- Преподавателю
- Физкультура
- Календарно-тематическое планирование 10класс игровой вид
Календарно-тематическое планирование 10класс игровой вид
Раздел | Физкультура |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Якимов Ю.Ю. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рабочая программа
третьего часа физкультуры
«ВОЛЕЙБОЛ»
10 класс
Составил: Якимов Ю.Ю.
2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа спортивной секции «Волейбол» составлена в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Комплексной программе физического воспитания учащихся 1 - 11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: «Просвещение», 2004.).
Данная программа является физкультурно-спортивной направленности и рассчитана на 1 год.
Цель:
- обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся;
- гармоничное развитие физических и духовных сил подрастающего поколения;
- подготовка спортивных резервов в волейболе, достижение обучающимися высоких спортивных результатов.
Для решения этой цели обеспечиваются следующие задачи:
-
Обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
-
Развивать необходимые физические качества (силу, выносливость, гибкость, координацию движения, быстроту реакции, меткость);
-
Способствовать укреплению здоровья;
-
Развивать двигательные способности;
-
Создание надежной базы физического совершенствования и подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных областях труда и спорта.
Волейбол - спортивная командная игра, где каждый игрок действует с учетом действия своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся:
-
подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
-
действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
-
постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Реализация данной программы предполагает:
- овладение техникой основных приемов нападения и защиты;
- формирование навыков деятельности игрока совместно с партнерами на основе взаимопонимания и согласования;
- приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий по волейболу;
- содействие общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств, применительно к данному виду спорта.
Данная программа рассчитана на 34 часа.
Содержание программы
№ урока
Разделы
Элементы содержание
Кол-во
часов
1
Обучение технике подачи мяча (8ч)
Подводящие упражнения для нижней прямой подачи.
Специальные упражнения для нижней прямой подачи. Подача на точность.
1
2
Подводящие упражнения для нижней боковой подачи.
Специальные упражнения для нижней боковой подачи.
Учебная игра.
1
3
Подводящие упражнения для верхней прямой подачи.
Специальные упражнения для верхней боковой подачи. Развитие координации. Учебная игра.
1
4-5
Подводящие упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения через сетку (в паре). Упражнения для развития ловкости, гибкости. Учебная игра.
2
6-7
Подводящие упражнения для подачи в прыжке. Специальные упражнения для подачи в прыжке. Развитие прыгучести. Упражнения для развития взрывной силы. Учебная игра.
2
8
Передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные). Передача двумя с поворотом, одной рукой. Развитие координации. Учебная игра.
1
9
Техника нападения (3ч)
Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные упражнения в парах на месте. Специальные упражнения в парах, тройках с перемещением. Специальные упражнения у сетки. Учебная игра.
1
10-11
Упражнения для напрыгивания. Специальные упражнения у стены в опорном положении. Специальные упражнения на подкидном мостике. Специальные упражнения в парах через сетку. Упражнения для развития прыгучести, точности удара. Учебная игра.
2
12-16
Техника защиты (5ч)
Упражнения для перемещения игроков. Имитационные упражнения с баскетбольным мячом по технике приема мяча. (на месте, после перемещений). Специальные упражнения в парах, тройках без сетки. Специальные упражнения в парах через сетку. Учебная игра.
5
17-20
Тактика защиты (4ч)
Упражнения для перемещения блокирующих игроков. Имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения). Имитационные упражнения с б/б мячами (в паре). Упражнения по технике группового блока. Учебная игра.
4
21-31
Тактика нападения (11ч)
Падение на спину, бедро - спину, набок, на голени, кувырок, на руки - грудь. Учебная игра. Акробатические упражнения. Технико-тактические действия нападающего игрока (блок - аут). Групповые действия в нападении через игрока задней линии.
11
32-34
Игра по правилам с заданием. (3ч)
Групповые взаимодействия. Командные действия в нападении. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Специальные упражнения через сетку (в паре).
3
Итого
34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Раздел
Тема
Элементы содержания (КЭС)
Теор.
практика
Дата
Прим
Факт
1
Обучение технике подачи мяча (8ч)
1
Нижняя прямая подача.
Подводящие упражнения для нижней прямой подачи. Специальные упражнения для нижней прямой подачи. Подача на точность.
