- Преподавателю
- Физкультура
- Адаптированная рабочая программа обучающихся с ОВЗ
Адаптированная рабочая программа обучающихся с ОВЗ
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дерновая Н.А. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО учителей зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ № 2
физической культуры _____________Л. В. Князева ____________С. В. Шатунова
протокол №1 «31» августа 2015г приказ № ____ от «_» ________2015г.
от «31» августа 2015г
____________________
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
обучения физической культуре
________________________________________
Учитель физической культуры Дерновая Наталья Анатольевна
высшая квалификационная категория
МБОУ СОШ№ 2
2015 - 2016 учебный год
г. Пыть-Ях
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа предмета «Физическая культура » для обучающихся 1 - 4 классов по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ составлена на основе:
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065 - п «Об утверждении учебных планов специальных(коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
-
Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 кл. В 2 сб./Под.ред В.В.Воронковой .-М.:Просвещение,2006
-
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г.№253 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных ( допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015-2016 учебный год»
-
Годового учебного календарного графика на 2015-2016 учебный год
Основные задачи физического воспитания:
• укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности учащихся;
• развитие и совершенствование двигательных умений и навыков;
• приобретение знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре;
• развитие чувства темпа и ритма, координации движений;
• формирование навыков правильной осанки в статических положениях и в движении;
• усвоение учащимися речевого материала, используемого учителем на уроках по физической культуре.
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками неразрывно связан с развитием умственных способностей ребенка. Поэтому задача развития этих возможностей считается одной из важных и носит коррекционную направленность.
-
Оздоровительно - коррекционные задачи
1. Содействие оптимизации роста и развитие опорно - двигательного аппарата, гармоничное развитие мышечной силы;
2. Содействие формированию и закреплению правильной осанки, развитию сердечно-сосудистой и дыхательной системы организма, активизации обменных процессов, укреплению нервной системы и профилактике плоскостопия;
3. Обеспечить оптимальное для данного возраста и пола развитие двигательных качеств: силы, гибкости, выносливости, координации движений и др.;
4. Способствовать закаливанию, повышать устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.
-
Образовательные задачи
1. Вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми в разнообразных условиях жизни;
2. Формировать у детей знания о личной и общественной гигиене и способствовать закреплению навыков соблюдения гигиенических правил в школе, дома, в труде и во время отдыха.
3.Расширить кругозор в области физической культуры, развивать интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями, за пределами школы
- обязательный элемент режима дня при условии решения этой задачи.
III. Воспитательные задачи.
-
Формировать навыки дисциплинированного поведения в соответствии с правилами для учащихся в школе и в спортивном зале;
2. Воспитывать ответственное отношение к выполнению учебных заданий, согласованной работы в коллективе;
3. Формировать навыки доброго тактичного отношения друг к другу, взаимного контроля, взаимовыручки и культурного поведения;
4. Воспитывать трудолюбие, самообладание, выдержку и настойчивость в достижении цели.
5. Способствовать развитию интеллектуальных качеств, внимания, памяти, повышению познавательной активности.
Для решения поставленных задач требуется соблюдение следующих правил:
-
Активизация двигательного режима школьника.
-
Путем контроля через родителей - за рациональным режимом.
-
Создание наилучших эстетических условий дома и в школе.
-
Обеспечение систем врачебного контроля, самоконтроля.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Теоретический раздел
В течении занятий давать теоретические сведения:
-
Основы знаний о личной гигиене;
-
Влияние занятий физическими упражнениями не системы дыхания, кровообращения, центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат.
-
Основные приемы самоконтроля;
-
Здоровый образ жизни - одна из основных ценностных ориентаций воспитания личности;
-
Режим дня и двигательный режим;
-
Правила и формы занятий физическими упражнениями, доступными видами спорта в свободное время;
-
Полноценный сон и режим питания и т.д.
Практический отдел
1.Упражнения общего воздействия;
а) ходьба;
б) бег.
2.Общеразвивающие упражнения без предметов.
3.Общеразвивающие упражнения с предметом;
а) с гимнастической палкой;
б) с мешочками;
в) с обручем;
г) со скакалкой.
4.Общеразвивающие упражнения у гимнастической стенки и скамейке;
5. Упражнения на расслабление, дыхание, самомассаж.
6.Подвижные игры для формирования правильной осанки
7.Коррегирующие упражнения
а) симметричные упражнения;
б) асимметричные упражнения;
в) упражнения для закрепления правильной осанки.
