуть необходимого уровня спокойствия в стрессовой ситуации, не теряя при этом концентрации внимания, можно с помощью различных методик, применяя их в отдельности друг от друга или в комплексе. На нашем уроке мы будем применять мышечную релаксацию и упражнения на визуализацию, дыхательные упражнения.

На подобных уроках умышленно не используются ИКТ и ЭОР, так как в процессе занятий все внимание ребенка обращено внутрь себя: на свои чувства, эмоции, состояние. Происходит огромная внутренняя творческая работа по формированию навыка саморегуляции в стрессовых ситуациях. Основная цель - дать ключ к анализу и коррекции собственного образа жизни, формирование понимания здорового образа жизни.

















Методическая разработка интегрированного урока физической культуры и валеологии в 1 классе

по теме: «Система расслабляющих упражнений»



Автор

Мельникова Людмила Юрьевна

ГБОУ СОШ №10 ОЦ «ЛИК»

г.о. Отрадный

Отрадный

2015

Мельникова Л.Ю.

Интегрированный урок физической культуры и валеологии в 1 классе

по теме: «Система расслабляющих упражнений»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

деятельностные - формирование у обучающихся умений выполнять предложенные упражнения на мышечное расслабление;

содержательные - закрепить умение выполнять упражнения на мышечное расслабление; с их помощью снимать эмоциональное напряжение после и в процессе стрессовых ситуаций, улучшение работоспособности учащихся

Планируемые результаты:

предметные - формирование представлений о значении физических упражнений для укрепления здоровья человека, о их позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

личностные - владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазание и др.) различными способами и в различных ситуациях;

регулятивные - формирование умения владеть основами саморегуляции, снимать эмоциональное напряжение при стрессовых ситуациях учебной деятельности, способствовать мышечной и эмоциональной раскованности;

познавательные - понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни;

коммуникативные - формирование умения учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Тема урока: «Система расслабляющих упражнений»

Цель урока: научиться выполнять упражнения для расслабления мышц по контрасту с напряжением

Задачи:

  1. знакомство с системой расслабляющих упражнений для детей 6-8 лет.

  2. выполнение упражнений для расслабления рук, ног, корпуса, живота, шеи, речевого аппарата.

  3. знакомство с игрой на общее мышечное и эмоциональное расслабление «Волшебный сон».

Инвентарь: маты гимнастические, мягкие стулья со спинками.

Ход урока

  1. Мотивация к деятельности

Деятельность учителя: организует беседу, задает вопрос.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок физкультуры. Мы будем заниматься физкультурой - бегать, прыгать, играть, а затем я вас научу очень интересным и важным для вашего здоровья упражнениям на мышечное расслабление. Мы будем учиться напрягать и расслаблять свои мышцы, изображая оленей, кораблик, шарик... Хотите научиться?

Деятельность учащихся: слушают, отвечают на вопрос, вступают в диалог.

  1. Постановка учебной задачи

Деятельность учителя: ставит учебную задачу.

Деятельность учащихся: осуществляют осознанный выбор деятельности

Цель урока - научиться выполнять упражнения для расслабления мышц рук, ног, корпуса, живота, шеи, речевого аппарата по контрасту с напряжением.

Задачи:

1.знакомство с системой расслабляющих упражнений для детей 6-8 лет.

2.выполнение упражнений для расслабления рук, ног, корпуса, живота, шеи, речевого аппарата.

3.знакомство с игрой на общее мышечное и эмоциональное расслабление «Волшебный сон».

3. Осмысление изучаемого материала, закрепление нового знания

Деятельность учителя: проводит вводную часть урока в виде зарядки

Деятельность учащихся: выполняют физические упражнения под стихотворные речитативы учителя

  1. -Мы любим делать все зарядку

Чтобы расти и не болеть.

Мы повторим все по порядку

Нам стоит только захотеть.

( дети идут по кругу)

-Раз, два, три (прыжки на двух ногах).

Ну-ка, повтори (ходьба).

-Раз, два, три (прыжки на двух ногах).

