Программа Гигиенические основы физического воспитания

Раздел Физкультура
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа Гигиенические основы физического воспитания



Программа учебной дисциплины ОП 05. Гигиенические основы физического воспитания разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности 49.02.01 Физическая культура углубленной подготовки среднего профессионального образования (далее СПО).

Организация-разработчик: ГАОУ СПО «Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино».

Разработчик: Бородина Н.Д., преподаватель ГАОУ СПО «Агинский педагогический колледж им. Базара Ринчино»



Программа рассмотрена на заседании ПЦК физической культуры Председатель ПЦК___________________

от « ____» ______________ 2014 г.













СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3.

УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 05. Гигиенические основы физического воспитания

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины ОП 05. Гигиенические основы физического воспитания является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура углубленной подготовки.

Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1

Определять цели и задачи, планировать учебные занятия

ПК 1.2.

Проводить учебные занятия по физической культуре

ПК 1.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения

ПК 1.4.

Анализировать учебные занятия

ПК 1.5.

Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической культуре

ПК 2.1.

Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия

ПК 2.2.

Проводить внеурочные мероприятия и занятия

ПК 2.3.

Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности

ПК 2.4.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся

ПК 2.5.

Анализировать внеурочные мероприятия и занятия

ПК 2.6.

Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 3.1.

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса, группы и отдельных обучающихся.

ПК 3.2.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.3.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК3.4.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать знания гигиены в профессиональной деятельности, в том числе в процессе гигиенического просвещения обучающихся, педагогов, родителей (лиц, их заменяющих);

- составлять режим суточной активности с учетом возраста и характера физических нагрузок;

- определять суточный расход энергии, составлять меню;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в здании и помещениях школы при занятиях физическими упражнениями, организации учебно-воспитательного процесса;

- применять знания по гигиене при изучении профессиональных модулей;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основы гигиены детей и подростков;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- понятие медицинской группы;

- гигиеническое значение биологических факторов внешней среды при занятиях физической культурой;

- вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности;

- основы профилактики инфекционных заболеваний;

- основы гигиены питания детей, подростков и молодежи;

- гигиенические требования к спортивным сооружениям и оборудованию мест учебных занятий;

- гигиеническую характеристику основных форм занятий физической культурой детей, подростков и молодежи;

- основы личной гигиены при занятиях физическими упражнениями, спортом;

- гигиенические основы закаливания;

- гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы;

- физиолого-гигиенические и социальные аспекты курения, нарко- и токсикомании.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

практические работы

10

теоретическое обучение


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

16

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2 Результатом освоения программы является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Определять цели и задачи, планировать учебные занятия

ПК 1.2.

Проводить учебные занятия по физической культуре

ПК 1.3.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения

ПК 1.4.

Анализировать учебные занятия

ПК 1.5.

Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения физической культуре

ПК 2.1.

Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия

ПК 2.2.

Проводить внеурочные мероприятия и занятия

ПК 2.3.

Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности

ПК 2.4.

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся

ПК 2.5.

Анализировать внеурочные мероприятия и занятия

ПК 2.6.

Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 3.1.

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса, группы и отдельных обучающихся.

ПК 3.2.

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего, на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.3.

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК3.4.

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм

ОК 12

Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности

ОК 13.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

2.3. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Гигиенические основы физического воспитания

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы гигиены детей и подростков

48

Тема 1.1. Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза

Содержание учебного материала:

2

Место и роль учебной дисциплины «Гигиена физической культуры и спорта» в системе профессиональной подготовки учителя физической культуры.

Цель, задачи и основные понятия, методы гигиенических исследований.


2

Практические занятия

4


Проектная работа «Культура физического здоровья»


Самостоятельная работа обучающихся

4

Проектная работа « Здоровым быть модно!»

Тема 1.2. Гигиеническое значение биологических факторов внешней среды при занятиях физической культуры



Содержание учебного материала:

2

Понятие биологического фактора внешней среды.

Влияние и значение биологических факторов.

Физиологическое значение воздуха для человека;

основные гигиенические показатели качества воздушной среды; физический и химический составы воздуха.


Роль воды в жизнедеятельности человека;

Гигиенические требования, свойства, основные источники водоснабжения.

Органолептические свойства воды;

Эпидемиологическое значение воды;

Очистка и обеззараживание воды.


2

Практические занятия:

не предусмотрены



Самостоятельная работа обучающихся:

2

Биоритмы и физическая работоспособность.

Классификация биоритмов



Тема 1.3.Основы гигиены питания детей, подростков и молодежи.

