Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей младшего школьного возраста

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район



Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»











Профилактика и коррекция нарушений осанки

у детей младшего школьного возраста

в условиях Крайнего Севера







Автор:

Судакова С.Г.

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

МОУ ДОД «Центр детского творчества».








Рецензент:

Дягилева Л.А. заведующая Центром

содействия и укрепления здоровья

обучающихся МОУ СОШ №2, г. Надыма








Надым,


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


Введение …………………………………………………………………………………………..3



Глава I. Обзор литературных источников…………………………………………………………5


  1. Осанка: ее назначение и виды ………………………………………………………..5

1.2 Факторы, приводящие к деформации осанки ………………………………………...6

1.3 Формы и средства формирования правильной осанки …………………………….7



Глава II. Цель, задачи, методы и организация исследования…………………………….............8


2.1 Цель, задачи исследования……………………………………………………………..8

2.2 Методы исследования……………………………………..............................................8

2.3 Организация исследования…………………………………………………...............10



Глава III. Влияние форм и средств на формирование осанки у детей младшего школьного возраста ……………………………………..................................................................................11


Глава IV. Обоснование методики профилактики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста …………………………….............................................................................13

Выводы……………………………………………………………………………….…………….16


Практические рекомендации………………………………………………………….…............16


Список литературы ……………………………………………………………………...............17


Приложение ………………………………………………………………… ………….................19




















ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время еще острее стала проблема воспитания здорового поколения. Ведь именно оно в значительной степени определяет состояние здоровья населения России в ХХI веке, сохранение генофонда народа, его профессиональную пригодность, возможность экологического и культурного развития.

Сохранение, и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие является приоритетным направлением государственной политики. «Именно в школьный период, - подчеркнул Президент Д.А. Медведев, - формируется здоровье человека на всю последующую жизнь».

Очевидно, что образование сегодня должно быть здоровьетворящим, направленным на формирование личности, здоровой духовно и физически, развитой интеллектуально и обладающей необходимым для этих целей знаниями и навыками, типом поведения и образом мышления.

В современных условиях учреждения образования призваны обеспечить максимальное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, запросов и потребностей самого ребенка, семьи, общества.

Сегодня, состояние здоровья младших школьников вызывает большую тревогу. Из-за негативных для здоровья последствий научно-технического прогресса (гиподинамия, экологическая загрязненность окружающей среды и т.д.) все острее становится проблема рационального использования оздоровительного эффекта средств физической культуры. А в условиях проживания в регионах Крайнего Севера, когда дети большую часть времени года ходят в зимней одежде, обуви, которая сковывает движения, и метеоусловия не позволяют достаточно играть на свежем воздухе, вести подвижный, активный образ жизни, снижается двигательная активность детей.

Актуальность вопросов и необходимость в профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей, не теряет своей остроты до настоящего времени, так как частота этих патологических состояний неуклонно возрастает. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдения физиологов, педиатров, ортопедов, педагогов показывают, что среди детей младшего школьного возраста наблюдается увеличение нарушения осанки. По данным НИИ гигиены детей и подростков, у 40% детей дошкольного возраста обнаружены заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе нарушения осанки и плоскостопия. Более чем у 60% младших школьников имеются нарушения осанки, и число обучающихся с такими нарушениями за время обучения в школе увеличивается. А в условиях проживания в регионах Крайнего Севера, в частности в г. Надыме, по данным физкультурно-спортивного диспансера, 2/3 детей школьного возраста страдают нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье возможно только при правильной осанке. Умение и неумение держать свое тело влияет не только на внешний вид школьника, но и на состояние его внутренних органов, здоровье ребенка в целом. Нарушение осанки приводит к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, а иногда даже приводит к серьезным заболеваниям. Дефект осанки может стать причиной моральных переживаний ученика и отразиться на его успеваемости.

Вот почему необходимо постоянно следить за осанкой и независимо от ее состояния заниматься гимнастикой, формирующей правильную осанку. Приучать ребенка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше. Исправление дефектов осанки дело всегда более трудное, чем их предупреждение. Так что лучше предупредить любые нарушения, чем потом их исправлять. Особенно это касается учащихся старшего школьного возраста, у которых нарушения осанки становятся более стойкими.

Изучению данной проблемы посвящены труды многих известных отечественных и зарубежных ученых.

В.Н. Мосиков (1949), В.Д. Чаклин (1957), Н.С. Береснева (1968), А.П. Веезинь (1972) и др. посвятили свои работы причинам возникновения и методам лечения деформации позвоночника функционального (развивающегося в результате слабости мышечно-связочного аппарата) характера. Особенно интенсивно патология опорно-двигательного аппарата у детей изучалась последнее время следующими научными школами: Казанская (Я.Ю.Попелянский, В.П.Веселовский, А.Ю.Ратнер, Г.А.Иваничев); Тюменская (М.Ф.Дуров, О.М.Юхнова); Ленинградская (Ю.И.Поздникин, Э.В.Ульрих, и др.); Уфимская (Д.Л. Еникеев, В.В.Никитин); Московская (Е.А.Абальмасова, И.И. Кон, И.А. Скворцов и др.)

В той или иной степени, разработкой этой проблемы занимались и другие исследователи: Т.К.Ушаков (1958-1987), С.С.Грацинков и др. (1964-1975), Н.К.Киященко с соавт. (1975), ученые Хельсинского университета (С.Карлсон, Н.Незмена, А.Петрова, Т.Хопаниеми, Т.Тунева (1970-1987). Наряду с этим проводились фундаментальные исследования по изучению кровоснабжения головного, спинного мозга и позвоночного столба (Г.Лазорт, А.Гуавазье, Р.Джиджиан (1962-1977), Г.А.Илизаров, А.М.Мархашов (1981), что дополнительно указывает на актуальность проблемы.Авторы сходятся в едином мнении, что действительно, эта проблема достаточно актуальна среди детей и подростков.