Ну-ка, повтори (ходьба).

Не хватает слов (прыжки),

Повтори-ка вновь (ходьба). (2 раза)



  1. -Сейчас мы птички, а не дети-

Свободно можем мы лететь.

Мы вам покажем все на свете,

Нам стоит только захотеть.

(легкий бег)

Чик-чири! Ну-ка, повтори! (2-4 раза)

(взмахи руками вверх-вниз)

Не хватает слов, повтори-ка вновь.

(Наклоны, руки назад, голова вперед - 4 раза)



  1. -Вот кошка села на окошко

И стала лапки свои мыть,

А мы, ка будто бы котята,

Её движенья можем повторить.

(Дети выполняют «пружинки»)

Раз, два, три.

Ну-ка, повтори.

(Поглаживающие движения рук правой левую, левой-правую 2-4 раза)

Не хватает слов,

Повтори-ка вновь.

(Руки накрест, похлопывание по плечам)



  1. -В лесу медведь голодный бродит,

Он хочет меду раздобыть.

А мы, как будто медвежата, его движенья можем повторить.

(Имитация движения «Как ходит медведь»)

Раз, два, три.

Ну-ка, повтори.

(Ходьба на четвереньках по матам)

Не хватает слов,

Повтори-ка вновь.

5. Вот мышка в норку забежала,

Хвостом боится шевелить, она от кошки убежала,

Её движенья можем повторить.

(Сидя на матах, обхватив колени, поворот головы вправо, влево)

Раз, два, три.

Ну-ка, повтори.

(Можно пропищать)

Не хватает слов,

Повтори-ка вновь.

6. По веткам обезьяны скачут,

Как хорошо им в джунглях жить,

А мы, ребята-первоклашки,

Движенья их мы можем повторить.

(Подпрыгивания с плавными движениями рук вверх-вниз)

Раз, два, три.

Ну-ка, повтори.

Не хватает слов,

Повтори-ка вновь.

(Попеременные прыжки, чередуя ноги и руки вверх, вниз)

7. Повторяется первый куплет

Ходьба по залу с выполнением дыхательных упражнений под счет учителя.

Деятельность учителя: проводит обучение расслабляющим упражнениям

Деятельность учащихся: выполняют физические упражнения

-Ребята, какие вы молодцы! Как вы хорошо поработали, изображая движения птиц и животных! Сейчас мы будем тоже превращаться в различных животных, предметы, но делать это будем не в движении, а сидя на стульчиках. Готовы? Хорошо. Тогда занимаем свои места и внимательно меня слушаем. (Стулья стоят полукругом, в центре стул учителя).

Упражнения для рук, ног и корпуса по контрасту с напряжением.

Упражнение «Олени»

-Представим себе, что мы олени, покажем какие рога у оленя.

(Учитель поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми и напряженными пальцами, затем проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка.)

-Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени. Расслабились руки. Слушайте стихи и повторяйте упражнения:

«А сегодня мы - олени,

Ветер рвется нам навстречу.

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь - немного лени…

Руки не напряжены и расслаблены.

Знают девочки и мальчики:

Отдыхают все их пальчики» (повторить 2 раза)

(Обращаем внимание на то, что мышечное напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным)

Упражнение «Загораем»

-Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, ноги и руки поднимаем, держим… ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте, как я:

«Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем,

Выше руки поднимаем.

Держим, держим, напрягаем…

Загорели! Опускаем!» (Ноги резко опустить на пол, руки на колени.)

( повторить 2 раза)

Упражнение «Кораблик»

Упражнение выполняется стоя.

-Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширине плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело наклоните вправо, и левая нога расслабится. Качнуло в другую сторону: прижмите левую ногу к полу, тело наклоните влево, правая нога расслабится. Слушайте и делайте, как я:

«Стало палубу качать - ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем!

Сядьте и слушайте:

Снова руки на колени, а теперь немного лени…

Напряженье улетело и расслабилось все тело…

Наши мышцы не устали и ещё сильнее стали».