8. Примерные комплексы упражнений:
а) для профилактики нарушений осанки;
б) при сутулой спине;
в) при боковом искривлении;
г) упражнения для профилактики плоскостопия.
9. Лечебно - профилактический танец «ФИТНЕС - ДАНС»
Требования к учащимся
Занимающие должны знать о правилах личной гигиены, режима дня:
1. Уметь выполнять специальные комплексы упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия;
2.Овладеть специальными упражнениями для развития дыхания и сердечно-сосудистой системы организма;
3.Иметь определенный " запаc" движений для развития двигательных способностей;
4.Уметь правильно выполнять упражнения самомассажа, игропаластики, пальчиковой гимнастики.
Рис. 1 Содержание программы
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ ПРОГРАММЫ
Основными средствами программы по ЛФК являются физические упражнения общеразвающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметами (палкой, мешочками, обручем, скакалкой) и на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка, скамейка). Исходными положениями таких упражнений могут быть: лежа на спине, животе, сидя с прямыми и согнутыми ногами, в упорах присев, упорах стоя и лёжа, в положениях стоя и в висах.
Упражнения общей направленности
Включают: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения при ходьбе на месте и в передвижениях, беге, прыжках, упражнения суставной гимнастики, на растягивание и расслабление мышц, упражнения на дыхание и массаж. Комплексы упражнений общей направленности содействуют развитию мышечной силы, выносливости, подвижности в различных суставах и других двигательных способностей, то есть решают задачи общей физической подготовки занимающихся Это так же оказывает профилактическое воздействие на опорно- двигательный аппарат ребёнка.
Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, формируют навыки коллективных действий.
Общеразвивающие упражнения без предметов оказывают разностороннее и избирательное воздействие на организм занимающихся, развивают двигательные способности, формируют правильную осанку, регулируют физическую нагрузку.
Общеразвивающие упражнения с предметами и на снарядах включают упражнения с гимнастическими палками, с мешочками, с обручем, со скакалкой.
Воздействуют на мышцы всего тела, способствуют развитию быстроты и выносливости.
Упражнения на расслабление мышц и самомассаж способствуют формированию свободного движения, что улучшает качество двигательного навыка. Применяются при снижении физической нагрузки, содействуют хорошему кровообращению в мышцах и их питанию, улучшают самочуствие, стабилизируют сон.
Суставная гимнастика оказывает положительное влияние не только на морфологию суставов, но и на ближайшие мышцы и связки, увеличивая их подвижность и эластичность.
Упражнения специальной направленности
Включают упражнения для формирования и закрепления правильной осанки, профилактики плоскостопия, упражнения дыхательной гимнастики. Здесь используется большинство упражнений коррекционной и лечебно - профилактической направленности.
Формирование и укрепление осанки. Практически все упражнения в программе «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия» являются средствами для формирования правильной осанки. При подборе специальных комплексов упражнений определяется их направленность. Это упражнения: на создание представления и формирования правильной осанки: на укрепления мышц и формирование «мышечного корсета», закрепление и совершенствование навыков правильной осанки, коррекционные упражнения.
Профилактика плоскостопия - упражнения для укрепления сводов споты в различных исходных положениях (лёжа, сидя, стоя у опоры). Они сочетаются с общеразвивающими упражнениями и с упражнениями в расслаблении мышц.
Дыхательная гимнастика - специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Эти упражнения в разной степени связаны с общеразвивающими упражнениями.
Коррекционные упражнения - это упражнения для формирования и закрепления осанки. Симметричные упражнения, асимметричные упражнения.
Примерные комплексы при начальной стадии бокового искривления позвоночника. При сутулой спине (кифотическая осанка). Примерные комплексы упражнений для профилактики и лечения начальных форм плоскостопия.
Комплексы упражнений «Фитнес - Данс»
Из большого разнообразия комплексов упражнений лечебно - профилактического танца «Фитнес - Данс» были отобраны наиболее эффективные для целенаправленного корригирующего воздействия на различные органы и системы организма, в первую очередь - опорно - двигательный аппарат. При этом используются упражнения общеразвивающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметами (палкой, обручем, со скакалкой и др.) и на гимнастических снарядах (гимнастической скамейке, гимнастической стенке и другие). Все комплексы упражнений проводятся под музыкальное сопровождение.
Подвижные игры для формирования правильной осанки.