Своевременное исправление нарушения осанки и плоскостопия во многом зависит от полноценного использования в профилактических целях физических упражнений.

Изучив состояние проблемы из научно-методической литературы, мы ознакомились с рядом методик корригирующей гимнастики (Бурмистрова И.И., 1988; Ловейко И.Д., Фонарев М.И., 1988; Девятова М.В., 1992; Ивкова В.В., 1992 и др.). Выяснили, что правильная осанка не возникает сама по себе. Ее необходимо формировать, как и всякий двигательный навык, с детства. Она образуется так же, как и другие сложные условные двигательные рефлексы, приобретаемые и закрепляемые в течение всей жизни. Правильная осанка формируется во время роста организма ребенка в тесной связи с развитием всех двигательных функций. Профилактика дефектов осанки у детей младшего школьного возраста имеет особенно большое значение в силу их быстрого роста и развития. Важно отметить, что как предупреждение, так и раннее выявление различных нарушений, очень важны для профилактики. Чем раньше выявлен дефект осанки, чем раньше приняты необходимые меры, тем больше успеха можно добиться в исправлении дефекта. А самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки - физические упражнения. Принимая во внимание вышесказанное, данная проблема является актуальной и требует исследований по коррекции осанки и плоскостопия.

Новизна исследования заключается в анализе методик, форм и средств по коррекции и профилактике осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста в условиях Крайнего Севера. Предложенная нами комплексная методика включает систематизацию форм по коррекции и профилактике (собственно занятия, утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутка), целенаправленной работы с родителями, учителями и медицинским персоналом школы, с применением традиционных, а так же нетрадиционных оздоровительных средств хатха-йоги: статических поз - «асан» и дыхательной гимнастики - «пранаямы».

Теоретическая значимость: теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты дополняют содержание теории и методики физического воспитания программы «Физическая культура» общеобразовательной школы для начальных классов.

Практическая значимость: разработана и внедрена комплексная методика коррекции и профилактики осанки и плоскостопия. Систематизированы формы и средства, применяемые для формирования правильной осанки и свода стопы. Подобраны специальные комплексы упражнений хатха-йоги и дыхательной гимнастики для детей младшего школьного возраста в условиях Крайнего Севера.

Глава I. Обзор литературных источников.


1.1. Осанка: ее назначение и виды.

Под осанкой понимается непринужденное, привычное положение тела при стоянии или движении. Она зависит от формы позвоночного столба, положения головы, плечевого пояса и грудной клетки.

Функциональное назначение осанки заключается прежде всего в рессорной функции позвоночного столба, благодаря которой головной мозг, в процессе движения не испытывает значительных сотрясений.

Помимо рессорной, осанка исполняет и ряд других положительных функций: нормализует дыхательные процессы, предупреждает появление близорукости, остеохондроза позвоночника, других заболеваний.

Осанка, кроме биологического, имеет ярко выраженное эстетическое назначение. Коростылев Н.Б. считает, что правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата, и всего организма человека.

К основным разновидностям осанки относятся правильная и неправильная (изменения в сагиттальной и фронтальной плоскостях).

Осанка считается правильной, если голова слегка приподнята, плечевой пояс параллелен поверхности, на которой стоит человек, голова и позвоночник составляют прямую вертикальную линию, позвоночник имеет естественные небольшие изгибы в шейном, поясничном и грудном отделах.

Морфологически нормальная осанка характеризуется:

  • прямым расположением головы;

  • симметричностью надплечий;

  • одинаковой длиной рук;

  • симметричным расположением гребней подвздошных костей;

  • правильным развитием свода стоп;

  • равномерной волнообразностью позвоночного столба;

  • симметричностью обеих лопаток.

По мнению Сулейманова И.И. (1992) - осанка, это не только положение тела, это и пластичность движений, и умение сохранять гибкость и выразительность этих движений. Осанка должна отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям. Но она не появляется сама по себе, а создается повседневным, упорным, настойчивым трудом. Воспитание правильной осанки базируется на анатомии - науке о строении человека. Основой осанки является позвоночник, который одновременно служит и органом движения. Прежде, чем позвоночник станет основой осанки, он пройдет две стадии развития: хрящевую и костную. Переход хрящевой стадии в костную идет сверху вниз от шейного отдела позвоночника к копчику. Рост позвоночника у детей в первые годы жизни идет бурно, затем замедляется, а после семи лет опять начинается бурный рост. Позвоночник является самым могучим костным аппаратом нашего тела. Самым подвижным отделом позвоночника является переходным от шейного к грудному, от грудного к поясничному отделу. Эти отделы чаще других подвергаются деформационному изменению, так как они не только наиболее подвижные, но и несут статическую нагрузку. Поэтому на их развитие и укрепление должно быть обращено особое внимание.

Хамзин Х. (1969) различает следующие виды осанки:

  1. Отличная осанка - передняя поверхность грудной клетки выступает над поверхностью живота, спина равномерно волнообразна, что зависит от позвоночных изгибов.

  2. Хорошая осанка - голова чуть наклонена вперед, передняя поверхность живота выступает над поверхностью грудной клетки, равномерная волнообразность изгибов спины несколько нарушена.

  3. Удовлетворительная осанка - грудная клетка плосковатая, передняя поверхность живота значительно выступает над грудной клеткой. Волнообразность спины нарушена, особенно в поясничном отделе позвоночника.

  4. Плохая осанка - голова выдвинута вперед, грудь впалая, спина сутулая.

Вот как специалисты характеризуют неправильные виды осанки:

- Плоская спина характеризуется уменьшением естественных изгибов позвоночника во всех его отделах: шейном, грудном и поясничном. Такое строение позвоночника снижает его амортизационные возможности. Люди, обладающие такой осанкой, предрасположены к сколиозам.