( повторить 2 раза)

Упражнение для расслабления мышц живота

«Шарик»

-Представьте, что мы надуваем воздушный шар. Положите руки на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух - будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:

«Вот как шарик надуваем и рукою проверяем.

Шарик лопнул - выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, вольно, глубоко».

( повторить 2-3 раза)

Упражнение для расслабления мышц шеи

«Любопытная Варвара»

-Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я:

«Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед, тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и рассла-а-блена»

( повторить 2-3 раза)

Упражнение для расслабления мышц речевого аппарата - губ, челюстей, языка.

«Лягушка»

Упражнения проводятся аналогично предыдущим.

«Вот понравится лягушкам: тянем губы прямо к ушкам!

Потяну - и перестану, но нисколько не устану.

Губы не напряжены и расслаблены».

«Орешек»

«Зубы крепче мы сожмем, а потом их разожмем.

Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляются»

«Горка»

«Кончик языка внизу, язык горкой подниму.

Спинка языка тотчас станет горочкой у нас!

Я растаять ей велю - напряженья не люблю.

Язык на место возвращается и приятно расслабляется»

( повторить по 2раза)

Общее мышечное и эмоциональное расслабление

«Волшебный сон»

Цель игры - релаксация для мобилизации.

-На наших занятиях мы будем учиться экономно расходовать свои силы. Силы нужны человеку, чтобы играть, думать, заниматься спортом, правильно говорить, писать, считать. Чтобы хорошо работать, нужно уметь хорошо отдыхать!

-Сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку, руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. Это поза покоя. Наше занятие мы закончим позой покоя.

(Голос учителя негромкий, успокаивающий, речь - четкая, неторопливая. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Четко звучат логические ударения)

«И становится понятно: расслабление приятно.

Реснички опускаются, глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело и расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке… На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас.

Жарче солнышко сейчас, ноги теплые у нас.

Дышится легко, вольно, глубоко.

Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляется.

И послушный наш язык быть расслабленным привык»

Громче, быстрее, энергичнее:

«Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.

Крепко пальцы сжать в кулак,

И к груди прижать - вот так!

Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!

Распахнуть глаза пошире - раз, два, три, четыре!

Дети встают и хором с ведущим произносят:

«Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы!»

( повторить 2 раза)

  1. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка

результатов деятельности

Деятельность учителя: подводит итоги проведенной работы, организует диалог с учащимися.

Деятельность учащихся: оценивают свои результаты деятельности, участвуют в диалоге с учителем.

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали!

Вам понравились упражнения на расслабление и игра?

А какое упражнение понравилось больше всего?

Какое упражнение для вас оказалось самым сложным? Почему?

Какие мышцы мы учились расслаблять после напряжения?

Что должно быть длительнее - напряжение или расслабление?

Давайте вспомним упражнения, которым мы сегодня научились.

(учащиеся с помощью учителя перечисляют изученные упражнения).

-Ребята, можно ли эти упражнения выполнять в домашних условиях во время приготовления уроков, после завтрака, ужина, по приходу домой с улицы? Когда возникла стрессовая ситуация (плохая оценка, плохое настроение, ссора с другом и др.) сможете ли вы снять напряжение, обрести спокойствие и уверенность в себе с помощью этих упражнений?

-Вы хорошо усвоили сегодняшний урок. Научите, пожалуйста, своих родителей, бабушек, дедушек, сестренок и братишек тому, чему научились сами. А я научу ваших учителей этим упражнениям, и мы все вместе будем повторять их на уроках. Научившись расслаблять напряженные мышцы, мы сможем регулировать свое эмоциональное состояние, будем меньше раздражаться и злиться, а значит, будем здоровы и счастливы!

-Большое всем спасибо за работу. Все свободны.

Литература

  1. В.В. Колбанов Валеологический практикум. СПб., ЭЛБИ-СПб, 2011.

  2. Э.Н. Петлякова Уроки здоровья в начальной школе: стандарты второго поколения.- Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

  3. Ю.А. Патрикеев Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы.-Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014



© 2010-2022