Большое разнообразие игр развивают лидерство, инициативу, раскрепощённость, активность. В них используются приёмы имитации, подражания, образного сравнения, ролевые ситуации, соревнования.
Структурную основу программы «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия « составляют: основы знаний, практический материл (умения, навыки и развитие двигательных способностей) и требования к занимающимся.
Программа имеет гибкий характер, позволяющий, в зависимости от условий материальной базы, уровня физического развития и подготовленности занимающихся рационально варьировать содержание программы и творчески обеспечить её выполнение.
Изучение учебного материала осуществляется в логической последовательности в сочетании взаимосвязанных занятий, которые проводятся два раза в неделю, из расчета 68 часов в год. (Таблица 1)
Педагогу необходимо правильно спланировать и определить преемственность тем, объём и нагрузку учебного материала на каждое занятие, учитывая этапы обучения двигательным действиям, уровень физической подготовленности и физического развития занимающихся.
Произвольное изменение количества упражнений и их последовательности в комплексах приведёт к нарушению дозировки физической нагрузки, соответственно, повлияет на решение поставленных педагогических задач всей программы.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в основной школе выделяется 105ч, (3 ч в неделю, 35 учебных недель).
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
№
Вид программного материала, направленность.
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь
1
Гимнастика. Акробатика.
-правила поведения при выполнении строевых команд, гигиены после занятий физическими упражнениями; -приёмы выполнения команд « Налево», « направо».
-выполнять команды « Налево», « направо», «кругом»; - соблюдать интервал; -выполнять исходные положения без контроля зрения; -правильно и быстро реагировать на сигнал учителя; - выполнять опорный прыжок через козла «ноги врозь»; - сохранять равновесие на наклонной плоскости; -выбирать рациональный способ преодоления препятствия; - лазать по канату произвольным способом; -выбирать наиболее удачный способ переноски грузов.
2
Лёгкая атлетика.
-формы прыжка в длину с разбега.
-выполнять разновидности ходьбы; -пробегать в медленном темпе 4 мин.; - бегать на время 60 метров; - выполнять прыжок в длину с разбега способом « согнув ноги» из зоны отталкивания не более 1 м.; - прыгать способом « перешагивание» с шагов с разбега.
3
Подвижные и спортивные игры.
-расстановку игроков на площадке, -правила перехода играющих;
- правила игры в « Баскетбол»; - некоторые правила игры.
-подавать боковую подачу; - разыгрывать мяч на три паса; - вести мяч с различными заданиями; - ловить и передавать мяч.
4
Лыжная подготовка.
-как бежать по прямой и по повороту.
-координировать движения рук и ног при беге по поворот;
- свободное катание до 200-300 м.; - бежать на лыжах в быстром темпе до 100 м.
Распределение учебного времени в течение учебного года
-
Четверть
Количество недель в четверти
Количество часов в неделю
Количество часов в четверти
1 четверть
9
3
27
2 четверть
7
3
21
3 четверть
10
3
30
4 четверть
9
3
27
Итого
в год
35
3
105
Распределение учебных часов
№
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ
КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
1
Водный инструктаж по технике безопасности физической культуры.
1
2
Первичный инструктаж по технике безопасности
В начале изучения каждого раздела
3
Легкая атлетика
6
4
Гимнастика с элементами акробатики
7
5
Баскетбол
7
6
Лыжная подготовка
7
7
Подвижные игры
7
8
ИТОГО:
35
Календарно - тематическое планирование
№
РАЗДЕЛ
ТЕМА УРОКА
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
ДАТА ПО ПЛАНУ
ДАТА ПО ФАКТУ
1
Вводный
Водный инструктаж по технике безопасности физической культуры.
Основы знаний. Инструктаж по Т.Б. при занятиях физкультурой. Основы знаний о значении физкультуры, упражнения для укрепления мышечной и костной системы.
01.09-05.09
2
Легкая атлетика
Первичный инструктаж по технике безопасности на уроках легкой атлетики. История физической культуры и спорта.
Первичный инструктаж по ТБ при занятиях легкой атлетикой. Просмотр презентации об истории физической культуры и спорта.
ВПФ
Фронтальный опрос
07.09-12.09
3
Легкая атлетика
Стартовое ускорение
Инструктаж по ОТ. Бег на скорость короткие дистанции. Комплекс ОРУ со скакалками.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, общей моторной ловкости.
Корректировка выполнения команд, наблюдение.
