Тренировочная программа по волейболу

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во вре­мя игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в де­ятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при пе­редачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют кост­ную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.

Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости передач и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья.

Игровая обстановка в волейболе меняется быстро. Каждая атака создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают волейболистов постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует также проявления высокой самостоятельности.

Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.

Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма. Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зри­тельные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способ­ность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотвор­но влияет на рост юных спортсменов. Программа курса волейбол для детей 11-14 лет рассчитана на- 306 часов при 4 тренировках в неделю по 2часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации.

Цели и задачи.

Цель:

Формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом через обучение игре в волейбол.

Задачи:

  1. Укрепление здоровья и содействие гармоничному физическому развитию

  2. Пропаганда здорового образа жизни.

  3. Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию технических процессов и свойств личности.

  4. популяризация игры в волейбол среди учащихся.

Ожидаемый результат.

По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом.










Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Общее

кол-во

часов

В том числе

Теор

часы

Практ

часы

1

Теоретическая подготовка

10

10

2

Физическая подготовка


Общеподготовительные упражнения

24

24

2.1

2.2

Специально-подготовительные упражнения

54

54

3

3.1

Технико-тактическая подготовка


Обучение основам техники

6

2

4

3.2

Совершенствование технической подготовленности

94

94

3.3

Обучение основам тактики

8

2

6

3.4

Совершенствование тактической подготовленности

60

60

4

Соревновательная подготовка


30

30

5

Контроль в процессе подготовки



6

6

Итого :

292

14

278




Содержание программы


1. Теоретическая подготовка

Общие основы волейбола

  1. Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в волейбол. Правила разминки;

  2. Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях волейболом;

  3. Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;

  4. Сведения о строении и функциях организма человека;

  5. Влияние физических упражнений на организм занимающихся;

  6. Гигиена, врачебный контроль на занятиях волейболом;

  7. Правила игры в волейбол;

  8. Оборудование места занятий, инвентарь для игры волейбол.

2. Физическая подготовка

Общеподготовительные упражнения:

- Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция.

- Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.

- Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.

- Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.

- Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).

- Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами. Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба. Гребля.

- Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.

- Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными по­ложениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.

- Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.

- Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.

- Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.

- Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек До 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной Местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы.

Специально-подготовительные упражнения:

- Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно. воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей пой­мать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).

- Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения передач двумя руками сверху и нападающего удара. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положение лежа на спине на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка.

Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).

Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.

- Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).

3. Технико-тактическая подготовка

Обучение основам техники.

  1. Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства.

  2. Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике.

  3. Всесторонняя физическая подготовка - необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения.

  4. Определения и исправления ошибок.

  5. Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость)

  6. Основы совершенствования технической подготовки.

  7. Методы и средства технической подготовки.

Техника выполнения нижнего приема

Обучение передвижению в стойке волейболиста с изменением направления движения по звуковому и зрительному сигналу. Обучение технике передачи мяча в парах на месте, со сменой мест. Правильное положение рук и ног при выполнении нижнего приема. Поведение игрока при выполнении приема. Правила безопасного выполнения.

Техника выполнения верхнего приема

Правильное положение рук, кистей и пальцев при выполнении верхнего приема передачи мяча. Положение ног и туловища спортсмена при выполнении верхнего приема. Упражнения на отработку движений рук, туловища и ног при выполнении приема. Правила безопасного выполнения приема.

Техника выполнения нижней прямой подачи

Правильное положение туловища, ног, рук, кистей и пальцев спортсменов при выполнении нижней прямой подачи. Упражнение на движения ногами, туловищем и руками при выполнении нижней прямой подачи. Правила безопасного выполнения нижней прямой подачи.

Техника выполнения верхней прямой подачи

Выполнение набрасывание мяча на удар. Правильное положение кисти при ударе по мячу вовремя верхней прямой подачи. Упражнение на движение ногами и туловищем, движение «рабочей» рукой при выполнении верхней прямой подачи. Правила безопасного выполнения упражнения.

Техника выполнения нижней боковой подачи

Правильное положение руки с мячом перед нанесением удара вовремя нижней боковой подачи. Правила безопасного выполнения упражнения. Упражнения на движение рук, ног и туловища при выполнении нижней боковой подачи.

Техника выполнения навесной передачи к нападающему удару

Понятие выход на прием мяча. Упражнение на правильные действия руками, туловищем и ногами вовремя навесной передачи. Упражнения на правильные действия, направленные на коррекцию передачи. Правила безопасного выполнения упражнения.

Тактическая подготовка - 28 часов

Обучение индивидуальных действий:

- Обучения тактике нападающих ударов;

- Нападающий удар задней линии;

- Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут).

- Нападающий удар толчком одной ноги;

- При выполнении вторых передач;

Обучение групповым взаимодействиям:

- Обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе;

- Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот).

- Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии.

- Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары).

-

Обучение индивидуальным действиям

Обучение технике передаче в прыжке:

- откидке, отвлекающие действия при вторых передачах.

-Упражнения на расслабления и растяжения.

-Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке.

-Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока.

-Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП.

- Обучения индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока;

- Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар;

4. Соревновательная подготовка

- Участие в соревнованиях

- Участие в товарищеских встречах

Основы взаимодействия игроков во время игры. Понятие развития игровой комбинации. Понятие: оборонительная, наступательная игра. Правила безопасного ведения двусторонней игры. Использование нижней и верхней прямой подачи, нижней боковой подачи мяча, навесной передачи на практике вовремя командной игры в волейбол. Техника игры в нападении . Техника игры в защите.