Содержание учебного материала:

2

Основные требования к пище; основные гигиенические принципы построения рациона питания;

Понятие о достаточном и сбалансированном питании;

Сбалансированное питание детей.

Физиологическая роль и гигиеническое значение белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ.

Гигиена пищеварительной системы

Заболевания пищеварительной системы


Практические занятия:

Проектная работа «Здоровье семьи - здоровье нации»

4


Самостоятельная работа:

Рациональное питание. Оценка суточного рациона студента

4

Тема 1.4. Вспомогательные гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности

Содержание учебного материала:

Гигиенический массаж, основные задачи и методические указания Гидропроцедуры

Применение сауны

Гидротерапия и бальнеотерапия

Гидротерапия и бальнеотерапия

2

2

Практические занятия:

не предусмотрены


2

Тема 1.5

Понятие медицинской группы

Содержание учебного материала:

2

Распределение школьников на медицинские группы.

Оценка медицинской группы для занятий физической культурой

Особенности занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний.

ЛФК в школе. Основная медицинская группа. Подготовительная медицинская группа. Специальная медицинская группа

Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ


2

Практические занятия: не предусмотрены


Тема 1.6

Гигиенические основы закаливания

Содержание учебного материала:

Определение понятия закаливание.

Методика закаливания.


2

2

Практические занятия:

не предусмотрены


Тема 1.7

Гигиенические требования к спортивным

сооружениям и оборудованию мест учебных

занятий;

гигиенические требования к учебно-

воспитательному процессу, зданию и помещениям

школы;

Содержание учебного материала:

2

Основные гигиенические требования к планировке спортивных сооружений, к строительным материалам, к освещению спортивных сооружений, к отоплению и вентиляции, к открытым водоемам,

к искусственным бассейнам;


2

Практические занятия: не предусмотрены


Тема 1.8

Физиолого-гигиенические и социальные аспекты курения, нарко- и токсикомании

Содержание учебного материала:

2

Курение. Норкомания. Токсикомания. Алкоголизм


2


Практические занятия:

2

Наркомания как реальная угроза выживания человечества


Самостоятельная работа обучающихся:

6

Вредные привычки и их социальные последствия


Тема 1.9

Гигиеническое обеспечение физического воспитания в школе.

Содержание учебного материала:

2

Гигиенические требования к уроку физической культуры;

классификацию физических нагрузок.

Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями;

Гигиенические требования к структуре, содержанию, интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания.


2

Раздел 2. Гигиенические основы физической культуры и спорта


Тема 2.1.

Основы профилактики инфекционных заболеваний

Содержание учебного материала:

2

2

Инфекция. Общественная и индивидуальная профилактика. Первичная профилактика. Вторичная профилактика

Третичная профилактика. Вакцинация

Тема 2.2.

Гигиеническое обеспечение занятий оздоровительной физической культурой.

Содержание учебного материала:

2

гигиеническое обеспечение к занятиям оздоровительными физическими упражнениями;нормы нагрузок при походах.

Основные гигиенические требования к занятиям оздоровительными физическими упражнениями;

Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию тренировочных нагрузок на одном занятии;

Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию физических нагрузок, к комплексу занятий оздоровительными физическими упражнениями;


2

Практические занятия:


Не предусмотрены


Раздел 3. Основы личной гигиены на занятиях физическими упражнениями, спортом


Тема 3.1. Личная гигиена при занятиях физическими упражнениями

Содержание учебного материала:

2

Общие гигиенические требования к спортивной одежде и обуви;

основные гигиенические требования при занятиях различными видами спорта.


2

Всего:

32

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебно-наглядные пособия по дисциплине «Гигиенические основы физического воспитания».

Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.: «Академия», 2009. - 240 с.

  2. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. - М., 2010.

  3. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков. _ М.: Медицина, 2010. 440 с.

  4. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М., 2012.

  5. Минх А.А., Малышева И.Н. Основы общей и спортивной гигиены. - М.; ФиС, 2010. - 375 с.

Дополнительные источники:

  1. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М., 2010

  2. Жилов Ю.Д., Куценко Г.И., Назарова Е.Н. Основы медико-биологических знаний. - М., Высшая школа, 2009.- 256 с.

  3. Брязгунов В.П. Основы общей валеологии. -М., Просвещение, 2012. - 95 с.





Программа Гигиенические основы физического воспитания

Программа Гигиенические основы физического воспитания

Программа Гигиенические основы физического воспитания





Агинское

2015


© 2010-2022