14.09-19.09
4
Легкая атлетика
Низкий старт. Бег 30 м
Инструктаж по ОТ. Бег на скорость 30 м. Комплекс ОРУ со скакалками. Упражнения на восстановление дыхания.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, общей моторной ловкости.
Корректировка выполнения команд, наблюдение.
21.09-26.09
5
Легкая атлетика
Развитие выносливости. Бег 500 м
Кроссовый бег 500 метров. ОРУ без предметов. Упражнения на координацию движений.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка выполнения команд, наблюдение.
28.09-03.10
6
Легкая атлетика
Метание малого мяча.
Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока. Толкание набивного мяча с места одной рукой. . Контрольный замер. Комплекс ОРУ.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, меткости.
Корректировка выполнения команд, наблюдение.
05.10-10.10
7
Легкая атлетика
Прыжки в длину.
Метание теннисного мяча в пол на высоту отскока. Толкание набивного мяча с места одной рукой. . Контрольный замер. Комплекс ОРУ.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, меткости.
Корректировка выполнения команд, наблюдение.
12.10-17.10
8
Гимнастика
Инструктаж по технике безопасности гимнастики с основами акробатики.
Первичный инструктаж по ТБ на уроках по гимнастике. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки. Упражнения на гибкость.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
19.10-24.10
9
Гимнастика
Гимнастика с основами акробатики.
Танцевальная разминка. Кувырок вперёд и назад из положения: упор присев: стойка на лопатках.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
26.10-31.10
10
Гимнастика
Гимнастика равновесие.
Равновесие
Бег по скамейке с различными положениями рук и с мячом
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
09.11-14.11
11
Гимнастика
Равновесие. Строевые упражнения.
Равновесие
Бег по скамейке с различными положениями рук и с мячом
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
16.11-21.11
12
Гимнастика
Лазание по гимнастической стенке, с изменением способа лазания.
Лазание по гимнастической стенке, с изменением способа лазания. Комплекс ОРУ.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
23.11-28.11
13
Гимнастика
Комплекс ОРУ на развитие координации движений.
Фиксированное положение головы при быстрых сменах исходных положений.
Разновидности выполнения упражнений с фиксацией головы.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
30.11-05.12
14
Гимнастика
Ходьба под музыку с сохранением осанки. Танцевальные шаги.
Упражнения на координацию движений. Выполнение танцевальных движений под музыку.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
07.12-12.12
15
Баскетбол
Инструктаж по технике безопасности в игре баскетбол.
Первичный инструктаж по ТБ на уроках по баскетболу.
Повторить стойку игрока, перемещение приставным шагом, остановка 2 шагами и прыжком.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
14.12-19.12
16
Баскетбол
Баскетбол. Правила игры.
Комбинация из освоенных элементов техники передвижений. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
21.12-26.12
17
Баскетбол
Передачи мяча.
Варианты ловли и передачи мяча. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке; а) на месте; б) шагом и бегом по прямой; в) с изменением направления движения и скорости.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
11.01-16.01
18
Баскетбол
Ведение и передача мяча
Броски мяча двумя руками от груди с места; броски одной и двумя руками в движении а) после ведения; б) после ловли.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
18.01-23.01
19
Баскетбол
Баскетбол. Ведение мяча.
Учить ведению мяча правой и левой рукой.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
25.01-30.01
20
Баскетбол
Баскетбол. Броски
Учить технике броска мяча по кольцу одной рукой Закрепление ведение мяча правой и левой рукой.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
01.02-06.02
21
Баскетбол
Совершенствование передачи мяча.
Совершенствовать ведение мяча правой и левой рукой Передачи мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
08.02-13.02
22
Лыжная подготовка
Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки.
Инструктаж по ТБ. Построение на лыжах. Строевые упражнения на лыжах.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
15.02-20.02
23
Лыжная подготовка
Повороты на месте переступанием вокруг.
Равномерное передвижение на лыжах ступающим ходом. Повороты на месте переступанием.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
22.02-27.02
24
Лыжная подготовка
Передвижение скользящем шагом 300м
Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
29.02-05.03
25
Лыжная подготовка
Техника попеременного двухшажного хода.
Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
07.03-12.03
26
Лыжная подготовка
Одновременный бесшажный ход.
Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
14.03-19.03
27
Лыжная подготовка
Подъем «елочкой».
Скользящий шаг. Попеременный двухшажный ход. Коньковый ход без палок. Спуск в высокой стойке. Подъем «елочкой». Дистанция - 1км.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
28.03-02.04
28
Лыжная подготовка
Спуск в высокой стойке.