5. Контроль в процессе подготовки

Важнейшей функцией управления наряду с планированием является контроль, определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с баскетболистами на всех этапах многолетней подготовки.

В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет подготовленности путем:

- текущей оценки усвоения изучаемого материала;

- оценки результатов выступления в соревнованиях команды и индивидуальных игровых показателей;

- выполнения контрольных упражнений по общей и специальной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования.

Методическое обеспечение программы.


Для правильного распределения всех разделов тренировочного процесса юных волейболистов и достижения поставленных задач необходимо соблюдать основные педагогические принципы спортивной тренировки.

Непрерывность тренировочного процесса.

Тренировки юных волейболистов должны проводится непрерывно. Необходимо, чтобы воздействие каждого последующего занятия накладывались на воздействие предыдущего.

Индивидуализация тренировочного процесса.

Подготовку юных волейболистов следует проводить не по стандартному образцу, а при обязательном учете их индивидуальных возможностей, которые могут быть самыми различными.

Постепенное и максимальное увеличение тренировочной нагрузки.

Рост тренированности волейболистов находится в прямой зависимости от величины тренировочных нагрузок. Нагрузки должны увеличиваться постепенно.

Единство общей и специальной подготовки.

Однобокая, узкая специализация противоречит естественному развитию организма. Более того, на основе биологических исследований установлено, что постоянная эксплуатация узкого круга функций, вступая в противоречие с закономерностями пластического обновления структур организма в целом, может в крайних случаях вести к патологии.

Направленность к индивидуально возможным достижениям.

Стремление к достижению индивидуально возможных результатов является специфической особенностью баскетбола, привлекательность которого в том и состоит, что игрок в честном единоборстве с соперником максимально проявляет и непрерывно совершенствует свои возможности.

Построение и проведение занятий.

Посторонние и проведение занятий являются важной частью методики тренировки. Отдельные тренировочные занятия являются как бы кирпичиками здания, и от качества каждого из них зависит и качество самого здания. Целью вводной части является первоначальная подготовка к выполнению главных задач занятия.

Затем следует основная часть, направленная на выполнение главных задач: овладение техникой и тактикой игровых действий, развитие двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости и др. После выполнения главных задач, при наступлении той или иной степени утомления, переходят к третьей - заключительной части, когда создают условия для уменьшения напряженности организма.

Педагогический контроль.

В процессе педагогического контроля тренер стремится получить ответы на два вопроса:

1) как идут запланированные им изменения тренированности игроков;

2) чем объяснить изменения тренированности, особенно те, которые не были заинтересованные, например, снижение специальной выносливости, быстроты.

Получая информацию об этом, тренер может вносить коррективы в ходе учебно - тренировочного процесса.

Основными формами занятия являются:

  • сохранение соразмерности основных физических качеств

  • на этапе начальной подготовки должны проводится комплексные занятия

  • основными формами организации тренировки являются групповые занятия, индивидуальные занятия, а так же тренировочные игры.

Приемы и методы организации учебно-тренировочного процесса.


  • Повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к волейблу и прохождение их через все систему многолетней подготовки

  • Усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствование навыков выполнения технических приемов и их способов

  • Повышение роли объема тактической подготовки, как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных волейболистов

  • Осуществление на высоком уровне интегральной подготовки по средством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки.









Литература

  1. Чапурин, М. Н. Обучение студентов основам техники волейбола в про­цессе физического воспитания / М. Н. Чапурин, Г. Л. Драндров. - Чебокса­ры : Чуваш, гос. пед. ун-т, 2010. - 120 с

  2. Айрапетьянц Л.Р., Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). - Т: Изд-во им. Ибн Сины, 2004. - 165 с.

  3. Айриянц А. Волейбол. Учебник для физ. ин-тов. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 215с.

  4. Айриянц А.Г. Волейбол: Учебник для ИФК - М.: Ф и С,1985

  5. Беляев А.В., Савин М.В. Построение тренировочного процесса на сборах по общей физической подготовке у квалифицированных волейболистов. - М.: ФОН, 2000. - 237с.

  6. Верхошанский Ю.В. «Ударный» метод развития «взрывной» силы // Теория и практика физкультуры. - 2004. - №8. - С. 59.

  7. Губа В.П. Морфо-биомеханические исследования в спорте. - М.: Спорт. Академ. Пресс, 2005. - 120 с.

  8. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства / Под ред. Ю.В. Питериева. - М.: ФЛИР - бресс, 2006. - 336с.

  9. Зациорский В.М. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте. Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 41с.

  10. Зациорский В.М., Смирнов Ю.И. Влияние градиента силы на результат скоростно-силового движения // Теория и практика физической культуры. - 2005. - №7. - С.63 - 68.

  11. Игнатьева В.Я. Скоростно-силовая подготовленность юных гандболистов // Теория и практика физкультуры, - 2005. - №8. - С. 24-26.

  12. Клещев Ю.Н. Железняк Ю.Д., Волейбол - М.:Ф и С, 1991.

  13. Клещев Ю.Н. Волейбол . Учебник для ИФК - М.: Ф и С, 1985.

  14. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие - М.: Спорт. Академия. Пресс, 2002. - 192 с.


© 2010-2022