- Круглая спина отличается тем, что грудной кифоз увеличен, а поясничный лордоз уменьшен. Поэтому такое состояние осанки можно назвать сутулостью.

- Кругловогнутая спина, как и круглая, отличается выраженным грудным кифозом, а также сильным изгибом в поясничном отделе, что способствует выпячиванию живота вперед. Сдвинутые спереди из-за этого внутренние органы растягивают мышцы живота, что способствует выпячиванию живота и ослаблению мускулатуры брюшной стенки.

Помимо нарушений осанки в переднезаднем направлении существуют также нарушения и в виде боковых искривлений позвоночника или сколиоза:

- правосторонний, при котором линия остистых отростков смещена вправо, левое надплечье ниже правого и угол левой лопатки расположен ниже угла правой лопатки;

  • левосторонний, для которого характерно по сравнению с правосторонним сколиозом обратное соотношение линии позвоночника, надплечий и углов лопаток;

- S-образный, который отличается от правостороннего и левостороннего сколиозов наличием двух дуг искривления позвоночника.

Все указанные дефекты в осанке обычно возникают у физически слабых детей, не занимающихся физическими упражнениями.

Добровольский В.К., при обследовании детей еще в 1960 году, выявил, что сколиоз встречается у детей гораздо чаще, чем принято думать, что наблюдается и в наши дни. Возраст детей, болеющих сколиозом - 7-17 лет. Девочки болеют в 4-5 раз больше, чем мальчики.

Исходя из причин и фактов, вызывающих развитие сколиоза, различают следующие виды сколиоза:

  1. Паралитический - является тяжелым последствием распространенного поражения спинного мозга при полиомиелите.

  2. Травматический - возникающий на почве травмы.

  3. Рахитический - связан с нерациональным питанием.

  4. Привычный - обусловлен неправильными позами.

Нужно оберегать детей от этого заболевания. Для этого необходимо знать анатомо-физиологические особенности ребенка, соблюдать правила гигиены, заниматься физическим воспитанием детей, обеспечивать рациональным питанием. Только тогда сколиоз исчезнет и перестанет быть бичом детей.


1.2. Факторы, приводящие к деформации осанки.

Причины отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у учащихся младшего школьного возраста самые разнообразные. Исследователи объясняют этот феномен многими факторами: от неправильной позы при стоянии до генетических факторов.

По мнению Бенджамина Спока (1997), какая будет у ребенка осанка - хорошая или плохая - зависит от нескольких факторов. Первый и возможно, самый важный - это врожденное свойство скелета. Некоторые дети сутулятся с детства, как их мать и отец. Некоторые рождаются с ослабленными мышцами и связками.

Раннему появлению дефектов осанки и сколиоза способствует недостаточное внимание к росту и развитию ребенка со стороны родителей, педагогов. Благодаря такому невнимательному отношению, большое количество нарушений выявляется слишком поздно. Особенно большая ответственность в смысле предупреждения дефектов осанки и сколиозов у детей дошкольного и младшего школьного возраста лежит на родителях, так как именно родители ежедневно видят своих детей обнаженными (при одевании, купании и др.).

Основными причинами возникновения дефектов осанки и сколиозов являются следующие:

  1. Общее недостаточное развитие мускулатуры ребенка (слабость мышц).

  2. Неравномерное развитие мышц (мышц спины, мышц живота, мышц бедер), удерживающих позвоночник в правильном положении.

  3. Уменьшение или увеличение угла наклона таза.

Имеется и ряд других неблагоприятных факторов, способствующих развитию дефектов осанки и сколиоза:

  1. Продолжительная болезнь ребенка или частые заболевания, ослабляющие его организм. К таким заболеваниям детей относятся:

- ьрахит, при котором довольно часто формируется рахитический сколиоз грудного отдела позвоночника, нередко вызывающий компенсаторные искривления в шейном и пояснично-крестцовом отделах;

- заболевания, вызывающие неполные параличи (парезы) и полные параличи мышц какой-нибудь одной стороны туловища. Сколиозы, вызываемые парезами и параличами, отличаются быстрым развитием и тяжелой степенью искривлений и называются паралитическими сколиозами.

  1. Неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (недостаточный или чрезмерный пассивный отдых, отсутствие прогулок на свежем воздухе, недостаточный сон и т.д.).

  2. Неправильный режим питания.

  3. Плохие условия сна (неудобная, слишком мягкая или слишком жесткая, короткая постель и т. д.).

  4. Не соответствующая росту ребенка мебель - стол, стул, кровать.

  5. Неудобная одежда (стесняющая движения ребенка или вызывающая неравномерную нагрузку на мышцы).

  6. Неправильные позы и плохие привычки. К таким привычкам относится:

- стояние с опорой на одну и ту же ногу. Такая привычка способствует возникновению косого положения таза, ведущего к боковому искривлению позвоночника;

- неправильное сидение за столом (во время выполнения домашнего задания, рисования, чтения книг и др.), опуская локоть одной руки, сгибая спину, с висящими в воздухе ногами или подкладываем одной ноги на сидение стула. Такая поза перекашивает плечевой пояс и таз, стесняет грудную клетку;

- читать и рисовать лежа в постели на боку. Это ведет к боковым искривлениям позвоночника и нарушениям осанки.

  1. Однообразные движения, например отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, прыжки только на одной и той же ноге при игре в «классы» и др.


1.3. Формы и средства формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста.

В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер. В период вторичного вытяжения, когда резко усиливается рост тела ребенка, характерна диссоциация в развитии костей, суставов, связок и мышц ребенка. Эта диссоциация уменьшается по мере снижения темпов роста ребенка, так как к его окончанию осанка человека стабилизируется. Во время этого процесса может произойти нарушение осанки.

Для предупреждения дефектов осанки необходимо соблюдать целый ряд профилактических мер. Они носят комплексный характер, и эффект их в большей степени зависит от отношения к этим вопросам в семье и в школе.