0,2
1,3
2
2
Нижняя боковая подача.
Подводящие упражнения для нижней боковой подачи. Специальные упражнения для нижней боковой подачи. Учебная игра.
0,2
1,3
3
3
Верхняя прямая подача
Подводящие упражнения для верхней прямой подачи. Специальные упражнения для верхней боковой подачи. Развитие координации. Учебная игра.
0,2
1,3
4-5
4-5
Подача с вращением мяча.
Подводящие упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения через сетку (в паре). Упражнения для развития ловкости, гибкости. Учебная игра.
0,2
0,2
1,3
1,3
6-7
6-7
Подача в прыжке.
Подводящие упражнения для подачи в прыжке. Специальные упражнения для подачи в прыжке. Развитие прыгучести. Упр. для развития взрывной силы. Учебная игра.
0,2
0,2
1,3
1,3
8
8
Верхняя передача мяча
Передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные) Передача двумя с поворотом, одной рукой. Развитие координации. Учебная игра.
0,2
1,3
9
Техника нападения (3ч)
9
Передача в прыжке
Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные упражнения в парах на месте. Специальные упражнения в парах, тройках с перемещением. Специальные упражнения у сетки. Учебная игра.
0,2
1,3
10- 11
10-11
Нападающий удар.
Упр. для напрыгивания. Специальные упр.я у стены в опорном положении. Специальные упр. на подкидном мостике. Специальные упр. в парах через сетку. Упр. для развития прыгучести, точности удара. Учебная игра.
0,2
0,2
1,3
1,3
12
Техника защиты (5ч)
1
Приемы мяча.
Упр. для перемещения игроков. Имитационные упр. с баскетбольным мячом по технике приема мяча. (на месте, после перемещений). Специальные упр. в парах, тройках без сетки. Специальные упр. в парах через сетку. Учебная игра.
0,2
1,3
13- 14
2-3
Прием мяча с падением.
Падение на спину, бедро - спину, набок, на голени, кувырок, на руки - грудь. Учебная игра. Акробатические упражнения.
0,2
0,2
1,3
1,3
15- 16
4-5
Блокирование (подвиж. и неподвиж.)
Упр. для перемещения блокирующих игроков. Имитационные упр. по технике блокирования (на месте, после перемещения). Имитационные упражнения с баскетбольными мячами.(в паре). Специальные упр. через сетку (в паре). Упр. по технике группового блока. Учебная игра.
0,2
0,2
1,3
1,3
17
Тактика защиты (4 ч)
1
Групповые действия в защите внутри линии и между линиями.
Упражнения на развитие прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста. Учебная игра.
0,2
1,3
18
2
Элементы гимнастики и акробатики в занятиях волейболиста.
Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны. Упражнения для развития быстроты перемещения. Учебная игра.
0,2
1,3
19
3
Элементы баскетбола в занятиях волейболистов.
Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока. Учебная игра
0,2
1,3
20
4
Индивидуальные тактические действия при приеме подач.
Прием мяча от сетки. Индивидуальные тактические действия при приеме нападающего удара. Развитие координации. Учебная игра.
0,2
1,3
21
Тактика нападения (11 ч)
1
Индивидуальные и групповые действия нападения.
Групповые взаимодействия. Командные действия в нападении. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями.
0,2
1,3
22
2
Индивид. тактические действия.
Выполнение вторых передач. Подбор упражнений для развития быстроты перемещений. Учебная игра.
0,2
1,3
23-24
3-4
Индивидуальные и групповые действия.
Взаимодействие игроков. Игра в защите игроков и команды в целом. Групповые взаимодействия. Упражнения для развития ловкости,
гибкости. Учебная игра.
0,2
0,2
1,3
1,3
25-26
5-6
Индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар.
Передача в прыжке-откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. Упражнения для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабление. Боковой нападающий удар, подача в прыжке. СФП. Упражнения для совершенствования ориентировки игрока. Учебная игра.
0,2
0,2
1,3
1,3
27
7
Тактика нападающего удара.
Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упр. для развития специальной силы. Учебная игра.
0,2
1,3
28
8
Индивидуальные тактические действия блокирующего игрока.
Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра.
0,2
1,3
29-30
9-10
Отвлекающие действия при нападающем ударе.
