- Преподавателю
- Физкультура
- Рабочая программа ФГОС по физкультуре для 5 класса (1часть пояснительная записка)
Рабочая программа ФГОС по физкультуре для 5 класса (1часть пояснительная записка)
Раздел | Физкультура |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щеглова Т.Н. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа ФГОС по физкультуре для 5 класса
(1часть пояснительная записка)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре составлена на основе государственного стандарта 2004 года с учетом примерной программы по физической культуре, утвержденной Министерством образования и науки РФ2007 г, учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010); Примерной программы по физической культуре 5 классы (В.И. Лях, А.А. Зданевич) - М: Просвещение, 2011 г., учебники «Физическаякультура 5-6-7 классы» (М.Я. Велинский, И.М.Туревский, Т.Ю. Торочкова и др., учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я. Велинского, М., «Просвещение», 2014г.)
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
-
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
-
Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
-
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
-
О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
-
О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
-
О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях РФ. Приказ МО от 6.03.2001г. № 834.
Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать физическую культуру для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе, начиная с 5-го класса, данная цель конкретизируется и определяет направленность образовательного процесса на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физической культуре в 5-х классах ориентируется на решение следующих задач:
-
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
-
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
-
формирование знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
-
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
-
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Ориентируясь на решение задач образования пятиклассников по физической культуре, настоящая рабочая программа в своём предметном содержании направлена на:
-
реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн);
-
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
-
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
-
расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее ракрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
-
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура и содержание программы.
Согласно концепции развития содержания образования в области физической культуры, учебным предметом образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение школьниками данной деятельности позволяет им не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать основные психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, воспитывать творческие способности и самостоятельность.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности, программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физи-ческой культуре» (информационный компонент деятельности), «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности) и «Физическое совершенствование» (процессуальномотивацион-ный компонент деятельности).
Раздел «Основы знаний о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражне-ниями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (навыки и умения) содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя такие темы, как «Организация и проведение занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений (самоконтроль, дневник наблюдений).
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объёму учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Развитие двигательных способностей, зачетные требования и уровень физической подготовленности. Этот раздел включает в себя ряд основных тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориенти-рованная физкультурная деятельность».
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и нарушения в состоянии здоровья.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно ФБУ для ОУ РФ на изучение предмета «физическая культура» в
5-8 классах предусмотрено по 105 часов (3 часа в неделю).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Социальная компетенция: умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми, работать в команде; способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей; умение определить личностную роль в обществе; развитие личностных качеств, саморегулирование.
Познавательная компетенция: учебные достижения; интелектуальные задания; умение учиться и оперировать знаниями.
Личностная компетенция: развитие индивидуальных способностей и талантов; знание своих сильных и слабых сторон; способность к рефлексии.
Здоровьесберегающая компетенция: выполнение индивидуальных комплексов упражнений корригирующей направленности ( в зависимости от физического развития) и лечебной физкультуры (в зависимости от показаний здоровья).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
для 5 класса
Основы знаний о физической культуре
История физической культуры: Олимпийские игры и олимпийское движение.
Физическая культура (основные понятия): Правила техники безопасности на уроках в зале, на спортивной площадке. Правила соревнований по видам спорта. Правила соревнований спортивных и подвижных игр.
Физическая культура человека : Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья. Здоровый образ жизни. Правильное питание, двигательный режим школьников.
Развитие двигательных качеств .
Способы двигательной (физкультурной) деятельности: Правила самостоятельного выполнения упражнений. Составление комплексов (утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз, подвижных перемен) из разученных упражнений. Игры и развлечения.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность: Повторение ранее изученного материала. Дыхательные упражнения. Гимнастика для глаз.
Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели (спортивные мероприятия).
Спортивно-оздоровительная деятельность
Легкая атлетика. Высокий старт, низкий старт, специально-беговые и прыжковые упражнения, бег с ускорением, бег на короткие дистанции (30 и 60м), равномерный бег на выносливость, прыжок в длину способом «согнув ноги», прыжок в длину с места, прыжок в высоту способом «перешагивание» с укороченного разбега, метание малого мяча в вертикальную цель с места, метание со скрестного шага на дальность.