Чтобы уменьшить опасность формирования различных нарушений осанки, следует уделять большое внимание детской мебели: мебель должна быть устойчивой, рабочее место хорошо освещенным. Стол, стул или парта должны соответствовать не только возрасту, но и физическому развитию ребенка.

Следует соблюдать определенные требования к рабочей позе ребенка. Она должна обеспечивать симметричное расположение частей тела относительно его оси.

Школьникам младших классов рекомендуется носить учебники и тетради в ранце, который, если он надет правильно, обеспечивает симметричную осевую нагрузку на опорно-двигательный аппарат.

Исправление различных нарушений осанки - процесс долгий и длительный. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация порочных условных рефлексов требует особенно строгого подхода к организации занятий по физическому воспитанию.

Очень важное место среди других профилактических мероприятий занимает организация правильного режима, особенно двигательного. Чередования сна и бодрствования, время приема пищи, прогулки, различного рода занятия - все это должно быть построено в полном соответствии с возрастными особенностями ребенка. Особое внимание должно быть уделено полноценному физическому воспитанию.

Гипотеза исследования: предполагаем, что при целенаправленном использовании форм и средств физического воспитания по предупреждению нарушений осанки и плоскостопия, с применением нетрадиционных средств возможно качественное улучшение физического развития и осанки у детей младшего школьного возраста в условиях Крайнего Севера.

Объект исследования: процесс общей физической подготовки у детей младшего школьного возраста в условиях Крайнего Севера направленный на формирование правильной осанки.

Предмет исследования: комплекс форм и средств профилактики нарушений осанки и плоскостопия при занятиях физической культурой с детьми младшего школьного возраста в условиях Крайнего Севера.

Глава II. Цель, задачи и методы организации исследования

2.1 Цель, задачи исследования

Исходя из вышеизложенного, вытекает следующая цель: определить и экспериментально обосновать формы и средства физического воспитания по коррекции и профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста в условиях Крайнего Севера.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  • Изучить состояние применения форм и средств физического воспитания для формирования осанки у детей младшего школьного возраста по литературным источникам, документам, положениям и практическому опыту.

  • Выявить наиболее эффективные формы профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста в условиях Крайнего Севера.

  • Подобрать комплексы упражнений и определить их эффективность по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста в условиях Крайнего Севера.

  • Разработать и апробировать методику профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста в условиях Крайнего Севера.


2.2. Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

  • Анализ научно-методической литературы;

  • Методы педагогического наблюдения;

  • Врачебно-педагогический контроль;

  • Педагогический эксперимент;

  • Методы математической статистики;

  • Анкетный опрос и беседа с родителями.

Анализ научно-методической литературы.

В работе был изучен 31 литературный источник, которые позволили сделать выводы, что вопросы по проблеме нарушения осанки и плоскостопия и коррекции возможных нарушений достаточно хорошо освещены в литературе.

Методы педагогического наблюдения.

Контроль за интенсивностью даваемых нагрузок и степенью соответствия намеченному плану осуществляется путем наблюдения за внешними признаками и пульсовой кривой во время занятия.

Для проведения педагогического наблюдения определены следующие методические приемы (Суворов А.Н.:

  • Пульсометрия (физиологическая кривая занятия) - наблюдение проводится за одним занимающимся. Педагог строит график, регистрирующий частоту сердечных сокращений (ЧСС) в процессе нагрузки. График отражает правильность дозирования нагрузки как за одно занятие так и за серию занятий.

  • Хронометраж (плотность занятия) - соотношение педагогически оправданных затрат времени к общей продолжительности занятия. Выражается в процентах. Хорошо подготовленное, педагогически грамотно проведенное занятие имеет плотность не менее 70 %.

  • Степень утомляемости занимающихся - определяется по внешним признакам, частоте дыхания, потовыделения, цвету кожи и т.д.

Из всего вышеперечисленного строится педагогический анализ, который позволяет выяснить недостатки данного занятия или методики, для той или иной группы занимающихся. Позволяет корректировать нагрузку в той или иной частях занятия.

Для определения физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп мы использовали следующие тесты (Мачинский):

  • Определение уровня силовой статической выносливости мышц-разгибателей спины.

Методика измерений следующая: ребенок ложится поперек кушетки лицом вниз так, чтобы гребни подвздошных костей приходились на край кушетки, а верхняя часть туловища параллельна полу на весу, руки на поясе, ноги зафиксированы. Время удержания туловища в таком положении отсчитывается по секундомеру (в норме для детей 7-11 лет - 1,5-2,0 мин.)

  • Определение уровня силовой динамической выносливости мышц брюшного пресса.

Силовая выносливость мышц брюшного пресса определяется числом переходов из положения лежа на спине в положение сидя (руки в замок на шее, ноги зафиксированы). Темп медленный, не выше 16 раз в минуту. В норме дети 7-11 лет выполняют 15-20 раз.

  • Определение уровня силовой статической выносливости боковых мышц туловища.

При оценке силовой выносливости боковых мышц туловища ребенок ложится поперек кушетки на бок, одна рука на поясе, другая за головой, так чтобы верхняя часть туловища, до гребней подвздошных костей, находилась на весу (ноги зафиксированы). Время удержания туловища в горизонтальном положении для детей 7-11 лет в норме равно 1-1,5 мин.

  • Определение силовых качеств мышц ног и плечевого пояса.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Засчитывается количество отжиманий, при которых ребенок не касается пола животом. В норме дети 7-11 лет выполняют 15-20 отжиманий.

  • Контроль осанки и свода стопы (по методике предложенной Сулеймановым И.И.

Врачебно-педагогический контроль.

Этот контроль представляет собой совместную деятельность педагога и врача. Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием направлен на изучение состояния здоровья, функционального развития, функциональных возможностей организма, также изменений происходящих в организме ребенка в процессе физического воспитания.

