- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа физкультура 5-а класс
Рабочая программа физкультура 5-а класс
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чернышова И.Н. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
3Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 61 имени М.И. Неделина
города Липецка
Согласовано
Руководитель ШМО
____________/Чернышова И.Н.
Протокол № 1
от 26.08. 2014
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________/Пушилина Е.И.
26 августа 2014 г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №61
имени М.И. Неделина
_____________/ Баурина Г.Н.
Приказ № 204
от 27 августа2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Чернышовой Ирины Николаевны
по физической культуре
5-А класса
на 2014-2015 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 27 августа2014 г.
Липецк-2014
2. Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Изучение физической культуры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;
-
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
-
воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
-
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
Ведущей целью является содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
Основными задачами физкультуры в 5 классе является укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие основных физических качеств, воспитание потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни.
Нормативные правовые документы, программы (примерные или авторские) на основании которых разработана рабочая программа:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
-
приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 "Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
-
приказ МО РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»
-
Постановление правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)
-
приказ ОУ от 26.06. 2014 № 184 «Об утверждении основной общеобразовательной программы ОУ» (в т.ч. учебного плана, календарного учебного графика)
-
приказ ОУ от 08.11.2011 № 274 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей)»
-
Программы для общеобразовательных школ «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», В. И. Лях.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
физическая культура и основы здорового образа жизни
Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции.
Олимпийские игры древности и современности. Основные этапы развития физической культуры в России. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни человека.
Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья
Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.
Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; индивидуальная подготовка и требования безопасности.
Командные (игровые) виды спорта. Правила соревнований по футболу (мини-футболу), баскетболу (мини-баскетболу), волейболу
Физкультурно-оздоровительна деятельность
Индивидуальные упражнения утренней гигиенической гимнастики и специализированной зарядки. Комплексы упражнений для профилактики утомления, коррекции осанки, регулирования массы тела, формирования телосложения. Комплексы упражнений на развитие основных физических качеств - силы, быстроты, выносливости, координации (ловкости), гибкости, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Оздоровительная ходьба и бег. Комплексы упражнений лечебной физкультуры с учетом индивидуальных особенностей и характера заболевания. Закаливающие процедуры и простейшие приемы гигиенического массажа. Гигиенические требования и правила техники безопасности при выполнении физических упражнений.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Подготовка к соревновательной деятельности; совершенствование техники упражнений в индивидуально подобранных акробатических и гимнастических комбинациях (на спортивных снарядах); в беге на короткие, средние и длинные дистанции; прыжках в длину и высоту; совершенствование технических приемов и командно-тактических действий в спортивных играх (баскетболе, волейболе, футболе, мини-футболе); технической и тактической подготовки в национальных видах спорта.
Специальная подготовка:
Футбол - передача мяча, ведение мяча, игра головой, использование корпуса, обыгрыш сближающихся противников, финты;
Баскетбол - передача мяча, ведение мяча, броски в кольцо, действия нападающего против нескольких защитников;
Волейбол - передача мяча через сетку, нижняя прямая подача, прием мяча после подачи.
Упражнения культурно-этнической направленности. Сюжетно-образные (подвижные) и обрядовые игры. Элементы техники национальных видов спорта.
Прикладная физическая подготовка
Приемы защиты и самообороны из атлетических единоборств. Страховка. Полосы препятствий. Кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; передвижение различными способами с грузом на плечах по возвышающейся над землей опоре.
3.Учебно-тематический план
-
Базовая часть - 75 часов (уроков)
-
-
Основы знаний о физической культуре - в процессе урока
-
Спортивные игры (волейбол) - 18 часов (уроков)
-
Гимнастика с элементами акробатики - 18 часов (уроков)
-
Легкая атлетика - 21 часов (уроков)
-
Кроссовая подготовка - 18 часов (уроков)
-
-
Вариативная часть - 30 часов (уроков)
-
Баскетбол - 30 часов (уроков)
-
Итого в год - 105 часов (уроков)
-
Содержание тем учебного курса
-
Правила и организация проведения соревнований по видам спорта.
Техника безопасности при проведении соревнований и занятий.
Подготовка мест занятий. (в процессе уроков)
-
Легкая атлетика (21 ч)
- Спринтерский бег, эстафетный бег (10 ч)
- Прыжок в длину, в высоту. Метание малого мяча (7 ч)
- Бег на средние дистанции (4 ч)
-
Кроссовая подготовка:
- Бег по пересеченной местности, преодоление препятствий (18 ч)
-
Гимнастика (21 ч)
- Висы. Строевые упражнения (6 ч)
- Опорный прыжок. Строевые упражнения (6 ч)
- Акробатика (6 ч)
-
Волейбол (18 ч)
- Стойка игрока. Передвижения в стойке. Передача мяча двумя руками сверху
вперед. Эстафета с элементами волейбола. Техника безопасности при игре в волейбол. Подвижная игра «Пасовка волейболистов». Встречные эстафеты. Подвижная игра с элементами в/б «Летучий мяч». Игра в мини-волейбол.
