Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культурыЗдоровьесберегающие технологии на уроках физической культурыЗдоровьесберегающие технологии на уроках физической культурыЗдоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПУЗЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА БУТУРЛИНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Концепция педагогической деятельности

учителя физической культуры

Голощапова Павла Владимировича


«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры»

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры

2015 г.


  1. Введение

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Здоровье детей в любом обществе является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества. В этой связи следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании», программы модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание главных социальных ориентиров - развитие образовательных систем, обеспечение высокого качества образования, сохранения и укрепления состояния здоровья учащихся.

Подготовить школьника к самостоятельной жизни - значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации - физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать школа через здоровьесберегающие технологии - тренируя, обучая, воспитывая.

И особое место в воспитательном процессе отводится учителю физической культуры.

Именно поэтому ведущая идея моей концепции - здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры, которые должны обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, вооружив его необходимым для ведения здорового образа жизни, воспитав у него культуру здоровья.

Что может сделать учитель физической культуры для решения этой проблемы?

Говоря о системе работы по укреплению здоровья школьников, педагогу важно суметь определить цель, задачи, принципы и основные направления в своей работе, которым необходимо неукоснительно следовать самому педагогу, а затем уже приобщать обучающихся и родителей.

Цели и задачи

Целью моей работы является привитие детям интереса к здоровому образу жизни через уроки физической культуры и внеклассной работы по предмету. Приоритетными в своей работе считаю следующие задачи:

- ориентация на здоровый образ жизни;

- освоение инновационных процессов в педагогической практике;

- развитие физических, волевых и нравственных качеств личности ребенка;

- развитие интереса учащихся к спорту и укрепление здоровья школьников;

- создание условий для развития способностей детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и особенности в развитии;

- закрепление основ знаний о личной гигиене, сне, питании, труде и отдыхе.

Диагностический инструментарий

Контрольные испытания, задания и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - обучающийся должен в каждый очередной период времени продвигаться дальше, что и подтверждает следующее тестирование. Если этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся сравнивался с самим собой. Однако для этого задания должны быть реальными и стимулировать обучающихся к активной работе.

В основе моей деятельности лежат принципы личностно - ориентированного обучения, позволяющие диагностировать и развивать индивидуальные физические данные ребенка. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. На практике он реализуется следующим образом: индивидуальные физические упражнения в зависимости от характера заболеваемости и самочувствия.

Зная особенности физического развития детей, предлагаю упражнения различной степени сложности, что предоставляет возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

О каких принципах здоровьесберегающей технологии в педагогике мы должны помнить?

1.Должны помнить, что здоровье - это единство физического, психического и духовно - нравственного благополучия.

2.Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым.

3.Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

4.Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности, интерес к вашему уроку.

Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Этот путь непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

Основой образовательной деятельности, направленной на реализацию здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни, может стать личностный подход. Личность должна стать содержанием воспитания. Конечная цель обучения и воспитания - развитие личностных качеств, личностной сферы воспитанника.

Специфика личностно-ориентированного подхода в здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры обусловлена, с одной стороны, формированием потребностей, мотивов и целей учащихся, а с другой, - эффективному процессу их продвижения к здоровому образу жизни, ценностям здоровья, его сохранению, саморазвитию в целом на основе приоритетной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии образовательно-воспитательной деятельности учителя физической культуры - это комплексный инновационный процесс, основанный на изменениях ценностей в отношении к здоровью учащихся, их учебной деятельности, педагогическом взаимодействии всех участников педагогического процесса.

Использование здоровьесберегающих технологий направлено на формирование у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии, личностно- ориентированный подход, оздоровительно - коррекционные технологии в работе с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, способствуют созданию ситуации успеха для всех обучающихся. На основе этих технологий практикую опережающее обучение для спортивно одаренных детей. Систематически провожу мониторинг состояния здоровья и уровня физической подготовки учащихся. Физическая подготовленность детей различна, но случается так, что особо нуждающиеся в движении иногда избегают физических упражнений. Причины этого вижу в следующем: ребят смущает, что они недостаточно подвижны, не лучшим образом координированы или больны. Важнейшей целью внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни.

Ведущая педагогическая идея моей деятельности - сотрудничество педагога и обучающегося, формирование навыков здорового образа жизни. Ситуации успеха способствуют формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса, тем самым реализуя основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно- воспитательного процесса. Положительной мотивации, устойчивого интереса к предмету добиваюсь путем сочетания индивидуальных и групповых форм обучения. Индивидуальный подход на уроках физической культуры - один из главных принципов моей работы. Уделяю пристальное внимание работе и продвижению каждого ученика. Дифференцирую задания на каждом уроке в соответствии с уровнем физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья.

Для достижения оптимальной двигательной активности всех обучающихся практикую разнообразные формы и методы обучения.

Методы

- словесные (рассказ, беседа, объяснение),

- наглядные (демонстрация правильного выполнения упражнений, схем, рисунков, видеофильмов),

-практические (выполнение двигательного действия), самостоятельная , индивидуальная работа,

- методы строго-регламентированного упражнения

- игровой метод,

- соревновательный.