При каких-либо функциональных нарушениях организма, врачебный контроль делится на несколько этапов (Ловейко И.Д.):

1-й этап - его цель: определить стадию заболевания или характер повреждения, степень функциональных нарушений. Первый этап завершается формированием вывода о стадии заболевания и степени функциональных нарушений.

2-й этап - его цель: установить степень физической подготовленности ребенка, его готовность к физической нагрузке.

3-й этап - его цель: сформировать задачи, обосновать выбор методов и средств, составить комплекс упражнений, рекомендовать ребенку исходные положения для выполнения физических упражнений, определить допустимую дозировку.

Педагогический эксперимент.

Педагогический эксперимент основан на применении разработанной нами программы корригирующей гимнастики с целью профилактики нарушений осанки и плоскостопия у младших школьников и проверки ее эффективности.

Методы математической статистики.

Сравнительный анализ и оценка уровня физической подготовленности проводилась по следующим формулам (Железняк Ю.Д., Петров П.К.):

1. E Xi

X = -------

n

где Х - среднее значение показателей;

Xi - значение отдельного измерения;

n - число испытуемых

2. Xi max - Xi min

Q = ----------------------

K

Где Q - стандартное отклонение;

Xi max - наибольший показатель;

Xi min - наименьший показатель;

K - табличный коэффициент. (таб. 5)

Определение темпов прироста проводилось по формуле Броуди.

0,5(V2-V1)

ТП = ---------------- . 100

0,5 (V1+V2)

ТП- темпы прироста;

V1 - исходный уровень показателей;

V2 - конечный результат.



2.3. Организация исследования.

Исследование проводилось в 5 этапов (диагностический, прогностический, организационный, практический и обобщающий) на базе начальной школы № 6 с 10 сентября 2007 г. по 30 мая 2010 г.

На первом этапе исследования был проведен анализ состояния осанки у детей младшего школьного возраста. В процессе анализа были выявлены противоречия между методикой проведения уроков физкультуры и состоянием осанки у детей. Выявленные противоречия позволили обозначить проблему и обосновать ее актуальность.

На втором этапе была сформирована гипотеза исследовательской работы, определена цель исследования, практическая и теоретическая значимость, а также были поставлены задачи. На основе этих задач была разработана коррекции и методика профилактики нарушений осанки у детей младшего школьного возраста в условиях Крайнего Севера и выбраны методы исследований.

Третий организационный этап включал в себя создание всех необходимых условий для решения научной проблемы: улучшение материальной базы, закупка инвентаря. Затем были определены две группы: контрольная и экспериментальная. В каждой группе по 12 человек. Возраст детей 7-9 лет.

До эксперимента у детей не было специальных занятий по коррекции осанки.

Затем в каждой группе проведено педагогическое тестирование (контрольное испытание). Результаты тестирования находятся в приложении 1, табл. 1,2.

Контрольная группа занималась по стандартной программе школы, а экспериментальная - по методике, предложенной нами.

В экспериментальной группе было проведено анкетирование родителей, опрос, цикл бесед о здоровом образе жизни, о формировании правильной осанки, коррекции и профилактике нарушений осанки и плоскостопия. Даны конкретные рекомендации и советы родителям. (приложение 10-13)

Состав групп в течение периода проведения исследования не изменялся. В конце эксперимента также было проведено тестирование. (приложение 1, табл. 1,2)

Четвертый, практический этап, включал в себя реализацию разработанной программы по формированию правильной осанки, коррекции и профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста, отслеживания осваиваемого учебного материала, результатов динамики улучшения состояния осанки, корректировка испытываемой программы и врачебно-педагогический контроль.

На пятом обобщающем этапе произведена обработка данных, полученных в ходе педагогического эксперимента. Осуществлялось оформление исследовательской работы.


Глава III. Влияние форм и средств на формирование осанки у детей младшего школьного возраста.

До начала проведения эксперимента по сравнению с методикой проведения уроков физкультуры в школе и предложенной нашей методикой по профилактике и коррекции нарушений осанки у детей первой и второй групп развитие мышечного корсета существенных различий не имеет. Средние показатели силовой статической выносливости мышц спины - 1,48мин. - 1,50 мин., мышц брюшного пресса - 20 - 21 раз, боковых мышц туловища - 31 - 32 с, мышц ног и плечевого пояса - 18 - 20 раз. Сравнивая группы между собой по физической подготовленности, можно считать, что они являются идентичными (приложение 1,табл. 1,2).

По окончанию проведения эксперимента, средний показатель силы мышц спины: у контрольной группы - 1,97 мин., у экспериментальной - 2,9 мин., мышц брюшного пресса: у контрольной группы - 27 раз, у экспериментальной - 31 раз, боковых мышц туловища: у контрольной группы - 37 с, у экспериментальной - 40 с, мышц ног и плечевого пояса: у контрольной - 25 раз, у экспериментальной - 28 раз (приложение 1, табл. 3).

В контрольной группе средние показатели увеличились - сила мышц спины - 0,49 минут, сила мышц брюшного пресса - на 6 раз, сила боковых мышц туловища - на 5с, сила мышц ног и плечевого пояса - на 5 раз. Данные результаты говорят о том, что отрицательной динамики показателей нет.

В экспериментальной группе средние показатели увеличились - сила мышц спины - на 1,4 мин., сила мышц брюшного пресса - на 11раз, сила боковых мышц туловища - на 9с, сила мышц ног и плечевого пояса - в 10 раз. Все показатели имеют положительную динамику прироста, что говорит об эффективности применяемых комплексов.

Следует отметить, что результаты испытуемых экспериментальной группы стали выше, чем результаты испытуемых контрольной группы. Это можно доказать, сравнивая показатели этих групп, используя формулу Броуди. По формуле Броуди мы получили достоверные различия в процентах. Силовая выносливость мышц спины у контрольной группы увеличилась на 14%, у экспериментальной - на 32% (различие между ними составляет 2,3 раза). Силовая выносливость мышц брюшного пресса у контрольной группы - 12%, у экспериментальной 22% (различие 1,8 раза).