10. Баскетбол (30 ч)
- Стойка и передвижения игрока. Остановка прыжком. Ведение мяча на месте. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Развитие координационных качеств. Правила ТБ при игре в баскетбола. Терминология баскетбола. Ведение мяча на месте с разной высотой отскока. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Ловля
мяча двумя руками от груди на месте в тройках. Бросок двумя руками от головы после ловли мяча. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Правила соревнований. Позиционное нападение (5 : 0) без изменения позиции игроков. Сочетание приемов: (ведение - остановка - бросок). Позиционное нападение через скрестный выход. Вырывание и выбивание мяча. Бросок одной рукой от плеча на месте. Нападение быстрым прорывом. Взаимодействия двух игроков через заслон. Игра в мини-баскетбол.
5. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физической культуры ученик независимо от изучаемого раздела должен:
знать/понимать
-
роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
-
основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
-
способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь
-
составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
-
выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;
-
выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
-
осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;
-
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;
-
осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
-
включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Требования по разделам физической культуры
В результате изучения раздела «Волейбол» ученик должен:
знать/понимать
-
терминологию избранной игры, правила и организацию проведения соревнований по волейболу, технику безопасности при проведении соревнований и занятий;
-
уметь
-
выполнять технику различных элементов волейбола, играть в игру волейбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия.
В результате изучения раздела «Гимнастика и элементы акробатики» ученик должен:
знать/понимать
-
значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости, основы выполнения гимнастических упражнений, страховку во время занятий, культурно - исторические основы: основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта, гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах;
уметь
-
выполнять опорный прыжок, строевые упражнения, выполнять прыжки со скакалками, выполнять акробатические соединения из 4-5 элементов.
В результате изучения раздела «Лёгкая атлетика» ученик должен:
знать/понимать
-
терминологию легкой атлетики, правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике, технику безопасности при проведении соревнований и занятий, подготовку места занятий;
уметь
-
уметь пробегать различные отрезки с максимальной скоростью, выполнять прыжок в длину с места, метать мяч на дальность, метать мяч в горизонтальную и вертикальную цель.
В результате изучения раздела «Баскетбол» ученик должен:
знать/понимать
-
терминологию избранной игры, правила и организацию проведения соревнований по баскетболу, технику безопасности при проведении соревнований и занятий, подготовку места занятий, помощь в судействе, организацию и проведение подвижных игр и игровых заданий;
-
уметь
-
выполнять технику различных элементов баскетбола, играть в игру баскетбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия.
В результате изучения раздела «Футбол» ученик должен:
знать/понимать
-
терминологию избранной игры, правила и организацию проведения соревнований по футболу, технику безопасности при проведении соревнований и занятий, подготовку места занятий, помощь в судействе, организацию и проведение подвижных игр и игровых заданий;
-
уметь
-
выполнять технику различных элементов футбола, играть в футбол по упрощенным правилам, выполнять правильно технические действия.
-
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Мячи по видам спорта (волейбольные, баскетбольные, футбольные и т.д.)
2. Гимнастические скакалки
3. Гимнастические скамейки
4. Гимнастические обручи
5. Гимнастические маты
6. Гимнастическое оборудование (навесная перекладина, козел, гимнастический мостик и т.д.)
7. Оборудование для игры в волейбол
8. Оборудование для игры в баскетбол
9. Секундомер
10. Свисток
-
Список литературы
Пособие для учащихся:
- Лях, В.И. Физическая культура. 5-7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.И. Лях- М. : Просвещение, 2013.
Пособие для учителя:
- Настольная книга учителя физической культуры /под ред. Л.Б.Кофмана. - М., 2012.
- Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры /под ред.
Э.Найминова. - М., 2010.
- Макаров А.Н. Лёгкая атлетика. - М., 2011.
- Практикум по лёгкой атлетике /под ред. И.В.Лазарева, В.С. Кузнецова, Г.А.Орлова. - М., 2011.
- Лёгкая атлетика в школе /под ред. Г.К. Холодова, В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкого. - М., 2012.
- Спортивные игры на уроках физкультуры /ред. О.Листов. - М.,2012.
- Кузнецов В.С., Колодницкий, Г.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. -., 2012.
- Спорт в школе /под ред.. И.П.Космина, А.П. Паршикова, Ю.П.Пузыря. - М., 2012.