Упр. для развития гибкости. Технико-тактические действия нападающего игрока (блок - аут). Упр. для развития силы (гантели, эспандер). Переход от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Учебная игра.
0,2
0,2
1,3
1,3
31
11
Взаимодействия нападающего и пасующего
Передача мяча одной рукой в прыжке. Учебная игра.
0,2
1,3
32
Игра по правилам с заданием (3 ч)
1
Групповые действия в нападении через игрока передней линии.
Обманные нападающие удары. Групповые действия в нападении через игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра.
0,2
1,3
33-34
2-3
Командные действия в защите
Учебная игра с заданием.
0,2
0,2
1,3
1,3
Литература:
-
Голомазов В. А. Ковалев В. Д., Мельников А. Г. «Волейбол в школе» - М.: Просвещение, 1989.
-
Мармор В. К. «Специальные упражнения волейболиста» - Кишинев: «Карта Молдовеняска», 1995.
УМК:
-
Мерзляков В. В., Гордышев В. В. «Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста» - Волгоград, 1987.
-
«Физическая культура в школе» - Москва, 2010
-
«Физкультура и спорт» - Москва, 2010
Приложение
Нижняя прямая подача (см. рис. 1) выполняется из положения, при котором игрок стоит лицом к сетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед, масса тела переносится на правую стоящую сзади ногу. Пальцы левой, согнутой в локтевом суставе руки поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад для замаха, мяч подбрасывается вверх-вперед на расстояние вытянутой руки. Удар выполняется встречным движением правой руки снизу-вперед примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и переносит массу тела на левую. После удара выполняется сопровождающее движение руки в направлении подачи, ноги и туловище выпрямляются.
Рисунок 1 - Нижняя прямая передача
Верхняя прямая подача. В исходном положении игрок находится лицом или вполоборота к сетке. Поддерживая мяч на уровне плеча, игрок равномерно распределяет массу тела на ноги, бьющая рука согнута в локтевом суставе и подготовлена к замаху. Мяч подбрасывают несколько вперед, до 1 м выше вытянутой руки. После подбрасывания мяча бьющей рукой выполняется замах вверх-назад, прямая рука отводится назад. Во время удара бьющая рука движется вперед-вверх, удар выполняется впереди игрока. Чтобы придать мячу вращение, нужно в момент удара кисть руки накладывать на поверхность мяча так, чтобы направление силы удара не проходило через центр тяжести мяча, то есть смещать кисть руки в сторону или вверх от середины. Во всех случаях при подаче с большой начальной скоростью мяч должен вращаться вокруг горизонтальной оси. Тогда он остается в пределах площадки, хотя и имеет первоначальное направление полета вперед-вверх. Чтобы выполнить подачу без вращения мяча и вызвать его колебания, подбрасывание мяча производится без его вращения. Удар по мячу выполняется быстро и резко напряженной кистью. В этом случае мяч будет планировать (рис. 2).
Рисунок 2 - Верхняя прямая передача
В последнее время все чаще применяется подача в прыжке. Отличительными особенностями ее являются: использование разбега (подобно нападающему удару), подбрасывание мяча на 1,5 - 2 м вперед, удар в прыжке и приземление после удара в пределы площадки.
Существует также несколько способов верхней боковой подачи. Удар по мячу наносят выше уровня плечевого сустава, стоя боком к сетке. Выполняя подачу с вращением мяча с места, игрок подбрасывает его почти над головой на высоту до 1,5 м. Бьющей рукой делает замах вниз-назад, масса тела переносится на соответствующую бьющей руке ногу. Продолжается движение руки сзади-вперед, удар по мячу производится впереди-сзади, туловище поворачивается в сторону сетки. Верхнюю боковую подачу можно выполнять и после одного или нескольких шагов, что дает возможность увеличить силу удара.
Упражнения
Освоения подбора мяча. Мяч на ладони левой руки. Подбросить его вертикально вверх на высоту 60 - 80 см и дать упасть на пол (15 - 20 раз).
Освоение ударного движения. Прямой игрок сбивает мяч с ладони, выпрямленной на уровне пояса левой руки - для нижней прямой подачи; сбивание мяча, расположенного на пальцах выпрямленной вперед - вверх левой руки, - для верней прямой подачи.
