ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

ХХI-й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, формулируются основные цели современного образования: ·         развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; ·         развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству; воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению; ·         формирование коммуникативных умений и навыков. Основная цель системы образования - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления. Наша задача помочь каждому школьнику стать полноценной личностью, уметь оценивать свои возможности, и быть полезным для общества. Модернизация образования на всех этапах требует нового подхода к преподаванию физической культуры. Основной целью физического воспитания подрастающего поколения является обеспечение гармоничного развития личности и укрепление здоровья школьников. Урок физической культуры должен выполнять свое прямое и главное назначение – способствовать укреплению здоровья, всестороннему развитию личности, обучению основам гигиенических знаний. [2] Развитие личности учащегося включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. И надо не забывать, что личность учащегося имеет свои потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и ум... В совместной деятельности взрослого и ребёнка зарождается сама личность ребёнка, этот процесс многогранен и включает в себя не только процесс учёбы или тренировок, но результаты внутренних противоречий, которые способствуют формированию нравственных ценностей. Формирование нравственных ценностей, способствующих развитию познавательной и творческой активности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями, на основе принципа активности самих учащихся и включает в себя три ступени.
Раздел Физкультура
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.


Статья учителя физической культуры

Кравченко Светланы Александровны

МАОУ СОШ №27 г. Таганрог

Ростовская область



ХХI-й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, формулируются основные цели современного образования:

  • развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;

  • развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству; воспитание толерантности, терпимости к чужому мнению;

  • формирование коммуникативных умений и навыков.

Основная цель системы образования - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления.

Наша задача помочь каждому школьнику стать полноценной личностью, уметь оценивать свои возможности, и быть полезным для общества.

Модернизация образования на всех этапах требует нового подхода к преподаванию физической культуры. Основной целью физического воспитания подрастающего поколения является обеспечение гармоничного развития личности и укрепление здоровья школьников.

Урок физической культуры должен выполнять свое прямое и главное назначение - способствовать укреплению здоровья, всестороннему развитию личности, обучению основам гигиенических знаний. [2] Развитие личности учащегося включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. И надо не забывать, что личность учащегося имеет свои потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные качества, а так же изменяется сфера и условия жизнедеятельности учащегося.

В совместной деятельности взрослого и ребёнка зарождается сама личность ребёнка, этот процесс многогранен и включает в себя не только процесс учёбы или тренировок, но результаты внутренних противоречий, которые способствуют формированию нравственных ценностей.

Формирование нравственных ценностей, способствующих развитию познавательной и творческой активности, осуществляется в соответствии с возрастными особенностями, на основе принципа активности самих учащихся и включает в себя три ступени.

Начальное образование (первая ступень) - развитие познавательной и творческой активности организуется посредством создания условий для последовательного освоения ребёнком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации. С помощью моделирования проблемных ситуаций и игровых форм, используемых на занятиях физической культуры закладываются основные моральные ценности, начинается формирование личности, осознающей себя частью социума, развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество. Решение одной из главных задач начального образования - формировать комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности, лежащих в основе ее творческого отношения к действительности, развить творческий потенциал младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь социума.

Основная школа ( вторая ступень) - продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать умения и навыки, необходимые

для будущей самостоятельной жизни в обществе. На данном этапе решаются задачи - формировать устойчивый познавательный интерес и интеллектуальные умения, совершенствовать навыки научного труда, проектирования, творческой деятельности. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями элементарных моральных и правовых норм.

Средняя школа (третья ступень)- углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, об общечеловеческих ценностях, формируются образовательные потребности, умение ставить творческую цель. Происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяется гражданская позиция человека, его

социальная ориентация, выбор жизненного и профессионального пути. Задача этого этапа

состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали

готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность. [5]

Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение. Воспитать личность может только тот педагог, который сам является личностью. Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием через самовоспитание собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования. Движение в этом направлении сделает физическую культуру средством непрерывного совершенствования личности, как ребенка, так и учителя. В современном обществе необходим постоянный творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения и развития.

Важной и неотъемлемой составной части общей культуры человека, в большей степени относится к компетенции учителя физической культуры, является воспитание культуры здоровья учащегося. Это включает в себя работу над формированием установки здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, овладение навыками психологической гармонизации своего душевного состояния и многие другие жизненно важные умения и навыки. Физическая культура становится радикальным средством обеспечения жизнедеятельности. Поэтому всё большее значение приобретают научные знания, современные системы и технологи.

Преодоление трудностей, командное общение, выражение своих чувств и эмоций в ситуациях успеха и неудач - всё это проявляется на уроках физической культуры. Выход за пределы класса, из статичного положения за партой, сам по себе раскрепощает ученика не только физически, но и психологически, делает его поведение более естественным.

Для того чтобы уроки физической культуры в полной мере развивали личность ученика, надо использовать технологии личностно-ориентированного обучения, технологии сотрудничества и здоровьесберегающие технологии.

Основами здоровьесбережения в школе по праву считаются:

  • реализация системы просветительской работы с учениками по формированию у учащихся культуры отношения к своему здоровью;

  • повышение уровня образованности в области физической культуры;

  • формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;

  • развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.

Проходящая в нашей стране модернизация структуры и содержания образования во многом вызвана значительным ухудшением здоровья учащихся. В школах, лицеях и гимназиях всё больше появляется учеников с ослабленным здоровьем, относимых к подготовительной и специальной медицинским группам. В некоторых учебных заведениях число таких учащихся составляет 20 - 30 %.[3]. Но да же с такими детьми ведётся работа в составлении рефератов, презентаций и участия в школьных проектах, что позволяет им раскрывать свой потенциал. Между учащимися развиваться своеобразное соревнование. Лучшие проекты могут участвовать в научно- практических конференциях, выходить на муниципальный, областной и всероссийский уровень.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс позволяет сделать урок физкультуры более интересным. В презентации обязательно включаются фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре. Или ещё пример: обязательные инструктажи, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, сейчас мы совместно с детьми старших классов, разрабатываем в форме презентаций.

Современная школа приучает детей работать с литературой, средствами массовой информации и интернетом. Такой подход к уроку физической культуры развивает у школьников критический подход к источникам информации, творчество, интерес к предмету, показывает значимость теоретических исследований для практической деятельности и является наиболее перспективным для развития личности.

Формирующиеся исследовательские умения способствуют развитию у школьников таких личностных качеств, как наблюдательность, внимательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, развивает коммуникативные навыки.

Таким образом, я считаю, что при организации и проведении современного урока физической культуры необходимо использование современных технологий, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, расширять общий кругозор, а самое главное, формировать и развивать личность ребёнка в современной школе.






Литературные источники:

1. Киселев П. А., Киселева С. Б. Настольная книга учителя физической культуры:

(подготовка школьников к олимпиадам всероссийским, региональным,

городским, районным, школьным). Методическое пособие / М.: Глобус, 2008.

2. Муравьев В. А., Назарова Н. Н. Гармония физического развития и здоровья детей

и подростков. Дрофа 2009.

3. Никифоров Ю.Б. Физическое воспитание учащихся с ослабленным

здоровьем. - Москва-2006.Методические рекомендации рекомендовано

Учёным советом Государственного образовательного учреждения

дополнительного профессионального образования .

4. Шитова В.А. Современные образовательные технологии в практике

учителя/ сборник научных статей-М.: МГОУ-2011.

5. effecton.ru/775.html. sibiryak.24kras.ru/.../ProgrammyrazvitiyaPTA.htm

4


© 2010-2022