- Журнал «Физическая культура в школе».
- Урок в современной школе /ред. Г.А Баландин, Н.Н. Назаров, Т.Н.Казаков. - М., 2011.
8. Приложение к рабочей программе
Тематическое планирование
5 класс
№ п\п
Тема (блоки)
Дата (учебная неделя)
Дата по факту
I четверть
1
Гигиенические требования и правила техники безопасности при выполнении физических упражнений.
02-07.09
2
Высокий старт. Стартовый разгон.
02-07.09
3-
4
Бег на короткие дистанции.
05-13.09
5
Бег 60 метров.
09-14.09
6
7
8
Прыжок в длину с места.
9-21.09
9
10
11
Метание малого мяча.
16-28.09
12
Прыжок в длину.
23-28.09
13
14
Бег на средние дистанции.
30-05.10
15
16
Стойка и передвижения игрока.
Бег по пересеченной местности
30-05.10
17
18
Ведение мяча на месте.
Техническая и тактическая подготовка
7-12.10
19
Остановка двумя шагами и прыжком.
7-12.10
20
Стойки и повороты.
7-12.10
21
Передача мяча на месте.
14-19.10
22
Ведения мяча в низкой, средней, высокой стойке на месте.
14-19.10
23
Броски одной и двумя руками мяча.
14-19.10
24
Ведение мяча с изменением скорости.
21-26.10
25
26
Ведения мяча с изменением направления.
21-26.10
27
Бросок мяча в кольцо.
21-26.10
II четверть
28
29
Акробатика. Кувырок вперед.
11-16.11
30
31
Кувырок вперед и назад.
11-23.11
32
33
Стойка на лопатках.
25-30.11
34
35
Акробатические соединения.
25-30.11
36
37
Акробатические соединения из 4-5элементов.
2-7.12
38
Висы: вис согнувшись, вис прогнувшись
2-14.12
39
Подтягивание в висе.
9-14.12
40
Подтягивание в висе лежа - девочки.
Поднимание прямых ног в висе - мальчики.
9-14.12
41
Прыжки на гимнастической скакалке за 1 мин..
16-21.12
42
43
Опорный прыжок.
Строевые упражнения.
16-21.12
44
Прыжки на скакалке на выносливость
16-21.12
45
Строевые упражнения
16-21.12
46
Прыжки со скакалкой на выносливость
23-28.12
47
Упражнения на пресс.
23.28.12
48
Опорный прыжок.
23-28.12
III четверть
49
50
51
52
ТБ на уроке при обучении игре волейбол.
Стойки игрока.
Перемещения игрока.
Учебная игра.
13-25.01
53
54
55
56
Перемещения вправо, влево, вперёд, назад.
Учебная игра.
20-01.02
57
58
59-
60
Передача двумя руками сверху.
Учебная игра.
Передача двумя руками сверху через сетку.
27-8.02
61
62
63
64
Нижняя прямая подача.
Совершенствование учебной игры.
Комплекс упражнений на развитие выносливости
Комплекс упражнений на развитие координации (ловкости)
10-22.02
65
66
67
68
Передача мяча снизу.
Учебная игра.
17-01.03
69
70
71
Приём мяча после подачи.
Учебная игра.
24-8.03
72
73
74
75
Упражнения в парах.
Подача, приём мяча
Учебная игра.
3-15.03
76
77
78
Игры с элементами волейбола.
Учебная игра.
Техническая и тактическая подготовка
17-22.03
IV четверть
79
80
81
82
Прыжки в высоту способом «перешагивания» обучение
Прыжки в высоту способом «перешагивания» закрепление
Прыжки в высоту способом «перешагивания» совершенствование
Прыжки в высоту способом «перешагивания» учет
1-12.04
83
Вырывание и выбивание мяча.
7-12.04
84
85
Броски мяча в кольцо
7-19.04
86
Учебно - тренирочная игра 3х 3.
14-19.04
87
88
Игра в мини-баскетбол.
Техническая и тактическая подготовка
21-26.04
90
91
Бег 60 метров.
Прыжки в длину с места
28-3.05
92
93
Метание малого мяча на дальность
5-10.05
94
Метание малого мяча в цель.
5-10.05
95
96
Кроссовая подготовка 1 км.
Оздоровительная ходьба и бег.
12-17.05
97
98
Переда мяча внутренней частью стопы.
Игра по упрощённым правилам.
19-24.05
99
100
Ведение мяча с изменением направлений.
Игра по упрощённым правилам.
19-31.05
101
102
Удары по мячу передней частью стопы.
Обыгрыш сближающихся противников, финты;
19-31.05
103
104-
105
Промежуточная аттестация.
Обобщающий урок
19-31.05