Гимнастика. Организующие команды и термины: перестроение в движение из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием.
Прикладные упражнения: передвижение ходьбой, бегом, висы и упоры, подтягивание из виса и из виса лёжа, упражнения на гибкость, упражнения в равновесии на напольном бревне, отжимание в упоре лёжа от пола и на пристенных брусьях, упражнения со скакалкой, лазанье по канату в 3 приёма.
Лыжная подготовка. Одноопорное скольжение; скользящий шаг; повороты переступанием, подъём «ёлочкой», «полуёлочкой», «лесенкой», спуск в основной стойке, торможение « плугом», одновременный бесшажный и духшажный ход, прохождение учебных дистанций.
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения.
Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи, броски мяча в корзину двумя руками от груди, одной рукой сбоку кольца, ведение мяча правой и левой рукой, шагом и бегом. Игра мини-баскетбол.
Волейбол. Упражнения без мяча: стойка волейболиста; передвижения волейболиста; выход к мячу. Упражнения с мячом: приём и передача мяча сверху двумя руками на месте в стену, с партнером, через сетку; приём мяча двумя руками снизу стоя на месте в стену, с партнером, через сетку; нижняя и верхняя прямая подачи через сетку с укороченного расстояния.
Хореография. Классический танец. Историко - бытовой танец. Современный бальный танец. Народно - сценический танец. Современный детский танец. Историко - бытовой танец. Развитие творческих способностей. Подбор музыки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Распределение учебного времени при трёхразовых занятиях в неделю (105 час.)
№
Тема
Кол-во часов
Базовая часть
1
Основы знаний о физической культуре
В процессе урока
2
Легкая атлетика
22 часа
3
Баскетбол
12 часов
4
Гимнастика
10 часов
5
Лыжная подготовка
12 часов
6
Волейбол
12 часов
Вариативная часть
1
Хореография
35 часов
Всего
105 часов
Тематическое планирование 5 класс
№
Раздел, тема
Кол-во часов
1
Основы знаний о физической культуре
В процессе уроков
2
Легкая атлетика
22 часа
Бег на короткие дистанции
6
Прыжки в длину с разбега «Согнув ноги»
6
Прыжки в высоту способом «Перешагиванием»
3
Метание мяча на дальность с разбега
5
Бег на длинные дистанции
2
3
Баскетбол
12 часов
Стойка, передвижения баскетболиста
1
Передача мяча партнеру
4
Ведение мяча
3
Бросок мяча в кольцо
4
4
Гимнастика
10 часов
Строевые упражнения, перестроения
2
Висы и упоры
4
Лазание по канату
2
Акробатические упражнения
2
5
Лыжная подготовка
12
Попеременных двухшажный ход
4
Одновременный бесшажный ход
2
Одновременный двухшажный ход
3
Торможение «Плугом», подъем «Полуелочкой», спуск в основной стойке.
2
Прохождение дистанции 1 км
1
6
Волейбол
12 часов
Стойка, перемещение волейболиста
2
Передача двумя руками сверху
3
Передача двумя руками снизу
2
Нижняя прямая подача
2
Верхняя прямая подача
1
7
Хореография (вариативная часть)
34 часов
Классический танец
5
Историко - бытовой танец
7
Современный бальный танец
3
Народно - сценический танец
7
Современный детский танец
7
Развитие творческих способностей.
5
8
Резервные
3 часа
Всего
105 часов
ТРЕБОВАНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения физической культуры ученик 5 класса должен
знать:
-
роль физической культуры спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
-
основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
-
способы закаливания организма;
-
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками;
уметь:
-
составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирущей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
-
выполнять гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;
-
выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физкультуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;
-
осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной подготовленностью, контроль за техникой двигательных действий и режимом физической нагрузки;
-
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении самостоятельных спортивных мероприятий;
-
осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
-
включения занятий физической культуры и спортом в активный отдых и досуг.