• Преподавателю
  • Физкультура
  • Внеурочная деятельность учителя одна из главных составляющих в формировании здорового образа жизни школьников (из опыта работы)

Внеурочная деятельность учителя одна из главных составляющих в формировании здорового образа жизни школьников (из опыта работы)

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность учителя одна из главных составляющих в формировании здорового образа жизни школьников (из опыта работы).

Слугина Н.С.

Учитель ФК МОБУ ЯГЛ

Единственный способ сохранить здоровье - есть еду, которую не любишь, пить напитки, которые не нравятся. И делать вещи, которых не хочется делать» Марк Твен

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.

Здоровье человека во многом зависит от образа жизни, который он ведет. И.П. Павлов писал: «Мы сокращаем свою жизнь своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением с собственным организмом» [5]

Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший "освобождению" человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. "Быть здоровым - это естественное стремление человека", - пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья.[1]

Существуют разные подходы к определению понятия "образ жизни".

Так, ряд авторов полагают, что образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека.[2]

Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями».[3]

Однако образ жизни людей не может быть одинаковым, так как все мы исходно различны. Известно, что здоровым считается такой образ жизни, который приводит человека к оптимальной продолжительности и качеству жизни. Это возможно только тогда, когда человек действительно заинтересован в своем здоровье и способен им управлять.

Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.

В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.[4]

Показателем работы учителя физкультуры является выполнение школьниками всяческих нормативов (бег, прыжки), хотя более логичными были бы показатели количества пропущенных уроков по болезни, количество детей занимающихся зарядкой.

Известно, что успех формирования здоровья растущего организма зависит от понимания преподавателем термина «здоровье», от его умения поддерживать собственное здоровье. Интересно на доступном возрастном уровне преподнести детям материал о здоровье, постоянно углублять его на всем пути обучения от первого по выпускной класс.

Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни. Для поддержания физического здоровья необходимо психическое закаливание. В педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем его здоровье, и наоборот.

Целью организации и проведения данных оздоровительных мероприятий является: отразить восприятие здорового образа жизни лицеистами.

Из выше изложенной цели вытекают следующие задачи:

1) Охарактеризовать особенности проведения внеурочно - оздоровительных мероприятий в МОБУ ЯГЛ;

2) Выяснить степень влияния внеурочной оздоровительной деятельности на учащихся;

Я работаю в Якутском городском лицее учителем физической культуры уже пятый год, общий стаж работы 15лет и являюсь руководителем методического объединения. Придя в лицей меня, сразу предупредили, что спортзала и спортивной площадки нет в наличии. Не смотря на это, я хочу поделиться опытом работы, как мы проводим массовые внеурочные мероприятия для учеников и школьников лицея. Со дня основания лицея существует традиция проведения «Дня здоровья» на 1 сентября и 1апреля для учащихся.

Планируя такое крупное мероприятие, самое главное учитывать транспортную схему к месту проведения «Дня здоровья». В настоящее время этот праздник проводится в лесной зоне якутского городского парка культуры и отдыха.

Всё мероприятие по времени занимает 2,5 часа. Ответственные учителя физической культуры, заместитель по воспитательной работе и совет школьного лицея заранее подготавливают место проведения. Программа включает в себя сценку посвященную «Дню знаний», «посвящение» вновь прибывших в лицей учеников и спортивно - оздоровительные станции, на которых ученики выполняют простые задания и играют в подвижные и интеллектуальные игры. Ученики перемещаются по станциям согласно маршрутному листу со своим куратором.

Живя на крайнем севере России, первый день осени достаточно прохладный. Если, ожидается не очень благоприятные погодные условия, мы стараемся больше задействовать станции, где проводятся динамические задания. После того как все задания пройдены (на все станции дается время, которое указывается на маршрутном листе) объявляется общий сбор и проводится торжественное закрытие, где все желающие выражают эмоции и делятся своими пожеланиями успехов в учебе в новом учебном году.

Рассматривая весенний «День здоровья», хочется отметить температурные условия: 1 апреля температура опускается до -15 -20 градусов. Поэтому планируя программу, учитывается мобильность и интенсивность проведения: только подвижные игры и физические упражнения. Мероприятие проходит по принципу туристической полосы. Для этого заранее, определяются места для каждого класса и распечатывается схематическая карта парка, на которой отмечаются номера пунктов и пишутся задания для выполнения. Праздник включает в себя сбор на центральной площади парка, где проходит танцевальный флеш - моб, организация штаба, где раздаются маршрутные карты парка с заданиями, и куда будут отправляться фотографии с каждого пункта о выполнении задания. На прохождение полосы дается час времени. Все кураторы принимают активное участие в выполнении заданий вместе со своим классом.

Чтоб отследить степень влияния внеурочной оздоровительной деятельности на учащихся, мы взяли результаты охвата учащихся в оздоровительных праздниках «День здоровья» и посещение лицеистов спортивных секций г.Якутска за период 2013- 2015г.г.

Охват учащихся лицея в оздоровительных праздниках «День здоровья»

Посещение лицеистов спортивных секций г.Якутска






Подводя итоги, хочется отметить, что охват учеников принимающих участие в оздоровительных праздниках «День здоровья» и посещение спортивных секций г.Якутска на протяжении периода с 2013 года по 2015 год с каждым годом становится больше. В праздниках «День здоровья» принимают участие все желающие лицея. Оглядываясь назад, можно отметить, что учащиеся лицея всегда принимали активное участие в этом мероприятии. Получая позитивные эмоции и заряжаясь энергетикой природы.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990.

2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 1990

3. Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.

4. Давидович В.В., Чекалов А.В. Здоровье как философская категория // Валеология. 1997, №1.

5. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании, образовании// ПСС.-Т.1-М.,1957-С.185

Внеурочная деятельность учителя одна из главных составляющих в формировании здорового образа жизни школьников (из опыта работы).

Внеурочная деятельность учителя одна из главных составляющих в формировании здорового образа жизни школьников (из опыта работы).



Внеурочная деятельность учителя одна из главных составляющих в формировании здорового образа жизни школьников (из опыта работы).

Внеурочная деятельность учителя одна из главных составляющих в формировании здорового образа жизни школьников (из опыта работы).Внеурочная деятельность учителя одна из главных составляющих в формировании здорового образа жизни школьников (из опыта работы).



Внеурочная деятельность учителя одна из главных составляющих в формировании здорового образа жизни школьников (из опыта работы).Внеурочная деятельность учителя одна из главных составляющих в формировании здорового образа жизни школьников (из опыта работы).Внеурочная деятельность учителя одна из главных составляющих в формировании здорового образа жизни школьников (из опыта работы).

© 2010-2022