Силовая статическая выносливость боковых мышц туловища: правой: у контрольной группы - 8,6%, у экспериментальной - 12,7% (различие между ними - 1,5 раза); левой: у контрольной группы - 7,2%, у экспериментальной - 13,9% (различие между ними - 1,9 раза). Силовые качества мышц ног и плечевого пояса у контрольной группы - 11%, у экспериментальной - 22% (различие между ними 2 раза) (приложение 1, табл. 4).

В ходе эксперимента показатели испытуемых во всех тестах возросли. Исходя из данных таблицы 3 (приложение 1), мы можем сделать вывод, что у ребят увеличилась сила мышц спины, брюшного пресса, боковых мышц туловища и мышц ног и плечевого пояса (рис1).

Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей младшего школьного возраста

Рис. 1 Темпы прироста (%) изучаемых показателей детей (в контрольной и экспериментальной группах): 1.Определение уровня силовой статической выносливости мышц спины; 2. Определение уровня силовой динамической выносливости мышц брюшного пресса; 3. Определение уровня силовой статической выносливости боковых мышц туловища; 4. Определение силовых качеств мышц ног и плечевого пояса.

Также было проведено анкетирование родителей. Цель анкетирования - выявление уровня знаний родителей о формировании правильной осанки и причинах возникновения ее нарушений (приложение 12).

Анкетирование выявило, что все родители стремятся соблюдать гигиенические требования к месту занятий и отдыха ребенка, понимают назначение осанки, причины формирования неправильной осанки. Но как можно предупредить нарушения осанки и плоскостопия, с помощью каких упражнений, ответили всего 3% родителей, 93% родителей самостоятельно не проверяют осанку своего ребенка и 90% родителей не беседуют с детьми правильной осанке, о ее значении. Все родители нуждаются в консультации по формированию правильной осанки. После анализа анкетирования и опроса, с родителями был проведен цикл бесед о значении и формировании правильной осанки, о двигательном режиме школьника и даны практические рекомендации по формированию правильной осанки, профилактике и коррекции нарушений осанки (приложение 10,11 12.1).

Важным компонентом эффективности методики корригирующей гимнастики является работа с родителями, так как закрепление навыков правильной осанки происходит не только в стенах школы, но и в семье, где ребенок проводит большую часть времени.

Таким образом, рациональное использование средств и форм, направленных на коррекцию и профилактику нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста, содействовало правильному всестороннему физическому развитию, позволило сформировать у занимающихся точные представления о положении различных частей тела при правильной осанке, развить умение самостоятельно принимать и удерживать такую осанку.


Глава IV. Обоснование методики профилактики нарушений и коррекции осанки у детей младшего школьного возраста.

Исправление различных нарушений осанки - процесс достаточно длительный. Даже незначительные дефекты осанки требуют для своего исправления не менее года целенаправленных занятий. Наиболее эффективным средством профилактики и коррекции нарушений осанки являются физические упражнения. Чтобы получить максимальный корригирующий эффект, физические упражнения нужно выполнять по определенным правилам, а также использовать наиболее эффективные из них, при этом соблюдая принципы систематичности и регулярности. Особенностью проводимых нами упражнений является их простота и доступность, что позволяет применять их даже в домашних условиях.

При составлении комплексов корригирующей гимнастики был учтен многообразный опыт отечественной лечебной физической культуры, а также анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.

Весь цикл занятий делится на два периода - подготовительный и основной:

1. В подготовительном периоде особое внимание уделялось правильному дыханию, выработке представления о правильной осанке и созданию предпосылок для ее закрепления.

У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, как правило, преобладает грудное поверхностное дыхание. Мы обучали детей правильно дышать, применяя метод дыхательной гимнастики хатха-йога - «пранаяма», что способствовало очищени слизистой оболочки дыхательных путей и укреплению дыхательной мускулатуры.

  1. В основном периоде завершается работа по воспитанию и закреплению навыка правильной осанки.

Занятия проводились с группой 12 человек, три раза в неделю по 80 минут.

На занятиях мы применяли упражнения:

- для формирования правильной осанки (с предметами и без);

- для профилактики нарушений осанки и плоскостопия;

- для коррекции нарушений осанки;

- специальные корригирующие упражнения системы хатха-йога - статические позы «асаны» и дыхательную гимнастику - «пранаяму»;

- упражнения на расслабление (АТ);

- подвижные игры с акцентированием внимания на правильную осанку;

- разучивали комплексы утренней гигиенической гимнастики, физкультминутки.

Их применение дало возможность изменить и нормализовать угол наклона таза, нормализовать нарушенные физиологические изгибы позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, а также положение головы, добиться симметричного состояния плечевого пояса, укрепить мышцы брюшного пресса, сохранить правильную осанку (рис. 2).

Профилактика и коррекция нарушений осанки у детей младшего школьного возрастаКГ ЭГ

Рис. 2 Соотношение нарушений осанки и плоскостопия в контрольной и экспериментальной группе. Нарушение осанки, в контрольной группе до начала эксперимента 67%, в конце эксперимента - 58%; плоскостопия до начала эксперимента - 33% и после эксперимента - 33%. В экспериментальной группе - нарушения осанки соответственно 75% и 17%, плоскостопия 42% и 8%.

Общие задачи решаются путем широкого использования общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и уровню физической подготовленности занимающихся (приложение 2).

Исправление дефектов осанки и плоскостопия достигается с помощью специальных упражнений, применение которых дает возможность нормализовать угол наклона таза, нарушение физиологической кривизны позвоночного столба, положение и форму грудной клетки, добиться симметричного стояния пояса верхних конечностей (приложение 4,5).