Приемы

- работа в парах, тройках, командах;

-самостоятельная работа; дифференцированный выбор заданий;

-объяснение;

-показ;

- контроль за состоянием здоровья учащихся;

Способы организации учебной деятельности:

- фронтальный (упражнения выполняются всеми учениками одновременно),

- групповой (упражнения выполняются одновременно несколькими группами),

- индивидуальный (отдельные ученики получают задания и самостоятельно выполняют их),

- поточный (ученики выполняют упражнения друг за другом).

Это дает положительные результаты: укрепляется здоровье, происходит физическое совершенствование детей, наблюдается тенденция увеличения количества детей, относящихся к основной физкультурной группе.

Для развития творческой активности создаю детям такие условия, которые способствуют самостоятельной поисковой работе. Вместе с ними мы ставим общую задачу, но путь её решения каждый выбирает сам. После этого мы всем классом проводим анализ выполненной учебной работы, оцениваем действия. Такие знания, приобретенные в поиске решения той или иной задачи, гораздо прочнее тех, которые получены другими способами. Такой подход дает импульс к развитию личностных качеств обучающихся.

Особое внимание придаю развитию навыков самоконтроля, заключающихся в умении самостоятельно измерять пульс и дозировать физическую нагрузку, выполнять самомассаж, а также развитию умений самостоятельно выполнять физические упражнения. Учащиеся получают знания по личной гигиене. В 10 и 11 классах школьники сами могут определить физиологическую нагрузку на уроке, записать всё это в протокол и затем составить график физической нагрузки, самостоятельно провести подготовительную часть урока.

На уроках физической культуры знакомлю с различными видами спорта, даю задания по изучению их правил. Учащиеся сами судят двусторонние игры, наиболее подготовленных привлекаю к судейству школьных соревнований по волейболу, баскетболу, футболу. Домашнее задание носит индивидуализированный характер. В конце учебного года учащиеся получают домашнее задание рекомендательного характера на лето.

Я стараюсь создавать условия для укрепления и развития интереса школьников к физической культуре, спортивным соревнованиям, формирование у детей навыка самостоятельного осуществления физкультурно - оздоровительных мероприятий. Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья конкретный учащийся, с учётом всех его индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения, навыки.

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательной работе учителя физической культуры реализуются наиболее эффективно, если:

  • личностный подход будет рассматриваться как основной, приоритетный (доминирующий) компонент в стратегии учебно-воспитательной здоровьесберегающей деятельности учителя физической культуры;

  • личностно-ориентированный образовательный процесс проводится учителем физической культуры на основе диагностики здоровья учащихся и собственной профессиональной готовности к реализации здоровьесберегающих личностно-ориентированных технологий.

Данные условия состоят в том, чтобы придать учебному процессу характер здоровьесбережения, изменить его организационные формы, опираясь на базовый комплекс технологий личностно-ориентированного образования.

Важнейшей составляющей в физическом воспитании обучающихся, привитии навыков здорового образа жизни является внеклассная работа по предмету. Постоянно веду спортивные секции, которые школьники посещают с желанием.

Ежегодно команды нашей школы являются победителями и призерами окружных, районных и областных соревнований по баскетболу, по волейболу, по футболу, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты и кубки.

Многие внутришкольные спортивные соревнования и игры проводятся с участием родителей и спортивной общественности села. Провожу для детей дни здоровья, спортивные праздники, мероприятия, посвященные знаменательным датам.

Считаю, что задача здоровьесберегающей педагогики - не только сохранить и укрепить здоровье выпускника , но и сформировать культуру здоровья, чтобы молодой человек умел заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью окружающих.

Регулярно занимаюсь повышением своей профессиональной компетентности в области физического воспитания и здоровьесбережения. Выступаю с обобщением опыта работы на заседаниях педагогического совета в школе и районных методических объединениях учителей физической культуры, даю открытые уроки. Своим личным примером пропагандирую здоровый образ жизни.

  1. Заключение

Анализируя опыт своей работы, я могу сделать вывод, что моя система работы является оптимальной в условиях новой школы, благоприятно влияет на личность учащихся и дает стабильно положительные результаты: III место в областных соревнованиях по баскетболу, команда награждена кубком школьной баскетбольной лиги «Кэс-баскет» 2013г.; III место VIII областных сельских играх по стритболу; I место в окружных соревнованиях «Президентские состязания- 2013»; II место в районных соревнования по баскетболу на КУБОК главы Бутурлиновского городского поселения; I место в районных соревнованиях по баскетболу, волейболу ; II место в районных соревнованиях по мини- футболу; многократно занимали I места в районной спортакиаде школьников и др.

Я убежден, что творческий подход к работе, а именно, разработка и реализация образовательных здоровьесберегающих программ, проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий могут реально помочь не только физическому, но и духовному становлению ребенка.
Я считаю: самыми лучшими урокам становятся те, на которых ученики самостоятельно стараются повысить свой уровень физической подготовки, добиваются желаемого результата, не останавливаются на достигнутом, а поднимают «планку» выше. Тем самым, укрепляя своё здоровье.

«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.




Литература

Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Глобус», 2009. (Управление школой).

Л.Б. Дыхан «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - (Библиотека учителя).

М.А. Павлова «Формирование эффективной модели здоровьесберегающего учреждения» (Материалы к педагогическим советам по данным института возрастной физиологии РАО). - Саратов, 2006.







© 2010-2022