Игрок принимает стойку готовности в 6 м от сетки, мяч на ладони левой руки - правой рукой сделать замах, мяч подбросить вверх и ударом правой перебить через сетку.
Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадке.
Подачи в правую, левую половины площадки.
Подачи на силу - верхняя прямая и боковая.
Подачи в дальнюю, ближнюю части площадки.
Подачи мяча, чередуя различные способы (снизу, сверху).
Подачи на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.
Примерные упражнения для технической подготовки волейболистов
Передвижения.
1. Занимающиеся располагаются в шеренгах за лицевой линией. По определенному сигналу они выполняют передвижения бегом к сетке, затем спиной вперед обратно. То же, но с имитацией определенного приема игры
2. Занимающиеся располагаются в двух колоннах в зонах 1 и 5. По сигналу бегут в зону 6, останавливаются и имитируют определенный прием игры.
3. Расположение в шеренгах. Стартовые ускорения вперед, вправо, влево из различных положений: сидя лицом и спиной к направлению передвижения; лежа на спине и на животе головой и ногами в том же направлении.
4. Расположение в колонне по одному за лицевой линией. Первый игрок из зоны 1 выполняет ускорение в зону 2, откуда передвигается вдоль сетки приставными шагами в зону 4, а затем спиной вперед, назад в зону 5. Из зоны 5 игрок передвигается в зону 6, где выполнив остановку и имитацию приема мяча снизу двумя руками, уходит в конец колонны.
5. Расположение то же, что в упражнении 5. Первый игрок выполняет ускорение в зону 6, имитирует прием мяча снизу одной рукой, затем передвигается в зону 2, где имитирует нападающий удар. Из зоны 2 возвращается спиной вперед в зону 6, откуда, подбежав в зону 4 к сетке, выполняет блокирование, снова передвигается спиной вперед в зону 6 и уходит в конец колонны.
Для того чтобы лучше усвоить технику выполнения передвижения, рекомендуется использовать различные подвижные игры.
«Падающая палка».
Занимающиеся строятся в круг диаметром 6 - 7 м, рассчитываются по порядку. В центре круга - водящий, который придерживает за верхний конец палку, находящуюся в вертикальном положении. Водящий вызывает номер кого-либо из игроков и отпускает верхний конец палки. Тот, кого вызвали, должен сделать выпад и, не дав палке упасть, подхватить ее. Если он успел выполнить задание, то возвращается на свое место, а если не успел, - заменяет водящего, и игра продолжается. Постепенно расстояние к палке увеличивается, а играющие выполняют бег с последующим прыжком и остановкой. Вариант: с освоением навыка передвижения к палке ее можно заменить мячом и проводить игру «Падающий мяч». Подачи 1. Занимающиеся располагаются на обеих сторонах площадки в шеренгах напротив сетки, в. 5 - 6 м от нее и выполняют подачи избранным способом через сетку. То же, но занимающиеся располагаются на лицевых линиях площадки. 2. Занимающиеся в колонне по одному располагаются на месте подачи и выполняют подачи избранным способом. 3. Подачи выполняются в определенные зоны и по ориентирам, расположенным на площадке. Передача мяча На рисунке 3а показаны основные положения при выполнении передачи. Надо успеть занять устойчивое исходное положение, затем, разгибая ноги и руки, отрывистым касанием кончиков пальцев рук мячу придается нужное направление. Встреча рук с мячом происходит над лицом несколько впереди, нельзя мяч отбивать ладонями, это нарушение правил игры. При передаче, стоя спиной к цели, встреча рук с мячом происходит над лицом. Передача выполняется за счет разгибания рук в локтях и движения туловища назад-вверх с одновременным прогибанием в грудной и поясничной части. а) б) Рисунок 3 - Передача мяча Передача в прыжке (рис. 3б) выполняется в высшей точке прыжка за счет активного разгибания рук. Прыжок выполняется толчком двух ног с места или после одного-двух шагов. Передачей в прыжке мяч направляется через сетку.
Отбивание мяча кулаком к сетке.
В игре, особенно у новичков, мяч иногда опускается у самой сетки. Здесь поможет отбивание кулаком в прыжке. Лучше расположиться боком к сетке (правым при отбивании правой рукой), иногда и спиной. Здесь важно рассчитать прыжок, чтобы встретить мяч над сеткой.