Чтобы постоянно сохранять правильное положение частей тела, необходимо укреплять естественный мышечный корсет (приложение 3). Опорно-двигательный аппарат у детей младшего школьного возраста быстро развивается. Позвоночник еще не принял полностью костное состояние, он гибкий, податливый и подвижный. Поэтому основным направлением в занятиях являлось укрепление мускулатуры. Большое место уделяли упражнениям на силу мышц (приложение 1). Эффективность применяемых с этой целью специальных упражнений зависит от исходных положений. Мы применяли исходные положения лежа на спине, лежа на животе, упор стоя на коленях как наиболее выгодные. Из этих положений выполнялись упражнения, включающие в работу мышцы спины, живота, боковой поверхности тела.

Специальные упражнения, направленные на создание и укрепление мышечного корсета, во время занятий сочетали с упражнениями, способствующими исправлению дефектов осанки и плоскостопия (приложение 4,5).

Вне сомнения эффективны специальные корригирующие упражнения системы хатха-йога - статические позы «асаны». Это уникальный способ укрепления здоровья. Начинали освоение с нескольких несложных «асан» и, по мере овладения ими, постепенно добавляли новые упражнения и увеличивали время нахождения в позе.

Все асаны выполняются в состоянии наибольшего расслабления. Необходимо научиться сосредотачиваться на отдельных органах и уметь чувствовать свое тело. Занятия проводятся с положительным эмоциональным настроем, с верой в ожидаемый результат (приложение 9).

Коррекция осанки, достигнутая с помощью упражнений, дает стойкий эффект лишь при одновременном формировании навыка правильной осанки. Он создается на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего ощущать положение определенных частей тела. После объяснений, необходимых для выработки представления о правильной осанке, и показа «идеальной» осанки, мы приступили к выработке соответствующих ей мышечно-суставных ощущений. Для этого использовали:

  • тренировки перед зеркалом (зрительный самоконтроль);

  • взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися друг над другом;

  • упражнение «на осанку», выполняемое у стены: стоя спиной к стене, надо плотно прижаться к ней спиной, ягодицами и пятками. К мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные;

  • исправление дефектов по указанию педагога.

Для сохранения правильной осанки очень важно умение напрягать и расслаблять отдельные мышцы или группы мышц. Поэтому на занятиях мы использовали, чередуя в определенной последовательности, расслабления и напряжения мышц. Например, после проверки осанки перед зеркалом или у стены ребята выполняли упражнения в расслаблении мышц туловища, затем быстро принимали правильную осанку.

Навык правильной осанки вырабатывается и закрепляется также во время выполнения общеразвивающих упражнений, упражнений в равновесии и «на координацию».

На формирование осанки большое воздействие оказывает состояние нижних конечностей, в частности свода стопы.

С этой целью выполнялись различные двигательные действия, в той или иной степени, влияющие на состояние свода стопы: ходьба и бег босиком, по гальке, по ребристой доске, а также специальные упражнения, выполняемые в и.п.: стоя, сидя, лежа, в движении (приложение 6).

При выполнении упражнений «гимнастика для стоп» придерживались следующих правил:

- упражнения для укрепления и растяжения мышц стопы использовались до и после основной нагрузки занятия;

- упражнения для расслабления мышц стопы выполнялись после основных упражнений;

- комплекс «гимнастика для стоп» включал в себя от 10 до 15 упражнений;

- выполнялись упражнения, не требующие длительной подготовки к их выполнению;

- упражнения выполнялись босиком;

- при выполнении упражнений «гимнастики для стоп», необходимо сохранять правильную осанку.

Широко использовались игры с правилами, предусматривающими сохранение правильной осанки (приложение 14).

В цикле занятий одновременно решались задачи:

  • приобретение знаний в вопросе формирования правильной осанки и влияния ее нарушений на здоровье;

  • укрепление мышечной системы младшего школьника и развитие ее статической выносливости;

  • формирование навыка правильной осанки.

С целью пропаганды и воспитания сознательного отношения к здоровому образу жизни, повышения интереса к занятиям физической культурой был оформлен стенд «5 правил здоровья» (приложение 8).




ВЫВОДЫ.

1. Анализ научно-методической литературы показал, что основные применения средств общей физической подготовки не решают проблемы коррекции и профилактики осанки и плоскостопия. Поэтому актуальным становится проведение занятий корригирующей гимнастикой для детей младшего школьного возраста.

2. Анализ динамики нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста выявил их значительное количество (71% - нарушения осанки и 37,5% - плоскостопие). Определение характера нарушений осанки в сагиттальной плоскости позволило установить, что в младшем школьном возрасте самым распространенным типом нарушения является плоская спина (30%), затем - лордотическая осанка (18%), сутуловатая - (14%), кифотическая - (9%), кругловогнутая - (6%). Нарушения во фронтальной плоскости: асимметричная - (5%), остальные нарушения носят комбинированный характер.

3. Подобранные средства и разработанные нами комплексы корригирующей гимнастики оказали положительное влияние на физическое развитие детей, которое является основой для формирования правильной осанки. Суммарное время пребывания в неблагоприятных позах сократилось.\

4. В результате исследования эффективности разработанной нами методики профилактики нарушений осанки и плоскостопия у младших школьников в условиях Крайнего Севера (дополнительные занятия корригирующей гимнастикой не менее трех раз в неделю, домашние задания, физкультминутки) установлено, что показатели осанки детей улучшились, и снизилось общее количество нарушений осанки с 75% до 34%, плоскостопия - с 42% до 17% (данные экспериментальной группы).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Установленный нами высокий уровень нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста указывает на необходимость постоянной и систематической работы по профилактике данных нарушений с учетом их характера, начиная с 1 класса три раза в неделю по 80 минут с группой в 12-15 занимающихся.