Скользящий шаг. Одновременный бесшажный ход. Коньковый ход без палок. Спуск в высокой стойке. Подъем «елочкой».
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений, гибкости, ловкости.
Корректировка техники выполнения, контроль.
04.04-09.04
29
Подвижные игры
Подвижные игры на выносливость.
Различные эстафеты с мячом на продолжительное время. Упражнения на восстановление дыхания.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений.
Корректировка техники выполнения, контроль.
11.04-16.04
30
Подвижные игры
Подвижные игры на меткость.
Разучивание игр «Попади в цель», «Меткий стрелок». Упражнения на координацию внимания.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений.
Корректировка техники выполнения, контроль.
18.04-23.04
31
Подвижные игры
Подвижные игры на ловкость.
Эстафеты с мячами, обручами, гимнастическими палками.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений.
Корректировка техники выполнения, контроль.
25.04-30.04
32
Подвижные игры
Подвижные игры на быстроту.
Разучивание игр «Поймай меня», «Не догонишь». Упражнения на восстановление дыхания.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений.
Корректировка техники выполнения, контроль.
02.05-07.05
33
Подвижные игры
Подвижные игры на ловкость.
Эстафеты с мячами, обручами, гимнастическими палками.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений.
Корректировка техники выполнения, контроль.
09.05-14.05
34
Подвижные игры
Подвижные игры на меткость.
Закрепление игр «Попади в цель», «Меткий стрелок». Упражнения на координацию внимания.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений.
Корректировка техники выполнения, контроль.
16.05-21.05
35
Подвижные игры
Подвижные игры на быстроту.
Закрепление игр «Поймай меня», «Не догонишь». Упражнения на восстановление дыхания.
Коррекция ориентировки в пространстве, координации движений.
Корректировка техники выполнения, контроль.
23.05-28.05
ЛИТЕРАТУРА.
-
Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Каневская Л.Я. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. - М., 1987.
-
Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. - М., ФкиС. 1990.
-
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. - М." Просвещение " 1991.
-
Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М., " Советский спорт. " 1986.
-
Велитченко В.К., Волкова С.С., Рипа М.Д. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. - М., " Просвещение ". 1988.
-
Иванов С.М. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. - М., Медицина. 1983.
-
Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. - М., 1978.
-
Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить: пальчиковый игротренинг. - СПб., 1998.
10.Коротков И.М. Подвижные игры детей. - М., 1987.
11.ЛовейкоИ.Д., Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей. - М. 1988.
12.Морфо-функциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста.
/ Под ред. Антроповой М.В., Кольцовой М.М./ - М., 1983.
13.Пономарев С.А.Растите малышей здоровыми. - М.," Советский спорт " 1989.
14.Пензулаева Л.И. Физическое развитие детей 5 - 6 лет. - М., 1988.
15.Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. - СПб. Речь. 2001.
16.Страковская В.Л Подвижные игры в терапии больных и ослабленныx детей. - М., Медицина. 1987.
17.Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 до 14 лет. М. 1994.
18.Тюрин Аверкий. Самомассаж. - СПб., Москва., Минск., Харьков. 1997.
19.Толстых А.В. Познай себя. - Искуство. 1990.
20.Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. М. 1974.
21.Фонарев М.И. Лечебная физкультура при детских заболеваниях. Ленинград. " Медицина " Ленинградское отделение. 1981.
22.Фонарев М.И. Развитие функций мышечной системы ребенка. Афтореферат докт. Диссиртации. - М. 1969.
23.Фонарев А.М. Развитие ориентировочных реакций у детей. - М. 1977.
24.Фирилева Ж.Е. Методическая разработка и материалы к проведению занятий по ритмической гимнастике в школе. - Л. 1987, 1988.
25.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. " СА - ФИ - ДАНСЕ ". Танцевально - игровая гимнастика для детей: Учебно - методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. СПб. " Детство - пресс ", 2000.
26. Хамзин Х. Сохранить осанку - сберечь здоровье. - М., "Знание" 1980
27. Шмелева М.И., Элькина К.Н. Лечебная физкультура для детей перенесших костно - суставной туберкулез. - М., " Медицина" 1966.
28. Юрко Г.П., Фролов В.Т. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. - М. 1983.
29. Яковлев В.Г. Игры для детей. - М., Физкультура и спорт. 1985.