2. Работу по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у младших школьников необходимо проводить в следующих направлениях:

  • повышение уровня знаний по данному вопросу;

  • формирование навыка правильной осанки у детей как на занятиях корригирующей гимнастикой так и на уроках физкультуры;

  • контроль выполнения младшими школьниками домашних заданий системы и формирования навыков правильной осанки.

3. В каждой школе необходимо ввести ежедневные занятия физической культурой (уроки физкультуры и занятия корригирующей гимнастикой по 3 раза в неделю).

4. Тесно сотрудничать в данном направлении педагогам, родителям, врачам (проводить встречи, лектории, беседы, праздники «Здоровья»)

5. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, позволяют рекомендовать разработанную нами методику профилактики нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста регионов Крайнего Севера к использованию в общеобразовательных учебных заведениях.

6. Для более эффективного и эмоционального проведения занятий корригирующей гимнастикой рекомендуем:

  • применять музыкальное оформление на занятиях корригирующей гимнастикой;

  • использовать на занятиях специальные корригирующие упражнения, упражнения системы хатха-йога: статические позы - «асаны», дыхательную гимнастику - «пранаяму»;

  • включать в комплексы упражнения с предметами (мешочек с песком (150-200 г), гантели, мячи, обручи, скакалки и т. д.);

  • использовать игровой метод;

  • ежедневно давать задание на дом и проверять выполнение домашнего задания.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Ашмаринов Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М., 1998.

  2. Безмельницин Н.Г., Астафьев Н.В. Подготовка курсовых (дипломных) работ по предмету «Теория и методика избранного вида физкультурно-спортивной деятельности». Омск,2000.

  3. Бенджамин Спок. Ребенок и уход за ним.- Минск, 1997.

  4. Бурмистрова И.И. Для формирования правильной осанки, ж-л «Физическая культура в школе», 1998, №10.

  5. Валик Б.В. Школа семейной физкультуры, ж-л «Физическая культура в школе», 1990, №8.

  6. Велитченко В.К. Физкультура без травм. - М.: Просвещение, 2003.

  7. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей.- М.: Физ­культура и спорт, 2006.

  8. Воронин Б.Ф. Статические общеукрепляющие упражнения хатха-йоги.- К.: Здоровье,1999.

  9. Волкова С.С. Как воспитать здорового ребенка. - Киев: Рад. шк., 2001.

  10. Винокуров Д.А. Частные методики лечебной физической культуры-М.: Медицина, 2000 .

  11. Головина Л.Л. ,Копылов Ю.А., Сковородникова Н.В. Формирование осанки у младших школьников нетрадиционными оздоровительными средствами.- М.: Физическая культура, 2000.

  12. Гриненко М.Ф., Вильке К. Целебная сила движений. - М.: Знание, 1991.

  13. Гришин Т.В., Никитин С.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах//Вестник гильдии протезистов- ортопедов.- 2000. - №3.

  14. Девятов М.В. Берегите спину.- М., 1992.

  15. Детская спортивная медицина/под ред. С.Б. Тихвинского. - М.: Медицина, 2000.

  16. Дубровский В.К. Лечебное действие физических упражнений.- М., 2000.

  17. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физкультуре и спорте.- М., 2002.

  18. Захарова Л.С. Реабилитация физической работоспособности средствами лечебной физической культуры при некоторых заболеваниях. - М., 2000.

  19. Икова В.В. Лечебная физкультура при дефектах осанки и сколиозах. - М., 1992.

  20. Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение при травмах и дефор­мациях опорно-двигательного аппарата. - М.: Медицина, 2000.

  21. Крапивина Е.А. Физические упражнения йогов.- М.: Знание,2001.

  22. Курон Ю.И. Таламбум Е.А. Физкультура, формирующая осанку. - М.: ФиС, 2000.

  23. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физическая культура при заболеваниях позвоночника у детей. - М.: Медицина, 1988.

  24. Мачинский В. Гимнастика, исправляющая осанку. - М.: Медицина, 2004.

  25. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб.: Речь, 2002.

  26. Пандит Шив Шарма. Йога против страданий позвоночника.- Киев - 1990.

  27. Попов С.Н. Физическая реабилитация. - Ростов на Дону.: Феникс, 2000.

  28. Сулейманов И.И. Профилактика и коррекция нарушения осанки. Методические рекомендации. Омск - 1992.

  29. Тазиев Р.В., Плеханов Г.М. Рекомендации по использованию лечебной физкультуры в занятиях специальных медицинских групп. - М.: Медицина, 2001.

  30. Фахбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 2000.

  31. Фомин Н.А., Вавилова Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: ФиС, 2001.

  32. Фонарев М.И., Фонарева Т.А. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях. - М.: Медицина, 2000.

  33. Хамзин Х. Воспитание осанки у детей. М. -2005.

  34. Цвек С.Ф. Язловецкий В.С. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем. - Киев: Здоровье, 2003.

  35. Чаклин В.Д., Абальмасова Е.А. Сколиозы позвоночника. - М.: Медицина, 2004.

  36. Чоговадзе А.В., Круглый М.М. Врачебный контроль в физиче­ском воспитании и спорте. - М.: Медицина, 2000.











Судакова С.Г. Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста в условиях Крайнего Севера. - Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2010 - 57 с.

Рецензент: Дягилева Л.А., заведующая Центром содействия и укрепления здоровья обучающихся МОУ СОШ №2 г. Надыма.


































В данной исследовательской работе рассматривается проблема нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста в условиях Крайнего Севера. Автором предлагаются конкретные методические рекомендации по использованию комплекса упражнений общей физической подготовки и формирования осанки, свода стопы, способствующих физическому развитию обучающихся, и методические рекомендации по коррекции нарушений осанки младших школьников.

Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, учителей физической культуры, специалистов ЛФК, занимающихся вопросами профилактики и коррекции нарушений осанки и плоскостопия.



© 2010-2022